Совершенно новый Юпитер, или первые результаты научной миссии «Юнона»


Главные достоинства

Мотоциклы ИЖ Юпитер -5 по своей конструкции были довольно просты, не требовали больших затрат на обслуживание. Сегодня много желающих критиковать эту технику без оглядки на времена, но модель пользовалась огромным спросом у населения. Не забыта она и сейчас. На вторичном рынке только, на сайтах Авито, ежедневно предлагается к продаже более 2000 единиц техники. Главными причинами популярности являются:

  • Ремонтопригодность и простота конструкции.
  • Наличие полуавтоматического сцепления.
  • Плавность хода, комфортность передвижения.
  • Возможность эксплуатации с боковым прицепом и без него.
  • Хорошая динамика машины без бокового прицепа.
  • Прочная сварная трубчатая рама.
  • Надёжная и простая коробка передач.
  • Мощный генератор переменного тока, хороший свет.
  • Уверенный запуск мотора в любых погодных условиях.

Это далеко не исчерпывающий перечень выдающихся качеств машины.

Мотоцикл имеет наивысший уровень ремонтопригодности. Дефицит запасных частей того времени сменился их изобилием в наши дни. Любые комплектующие можно приобрести через Интернет магазины или на рынках по доступным ценам. При наличии небольшого набора инструмента простейший по конструкции мотоцикл запросто можно перебрать в дорожных условиях. Замена деталей цилиндро-поршневой группы без проблем производится прямо в поле. Более сложный ремонт, связанный со снятием и полной разборкой двигателя, возможен в гаражных условиях без привлечения крупных специалистов или специнструмента.

Мотоцикл оборудован сцеплением полуавтоматического типа, что сильно облегчает труд водителя. Переключение передач возможно без выжима рычага сцепления на руле. Механизм отключения сцепления срабатывает автоматически при нажатии на лапку переключения скоростей. Перед тем как надавить на лапку желательно сбросить газ – переключение произойдёт плавно, без рывка трансмиссии. Такой системы больше не имеет ни один другой отечественный мотоцикл.

Машина отличается плавностью хода в одиночном режиме и с боковым прицепом. Езда на исправном мотоцикле доставляет удовольствие. Посадка водителя удобна и эргономична. Пассажир в боковом прицепе чувствует себя комфортно, закрыт от потока встречного воздуха и пыли высоким прозрачным пластиковым рефлектором, мягким прочным тентом из кожзаменителя. Колесо прицепа имеет пружинно-гидравлический амортизатор, эффективно гасящий неровности дорожных покрытий.

Мотоцикл с индексом Иж Юпитер-5К-01 может эксплуатироваться с боковым прицепом или без него. Эксплуатация мотоцикла с прицепом возможна только при наличии в техническом паспорте соответствующей отметки при регистрации в ГИБДД. При установке прицепа меняется передаточное отношение главной передачи путём установки ведущей звёздочки меньшего диаметра на 16 зубьев. При этом значительно увеличивается сила тяги двигателя за счет возрастания количества оборотов коленчатого вала. На одиночный мотоцикл устанавливается ведущая звёздочка на 19 зубьев, увеличивая скоростные возможности мотоцикла.

Без бокового прицепа машина обладает хорошими динамическими возможностями. Двухцилиндровый двигатель быстро набирает обороты, способен разогнать машину со стоянки до 100 км/час за 12 сек. Этот показатель на 0,5-1,0 сек лучше, чем у самого продвинутого на то время автомобиля ВАЗ-2109 или популярного импортного мотоцикла Ява-350.

Мотоцикл собран на прочной раме трубчатой конструкции, повредить которую при правильной эксплуатации просто невозможно. Боковой прицеп имеет свою, не менее прочную раму, выполненную из стальных толстостенных труб.

Коробка передач собрана в одном корпусе с двигателем и имеет свой картерный отсек. Узел мощный, надёжный, всегда работающий без проблем на протяжении всего срока службы мотоцикла. На боковой крышке механизма сцепления с приводом имеется смотровой лючок для проверки уровня масла в картере сцепления и КПП.

Электрооборудование работает от мощного современного генератора переменного тока на 12 В. Переменный ток преобразуется в постоянный диодным мостиком. Все застаревшие проблемы, связанные с эксплуатацией 6-ти вольтовых генераторов постоянного тока, устанавливаемых на прежних машинах, устранены. Система электрооборудования стала на порядок надёжной. В фаре установлена галогенная оптика, дающая достаточно мощный поток света.

Двигатель безотказно запускается в любое время года за счет установки системы аварийного запуска, поддерживающей пуск со слабо заряженным аккумулятором.

Такое случается каждый год. Но это не точно


Летом этого года небо украшают две яркие планеты — Юпитер и Сатурн. Они будут украшать его и осенью — уже медленно расходясь. А ведь в прошлом году они были неразлучны — даже был момент, когда для глаза Юпитер и Сатурн слились в одно светило.
Юпитер, как ему и положено, потом вырвался вперед — это самая быстрая планета… из медленных… а точнее — из планет-гигантов. Самая крупная, и самая яркая. Отставший, на созвездие Сатурн многие любители (не слишком хорошо ориентирующиеся среди звезд) уже потеряли из виду. Но виной тому еще несколько причин — светлые ночи июня и июля, высокий уровень светового загрязнения в городах, небольшая высота над горизонтом обеих планет, хотя Юпитер все-таки чуть выше.

20 августа 2022 года Юпитер вступает в противостояние с Солнцем, и это будет лучшее время для его наблюдений. Но и ближайшие к противостоянию ночи практически не хуже.

Напомню, что такое противостояние

Юпитер — внешняя планета. Её орбита существенно превосходит по диаметру орбиту Земли. Эта планета более чем в 5 раз дальше от Солнца, чем Земля. А расстояние от Земли до Юпитера ежегодно меняется. Он бывает ближе, или дальше.
Конечно, люди думают, что наблюдать планету удобнее, когда она ближе. В отношении Юпитера — так и есть. Но это так не всегда. Например для внутренних планет (Меркурий и Венера) самая близкая к земле позиция для наблюдений неудобна, так как планета находится в направлении Солнца.

Но в отношении Юпитера все ровно наоборот, и когда он ближе всего к Земле, то он занимает на небе положение противоположное Солнцу — противостоит ему. Отсюда и название такой планетной конфигурации — “Противостояние”.

Одного правильного рисунка бывает более чем достаточно, чтобы понять ситуацию без излишних многословий.

