Что такое снегоход? Устройство, возможности, разновидности


Снегоход – это популярное транспортное средство для зимней эксплуатации, отличное приспособление для активного отдыха, рыбалки и охоты. Он без проблем проезжает по заснеженным трассам. С его помощью можно преодолевать склоны и сугробы, кататься по глубокому снегу. Снегоходы пригодны не только для развлечений. Машины способны выполнять и сугубо практичные задачи, например, перевозить людей и грузы.

Чтобы удачно подобрать модель для применения в конкретных целях, необходимо разобраться, какие бывают машины, как они устроены, чем различается техника разных типов.

Устройство снегохода

Снегоход – это вид мототехники, который применяется для передвижения по льду и снегу. Ездит он на гусеницах. В передней части конструкции находятся лыжи, которые задают машине нужное направление. Раньше транспортные средства комплектовались резиновыми гусеницами. Модели нового образца оснащаются более практичными и прочными лентами, изготовленными из композитных материалов. Корпус, как правило, алюминиевый, стальной или стеклопластиковый. Работоспособность снегоходу обеспечивает двигатель.

Краткая история

Первый функционирующий двигатель снежных саней был разработан и введен в эксплуатацию известным французским полярником-исследователем Ж.-Б. Шарко, французским пионером автомобильной промышленности, маркизом Жюль-Альбертом де Дионом и инженером Жоржем Бутоном. Привод должен был приводиться в движение двигателем внутреннего сгорания, барабаном на снежной поверхности с многочисленными ригелями и зубьями. В то же время британец Роберт Скотт, готовясь к экспедиции на Южный полюс также обратился к Де Диону Бутону для разработки моторных саней, основанных на конструкции норвежских саней, называемых «санями Нансена». Испытания этих транспортных средств проходили весной 1908 года в районе перевала Лаутарет в Дельфиновых Альпах.

Первый советский снегоход

Вероятно, первые моторные сани, оснащённые аэрозаном (специальным пропеллером), были построены русским учёным А.С. Кузиным в 1908 году. Почти в то же время аэрозан был построен молодым И.Сикорским в 1909-1910 годах. Параллельно были предприняты попытки США адаптировать знаменитый автомобиль FordModelT для езды зимой, но только в 1924 году американский изобретатель и дизайнер Карл Элиасон сделал свой первый функциональный прототип снежного автомобиля. В 1927 году скутер Элисона был запатентован — этот дизайн сегодня используется практически без изменений, только по экономическим причинам, меняя параметры транспортных средств. ос.

Одна или две гусеницы

В продаже доступны снегоходы с одной гусеницей или двумя. И те, и другие имеют свои преимущества.

  • Одногусеничные. Спереди таких моделей находится две лыжи, сзади – одна гусеничная лента. К преимуществам таких снегоходов относят отличную устойчивость, правильное распределение веса, хорошую проходимость и управляемость.
  • Двухгусеничные. Не так популярны, как машины с одной гусеницей. В конструкции таких моделей две гусеничные ленты и одна лыжа. Снегоходы менее устойчивы, особенно на неровностях.

От характеристик гусеницы зависят эксплуатационные свойства снегохода. При выборе транспортного средства следует обращать внимание на материал изготовления и ширину гусеничной ленты. Модели с широкими гусеницами более устойчивы, не проваливаются на глубоком снегу, а с узкими – способны развивать большую скорость.

Снегоход для глубокого снега — на что обратить внимание при выборе

Выбрать снегоход для глубокого снега немного сложнее. Здесь основную роль играют габариты машины, особенности гусеницы и лыжи. Отличным вариантом станут горные снегоходы.

Такие конструкции оснащены гусеницей длиной 3911 или 4191 мм. В ширину всего 381 мм. В сочетании с небольшими лыжами снегоход обеспечивает высокую маневренность и удобство использования в самых суровых условиях.

