История возникновения и развития мотоспорта в России и мире

История мотоциклетного спорта, как мы уже выяснили, берет свое начало практически с самого изобретения мотоцикла, то есть, с 1885 года. Возникновение такой популярной и по сей день дисциплины как мотокросс, связано с ним практически неразрывно, поскольку именно она стала одним из первых официальных направлений, которое, к тому же, даже смогло породить ряд других зрелищных дисциплин.

Мотокросс

Один из основных видов мотоциклетного спорта. Соревнования проводятся на специально подготовленных кольцевых трассах, имеющих естественные или искусственные препятствия, в основном, крутые подъемы, спуски и повороты, а также канавы, песчаные участки и прочие.

Ввиду сложности трассы, для участия в гонках используются особые кроссовые мотоциклы. Они отличаются облегченной рамой, большим ходом подвески (300 мм), отсутствием фар и приборной панели. В некоторых моделях также отсутствует электростартер.

Мотокроссовые соревнования дополнительно делятся на подвиды:

  • Классика – длина трека ограничивается 1,5-3 км, а максимальная скорость движения гонщиков – 50 км/ч.
  • Суперкросс – проводится на кольцевой трассе под открытым небом или в зале, но с обязательным натуральным покрытием. В первом случае минимальная длина трассы – 400 м, во втором – 300 м.

Известные российские мотоспортсмены

Победителем первой гонки экипажей стал П. Н. Беляев, почетный гражданин Санкт-Петербурга. Он был участником и организатором многих последующих соревнований в этой области, одним из создателей Российского автомобильного общества.

Покровителем отечественного мотоспорта стал сын Сталина, Василий. Он инициировал производство мотоциклетной техники и призывал граждан к посещению соревнований в обязательном порядке.

Вклад в историю развития мотоспорта в СССР внесли и люди, далекие от политики. Одни из них – братья Бучины, сыновья автомеханика. Александр и Сергей – мастера спорта, рекордсмены и победители множества соревнований. В. Корнеев – многократный чемпион СССР и заслуженный тренер сборной страны. Е. Косматов – двукратный победитель международных соревнований ФИМ.

История мотоспорта насчитывает множество выдающихся женщин. Среди отечественных спортсменок стоит отметить И. Владимирову, установившую всесоюзный рекорд прохождения дистанции на первенстве СССР в 1937 г. А И. Озолина – многократная чемпионка СССР, призер международных соревнований, тренер ЦСКА.

Спидвей

Свое название спидвей берет от английского слова, означающего «шоссе», «скоростная дорога». В русском языке для него также применяется название «трековые дисциплины».

Трасса для спидвея имеет эллиптическую форму и обязательно содержит 2 прямых участка и 2 левых поворота. Общая длина трассы – 260-400 м. Искусственных или специальных препятствий и виражей она не содержит.

Поверхность трека может иметь различные покрытия, в соответствии с которыми выделяются подвиды спидвея:

  • гаревое,
  • земляное,
  • травяное,
  • ледяное.

Отдельно выделяется гросспидвей – мотогонки на длинном треке. Ключевые отличия от классических соревнований – большая продолжительность трека (порядка 1000 м), более высокие скорости, 6 одновременно участвующих гонщиков вместо 4 и небольшие изменения в конструкции мотоцикла.

Шоссейно-кольцевые гонки

В отличие от вышеназванных разновидностей, трасса для шоссейно-кольцевых мотогонок имеет высококачественное асфальтовое покрытие и относительно большую длину (от 3 км), поскольку предполагает прохождение на высоких скоростях. Ее форма – кривая с большим количеством левых и правых поворотов.

Гонки подразделяются на подвиды в зависимости от используемых мотоциклов:

  • MotoGP – специальные 2 или 4-цилиндровые не серийные спортивные мотоциклы массой более 137 кг и с максимальным объемом двигателя 990 см3.
  • Супербайк – машины, в основе которых лежат серийно выпускаемые модели.

Также отдельно выделяются шоссейно-кольцевые гонки на выносливость, в течение которых спортсмены одной команды сменяют друг друга.

Настройка мотоцикла

Настройка мотоцикла для мотофристайла — дело сугубо индивидуальное, каждый спортсмен должен настроить его, прежде всего под себя. Но некоторые общие моменты, имеющие отношение к двигателю, подвеске, захватам и комфорту во время прыжка, всё-таки следует учитывать.

Выбор мотоцикла

Мотоциклы для мотофристайла используются кроссовые. А затем уже райдеры сами модифицируют байки с целью облегчить их вес и повысить производительность. Минимум пластика, большие спицованные колёса, жёсткое сиденье и длинноходная жёсткая подвеска — отличительные особенности такого мотоцикла. Самые известные производители кроссовых мотоциклов Honda, Kawasaki, KTM, Suzuki, Yamaha. Вес такого мотоцикла около 100 килограмм, оптимальный — 90–95 кг. Один из самых титулованных мотофристайлеров, пуэрториканец Трэвис Пастрана, впервые выполнивший двойное сальто на соревнованиях и которого считают основателем мотофристайла, всегда выступает на мотоциклах фирмы Suzuki. Средний байк для мотокросса стоит примерно 5500 евро. Окончательная цена мотоцикла будет зависеть от количества произведённых улучшений.

Двигатель

Лучший двигатель для фристайла двухтактный объёмом 250 куб. см. Карбюратор сразу же нужно настроить так, чтобы мотор не нагружался при приземлении. Максимальную отдачу мощности лучше настроить на высоких оборотах для тренировок по природным вылетам, если приходится прыгать в парке с короткими разгонками, то лучше отдачу настроить на средних и малых оборотах. Специальные резонаторы и увеличенная задняя звезда помогут справиться с этой ситуацией.