На картинке можно видеть, что во время противостояния земля и Юпитер расположены на одной прямой по одну сторону от Солнца. И, действительно, дистанция между планетами кратчайшая.

Но противостояние противостоянию рознь. Мы же знаем, что бывают великие противостояния Марса. А как насчет этого у Юпитера? Все ли его противостояния одинаковы?

Говорить о великих противостояниях Юпитера стали относительно недавно. Наверное великого в нашей жизни остается все меньше, и мы подтягиваем его с небес. и Примерно лет 12 назад кто-то обратил внимание, что в одни годы Юпитер в противостоянии разгорается до -2,5 звездной величины (помните, звезды бывают первой звездной величины, а те, что нулевой — еще ярче… а отрицательная величина у самых ярких светил). Но бывают особенные противостояния, когда Юпитер достигает почти -3-й звездной величины, и его видимый диаметр достигает почти одной угловой минуты дуги.

По аналогии с Великими противостояниями Марса особенные противостояния Юпитера тоже стали называть Великими.

В реальности, разница в расстоянии до Юпитера в процентном отношении от противостояния к противостоянию меняется не так сильно, как это бывает в случае с Марсом. Напомню, что для красной планеты дистанция в оппозиции лежит в пределах от 55 до 102 миллионов километров — разница почти в 2 раза. Для Юпитера аналогичный по смыслу разброс заключен в пределах от 590 до 665 — это чуть больше 10%. Соответственно меняются от противостояния к противостоянию и визуальные характеристики величайшей из планет.

Блеск: от -2,45m до -2,95m

Экваториальный диаметр: от 44” до 50” (секунд дуги).

Но планеты все-таки достаточно далекие объекты и при их наблюдении каждая угловая секунда плюс к видимому размеру на вес золота. Поэтому, конечно во время Великий противостояний Юпитера к планете приковано больше внимания, чем во все остальное время, если не случается чего-то из ряда вон… а оно случается.

В первой степени приближения, противостояния Юпитера случаются каждый год. Но каждое следующее — на месяц позже. Если в этом году противостояние в августе, то в следующем — в сентябре. И может случиться так (и случается), что какой-то год остается без противостояния — 2013 и 2025, например.

Великие противостояния Юпитера случаются один раз в 12 лет. Но тоже — с некоторым смещением.

Противостояние этого года не Великое. зато в следующем году будет как раз Великое противостояние. Но тут важно понимать, что противостояния предшествующее великому и следующее за ним по сути мало от великого отличаются.

Вот, сравните.

Максимальный блеск, и видимый экваториальный диаметр, которых достигнет Юпитер 20 августа составят: -2,9m и 49” соответственно — почти то же самое, что через год. И единственное, чем существенно удобнее будет следующей противостояние, так это высотой Юпитера над горизонтом в наших широтах. В этом году он низковат.

Но все равно в августе-сентябре этого года Юпитер очень ярок и крупен на вид. Этим грех не воспользоваться.

А что можно увидеть в бюджетную оптику на Юпитере и поблизости от него?

Прежде всего это четыре крупнейших спутника планеты. Они видны уже в 6-кратный бинокль, хотя лучше выбрать инструмент посильнее, ведь даже Галилео Галилею далось это открытие в телескоп с увеличением 34 крата.

Примечательно, что визуальное положение Галилеевых спутников постоянно меняется. Иногда это становится заметным буквально через несколько минут наблюдений, когда спутник появляется из-за Юпитера, прячется за него, или два спутника кажутся столь близко, что даже сливаются в один объект, но через несколько минут уже разбегаются, и видны порознь вполне отчетливо.

В системе спутников Юпитера регулярно случаются несколько классов явлений. Вот список основных:

  • прохождение спутника по диску Юпитера (вступление и уход)
  • прохождение тени спутника по диску Юпитера (вступление и уход)
  • покрытие спутника Юпитером/появление спутника из-за Юпитера
  • затмение спутника тенью Юпитера (начало и конец)

Кроме этого внутри каждой последовательности существуют промежуточные фазы явлений, ведь (к примеру) вступление тени спутника на видимый диск планеты — процесс протяженный.
Случаются затмения и покрытия спутников друг другом, а также так называемые “исчезновения спутников”, когда в небольшой телескоп рядом с Юпитером вообще ничего похожего на спутники не видно, будто их и нет вовсе.

Еще Галилей предложил определять точное время по явлением в системе Юпитера и его спутников.

Для чего это нужно, спросите Вы? Разве просто звезд для этого недостаточно?

Действительно, уже за много столетий до Галилей существовала технология определения времени по Солнцу и звездам. Однако, то и другое годилось в случае, если наблюдатель точно знал свое положение.

А если корабль попал в шторм, корабельный хронометр промок и остановился… Как определить координаты судна? Нужно знать точное время. И вот тут помогут (и помогали не раз) спутники Юпитера — глядя на их хоровод в морскую трубу, нетрудно заметить одно из явлений в системе (каждые сутки случается одно или несколько), и по ним поставить вновь корабельный хронометр на нужное время. А в полдень по разнице моментов верхней кульминации Солнца и показаний хронометра капитан довольно точно узнает долготу. А чтобы определить широту нужно только высота полярной звезды или точки в созвездии Октанта, на которую указывает Южный Крест.

Правда очень скоро в этом способе определения морских координат возникла неувязочка. Пока Юпитер близок к противостоянию таблицы с предвычисленными моментами явлений в системе спутников Юпитера хорошо совпадали с реальностью. Но когда Юпитер оказывался вблизи соединения с Солнцем, ошибка могла составлять в 15 минут. А это уже давало значительную погрешность при определении координат. Да и вообще, как такое допустимо в науке астрономии, где должно быть все очень точно!

Разобрался с проблемой в 1676-м году Олаф Рёмер — датский астроном, работавший в Парижской обсерватории. Рёмер предположил, что раз явления обнаруживаются позже когда Юпитер находится от Земли дальше, значит это дополнительное расстояние и вносит задержку — свету требуется больше времени, чтобы донести информацию о событии в системе Юпитера, когда оный расположен за Солнцем, в сравнении с тем, когда Юпитер находится в противостоянии.

Это было очень прозорливое объяснение. Олаф Рёмер стал человеком, впервые измерившим скорость света. До этого считалось, что свет настолько быстр, что распространяется — если даже не мгновенно через всё мироздание, то — настолько стремительно, что человек никогда не сможет измерить его скорость.

Одним “Никогда” стало меньше.