По глубокому снегу горные модели передвигаются за счет уплотнителя и быстрого вращения гусеницы. Машины оснащены двухтактными мощными двигателями, за счет которых обеспечивается высокая функциональность и работоспособность. Легкий вес обеспечивает высокую маневренность и удобство управления. Чаще всего вес горного снегохода не превышает 250 кг., тогда как универсальная машина может достигать 500 кг в весе.

Для езды по глубокому снегу рекомендуется отдавать предпочтение моделям с пластиковым корпусом. Алюминиевые или стальные машины в снегу быстро замерзают и без подогрева вызывают дискомфорт в использовании.

Как правильно выбирать б/у снегоход

Несмотря на разнообразие современного рынка, многие предпочитают приобретать б/у машины. Так можно значительно сэкономить средства и проверить машину в действии.

На что обратить внимание при покупке:

  1. Внешний вид. При покупке снегохода важно его внимательно осмотреть — выявить наличие вмятин, сколов и других дефектов. При наличии сильных повреждений от покупки лучше отказаться.
  2. Состояние гусениц. При наличии повреждений на гусеницах нужно быть готовым к тому, что их скоро придется заменить. Делать это самостоятельно или подобрать снегоход с хорошими гусеницами — выбор каждого.
  3. Пробег. В большинстве случаев агрегаты представлены с небольшим пробегом. Для проверки необходимо использовать компрессор. Давление в цилиндрах двигателя должно быть примерно одинаковым. Мотор лучше всего проверять в действии.
  4. Состояние подвески. Понятно, что на подвеску оказывается наиболее высокая нагрузка. Рекомендуется выбирать модели с несильно нарушенной геометрией. В противном случае при езде пилот может испытывать дискомфорт и проблемы в управлении.

Выбрать снегоход для отдыха б/у можно на специализированном сайте или через поиск объявлений.

На самом деле выбрать снегоход не так уж сложно. При необходимости можно воспользоваться помощью консультанта магазина или ознакомиться с рейтингом лучших передвижных средств в своей области. В выборе также помогут отзывы реальных покупателей.

Тип двигателя

Производительность снегохода зависит от мощности силового агрегата. Этот же параметр влияет и на цену техники. Чем мощнее двигатель, тем дороже снегоход. Для оснащения зимней мототехники производители используют двухтактные и четырехтактные двигатели.

  • 2-тактные. К их достоинствам относят незначительный вес, простой и быстрый запуск, в том числе и при отрицательных температурах. Работают такие двигатели на топливно-масляной смеси. Недостатков больше, чем преимуществ: шумность, большой расход топлива, выброс в окружающую среду токсических веществ.
  • 4-тактные. Для заливания масла и бензина есть отдельные резервуары. Потребляют такие моторы гораздо меньше топлива, чем 2-тактные. Они более экологичные, их работа не сопровождается громкими звуками. Минусы: большой вес и высокая стоимость.

По типу используемого топлива двигатели делятся на бензиновые и дизельные. Последние более мощные, устанавливаются на снегоходы с высокими показателями производительности.

Yamaha Venture Multi Purpose

Какой снегоход выбрать для рыбалки, охоты и периодических путешествий? Эта модель от «Ямаха» считается многоцелевой, поэтому идеально подходит для активного многопланового отдыха.

Особый интерес в модели вызывает ее подвеска. Спереди она независимая, обеспечивающая ход в 20,8 см. Такой ход снижает вибрации, и улучшает контроль управления. Сзади поставлена обычная торсионка с ходом 30,3 см.

Плюсы:

  1. Малый расход топлива.
  2. Удачная посадка руля.
  3. Удобная подвеска.

Минусы:

  1. Плохо подходит для буксировки больших грузов. На крупную дичь с ним не поохотишься.

Цена – 1 000 000 рублей.

Система охлаждения

Функционирование мототехники зависит от того, насколько эффективно работает система охлаждения. Она отвечает за отведение тепловой энергии от двигателя, защищает силовой агрегат от поломок вследствие перегрева. Производители оснащаются снегоходы воздушными и водяными системами охлаждения.

