Мотоцикл ИЖ Юпитер 3 — характеристики и особенности
Среди отечественных мотоциклов среднего класса лидером являлась серия «ИЖ Юпитер».
Особенностью этих мотоциклов являлся двухцилиндровый мотор, что обеспечивало некоторое преимущество перед другим мотоциклом Ижевского машиностроительным .
Серийно «ИЖ Юпитер» начал производиться с 1961 года, данная серия включала пять поколений и производилась она до 2008 года.
Сейчас же рассмотрим модель третьего поколения «ИЖ Юпитер 3».
- Описание конструкции
- Технические характеристики
- Ориентировочная cтоимость
- Фотогалерея
- Видео
Выбрали эту модель неслучайно, поскольку в свое время на эти мотоциклы стали устанавливать совершенно переработанные моторы, у которых значительно возросла мощность по сравнению с предшественниками, поэтому «ИЖ Юпитер 3» уже являлся первой моделью новой генерации мотоциклов.
Следует указать и то, что этот мотоцикл производился очень длительное время – 10 лет (с 1971 по 1981 года) и по данному показателю его превосходит только «ИЖ-Юпитер 5».
Двигатель ИЖ Юпитер
В 1961 году выпущен Ижевский мотоцикл под названием Юпитер. Появилось новое семейство ИЖ Юпитер. Конструкция схожа с мотоциклом ИЖ-56 выпускаемым ранее. Существенным отличием его является установка двухцилиндрового двигателя. Кроме того, внесены некоторые изменения в муфту сцепления, устройство переключения передач и электрооборудование. В передней части картера находятся две кривошипные камеры, а в задней размещена коробка передач. Кривошипные камеры закрыты крышками и в каждой из них установлены коленчатые валы на шарикоподшипниках, которые предохранены от осевого смещения стопорными кольцами. Полуоси коленчатых валов уплотнены сальниками. Под левой крышкой картера установленной на прокладке, размещаются передняя цепная передача, сцепление и пусковой механизм. Коленчатые валы соединены между собой выносным маховиком. На конусе полуоси правого коленчатого вала устанавливаются ротор генератора и кулачок прерывателя. Корпус генератора установлен на картере. Поршни двигателя соединены с шатунами коленчатых валов с помощью поршневых пальцев, которые предохранены от осевого смещения стопорными кольцами. Цилиндры двигателя имеют алюминиевые рубашки и чугунные гильзы. Головки цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава и крепятся вместе с цилиндрами к картеру шпильками.
Технические характеристики базовой модификации
Новая модель, хотя и сохранила многие технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя на ранних модификациях, стала существенным шагом вперёд, изменившись как внешне, так и по техническим характеристикам.
Облик машины вполне соответствовал представлениям того времени о дизайне. Технические характеристики выглядели впечатляюще даже в сравнении с параметрами появившейся на год позже Ява 350 тип 634.
- Двигатель – двухтактный, с двумя цилиндрами, расположенными в ряд, запускается кикстартером. При том же рабочем объёме, что у Иж Юпитер-2 – 347 куб. см., мощность силового агрегата возросла почти в полтора раза, с 19 до 25 л. с. Переработав конструкцию блока цилиндров и ГБЦ, конструкторы изменили форму и расположение рёбер охлаждения, существенно улучшив температурный режим на разных скоростях.
- Зажигание Иж Юпитер 3 – контактное, раздельное для каждого цилиндра.
- Система питания – карбюраторная, с подачей топлива из бака самотёком. В штатной комплектации используется карбюратор К-62.
- Коробка передач с ножным переключением имеет четыре ступени и выполнена заодно с мотором. Привод на заднее колесо – цепной.
- Сцепление – с многодисковой муфтой, помещённой в масляную ванну. Управление – тросовое, размещено на руле.
- Трубчатая рама, в конструкции которой использованы трубы разного сечения.
- Передняя телескопическая вилка с увеличенным ходом амортизаторов рассчитана на комфортное передвижение не только по шоссе, но и по пересечённой местности.
- Задняя подвеска на телескопических амортизаторах получилась довольно мягкой, повысив ездовой комфорт мотоцикла Иж Юпитер 3.