А вот спутников у Юпитера очень долгое время не прибавлялось.

Пятый спутник — Амальтея — был открыт только в 1892-м году — почти через три столетия после Галилея. Он оказался совсем небольшим — пару сотен километров в поперечнике, причем совсем не шарообразной формы. И теперь уже совершенно ясно, что ничего сравнимого с галилеевыми спутниками у Юпитера больше нет — это при том, что число известных спутников газового гиганта стремится к сотне. Вся его прочая свита — мелкие каменюги неправильной формы — захваченные астероиды или обломки чего-то, что когда-то столкнулось и рассыпалось в его окрестностях, а может было разорвано приливными возмущениями. Не зря же у Юпитера есть кольца…

Кольца Юпитера мы не увидим ни в какой телескоп.

Впрочем, стоит упомянуть, что задолго до полета “Вояджера 1” существование Юпитерианских колец предсказал советский астроном Сергей Константинович Всехсвятский. Никто сейчас не может точно сказать, что было главным в предсказаниях Всехсвятского — особый дар наблюдателя, прозорливость теоретика, способного подсознательно анализировать накопленные наукой данные, или же особое шестое чувство, которое позволяло ему делать сенсационные предположения не имея ни наблюдательной, ни теоретической опоры. Но предсказания Всехсвятского очень часто сбывались.

Кольца у Юпитера, увы, оказались очень слабые. Даже два самых первых зонда — Пионер-10 и Пионер-11, посетивших окрестности этой планеты, никаких колец не обнаружили, а Вояджер-1 сумел сфотографировать их исключительно в контровом свете, когда Юпитер затмил собой Солнце.

Зато у Юпитер есть еще кое-что, что сопровождает его и повинуется ему так же беспрекословно, как спутники и кольца — это по меньшей мере три семейства астероидов — очень многочисленных: Греки, Троянцы и Хильды.

Каждое из семейств насчитывает тысячи объектов.

С Греками и Троянцами все более или менее просто. По сути это два облака по несколько тысяч малых планет, расположенных в точках лагранжа L4 и L5 системы Солнце-Юпитер. То есть, семейство Греков движется по орбите Юпитера опережая его на 60 градусов, а Троянцы на столько же отстают. Когда эти объекты только начали открываться, им давали имена греческих или троянских героев из поэмы Гомера “Илиада”. Но судя по всему, список военнослужащих античной Эллады давно кончился, а астероиды эти все открывают и открывают.

Кстати, аналогичные небесные тела обнаружены и на орбитах Земли, Марса, Сатурна, Урана и Нептуна — с той же функциональной зависимостью. Венере полноценного троянского астероида не досталось — он вроде бы у неё есть, но периодически от нее сбегает. А у Меркурия и подавно ничего такого пока не открыто.

С семейством Хильды несколько сложнее. Они не привязаны жестко к каким-то опорным точкам, но перепрыгивают из точки L3 в L5, а затем в L4, и снова в L3 — замедляясь вблизи этих точек, и значительно ускоряясь на перелетных этапах.

Всему виной, конечно, сильная гравитация Юпитера, которая не позволяет этим астероидам жить своей независимой жизнью.

Юпитер повелевает самым большим семейством комет. В это семейство входят 172 короткопериодические кометы, афелий орбит которых ограничен орбитой Юпитера, либо период обращения не превышает 20 лет. Все они в прошлом имели тесное сближение с крупнейшей планетой Солнечной системы, что отразилось на эволюции кометной орбиты, и не дало вернуться обратно в облако Оорта, откуда прилетают к нам — в околосолнечное пространство — новые кометы — глыбы водяного льда с вмороженными в лед камешками и пылью.

За последние годы Юпитер поглотил по меньшей мере три кометы. Наверняка за всю его историю число канувших в его недрах небесных тел исчисляется миллионами.

Чем еще удивил Юпитер астрономов во время самых первых наблюдений в телескоп?

Юпитер демонстрирует самую большую в солнечной системе сплюснутость с полюсов. Это следствие быстрого вращения планеты. Юпитерианские сутки длятся менее 10 часов. Нет в Солнечной системе более ни одной планеты, которая успевала бы обернуться вокруг оси быстрее 10 часов. Но тут стоит отметить, что Юпитер не весь такой быстрый, а только его экваториальная зона, где сутки длятся 9 часов 50 минут. Средние широты делают суточный оборот уже за 9 часов 55 минут. А полярные области уложиться в 10 часов не успевают.

Говоря о суточном вращении планеты, астрономы имеют в виду видимый в телескоп верхний слой атмосферы. По сути речь идет о вращении облачного слоя. Что там происходит в глубине, и быть может там совсем другие сутки — это доподлинно неизвестно. Кстати говоря, верхний слой облаков Венеры делает оборот вокруг планеты всего за 4 земных дня, а твердая часть Венеры вращается вокруг оси очень медленно — один оборот за 243 земных суток.

С Юпитером такого большого разброса между более или менее глубокими слоями атмосферы по скорости вращения быть не может. Об этом как раз свидетельствует полярное сжатие — которое составляет 6,5%. И это говорит, что фактически вся масса планеты вращается вокруг оси довольно быстро.

Ну, а определяют период обращения вокруг оси у Юпитера астрономы по характерным и устойчивым образованиям в атмосфере.

Первое такое образование было открыто еще в эпоху Галилея и является самым масштабным атмосферным циклоном в Солнечной системе, который не прекращается на протяжении 4-х столетий. Однако его размеры за последние 100 лет сократились вдвое (хотя оно и сейчас в несколько раз больше Земли). И кто знает, быть может мы — последнее поколение людей, которые могли видеть Большое Красное Пятно. Этот вихрь дрейфует по южному полушарию планеты поглощая другие смерчи и торнадо, и является одной из ключевых точек для отсчета планетарной долготы на Юпитере. Как будут определять планетологи физические координаты юпитерианских объектов после исчезновения Большого Красного Пятна — это не очень понятно. Ведь все прочие атмосферные образования на Юпитере еще менее стабильны и уже совсем короткоживущие.

Даже в самый небольшой телескоп на Юпитере видны облачные полосы — южный и северный экваториальные пояса. В более крупный телескоп к ним добавляются еще два более тонких пояса, а в достаточно сильный инструмент таких атмосферных поясов можно насчитать много.

Не так давно Южный экваториальный пояс, который стабильно наблюдался еще Гюйгенсом и Кассини, внезапно взял и исчез. Причем, обнаружил пропажу любитель астрономии Энтони Уэсли, чье сообщение спровоцировало срочный разворот телескопа имени Хаббла в сторону газового гиганта. И Юпитер был вновь тщательно обследован самым зорким орбитальным оком землян.