Водяная:

  • двигатель реже перегревается;
  • более подвержена поломкам.

Воздушная:

  • повышенный риск перегрева;
  • высокая надежность.

Чтобы повысить эффективность систем охлаждения, на снегоходы устанавливают датчики температур. Эти элементы отвечают за своевременное оповещение о том, что температура мотора достигла критических показателей. В таких случаях нужно остановить снегоход и подождать, пока двигатель остынет.

Классификация снегоходов по назначению

Покупка снегохода – это весьма ответственная задача, к которой нужно подходить максимально ответственно. Стоят надёжные машины прилично. Делать выбор в пользу дешевых моделей китайского производства не рекомендуется. Они вряд ли порадуют продуктивной работоспособностью. Перед тем как купить транспортное средство, определите цели его применения, обозначьте нужные для вас характеристики снегохода.

Спортивные

Спортивный снегоход – это техника для езды по ровным укатанным трассам. Его покупают для активного отдыха, участия в соревнованиях. Особенности этого типа снегоходов:

  • облегченный вес;
  • рама изготовлена из высококачественного легкосплавного металла;
  • только ручной запуск, электростартером модели не оснащаются;
  • нет заднего хода;
  • только одно сиденье – для водителя;
  • гусеничные ленты короткие и узкие.

Спортивные транспортные средства способны разгоняться до 200 км/час. Скорость 100 км/час техника набирает всего за 3,5 секунды. Маневренность великолепная. Для практичных целей такие снегоходы не подходят вообще, так как они застревают даже в неглубоком снегу. По лесу на них ездить невозможно. Спортивные снегоходы покупают для катания по специальным трассам.

Стоимость

Конструкция и узкое предназначение снегоходов делают снегоход дорогим удовольствием. Цены значительно отличаются в зависимости от марки, страны производителя, возраста агрегата и наличия дополнительных функций. Так, отечественный снегоход, «отъездивший» уже несколько сезонов, будет стоить 500–1 500 долларов, новая российская модель, например «Буран» или «Рысь», обойдется в сумму в пределах 5 000 долларов. Цены на подержанную технику иностранных марок стартуют от 2 000 долларов за те варианты, что «на ходу» уже 3–4 сезона и от 2 500 долларов за те, что были в эксплуатации 1–2 зимы. Новые детские снегоходы можно приобрести за 3 000–3500 долларов. Для покупки «взрослых» моделей стоит приготовиться потратить от 4 500 долларов за простую комплектацию. Максимальные дополнительные функции и детали, естественно, вместе с самим снегоходом, будут стоить от 7 000 до 10 000 долларов.

Выбор и покупка снегохода — ответственное дело, поэтому лучше обратиться за консультацией к специалистам, например, представителям компании-дистрибьютора техники. Если вы хотите купить хороший снегоход, обратите внимание на ведущие марки, представленные на рынке.

Кроссоверы

Кроссовые снегоходы – это разновидность спортивной техники. Разработаны они специально для применения в одной цели – участие в гонках по сноукроссу. Особенности моделей:

  • жёсткая подвеска;
  • узкая гусеница;
  • двухтактный мотор с рабочим объёмом от 600 до 800 см3.

Модели способны выдерживать серьёзные нагрузки, передвигаясь на высоких скоростях. Их используют для выполнения сложных маневров. Чтобы облегчить вес и сделать конструкцию снегохода максимально эргономичной и маневренной, производители убрали все дополнительные функции (подогрев рукояток, электростартер, защитные козырьки и пр.).

Для обычных покатушек кроссовые модели точно не подходят. Техника жёсткая, некомфортная, погрузнет даже в неглубоком снегу. Зато здесь устанавливаются гусеницы с металлическими шипами, что обеспечивает снегоходу отличную проходимость даже на льду. Для использования в быту, для рыбалки или охоты лучше выбрать что-то поудобнее. Кроссач целесообразно покупать только в том случае, если вы планируете участвовать в соревнованиях.