- Максимальная скорость составила 120 км/час.
- Объём топливного бака – 18 л. С учётом того, что расход топлива на 100 км составляет 3,7 л., на одном баке без дозаправки можно преодолеть расстояние в 480 км.
- Сухой вес мотоцикла Иж Юпитер 3, без масла и топлива – 162 кг.
Мотоцикл ИЖ Юпитер технические характеристики
Тип мотоцикла — одиночка База, мм — 1360 Дорожный просвет, мм — 135 Габариты, мм: Длина — 2115 Ширина — 780 Высота — 1025 Высота седла — 780 Вес мотоцикла сухой, кг — 160 Скорость максимальная, км/час — 110 Емкость топливного бака, л — 15 Норма расхода топлива по шоссе, л/100км — 4 Запас хода по топливу, км — 375 Заправочная масляная емкость, л: картера коробки передач — 1 каждого пера передней вилки — 0,15 элементов задней подвески (двух) — 0,12 воздухоочистителя — 0,2
Мотоцикл ИЖ-Юпитер технические характеристики двигатель
Тип двигателя — двухтактный с двухканальной возвратной продувкой Число и расположение цилиндров — два, вертикальное рядное Диаметр цилиндра, мм — 61,75 Ход поршня, мм — 58 Рабочий объем, см в кубе — 347 Степень сжатия — 6,7 — 7,0 Максимальная мощность, л. с. — 18 Число оборотов при максимальной мощности, об/мин — 4700-5100 Налоговая мощность, н. с.- 1,33 Головка цилиндра: материал — алюминиевый сплав форма камеры сгорания — полусферическая Материал прокладки — райасбест Поршень: материал — алюминиевый сплав форма — выпуклая Количество поршневых колец — 3 Поршневой палец (тип) — плавающий Диаметр поршневого пальца, мм — 14 Предохранение от осевого смещения — стопорами Фазы газораспределения, в градусах поворота коленчатого вала: начало впуска до в. м. т. — 75° конец впуска после в. м. т. — 75° начало выпуска до в. м. т. — 80° конец выпуска после н. м. т. — 80° начало продувки после н. м. т. — 58° конец продувки после н. м. т. — 58° Смазка двигателя — масло с бензином Карбюратор — К-28Ж Воздухоочиститель — контакено-масляный Топливный фильтр — сетка в отстойнике
Сцепление — многодисковое в масляной ванне Коробка передач: тип — четырёхступенчатая управление — ножное передаточные числа: на первой передаче — 3,17 на второй передаче — 1,71 на третьей передаче — 1,26 на четвертой передаче — 1 Общее передаточное число (от двигателя к заднему колесу): на первой передаче — 18,98 на второй передаче — 10,24 на третьей передаче — 7,54 на четвертой передаче — 5,89 Передняя передача: тип — безроликовая цепь передаточное число — 2,57 Задняя передача: тип — роликовая цепь передаточное число — 2,63 Ходовая часть Рама — трубчатая неразборная сварная Передняя вилка — телескопическая с гидравлическими амортизаторами Задняя подвеска — рычажная пружинная с гидравлическими амортизаторами Шины: тип — прямобортные размер в дюймах — 3,25-19 Тормоза — колодочные Привод тормозов — механический раздельный
Система зажигания — батарейная Батарея аккумуляторов: марка — 3-мт-7 емкость, а-ч — 7 напряжение, в — 6 Генератор: марка — Г36М2 напряжение, в — 6 мощность, вт — 45 Привод — генератор крепится на правой цапфе коленчатого вала двигетеля Реле-регулятор — двухступенчатый Клемма присоединения к массе — минус Сигнал — С-37 Фара — ФГ-38
Иж Юпитер
Двухцилиндровый рядный двухтактный 347-кубовый двигатель воздушного охлаждения с вертикальным расположением цилиндров (стандарт для всех поколений) в первом поколении выдавал всего 18 л.с. максимальной мощности. Он позволял двигаться с максимальной скоростью 110 км/ч, а средний расход топлива по трассе составлял около 4 л/100 км. С начала выпуска и до закрытия производства все «Юпитеры» комплектовались передней телескопической и задней маятниковой подвесками. Колясочная модификация мотоцикла обозначалась индексом «К» в названии (Иж Юпитер-К).