Процессы, которые происходят в атмосфере Юпитера, можно сравнить с «кипением»… ладно — с «крио-кипением», ведь температуры на Юпитере — в видимой его части — довольно низкие. Но жизнь его буквально бурлит, что и видно на фотографиях, сделанных с борта беспилотных исследовательских станций.

Из чего все это состоит?

Основной химический элемент на Юпитере — водород. Его здесь до 90%. Остальное — гелий и прочие представители периодической таблицы Менделеева, которых здесь существенно меньше 1%.
Верхний слой атмосферы весьма прохладен — около -150 градусов. Но с погружением в глубину его облачных недр температура растет. И в центре планеты, где по некоторым предположениям может находится даже каменное ядро, планета раскалена, как поверхность Солнца. Но даже в верхних слоях атмосферы Юпитер заметно теплее, чем этого можно было бы ожидать. Впервые такое несоответствие было обнаружено еще “Пионерами” — Юпитер излучает в пространство в 2 раза больше энергии, чем получает от Солнца. И какое-то время в тренде была гипотеза о том, что Юпитер может вспыхнуть звездой, если в его ядре все-таки запустятся термоядерные реакции.

Конечно, звездой Юпитеру не быть. По современным критериям для устойчивого поддержания термоядерных реакций ему надо иметь массу раз 20 большую, чем та, которую он имеет сейчас. Разумеется за счет падающих на него комет и астероидов он столько никогда не наберет, а больше взять этого ему негде, даже если он сумеет поглотить все планеты Солнечной системы.

Но стоит отметить позицию Юпитера, занимаемую в соотношении масс: он в 300 раз массивнее Земли, и в 1000 раз “легче” Солнца, при этом он массивнее всех остальных планет Солнечной системы в 2,5 раза.

А по диаметру он точно посередине между Землей и Солнцем — в 10 раз крупнее одного, и в 10 раз мельче другого. Вот тут — красиво.

Последние годы некоторые спутники Юпитера подозреваются в наличии на них жизни. Прежде всего это Ио и Европа — на одном есть термальные зоны вблизи непрерывно действующих вулканов, а на другом — глубоководный океан под толстым панцирем льда. Но и в атмосфере самого Юпитера тоже рассматривается возможность особых форм жизни, в связи с чем разрабатываются проекты плавающих среди юпитерианских облаков исследовательских дирижаблей — вдруг в этих криомирах процветает криожизнь.

Разумеется, готовятся и более реалистичные экспедиции к спутникам, подразумевающие посадку и непосредственное исследование образцов. Думаю, мы застанем воплощение этих смелых проектов.

Ну, а прямо сейчас в системе Юпитера кружит космическая станция Джуно (Юнона). Предполагалось, что в 2022 году она завершит свою миссию. Но аппарат вполне исправен и может продержаться еще несколько лет. Во всяком случае его работа продлена до 2025 года, а там может и дальше.

В темные ночи августа 2022 года Юпитер сияет на границе созвездий Водолея и Козерога. Он движется попятно (астролог сказал бы — ретроградно). Во время противостояний все планеты движутся попятно, описывая петли.

В следующие две ночи после противостояния (21/22 и 22/23 августа) рядом с Юпитером будет находиться полная Луна. Она и далее будет навещать его — примерно раз в месяц.

До середины октября Юпитер сохраняет попятное движение и медленно сближается с Сатурном, который все это время будет находиться неподалеку — в том же созвездии Козерога. Но затем Юпитер возобновит прямое движение, устремившись в сторону созвездия Водолея, войти в которое ему удастся лишь в середине декабря.

Конструкция

Мотоцикл сохранил экипажную часть мотоцикла «Иж-56», но имел совершенно новый мотор — двухцилиндровый, двухтактный, с вертикальным поперечным рядным расположением цилиндров, воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением её в цилиндре от электрической искры. Карбюратор закрыт специальными кожухами (с металлической задвижкой для доступа при пуске), воздушный фильтр — контактно-масляный. Детали шатунно-поршневой группы (поршень, шатун, поршневые кольцa, поршневой палец, стопорные кольца, ролики подшипника нижней головки шатуна) унифицированы с соответствующими деталями двигателя мотоцикла К-175.

Двухплечевая педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач. «Иж-Юпитер», как и все последующие двухцилиндровые модели, оснащался механизмом автоматического выключения сцепления.

Привод спидометра, в отличие от Иж-56 — от переднего колеса.

Передний подрессоренный грязевый щиток прикреплён на литом кронштейне к нижнему мостику передней вилки, что исключает возможность забивания его грязью.

Модернизации

«Иж Юпитер» послужил началом целой серии двухцилиндровых мотоциклов:

  • «Иж Юпитер-2» (1965—1971 гг.) — мощность двигателя 19 л.с. при 4900 об/мин
  • «Иж Юпитер-3» (1971—1977 гг.) — мощность по сравнению с предшественником возросла почти на 40 процентов (25 л.с. при 5 700 об/мин). Модели был присвоен Государственный знак качества СССР.
  • «Иж Юпитер-3-01» (1977—1980 гг.) — мощность двигателя поднята до 27 л.с.
  • «Иж Юпитер-3-02» (1979—1981 гг.)
  • «Иж Юпитер-4» (1982—1985 гг.) — мощность двигателя повышена до 28 л.с. при 6 200 об/мин, крутящий момент до 3,58 кгс·м, 12-вольтовое электрооборудование, новая светотехника.
  • «Иж Юпитер-5» (ИЖ 6.113; ИЖ 6.114) (1985—1988 гг.) — мощность двигателя снижена до 24 л.с. при 4800—5600 об/мин, но улучшена характеристика крутящего момента в области средних оборотов. Появилась кнопка «аварийного запуска», замыкающая обмотку возбуждения генератора на массу, минуя регулятор напряжения, при запуске с подсевшим аккумулятором.
  • «Иж Юпитер-5-01» (ИЖ 6.113-01; ИЖ 6.114-01) (с 1988 года) — мотоцикл получил абсолютно новый внешний вид, унифицированный с ИЖ Планетой 5 вышедшей в 1987 году. Изменена форма таких элементов как топливный бак, крышки инструментальных ящиков, сидение, приборная панель. На цилиндрах двигателя добавлено два ребра охлаждения, девять вместо семи, передняя часть каждого ребра получила изгиб навстречу охлаждающему потоку воздуха. Установлена широкая моторная цепь, вследствие чего изменены зубья моторной звезды и большого барабана сцепления.
  • «Иж Юпитер-5-03» (Иж 6.113-03; ИЖ 6.114-03) (с 1993 года) — модель оснащена двигателем жидкостного охлаждения ИЖ-Ю5 Сб. 1-08. Уменьшен расход топлива на 1,5-2л, снижен уровень шума на 30%, мощность двигателя 25 л.с.

