Питбайк — это один из видов семейства мотоциклов, основным предназначением которого является внедорожная или дорожная езда, в зависимости от комплектации. В настоящее время питбайк не относится к категории транспортных средств (далее — ТС). Связано это с тем, что законодательство до сих пор не предусмотрело для него определённой типовой принадлежности среди транспорта. Поэтому, в большей степени, питбайки приобретаются в спортивных целях, например, для мотокросса и супермото. Перед тем, как купить питбайк мотолюбители задаются вопросом: нужно ли иметь водительское удостоверение для его дальнейшей эксплуатации?
Ответ на насущный вопрос Вы сможете найти в этой статье.
Что такое питбайк по закону?
Различные нормативно-правовые акты приравнивают питбайк к разным категориям транспорта. Но нас интересуют только два из них: ПДД, которые устанавливают правила управления им, и КоАП, предусматривающий разного рода санкции за нарушения, в том числе штрафы, лишение автомобильных прав и штрафстоянку.
- По ПДД питбайк – это транспортное средство, которое может быть мотоциклом при объёме двигателя более 50 см3 либо мопедом при рабочем объёме менее 50 кубов. Соответственно, ПДД не явно, но предусматривают, что для управления питбайком в 2022 году нужны права категории A или M, либо подкатегории A1.
- Но, согласно КоАП, питбайк – это не транспортное средство. И отсюда следуют определённые выводы, в том числе отсутствие штрафа, штрафстоянки и ненужность прав для питбайка. Давайте этот момент разберём подробнее!
Примечание в статье 12.1, которое применяется ко всей 12 главе Административного кодекса, отвечающего за штрафы в области дорожного движения, гласит, что транспортное средство для применения к нему штрафа должно обладать непременным атрибутом – на него должно предоставляться специальное право – управления.
Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
То есть для ответа на вопрос, применимы ли штрафы к питбайкам, нам нужно знать, требуется ли право управления для езды на питбайке.
Вас также заинтересует:
- Можно ли ездить без прав на электрическом мотоцикле и где? Нужно ли регистрировать в ГИБДД?
- Лишают прав определённых категорий или всех? Можно ли ездить на другом транспорте?
- Через Госуслуги нет записи на регистрацию автомобиля – будет ли штраф, если пройдёт 10 дней?
Необходимый возраст для вождения
Прежде чем приступить к установлению введенных возрастных ограничений необходимо определить, какое транспортное средство является мотоциклом и к какой категории относятся мотоциклы различных видов.
В соответствии со статьей 1 Постановления Правительства №1090, определяющего Правила дорожного движения, мотоциклом является двухколесное транспортное средство, имеющее или не имеющее бокового прицепа (коляски) с объемом двигателя более 50 см³ (в случае наличия двигателя внутреннего сгорания) или способным развивать скорость более 50 км/ч (не зависимо от вида двигателя).
К мотоциклам так же относятся скутеры с аналогичными рабочими параметрами, трициклы и квадроциклы с мотоциклетной посадкой и рулем соответствующего типа, если:
- масса транспортного средства без учета веса аккумуляторов составляет 400 кг (550 кг для транспорта, предназначенного для транспортировки грузов)
- эффективная мощность до 15 кВт
Мопедом называется механическое транспортное средство, имеющее два или три колеса, конструктивная скорость которого не может быть более 50 км/ч, а двигатель в зависимости от вида имеет мощность:
- до 50 см³ (двигатель внутреннего сгорания)
- 0,25 кВт – 4 кВт (электродвигатель)
К мопедам так же относятся:
- квадроциклы, соответствующие заявленным характеристикам
- скутера с аналогичными рабочими параметрами
В соответствии со статьей 25 Федерального закона №196:
- Мотоциклы относятся к категории А, причем выделяется дополнительная подкатегория транспортных средств данного вида – А1 – определяющая легкие мотоциклы, с двигателем внутреннего сгорания до 125 см³ и мощностью до 11 кВт.
- Мопеды и скутеры относятся к категории М.
Мотоцикла
Возрастные ограничения при управлении тем или иным видом транспортных средств устанавливаются статьей 26 Федерального закона о безопасности движения (ФЗ №196).