Иж Юпитер-4
Новые поколения «Юпитера» появлялись с периодичностью 3-6 лет, постоянно прибавляя в мощности двигателя и получая более современную внешность. Самым мощным стало четвертое поколение – двигатель «Иж Юпитер-4» был способен развивать 28 л.с. максимальной мощности при 5600 об/мин. По этому показателю он превзошел даже «икону» всего соцлагеря – мотоцикл Jawa 350 (26-27 л.с. в зависимости от модификации), почти не уступая ему в максимальной скорости (125 против 130-133 км/ч.). Технические характеристики байка были вполне сопоставимыми с некоторыми бюджетными моделями известных зарубежных производителей.
Недостатки Иж Юпитер
Не секрет, что Юпитеры критиковали за их ненадежность и плохое качество сборки. Обычной считалась ситуация, когда владелец мотоцикла сразу после покупки сам дотягивал все резьбовые соединения, устранял мелкие неполадки (течь масла, плохой контакт или замыкание проводки). Спустя несколько тысяч километров (иногда раньше) приходилось решать вечную проблему синхронизации работы цилиндров, которой не было у одноцилиндровой «Иж Планета». В связи с этим «ижевская одностволка» была более надежной и, соответственно, востребованной.
В пятом поколении мощностью пожертвовали в пользу улучшения характеристик крутящего момента на средних оборотах. Выпуск модификации «Иж Юпитер-5-020-03» с жидкостной системой охлаждения стал кульминацией и одновременно «лебединой песней» производителя. В 2008 году производство мотоциклов в Ижевске было свернуто.
Интересно
Тюнинг Иж Юпитер
Как и другие советские мотоциклы, «Юпитер» неоднократно становился объектом для экспериментов и улучшательств. В результате получались более или менее удачные «кроссовые» (длинная вилка от явы, другой задний маятник, резина, крылья) и форсированные (зачистка входных выходных окон цилиндра, срезание «лишнего» с поршней и даже «торцовка» головок цилиндров) аппараты.
- Законодательство
- Обзоры
- Разное
- Тюнинг мотоцикла
Ретро обзор: Мотоцикл ИЖ Юпитер 1964 года (первое поколение)
В 60-е годы в СССР мотоциклы были очень популярны. Отечественная промышленность выпускала технику легкого, среднего и тяжелого класса, некоторые модели комплектовались коляской.
Этот транспорт был очень востребован, особенно на селе. Для многих он являлся альтернативой более дорогому и малодоступному автомобилю. Заводов по производству мотоциклов было несколько, и одни из них «Ижмаш».
В нашем ретро обзоре ИЖ Юпитер-1 с коляской – родоначальник следующей серии Юпитеров. К его проектированию в СКБ мотоциклостроения приступили в 1958 году. Выпуск модели начался во второй половине 1961-го.
Внешность мотоцикла для тех лет достаточно современная. Переднее крыло, в расчете на бездорожье расположено высоко. Бензобак каплеобразной формы ёмкостью 15 литров.
Телескопическая вилка и задняя маятниковая подвеска снабжены гидравлическими амортизаторами. Колеса взаимозаменяемые, 19-дюймовые. К заднему колесу от двигателя идет цепной привод, а от переднего поднимается тросик к фаре, в ней расположен спидометр.
Двухместное сидение тогда было новинкой, до этого обходились раздельными седлами. Под ним слева и справа находятся 2 бардачка: один для 6-вольтового аккумулятора, другой для инструментов и всякой мелочи.
Объём 2-х цилиндрового, 2-х тактного двигателя – 347 куб.см., степень сжатия – 6,8, мощность – 18 лошадиных сил. При правильной настройке этот короткоходный мотор гораздо резвее и оборотистее 1-цилиндрового собрата аналогичного объёма.
Электричество вырабатывает генератор постоянного тока. Карбюратор один – К28Ж. Чтобы дотянуться до кнопки утопителя поплавка в алюминиевом кожухе имеется отверстие с лючком. В общем, с двигателем картере находится 4-ступенчатая коробка передач с ножным переключением.