Внешний вид мотоцикла

Когда вышла модель Юпитер 5, ее дизайн был уже известным, ведь он достался от мотоцикла Юпитер 4. Но вскоре в продаже появился Иж Планета 5, и разработчики увидели, что можно позаимствовать несколько элементов дизайна.

Первая модификация имела квадратную форму приборной панели, которая состояла из нескольких индикаторов, замка зажигания и спидометра. Но вскоре ее внешность была переработана, и вместо одной приборной доски появилось две. На первой части разместили контрольные лампы, а на второй части решили поставить спидометр.

Дизайн топливного бака также был немного переработан, ведь на коленях появились резиновые накладки, а сама форма бака стала немного другой. Соответственно в новых модификациях мото иж юпитер 5 получил другое, более длинное сиденье, которое заканчивалось на стоп-сигнале. Такое нововведение для сих пор считается стильным и современным.

Во времена СССР создать качественную и впечатляющую технику было проще простого, ведь для этого у страны были все ресурсы. Таким образом, Ижевский завод выпустил мотоцикл, который способен иметь нагрузку до 500 кг. Только представьте, что можно было везти на этом транспорте!

Будучи «рабочей лошадкой» мотоцикл имел достаточно спортивный вид и отличную максимальную скорость. При мощности в 25 л.с. мотоцикл мог разогнать до 120 км/час. Это вполне стандартный показатель, ведь другой представитель Днепр мог выдать максималку в 110 км/час. В сильный мороз до 30 градусов агрегат заводился на отлично, его не скажешь про нынешние новинки. К сожалению, многие владельцы жалуются на частые поломки двигателя, что обусловлено долгим сроком их жизни.

История [ править | править код ]

В 1973 году Ижевский завод удивил советских мотоциклистов первым серийным спортивным мотоциклом «Иж Планета Спорт». Мотоцикл был очень непохожим на собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие страны мира. Особенно популярны они были в Великобритании, Нидерландах и Финляндии, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами СZ.

Описание конструкции

Итак, впервые показан был этот мотоцикл в 1971 году.

Производился он в двух версиях – «ИЖ Юпитер 3» и «ИЖ Юпитер 3К».

Отличались они тем, что «3К» дополнительно оснащался боковой коляской, но она имела возможность отсоединятся от мотоцикла.

На то время «Юпитер 3» обладал современной внешностью и был хорошо сделан, хотя за основу и был взят предшественник. Все элементы мотоцикла крепились к трубчатой раме.

Чтобы увеличить комфортабельность, увеличили ход передней подвески и сделали более мягкими задние амортизаторы.

Изменили форму бака, он перестал быть каплевидным. А вот передняя фара не изменилась, в корпусе ее продолжал размещаться спидометр, замок зажигания и контрольные лампы.

Сиденье – нераздельное, двухместное. К корпусу сиденья снизу крепилось заднее крыло с размещенным на нем стоп-сигналом, поворотниками и номерной площадкой.

Поворотники на семействе «ИЖ Юпитер» начали ставиться именно с третьей модели.

Под сиденьем с обоих боков мотоцикла размещались бардачки, левый был предназначен для установки АКБ, а правый – для хранения ключей.

Двигатель располагался под баком, что обеспечивало поступление топлива в карбюратор самотеком. Чтобы не происходило самопроизвольного вытекания бензина, на баку размещался краник.

Цилиндры имели рядное расположение. При проектировании нового двигателя для этого мотоцикла пересмотрели положение ребер цилиндров, что в дальнейшем обеспечило лучшее их охлаждение.

От каждого из цилиндров выходило по одному колену, к которым прикручивались две выхлопные трубы, закрепленные по бокам мотоцикла под подножками.

Система питания состояла из одного карбюратора, расположенного за цилиндрами и соединенная с ними патрубком с двойным выходом. В базе к мотоциклу шли защитные крышки, прикрывающие карбюратор.

За счет переработки мотора конструкторам удалось увеличить его мощность на 6 л.с., что сказалось на скорости движения, она возросла до отметки в 120 км/ч.

Коробка передач была выполнена заодно с мотором. Крутящий момент передавался посредством многодискового сцепления. Привод на заднее колесо осуществлялся цепью.

Задняя приводная звездочка располагалась в алюминиевом корпусе.

Передняя подвеска была выполнена в виде телескопической вилки, а задняя подвеска была маятниковой с двумя амортизаторами.

Тормоза на обоих колесах – барабанные с механическим приводом.

В свое время этому мотоциклу был присвоен Государственный знак качества, поскольку он был надежен, легко ремонтируем, обладал легким пуском, по сравнению с «ИЖ Планета».

Единственным слабым местом у него являлась контактная система зажигания. Она практически состояла из двух контактных систем, по одной на каждый цилиндр.

Это сказывалось на удобстве установки зажигания, трудно было добиться одинакового угла опережения на цилиндрах.

История особенностей комплектации [ править | править код ]

  • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
  • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
  • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
  • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
  • Глушитель прямой
  • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
  • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
  • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиляМосквич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
  • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
  • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
  • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
  • Зарубежное электрооборудование и светотехника:
  • Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
  • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
  • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
  • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением —
  • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
  • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
  • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
  • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
  • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)
    • Карбюратор «Микуни» VM32-89
    • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
    • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
    • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
    • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
    • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке
    • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
    • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
    • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)
    • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают:
    • Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
    • Реле напряжения под топливный бак
  • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)
    • Упраздняется мягкое крепление двигателя
    • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
    • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
    • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
    • Начало установки противоугонного замка
    • замок зажигания ВК105
    • комбинированные переключатели на руле
    • задний фонарь
    • Изменение конструкции задней подвески:
    • удлинена маятниковая вилка

    Диагностика и ремонт двигателя

    Найти причину поломки порой невозможно после одного визуального осмотра. В некоторых случаях необходима полная разборка двигателя ИЖ Юпитер 5. Но если вы выяснили причину, то можете самостоятельно быстро решить проблему. Вот примеры основных неисправностей и рекомендации по ремонту:

    1. Если у вас проворачивается кикстартер на коленчатом валу, необходимо:
        Сильнее затянуть крепления, а при сильных повреждениях заменить вал и рычаг кикстартера. Обычно такое происходит после того, как была произведена форсировка двигателя ИЖ Юпитер 5.
    2. При неправильном подборе масла, особенно если залито очень вязкое зимой, необходимо подобрать более правильный температурный режим.
    3. Если ослабла пружина пускового механизма, необходимо произвести ее замену.
    4. В случае, когда в карбюратор не попадает горючее, следует произвести его чистку в растворителе, а также продуть каналы и шланг подачи топлива воздухом под давлением.
    5. При отсутствии искры в камере сгорания замените свечу или произведите ее отчистку.
    6. Когда заедает дроссельная заслонка, необходимо отрегулировать ее привод и произвести чистку карбюратора.
    7. Если двигатель работает неустойчиво или запускается не с первого раза, стоит проверить:
        Систему подачи топлива. Возможно, топливная смесь перенасыщена воздухом. Решением такой проблемы станет замена воздушных фильтров и установка новых прокладок.
    8. Исправен ли конденсатор. Если между контактами происходит сильное искрение, конденсатор подлежит замене.
    9. Сильный износ или обгорание свечи. В большинстве случаем именно свечи являются причиной плохого запуска и неровной работы мотора.

    Это основные проблемы, которые могут встретиться при эксплуатации. Как разобрать двигатель ИЖ Юпитер 5 подробно написано в книге технического обслуживания, выданной при покупке. Все изложенное в ней написано понятным текстом, со схемами и детальным руководством.

    Не только ремонт советского агрегата под силу любому владельцу.

    Существует много вопросов о том, как собрать двигатель ИЖ Юпитер 5 самостоятельно, производя его доработку. Например, установка более надежного карбюратора или более стильного и громкого глушителя производится достаточно быстро без значительных финансовых вложений.

    Тюнинг двигателя ИЖ Юпитер своими руками возможен, если вы располагаете достаточным количеством времени и обладаете энтузиазмом. Достаточно лишь проявить упорство.

    Мотоцикл имеет выгодное соотношение стоимости, качества сборки и требованиям к обслуживанию. Идеальный вариант для людей с небольшим бюджетом, и тех, кто хочет получить универсальную технику. Однако частые поломки будут отнимать много времени. К этому стоит быть готовым, поскольку некоторым байкам может быть 40-50 лет.

    Планета 5

    Так же выпускался «Ижевским машиностроительным заводом» с 1987 по 2008 год.

    Основные плюсы:

    1. Двигатель «тяговитый» Планету 5 сравнивают с трактором настолько у него хорошая тяга двигателя.
    2. Отсутствие проблем с зажиганием.
    3. Не большой расход топлива.
    4. В сравнение с Юпитером 5 ремонт делать ещё проще.

    Характеристики:

    • Вес — 158-165 кг
    • Двигатель – двухтактный одноцилиндровый, 22 л.с.
    • Охлаждение — воздушное.
    • Максимальная скорость составляет — 120 км/час.
    • Расход топлива — 5-6 литров.

    Основные минусы:

    • Отдача стартера в ногу. Были случаи, когда ломали ступню.
    • Неприятная вибрация. Как будто бы сидишь на массажере.
    • Звук при работе. Кажется как-будто он сейчас развалится.

    Сейчас оба мотоцикла можно купить на рынке стоимость колеблется от 5 до 50 тыс. руб. Обе модели ограничено выпускались с водяным охлаждением их сейчас приобрести сложнее. При жидкостном охлаждении снижается расход топлив, уменьшается уровень шума.

    Конструкционные нюансы

    Стоит отметить, что модель от конструкторов Ижевского машиностроительного завода в свое время считалась одной из самых современных. Разработчики внедрили в модификацию новый корпус, модернизировали мотор и воплотили лучшие наработки в сфере создания двухцилиндровых «железных коней».

    Если учесть, что на основе старой рамы была смонтирована абсолютно новая противовибрационная система и принципиально другая конфигурация топливного бака, рассматриваемый байк стал настоящим прорывом в сегменте отечественной двухколесной моторизированной техники. Более мощное многодисковое сцепление также можно отнести к преимуществам модели.

    Транспортное средство «Иж Юпитер-4», характеристики которого приведены выше, получило обновленную амортизационную систему и электронное оснащение. Последний узел очень похож на аналог, используемый в легендарном спортивном варианте «Планета-Спорт». Именно с этой вариации позаимствована аккумуляторная батарея и большинство прочих элементов, относящихся к электрическому оборудованию, включая генератор и катушку.

    ИЖ-1 — первый мотоцикл ижевского мотоциклетного завода (9 фото)

    4 декабря 1928 года из опытного производства в Ижевске (ныне ОАО «Ижевские мотоциклы») вышли первые образцы отечественных мотоциклов, получившие наименование «Иж-1».

    Смотреть все фото в галерее

    В конце 20-х совет Автодора отправил П. В. Можарова в командировку на иностранные заводы. Оттуда он привез несколько немецких мотоциклов разных марок, приборы и инструмент.

    Петр Владимирович Можаров

    Одновременно Автодор закупил 14 хорошо зарекомендовавших себя английских и американских мотоциклов, устроил им стендовые испытания и проверил (к этому делу подключили известного тогда испытателя С. И. Карзинкина) их в 1-м Всесоюзном мотопробеге 1928 года.

    Ленинградские инженеры с Л-300 (крайний справа –Можаров )

    Участвовавший в нем на немецком «Неандре» Можаров порадовал гонщиков и зрителей словами: «…уже спроектирован советский мотоцикл, подходящий для езды по нашим дорогам. Сейчас на Ижевском заводе приступили к сборке таких машин, к весне будут готовы первые три опытных образца, которые мы, вероятно, представим для следующего мотопробега, а потом «Ружпультрест» начнет их массовый выпуск».

    Действительно, осенью того же года в Ижевске начали проектировать и строить несколько экспериментальных мотоциклов. Однако не все шло гладко, и к началу 2-го Всесоюзного мотопробега подготовили только «ИЖ-1» (бригада слесарей И. Щедрина закончила подготовку 17 сентября 1929 года), «ИЖ-2» и «ИЖ-3», а еще два «ИЖ-4» и «ИЖ-5» налаживали, но к старту они безнадежно опаздывали.