Обычного
К управлению мотоциклами, относящимися к категории А1, допускаются лица, достигшие возраста 16 лет, а к управлению мотоцикла категории А – 18 лет.
С коляской
Чтобы управлять мотоциклом с коляской требуется категория А. Следовательно, минимальный возраст водителя составляет 18 лет.
Если скутер относится к категориям А1 или М, то в соответствии с ПДД возраст водителя – от 16 лет. Если используется более мощный скутер (категория А), то получить права можно только при достижении 18-ти летнего возраста.
Нужны ли права на питбайк в 2022 году?
Как видим, КоАП ссылается на ФЗ «О безопасности дорожного движения». В нём же про права написано достаточно лаконично и предельно ясно:
Водительское удостоверение предоставляет право его владельцу управлять транспортным средством – устройством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём…
То есть непременный атрибут транспортного средства – его предназначенность для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования. Именно по дорогам. А, если Вы посмотрите в паспорт любого питбайка, то получите чёткую информацию о том, что это спортивный инвентарь, не предназначенный для использования на дорогах общего пользования.
Следовательно, права для управления питбайком в 2022 году не нужны, независимо от рабочего объёма двигателя, потому что это спортинвентарь, а не транспортное средство.
Экзамен
Вот все условия выполнены, обучение в автошколе пройдено и дальше будущего водителя ожидает экзамен, охватывающий полную проверку знаний. Состоит он из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть сдается в ГИБДД. Гражданину отведено 20 минут на решение тестовых вопросов в количестве 20 штук. Та информация, которая содержится в билетах, включает в себя не только правила дорожного движения, но и оказание первой медицинской помощи (до приезда скорой), какие установлены требования для допуска транспортного средства к пользованию.
Сдача экзамена на категорию А на автодроме
От экзаменуемого требуется, подтвердить знаниями, что он без труда владеет информацией о безопасном поведении во время дорожного движения:
- какие факторы приводят к дорожного-транспортным происшествиям;
- что включает в себя техническая часть безопасности вождения;
- составляющие элементы транспортного средства
Незнание законов ПДД, не отстраняет от строгой ответственности.
При сдаче экзамена можно допустить не более двух ошибок, в противном случае, он будет не сдан. Так же при работе с различной литературой, подсказок “соседа” и шпаргалок, шансы успешно пройти этот этап, – приравниваются к нулю. С новыми силами и знаниями можно прийти на пересдачу через 7 дней. Однако, если все прошло хорошо и будущий водитель получит положительную оценку, эти результаты остаются действительны, только в течение трех месяцев.
Экзамен в ГИБДД
Практическая часть в 2022 году составлена из трех разнообразных упражнений, оценивающихся по пятибалльной шкале, включающих такие маневренные действия:
- “габаритный коридор”, “габаритный полукруг”, “разгон-торможение”;
- “змейка”, “колейная дорога”, “управление на малой скорости”;
- “габаритная восьмерка”.
Благодаря таким виражам, приобретаются и вырабатываются основные навыки вождения:
- уметь ускоряться с использованием всех передач;
- передвигаться медленно;
- следовать по заданной траектории движения;
- подавать сигналы поворотом руки;
- включать нейтральную передачу;
- своевременно и грамотно тормозить.
Площадка для габаритной восьмерки
Перед началом испытания на оценку, экзаменуемому предлагается в течении пары минут адаптироваться к транспорту и площадке. Экзамен, может быть, принять у одного или сразу нескольких претендентов на обретение прав.
Транспортные средства, которые используются в автошколе, должны обязательно отвечать некоторым требованиям. Это касается и качественных характеристик дорожного покрытия и освещения на площадке.
При неверном выполнении одного из упражнений, экзаменуемому дается попытка его повторить. В случае повторной ошибки, экзамен считается не сданным. Но если при тестовой “обкатке” площадки, будущий водитель понимает, что он не готов сегодня сдавать на права, попытка не засчитывается и экзаменатор приглашает его на другой день.
В том случае, если экзаменационная площадка мокрая после дождя, то “скоростное маневрирование” не сдается.
Можно ли ездить на питбайке по дорогам?
Нет. Так как питбайк – не более чем спортивный инструмент, то по дорогам общего пользования на нём ехать нельзя. Причём, это относится не только к улицам, трассам и вообще асфальтированным дорогам. Согласно ПДД, дорога – это любая обустроенная или приспособленная для езды поверхность. То есть просёлочная, просто утоптанная машинами – это всё тоже относится к дорогам.