Мотор запускается с пол оборота. Педаль коробки – 2-х плечевая, удобная. Достаточно один раз выжать сцепление при трогании с места и далее рычагом можно уже не пользоваться. Ведь в Юпитер-1 впервые применено полуавтоматическое переключение передач.
В движении двигатель очень отзывчив к ручке газа. Барабанные тормоза с механическим приводом, по нынешним меркам, работают вяло, но тогда они всех устраивали. По прямой, при грамотной регулировке, мотоцикл идет ровно.
ИЖ Юпитер-1 выпускали до 1966 года. Всего было изготовлено, чуть меньше 0,5 миллиона таких мотоциклов. Причины популярности: неприхотливость к топливу, отсутствие дефицита запчастей и простота ремонта.
Долгие годы эти мотоциклы-работяги передавались из поколения в поколение. И до сих пор их можно встретить на наших дорогах, причем некоторые образцы в отличном состоянии.
О недостатках
Стоит отметить, что среди владельцев мотоциклов «ИЖ» модель «Юпитер ИЖ-4» не пользуется большой популярностью. Опытные пользователи утверждают, что четвертый «Юпитер» – самая неудачная модель со всего модельного ряда мотоциклов «ИЖ». Кроме того, что прочность высокооборотного двигателя оставляет желать лучшего, «Юпитер-4» имеет такие «болезни» и минусы:
- постоянная утечка масла из картера двигателя;
- «звон» пальцев после недолгой эксплуатации;
- малый ресурс КПП;
- постоянные проблемы с системой зажигания;
- высокий расход топлива;
- отсутствие систем контроля уровня топлива, температуры двигателя и уровня масла в картере мотора;
- несовременный дизайн;
- отсутствие знаний в области эксплуатации и ремонта этого мотоцикла могут привести к значительным материальным затратам на ремонт агрегата и/или лечение байкера.
В вышеперечисленном уверена большая часть владельцев советских мотоциклов. Особое внимание необходимо уделять именно системе зажигания. На самом деле процесс установки момента зажигания не требует феноменальных умений или особых знаний.
Отзывы
Отзывы «Юпитер ИЖ-4» имеет как положительные, так и отрицательные. Некоторые из владельцев байка уверены, что если бережно относиться к технике, своевременно делать технический осмотр и ремонт, результат не заставит долго себя ждать. Приобретая мотоцикл, можно иметь фактически нулевой багаж знаний относительно ремонта и эксплуатации. Главное, чтобы «Юпитер ИЖ-4» был куплен либо в хорошем состоянии, либо был сделан его полный ремонт. Тогда множество проблем и «болезней» мотоцикла не станут тревожить водителя.
Отзывы
Отзывы «Юпитер ИЖ-4» имеет как положительные, так и отрицательные. Некоторые из владельцев байка уверены, что если бережно относиться к технике, своевременно делать технический осмотр и ремонт, результат не заставит долго себя ждать. Приобретая мотоцикл, можно иметь фактически нулевой багаж знаний относительно ремонта и эксплуатации. Главное, чтобы «Юпитер ИЖ-4» был куплен либо в хорошем состоянии, либо был сделан его полный ремонт. Тогда множество проблем и «болезней» мотоцикла не станут тревожить водителя.
Другие владельцы этого мотоцикла относят к положительным моментам высокую мощность мотора и отличные показатели ускорения. Если внести немного изменений в дизайн, «ИЖ Юпитер-4» запросто обретает современный привлекательный вид.
Жалобы в основном касаются неустойчивого реле-регулятора напряжения, проблем с системой зажигания и быстрого износа элементов двигателя.
Электрооборудование мотоцикла ИЖ Юпитер
Электрооборудование мотоцикла ИЖ Юпитер отличается только установкой генератора Г-36М2.
Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Юпитер:
1 — задний фонарь; 2 — включатель лампы нейтрали; 3 — центральный переключатель; 4 — лампа указателей нейтрали; 5 — лампы освещения спидометра; 6 — главная лампа; 7 — лампа стояночного света; 8 — переключатель света; 9 — звуковой сигнал; 10 — включатель стоп-сигнала; 11 — свеча; 12 — контрольная лампа; 13 — предохранитель; 14 — аккумуляторная батарея; 15 — реле-регулятор; 16 — генератор; 17 — конденсатор; 18 — прерыватель; 19 — катушка зажигания.