    Так их и отправили в пробег не обкатанными, с не отрегулированными карбюраторами… Тем не менее вся пятерка успешно прошла 3300-километровый маршрут и финишировала в Москве.»ИЖ-1″ и «ИЖ-2» были почти одинаковыми, оснащенными четырехтактными, двухцилиндровыми, V-образными моторами с рабочим объемом 1200 см3, максимальной мощностью 24 л. с. при 3000 об/мин.

    Зажигание от магнето. Двигатель располагался поперек рамы. Коробка передач имела три ступени. Привод на заднее колесо — карданным валом. Приводилось и колесо бокового прицепа (коляски), поэтому машины уверенно шли по бездорожью; 23 л топлива в бензобаке хватало на 300 км пути, максимальная скорость достигала 65 км/ч. Передняя вилка — параллелограмная.

    В основе мотоцикла лежит штампованная рама из двух цельных ферм. Нижняя часть рамы служила так же и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. Это была внушительная по весу и габаритам машина с двухцилиндровым четырехтактным V-образным двигателям рабочим объемом 1200 куб. см. и максимальной мощностью 24 л.с.

    Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом.Машина предназначалась для эксплуатации как с пассажирским так и грузовым прицепами. Запас мощности обеспечивал возможность движения по самым сложным дорогам.

    Характеристика:

    Рабочий объем двигателя – 1200 см3. Число рабочих тактов – 4. Число цилиндров – 2. Число передач – 3. Задняя передача – карданный вал. Вилка параллелограммная. База, мм – 1400 Дорожный просвет, мм – 120. Вес без бокового прицепа, кг –300.

    Машина предназначалась для эксплуатации как с пассажирским так и грузовым прицепами. Запас мощности обеспечивал возможность движения по самым сложным дорогам.

    Новые фотографии Юпитера

    Три изображения Юпитера с 8-метрового телескопа «Джемини-Норт» (Gemini North) в обсерватории Джемини и Космического телескопа Hubble NASA/ESA показывают газовый гигант в трех различных типах света (инфракрасном, видимом и ультрафиолетовом). На снимке можно наблюдать множество атмосферных особенностей, например Большое Красное пятно, супер бури и циклоны, простирающиеся по диску планеты.

    Новые изображения Юпитера подчеркивают ключевое преимущество многоволновой астрономии: просмотр планет и других астрономических объектов на разных длинах волн света позволяет ученым получить недоступные в противном случае сведения.

    Расстояние между нашей планетой и крупнейшей планетой Солнечной системы меняется от 588 до 967 млн километров. Один раз в 12 лет Юпитер находится около перигелия своей орбиты – этот период астрономы называют великим противостоянием.

    Отмечу, что видимые и ультрафиолетовые виды планеты были сняты с помощью широкоугольной камеры 3 на космическом телескопе Hubble. Инфракрасное изображение было получено с помощью прибора ближнего инфракрасного тепловизора в Джемини-Норт на Гавайях. Все три наблюдения были сделаны в одно и то же время, 11 января 2022 года, в 15:41 по Гринвичу.

    Юпитер в инфракрасном свете. Вблизи вершины длинная коричневая особенность, называемая «коричневой баржей», простирается на 72 000 км в направлении восток-запад. Большое Красное пятно заметно выделяется в левом нижнем углу, в то время как меньший объект по прозвищу Красное пятно-младший появляется в правом нижнем углу.

    Технические характеристики Иж Юпитер 5

    В целом характеристики мотоцикла Иж Юпитер 5 соответствовали своему времени. Но в 2000-х годах, когда он продолжал выпускаться, конкурировать с импортными моделями он уже не мог. Китайцы уже тогда наводнили рынок бюджетными, но всё равно более современными моделями, а из Японии, Европы и США хлынул поток подержанной мототехники. Характеристики двигателя Иж Ю5 были неплохими, но всё остальное безнадёжно устарело ещё пару десятков лет назад.

    Двигатель

    Технические характеристики мотора не поражают воображение — два цилиндра, 347 кубов. Лошадиных сил достаточно, целых 24, крутящий момент — 34 Нм. По сравнению с предыдущим поколением мотор потерял 4 л.с., но прибавил в моменте, и тяги на низах тоже стало ощутимо больше, так что в целом характеристики Иж Юпитер 5 стали более сбалансированными. Но мотор остался двухтактным, и в бензобак надо заливать масло, смешанное с бензином, в пропорции 1 к 25. Зато он спокойно переваривает даже АИ-76, не говоря уже об АИ-80. Заявленная максимальная скорость — 125 км/ч, и на Юпитере без коляски её можно развить. А если посмотреть на мотор в разрезе, окажется, что он неуловимо напоминает вообще все движки сразу, когда-либо выпускавшиеся на Ижевском мотозаводе.

    Трансмиссия

    Стандартная 4-ступенчатая КПП, где первая передача включается вниз, а все остальные — вверх. Надёжностью она никогда не отличалась, но благодаря высокой ремонтопригодности и доступности запчастей советские мотоциклисты быстро наловчились решать возникающие проблемы самостоятельно. Некоторые гаражные умельцы даже полностью переделывали трансмиссию, добавляя в байк пятую передачу, но это были штучные кастомы.

    Ходовая часть и тормоза

    Шасси было разработано ещё в 70-е годы, если не раньше, и в Юпитере 5 оно практически не изменилось. Обычная стальная рама с вилкой-телескопом спереди и древними по конструкции амортизаторами а-ля “свечка” сзади, плюс барабанные тормоза на обоих колёсах. Эффективность подвески и тормозной системы была посредственной даже для своего времени, но было у них и весомое достоинство — выносливость и ремонтопригодность. У современных мотоциклов (кроме разве что эндуро) на сельских грунтовках быстро начинает течь масло из вилки, а Иж Ю5, кажется, может ездить и вовсе без оного. Но проверять это на практике мы всё-таки не рекомендуем.

    Электроника

    У Юпитера пятого поколения нет тех проблем с электрикой, что были у четвёртого. Фактически эта модель представляет собой тот же Юпитер 4, но с рядом исправленных недостатков, вроде регулярных проблем с проводкой. Расход бензина тоже стал меньше благодаря переработанному зажиганию. В целом электрическая схема изменилась слабо, но из неё убрали слабые места, которые регулярно служили источником головной боли владельцев.