Можно ли ездить на питбайке по полям и лесам?
И здесь есть различные мнения. Вопреки заблуждению мнения большинства владельцев этих «транспортных средств», ПДД действуют на всей территории России, и леса с полями также, очевидно, относятся к территории РФ.
Другое же мнение ссылается на формальную трактовку из ПДД, согласно которой Правила «устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации». То есть именно дорожного движения – то есть движения по дорогам общего пользования. А, если Вы едете по пересечённой местности (при этом, не по просёлочной или грунтовой дороге, как мы уже упоминали выше), то ПДД там не действуют.
Но всё это формальные запреты. Для большинства «питбайкеров» интересен всё же вопрос штрафа и штрафстоянки за питбайк.
Действия при остановке сотрудником ГИБДД
Допустим, вы едете по деревенской дорожке, по лесу или даже по городу, с допустимой скоростью, как вдруг, откуда ни возьмись, палочка поднимается вверх, и страж порядка указывает на Вас. Испугаться? Уехать?
Сразу предупреждаем: уезжать нельзя ни в коем случае. Вас всё равно найдут, и появятся проблемы посерьёзней. Как показывает практика, чаще всего прав, паспорта транспортного средства, страховки и документов о прохождении техосмотра – нет. Попадётся хороший человек – «Всего доброго. Счастливого пути!». Возможно, придется договориться на то, что вы пешком покатите байк по обочине (она уже как бы и не является дорогой). Выход также есть в случае «справедливого» стража порядка. Достаточно доказать, что вы управляете не транспортным средством либо управляете мопедом. Например, предоставить документы, где сказано, что данная техника относится к спортивному инвентарю либо что она по характеристикам не мощнее мопеда. Тогда штрафы будут совершенно другими.
Если же полицейскому удастся на месте доказать, что вы управляете не мопедом и не имеете прав категории «А», то вам грозит штраф в 2500 рублей и вероятность эвакуации вашего двухколесного друга на штрафстоянку (если байк маломощный, то, его не должны увезти, так как он не относится к полноценным ТС).
Для питбайка не нужны права, но по дорогам ездить на них запрещено. Штраф — 2 500 рублей
Другие виды наказаний могут обойтись в сумму от 200 – 500 рублей и выше. Разновидностей много — управление в нетрезвом виде, с превышением скорости и т.д. В лучшем случае – вынесут предупреждение.
В большинстве случаев такие штрафы — для водителей полноценных транспортных средств. Питбайк – спортивный инвентарь. Для него наказаний, стандартно накладываемых на ТС, практически нет! Покажите, что Ваше средство передвижения не является транспортным: «Скорость маленькая, критерии для получения прав не подходят. Зачем техосмотр, если нет пассажиров. Со страховкой вопросов также ноль. Я – один.»
Выписали штраф, с которым вы категорически не согласны? И здесь есть выход из положения, правда, относительно муторный — нужно подать в суд за неправильное назначение штрафа. Ссылаемся на Постановление Пленума Верховного суда РФ №13-АД15-1, и, если всё пройдет хорошо, штраф отменят. Постоять за себя тоже надо уметь.
Тем не менее, как говорилось выше, на питбайке нельзя ездить по дорогам, поскольку, каким бы он не был спортивным инвентарем, он, зачастую, слишком мощный, что накладывает на его владельца дополнительную ответственность. Поэтому тут к вам могут прикопаться, и вполне законно. Так что лучше не злоупотреблять ездой на подобной технике по трассам, населенным пунктам и т.п. В ином случае можно поплатиться штрафом в 2500 рублей и возможной штрафстоянкой.
Если вам всё-таки хочется кататься на питбайке везде, где захотите, в таком случае рекомендуется всё-таки попробовать сдать на права и зарегистрировать на него ПТС.
Какой штраф за езду на питбайке по дороге?