Yamaha Sidewinder B-TX LE 153

Редкая яркая «Ямаха», которая обладает всеми задатками лидера обзора. Здесь предусмотрен трехцилиндровый движок на 1 литр и турбокомпрессор. Мощность двигателя составляет 182 л.с., что позволяет спокойно использовать его для непроходимого снега.

Это лучший снегоход для активной охоты, если вы любите гоняться за оленями или сайгаками. Тяга также дает о себе знать – грузоподъемность до 700 кг.

Плюсы:

  1. Высокая мощность.
  2. Отличный контроль маневров.
  3. Быстродействующие тормоза.

Минусы:

  1. Найти его не так просто.

Цена – 1 500 000 рублей.

Утилитарные

Утилитарник – самый популярный тип снегоходов. Часто в описании таких моделей указывают, что это «рабочие лошадки», способные выполнять различные задачи в быту. Перевозка пассажиров и грузов, передвижение по сложным заснеженным трассам, неспешное катание – вот для чего предназначены утилитарные снегоходы. Выглядит техника добротно, оснащается всеми необходимыми приспособлениями для комфортной езды. Особенности утилитарников:

  • фаркоп обеспечивает возможность присоединять к технике груженые сани или тележку;
  • мотор с отличными тяговыми способностями;
  • понижающая передача;
  • длинные и широкие гусеничные ленты;
  • два сиденья: для водителя и пассажира.

Утилитарные снегоходы очень выносливы. Они сочетают в себе отменные эксплуатационные свойства, надёжность, имеют большой рабочий ресурс, редко ломаются. Техника без проблем преодолевает сложные лесные трассы, не грузнет в глубоком снегу. Утилитарники часто используют для того, чтобы вытянуть из снега спортивный или горный снегоход. Также сфера применения моделей включает сельское хозяйство, зимнюю рыбалку и охоту.

К минусам утилитарных машин относят невысокую скорость передвижения. В остальном техника отличная, способна выдерживать серьёзные нагрузки, хорошо справляется с поставленными задачами. Качественные, надежные утилитарные снегоходы выпускает компания Sharmax. В линейке представлены такие модели: SN-210 Forester, SN-420, SN-550 и пр.

Конструктивные особенности

По своей сути снегоход — это моторизованные сани, которые приводятся в движение высокооборотистым двигателем, то есть мотором, похожим на двигатель мотоцикла. Управляют снегоходом с помощью рулевых рукояток, соединённых со стоящими впереди лыжами.

На руле есть привод дроссельной заслонки (рычаг газа) и рычаг тормоза, которые позволяют управлять скоростью и торможением машины. Вместо задних колёс у нее сплошная резиновая лента типа гусеничной. Лента, связанная с двигателем передаточными механизмами, цепью и ремнем, продвигает снегоход (рисунок вверху).


Современный закрытый снегоход

Снегоходы очень подвижны и поворотливы. Они не только могут двигаться со скоростью более 85 миль в час, но и забираться на склоны с крутизной 65 градусов. Однако машина среднего класса способна преодолевать подъемы не круче 20 градусов.

Снегоходы могут путешествовать по просторам, которые недоступны обычным автомобилям, собственно именно для этого они и предназначены. Из-за большей площади соприкосновения с поверхностью, давление, оказываемое на снег в разы меньше, а сила трения – выше.

Поэтому их часто используют для доставки товаров и любой помощи в суровые районы, где мало дорог и много снега. Но чаще всего люди пользуются снегоходом просто для развлечений.


На снегоходах ездят даже лидеры государства

Поршни двигателя снегохода вращают первичное сцепление. Дальше ременная передача передаёт это вращение на вторичное сцепление, которое располагается на промежуточном валу. К дальнему концу промежуточного вала присоединена цепь, и она уже вращает ось двух ведущих зубчатых барабанов. Эти барабаны входят в гнезда сплошной резиновой ленты снегохода. Вращаясь, барабаны тянут ленту вперёд. Механизм передачи этой машины устроен так, что в зависимости от скорости ее движения, снежного покрова и вида местности меняется количество энергии, передаваемой на ленту.