Подвеска

Применяется специальная подвеска для более мягкого приземления. Можно настроить существующую на так называемый медленный стиль (относительно скорости отскока) или суперкросс под вес райдера. Для длинных прыжков понадобиться добавить ещё жёсткости в конце хода подвески.

Комфорт и захваты

Используется немного завышенный руль без перекладины, чтобы свободно совершать акробатические движения над ним, так больше места для ног и рук. Занижение сидения (вырез) тоже служит этой же цели, так легче переносить ногу при выполнении трюков. Обрезаются крылья для удобства выполнения различных акробатических элементов. Для выполнения захватов необходимо сделать вырезы в боковых панелях. Ручки чуть выше руля и над задним крылом также принадлежат к числу популярных модификаций.

Эндуро

Эндуро от всех остальных видов, в первую очередь, сложностью пути, обусловленного большим количеством препятствий и нарочито тяжелыми дорожными условиями вплоть до полного бездорожья. Соревнования по этому виду спорта могут проводиться как на открытой местности (замкнутая трасса длиной 15-60 км), так и на стадионах с земляным или песчаным покрытием дороги и наличием естественных препятствий – грязи, луж, камней, бревен.

Отдельно стоит отметить старейшую разновидность соревнований – «шестидневную гонку», включавшую участки со специальными испытаниями: скоростные участки, гонки в гору, по пересеченной местности и другие. Перемежаются такие спецучастки отрезками дорог общего пользования, по которым мотоциклисты движутся с соблюдением ПДД.

Участниками используются специальные мотоциклы, при конструировании которых большее внимание уделяется надежности, легкости и тяге двигателя, стоящей выше максимально развиваемой скорости.

Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:

  • Кросс-кантри – практически полный аналог «классического» эндуро, но имеющий одно важное отличие – они состоят исключительно из спецучастков.
  • Ралли – многодневные гонки. Самый простой пример – ралли Парид-Дакар.
  • Эндуро-кросс – дополняет классическую трассу элементами мототриала. Проводится в условиях стадиона, где помимо естественных препятствий устанавливаются и искусственные, например, колеса крупных машин.
  • Экстремальноеэндуро – гонки по особо тяжелым трассам.
  • Эндуро-спринт – один специальный заезд на трассе, не включающей дорог общего пользования. Участники приступают к прохождению круга поочередно с 20-30 секундной задержкой. Старт следующего круга (их общее количество 7-8) производится после прибытия всех гонщиков к финишу.

Другие виды мотоциклетного спорта

Все вышеперечисленные дисциплины внесены во всероссийский реестр видов спорта, но существуют и другие разновидности, по которым также проводятся соревнования:

  • Шоссейно-линейные гонки – соревнования на дорожных мотоциклах по асфальтированной незамкнутой трассе.
  • Мотофристайл – прыжки в длину на кроссовых мотоциклах с исполнением акробатических трюков в полете.
  • Стантрайдинг – трюковая езда.
  • Фигурное вождение – маневрирование на ровной площадке с нанесенной на ней разметкой и искусственными препятствиями.
  • Минимото – соревнования на минимотоциклах.

Это далеко не все, но, пожалуй, наиболее важные и известные виды мотоциклетного спорта. По большинству из них регулярно проводятся соревнования различного, в том числе и мирового, масштаба.

История мотогонок


Гонки на мотоциклах появились и стали популярными в то время, когда мотоциклы только появились. Первые машины, которые были предназначены для верховой езды, появились в конце девятнадцатого века и популярностью у населения не пользовались. Чтобы доказать преимущества данной техники, появилось такое соревнование, как мотогонки.
Во Франции был создан Автомобильный клуб, который организовал в конце девятнадцатого века самые первые мотогонки в Париже. И после этого центром мирового спорта по мотогонкам считается именно эта страна. Это был автопробег всех видов машин по обычной дороге на длинное расстояние. К соревнованиям допускались любые виды мотоциклов, даже трех- и четырехколесные.

Экипаж машины мог буксировать свой транспорт или ремонтировать его во время прохождения соревнования. Главным требованием было дойти до финиша собственным ходом. В начале двадцатого столетия автогонки и мотогонки были официально разделены, как самостоятельные виды соревнований. Был сформирован МФМК в 1904 году. И теперь только эта организация проводила международные мотогонки.

Соревнования, проводимые на дороге, не были интересны зрителям, а их нужно было привлечь. Чтобы заинтересовать людей гонками, соревнования начали проводить на мототреках, которые специально для гонок были созданы. С каждым разом условия соревнований усложнялись и добавлялись новые испытания для мотоциклистов.

Гонки по дороге, которые назывались шоссейными, преобразовали в другой вид, шоссейно-кольцевые, и они стали более зрелищными. Появились новые требования и условия. На мотоцикле нужно было подняться на возвышенность, проводились гонки на рекордную скорость. На специальных треках проводятся скоростные гонки. Изменялись условия гонок, и, соответственно, появились мотоциклы новых конструкций.

Гонки на мотоциклах по бездорожью тоже появились в начале прошлого столетия. Впервые подобные соревнования прошли в Лондоне. Постепенно становясь все более популярными гонки на мотоциклах стали проходить в виде развлекательных шоу.

Россия провела впервые такие соревнования в 1898 году. Это произошло под городом Петербург. И после этого мотогонки по дороге Москва – Петербург проводились постоянно. В бывшем Советском Союзе тоже начали проводить подобные мотогонки. Это случилось в 1924 году. Они прошли на ипподроме. И когда отечественное мотостроение стало развиваться, подобные соревнования проводились в каждой республиках Союза.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]