По состоянию на 2022 год законом не предусмотрено штрафа за управление питбайком на дорогах общего пользования вообще. Но это на законных основаниях. На практике же инспекторы ГИБДД пытаются привлечь водителя по следующим статьям:
- 12.7, часть 1 (чаще всего) за управление без права управления – штраф от 5 до 15 тысяч рублей,
- 12.3, часть 2 (реже) за отсутствие водительского удостоверения (при наличии права управления) – штраф 500 рублей,
- 12.1, часть 1 (реже всего) за неисполнение обязанности по регистрации транспортного средства – штраф 500 рублей.
Но ни одна из этих санкций незаконна. Объясним, почему!
Как мы выше приводили выдержку из КоАП, для применения любого штрафа из 12 главы Кодекса транспортное средство должно иметь чёткий атрибут – для его управления должно предоставляться специальное право. А ФЗ «О безопасности дорожного движения» говорит, что специальное право предоставляется только на транспорт, предназначенный для перевозки людей или грузов. А поскольку питбайк – это спортинвентарь, то права управления на него не нужно.
Соответственно, штраф за отсутствие права управления за питбайк неправомерен. И вовсе абсурдными выглядят на фоне этого факта штрафы за отсутствие в/у и за отсутствие регистрации питбайка в ГИБДД.
Если сотрудник ГИБДД пытается оштрафовать
В этом случае ему следует попытаться объяснить логическую цепочку правовой стороны этого вопроса. Тем не менее, если этого сделать на месте не удастся, такое постановление следует обжаловать на основании неправомерности применения штрафа за отсутствием состава правонарушения.
При обжаловании (обжаловать лучше в суд) как основание для отмены штрафа приведите Постановление Пленума Верховного суда РФ №13-АД15-1, в котором как раз успешно отменено постановление по приведённым выше основаниям.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Можно ли ездить на квадроцикле по дорогам и где нельзя? Можно ли управлять без прав?
- Нужны ли водительские права на велосипед: с бензиновым мотором или электродвигателем?
- Можно ли и как сдать на права и получить удостоверение на машину и мотоцикл в 16 лет?
Правовое обоснование допуска к управлению ТС категории А
В пунктах 2-3 ст. 26 закона №196-Ф3 сказано, что открыть категорию А1 может гражданин, достигший 16-летнего возраста после прохождения специальной подготовки, а получить ВУ с отметкой А разрешено не раньше 18 лет. Но если юному водителю уже исполнилось 17 лет, ему позволено пройти обучение в автошколе и экзаменационную проверку, вследствие чего сразу после достижения им совершеннолетия он сможет без труда получить права с доступом к управлению мототехникой.
В чем разница между категориями «А» и «А1»
Обе названные категории водительских прав позволяют управлять мототехникой, но среди них есть довольно весомые отличия:
- Отметка А в правах позволяет автолюбителю управлять мотоциклом с двигателем объемом 125 см³ и более, а также другой техникой, оборудованной двумя, тремя или четырьмя колесами, с весом не больше 400 кг. Чтобы открыть эту категорию, достаточно поступить в автошколу, пройти 2-месячный курс и сдать экзамены. Через 2 недели после теста можно получить ВУ.
- Аббревиатура А1 в водительском удостоверении обозначает, что владелец этого документа может управлять легкой мототехникой с двигателем объемом от 50 до 125 см³ (мотороллер, скутер, мопед и др.). Если автолюбитель уже получил доступ к категории А или другим более «сложным» группам автотранспорта, то подкатегория А1 открывается «автоматом».
Предусмотрена ли штрафстоянка для питбайка?
Нет. Дело в том, что за штрафстоянку отвечает статья 27.13 КоАП, и применяется первая только как обеспечительная мера при применении санкций по другим статьям – наказаниям. Штрафстоянка может быть за управление в состоянии опьянения, за неправомерную остановку и тому подобные нарушения. Но только вместе с другими наказаниями.
А, так как ни по одной статье КоАП штраф за питбайк назначить нельзя, то и спецстоянка для питбайка противоречит закону, то есть незаконна. Таким образом, отправлять питбайк на штрафстоянку по закону нельзя.
Но это всё снова буква закона. Инспекторы ДПС всё же отправляют питбайк на спецстоянку, откуда владельцу его приходится забирать нередко с проблемами (потому что транспортные средства возвращают при наличии документов на право управления им и документов на право собственности, а чек из магазина может быть давно утерян, да и документов на право управления не может быть вовсе, так как такое право ничем не регламентировано).