Мотоцикл ИЖ Юпитер К с увеличенным передаточным отношением в задней передаче. Ведущая звезда установлена с меньшим диаметром и меньшим количеством зубьев. Наличие коляски заставило производителя увеличить тяговитость, но уменьшить скорость до 80 км/час.
Чем мотоцикл из СССР ИЖ Планета 5 отличался от ИЖ Планета 4
В далеком 1962 году на конвейере Ижевского мотозавода появился первый мотоцикл имеющий название ИЖ Планета. Это была первая модель легендарной серии Планет, которая закончилась в 2008 году на модели ИЖ Планета 5. Достаточно долгая история протяжённостью 46 лет, которая подарила СССР ряд отличных мотоциклов. И если первый мотоцикл по понятным причинам сильно отличался от последней модели, то разница между 4 и 5 моделью может быть минимальна, на это сегодня и посмотрим.
Проведём черту между моделями ИЖ Планета 4 и ИЖ Планета 5. Ну кроме года выпуска, у Планеты 4 это 1983 год, а у 5-ки 1987 их отличает конечно же внешний вид. При одинаковом одноцилиндровом двигателе у них разное количество выхлопных труб, у Планеты 4 их две, а на Планету 5 установлена одна труба. Сама мощность двигателя тоже отличалась, 4-ка обладала 20 сильным мотором, на 5-ку ставили агрегат в 22 л.с. На пятой модели изменена приборная панель, в которой замок зажигания сделан отдельно, а на 4-ке он расположен рядом с контрольными лампами мотоцикла.
Мотоцикла ИЖ-Юпитер с коляской
Тип мотоцикла — с коляской База, мм — 1400 Дорожный просвет, мм — 115 Габариты, мм: Длина — 2180 Ширина — 1650 Высота — 1170 Вес мотоцикла сухой, кг — 255 Скорость максимальная, км/час — 80 Норма расхода топлива по шоссе, л/100км — 6 Запас хода по топливу, км — 250
Общее передаточное число (от двигателя к заднему колесу): на первой скорости — 21,35 на второй скорости — 11,52 на третьей скорости — 8,48 на четвертой скорости — 6,74
Боковой прицеп мотоцикла ИЖ Юпитер К рассчитан на грузоподъемность в 100 кг. Рама выполнена из труб. Кузов металлический. Подвеска колеса применена торсионного типа, пружинная. Тормоза на колесе бокового прицепа нет.
Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Юпитер c коляской.
В схему электрооборудования внесены не большие изменения. Предусмотрена установка габаритного фонаря 20 на боковой прицеп. Генератор мощностью 45 ватт вырабатывает, напряжение 6 вольт. Имеется аккумулятор и регулятор напряжения.
Похожие статьи:
Последние записи
Бензопила ms 180 stihl
Бензопила ms 180 stihl. Поездки на вездеходах в труднодоступные места для распила упавших деревьев, заготовки дров для костра, необходима простая легкая классическая бензопила.
Двухтактный двигатель принцип работы
Двухтактный двигатель, в котором рабочий цикл проходит за один оборот коленчатого вала, а в цикле.
Популярные записи
Щиток приборов мотоцикла ИЖ Планета 4
Мотоцикла ИЖ Планета 4 щиток приборов является основным комутирующим устройством, через которое проходят основные команды пуска и управления мотоциклом.
Мотоцикл ИЖ Планета 4 замок зажигания
Замок зажигания является посредником между потребителями электрической энергии и источниками электрической энергии.
Установка регулировка зажигания ИЖ Юпитер, Планета
Установка зажигания мотоциклов ИЖ заключается в регулировке максимального зазора контактов прерывателя. И второе самое важное момент искрообразования.
Разборка и сборка вторичного вала коробки передач
После разборки коробки передач, отогнув стопорную шайбу, отвернуть гайку снять звездочку. Затем осторожно вынуть вторичный вал.
Мотоцикл ИЖ Планета 4 катушка зажигания
Катушка зажигания выполняет одну и туже роль. Она преобразует низкое напряжение в более высокое, необходимое для образования.