    Вес и габариты

    Размеры байка можно назвать средними, как и его массу. Сколько весит Иж Юпитер 5? По современным меркам — довольно много, порядка 160 кг, и это лишь сухая масса. Но двигатель мотоцикла расположен низко, так что центр тяжести тоже смещён вниз. Относительно большой вес обусловлен тем, что в СССР на железе не экономили, и пластиковые элементы практически не использовались. Если что-то можно сделать из железа, надо сделать это из железа! Именно поэтому вес двигателя Иж Юпитер 5 составляет порядка четверти общей его массы, если рассматривать экземпляр без коляски.

    Управляемость

    Рулится этот мастодонт посредственно, и не в последнюю очередь из-за древней конструкции, а с коляской управляемость становится ещё хуже. Но люльки на Иж Юпитер 5 выпускались в том числе и отдельно, поэтому, если она вам не нужна, её всегда можно отсоединить. Но не стоит забывать о слабых тормозах, которых не хватает для того, чтобы эффективно останавливать массивный байк. С другой стороны, коляска Иж хороша тем, что в неё можно погрузить массу запчастей и другого добра, отправляясь в дальнюю поездку, благо её объем это позволяет.

    Уже пол года езжу на новом моторе и никак не мог написать пост о нем.Так вот.


    В предыдущем посте я описал считай всю работу все переделки и проблемы которые стали у меня на пути. Естественно было много ошибок как технических так и личных. В общем поэтому то и был пробный мотор. Сейчас расскажу все переделки которые я сделал со своим мотоциклом на 2016год. 1. Купил новые СССР картера с живыми посадочными местами подшипников. 2. Долго искал оригинальные щеки Ю5 под палец нгш 21мм. наконец-то нашел и отправил мастеру на перепресовку под Минск шатуны на сеператорах. + к этому отправил маховик на облегчение (1.8кг) Вот что вышло.

    Огромное спасибо Лукьяненко Анатолию за отлично проделанную работу и за бесценную консультацию. 3.Подшипники как всегда ЯП.


    4. Сальники Erics 5.Коробка СССР Юпитер 3.


    6. Корзина широкая на длинных пружинах диски Atlant. Вот вроде и сам мотор собран осталось самое интересное. «Верхушка» Давно мечтал я о бормашинке и наконец то купил сее чудо. Конечно не угловая и даже не оригинальный Dremel но как показала практика около 10 пар горшков запилены.


    Запилил друзьям и взялся за свои цилиндры. По запилу пытался придерживаться теории Григорьева но вышло что немного перебрал и фаза выпуска вышла до 180. В общем зато я понял каково это)


    После запила отдал цилиндры на расточку и хонинговку. Как вышло с номинала точить пришлось до 2го ремонта (поршня Almot). По поршням: 1.Вырезаны окна под постоянный впуск. (как пилил не говорю все есть в предыдущем посте) 2.Выточил холодильники. 3.Подточил днище для полного открытия окон. (спорный вариант много кто скажет это бред, я попробовал мне понравилось, в общем хуже точно не стало) 4. Сделал «панацею от клина» 5. Выровнял поршень по продувке. 6. Подровнял вес поршней. Кстати обкатку проходил жесткую Жесткая обкатка До 300км юзал мотор бережно до 3500-4000, после выжимал все что мог до 8000. Не было ни прихватов ничего. Я конечно не навязываю свои мысли. Каждый сам для себя выбирает, но я еще одно подтверждение что живая обкатка не бред и ресурс мотора не страдает. Пока цилиндры были на расточке занялся проводкой. Хоть заряд у меня и на родном БПВ был хороший я хотел избавится от родных щеток. (на высоких оборотах щетки зависали) Сделал я это следующим образом. Подкова и РР от ваз. Зарядка стабильная на оборотах от 1000об.до 8000об. Все делал по данной схеме. Спасибо Юрию Зварову за помощь в подключении. Vadim Hellsing за рр и пару советов.


    Закончив с проводкой я решил начать что то делать с подвеской. Родная хоть и в отличном состоянии перебирал ее но все равно не удовлетворяла.


    Передок полностью я решил заменить на передок от ИЖ ПС.

    Маятник в отличном состоянии поэтому не решился его разбирать и менять втулки на подшипники. Заменил только амортизаторы на китайские газо-масляные. Хотел конечно поискать с японских мотоциклов тип Showa но цена кусается.


    (за фон не ругайте в общаге фоткал) Кстати как показали дальнейшие покатушки амортизаторы очень даже хороши за свои деньги. Ямы глотают по дороге не кидает и не подпрыгивает задок. С пассажиром так же все отлично не стучали и работали на УРА, в общем я доволен.

    Ко всему еще установил электронный спидометр который выиграл в розыгрыше, датчик температуры и аварийку.


    + захотелось мне влипить предохранитель который как оказывается очень полезная вещь и позитивно влияет на срок службы АКБ


    Видео: Приборная панель Пришла посылочка с запчастями) Очень понравились ссср ремкомплекты на карбюратор с необычными заслонками (сплав как метал) Немного юмора, вот сравнение с поршнем хонда дио)

    Закупил любимых свечей NGK, так как карбюраторы нужно будет настраивать заново поэтому и свечи желательно новые.


    Посадил головы под 95ый бензин. Прожег и опять покрасил резонаторы. Фотки с ремонта и настройки.


    Заменил лепестки и притер клапана заново. (на новых лепестках мотор стал работать легче и мне очень даже понравилось)


    Заново все регулировал настраивал и вышло что после запила гтж 240 уже малы и нужно что то больше. Как узнал позже гтж от карбюраторов солекс подходят на Пекар как резьбой так и другими характеристиками. Накупил я себе кучу гтж с шагом в 5 единиц и начал менять и тестить. Вышло что на обоих цилиндрах нужны 290гтж. Хоть мысли и были что аппетит поднимется, меня это не смущало так как мотоцикл для ощущений а не для экономии. Да и потом проверив расход меня очень удивило в хорошем смысле этого слова.

    Вот кажется я все и сделал что хотел. Ниже видосик и фотки с покатушек. Видео 19 звезда обороты 6400 (не максимум) трубы родные.

    Первые покатушки 20 февраля, погода обрадовало и решили с друзьями поехать на море.

    Вот пожалуй и все. Почти все что хотел сделал как по мотору так и по всему мотоциклу. В планах еще яп поршня, хорошие резонаторы и новые тормоза. Хочу сказать спасибо таким людям как Анатолий Лукьяненко, Зваров Юрий, Сергей Сирко, Дробот Вовчик, Vadim Hellsing и другие кто помогал мне в постройке и советами.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]