Туристические

Туристические снегоходы по внешнему виду и конструктивным особенностям напоминают утилитарники. Но некоторые различия всё-таки есть. Модели для туризма оснащаются ёмким топливным баком. Имеется возможность ручного запуска. Можно завести снегоход и при помощи электрического стартера. Преимущества туристических моделей:

  • экономный расход топлива;
  • подогрев рукояток и сиденья;
  • дополнительное сиденье для третьего пассажира;
  • предусмотрены отсеки для хранения багажа;
  • подвеска регулируется;
  • плавный ход;
  • большой рабочий ресурс основных агрегатов и механизмов;
  • ветровое стекло.

Гусеничные ленты более узкие, чем у утилитарников, поэтому такие машины могут погрузнуть в глубоком снегу. Работоспособность туристическим снегоходам обеспечивает четырехтактный двигатель. Он более экономичный и экологичный по сравнению с двухтактным. Конструкция снегохода тщательно продумана для обеспечения максимального комфорта водителю и пассажирам при поездках на дальние расстояния.

Без недостатков тоже не обошлось. К минусам туристических моделей относят плохую маневренность, непригодность для передвижения по сложным трассам со склонами. Популярные модели снегоходов этого типа: Yamaha RS Venture TF, Arctic Cat Pantera 7000 XT LTD.

Горные

Горная езда на снегоходе – это сложное, экстремальное развлечение, которое, тем не менее, способно подарить большой заряд адреналина и положительных эмоций. Горный снегоход представляет собой высокотехнологичное транспортное средство, разработанное специально для передвижения по крутым склонам, преодоления подъёмов. Машина не боится глубокого снега, способна выдерживать существенные эксплуатационные нагрузки. Расход топлива у таких моделей довольно большой.

Конструктивные особенности горных снегоходов:

  • узкая лыжная база;
  • узкая гусеница;
  • преимущественно двухтактный мотор (он легче четырехтактного);
  • энергоёмкая, мягкая подвеска.

Одноместные горники спроектированы для агрессивной езды. Техника отлично себя чувствует на сложных трассах, без проблем проезжает в труднодоступные места. А вот управляемость снегоходов оставляет желать лучшего. Устойчивость и маневренность тоже хромают. На равнинах такие машины чувствуют себя не очень комфортно, но зато в горных местностях проявляются отлично. Популярные модели: SKI-DOO Freeride 165” 850 E-TEC SHOT, Polaris 850 RMK KHAOS 155 и пр.

Расстояние между лыжами

Расстояние между лыжами влияет на ширину передней части машины. Чем шире расстояние – тем более устойчивы сани (а значит, тем меньше они будут наклоняться из стороны в сторону при вхождении в поворот). Широкое расстояние оптимально для поездок по равнинной местности и для трасс. С другой стороны, узкое расстояние повышает динамику поездки (понижает устойчивость), а значит, снегоход будет сильнее отклоняться в бок при повороте. Это понравится любителям поездок по рыхлому снегу, тем, кто предпочитает резкие повороты, когда можно перенести весь вес машины на одну лыжу. Также, узкое расстояние будет оптимальным, если райдеру небходимо маневрировать между деревьями, поэтому многие утилитарные модели (такие как Ski Doo Tundra и Ski Doo Skandic) выпускают с узким расстоянием между лыжами.

Детские

И последний тип снегоходов – детские. Модели этого типа разработаны для детей-подростков в возрасте 9-12 лет. Одноместные модели привлекают компактными размерами, продуманной конструкцией. Здесь реализована эффективная система безопасности. Это идеальное решение для тех случаев, когда вы хотите ребенка научить кататься на снегоходе. К особенностям детских снегоходов относят незначительный вес, эргономичную конструкцию, отменные функциональные возможности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]