ТОП 5 Советских мопедов | Мопеды СССР | История советского автопрома | Иван Зенкевич Pro автомобили

Неискушенный в исторических нюансах мотолюбитель вряд ли знает, насколько многогранной и противоречивой является история происхождения мопеда в том виде, в каком мы его понимаем сейчас. Причин тому несколько, начиная от того, что вообще подразумевается под мопедом, заканчивая наличием общих корней с полноценными мотоциклами и скутерами.

Какую точку считать начальной в истории мопеда? Создание первого моторизированного двухколесного транспортного средства? Или же отход в отдельный класс мототехники?

Если понимать буквально, то слово «мопед» образовано из двух составных: МОто и ПЕДаль. Следовательно, опустив возможные возражения, первым днем существования данного транспортного средства можно считать дату, когда возник двухколесный симбиоз мотора и педалей. Исходя из этого, историю скутера и мопеда совмещать не корректно.

Немецкий прародитель мопеда

Первые упоминания чего-то подобного на мопед датированы 1885-ым годом. Как и многие другие мировые открытия и изобретения, моторизированный велосипед родом из Германии. Инженер-любитель из Каннштадта, Готлиб Даймлер, решил оборудовать двухколесный велосипед двигателем. Для этого он разработал специальную усиленную деревянную раму, на которую и закрепил силовой агрегат мощностью в пол лошадиные силы и 700 оборотов в минуту.

Как можно догадаться, его конструкторские эксперименты вызывали у окружающих только насмешки. Изобретение Готлиба Даймлера получило прозвище «дедушкины ходики» (дедушкины часы), за схожую конструкцию мотора с часами. Возможно, именно из-за этого перспективнейшая идея не была развита, так и оставшись на уровне прототипа.

История изобретения скутера (мотороллера).

В 1902 году французский инженер Жорж Готье создал первый в мире скутер, получивший название «авто-кресло». Изобретатель установил удобное кресло с подлокотниками и высокой спинкой на двухколёсное транспортное средство, убрав мотор под сиденье и сделав проём между сиденьем и рулевой колонкой для удобства посадки.


Готье руководствовался не только соображениями комфорта для мотоциклиста. Совершенно новыми техническими решениями были цепная передача, идущая от двигателя мощность 2.75 л.с. на заднее колесо и запуск двигателя съёмной рукояткой, как на автомобилях. Это изобретение приобрело сразу многочисленную армию поклонников, что стало причиной массового копирования мотоцикла во многих европейских странах. К тем, кто не бездумно лепил копии с чужих изобретений, относился американец Лефебр. В 1909 году он решил усовершенствовать мотоциклетную конструкцию: удлинил базу до 1570 мм, что делало экипаж двухместным, сделал сплошную ровную поверхность под ногами – алюминиевую пластинку размером 43×28 см, установил спереди рычажную вилку. Новая машина получила гордое название New Era. Но идеи, заложенные в этой конструкции, завоюют сердца американцев гораздо позже. А в 1910-хгодах в Америке среди уличных мальчишек развивается новое увлечение – езда на самокатах с моторчиком. Такой вид транспорта стали называть скутером, от сленгового английского глагола «to scoot», что значит «срываться с места, смываться, удирать». Уличные подростки, вооружённые такими помощниками, наводили страх и ужас на мелких уличных торговцев, безнаказанно покидая места преступления. Поскольку такие средства передвижения стали пользоваться популярностью не только у мелких воришек, но и вполне себе законопослушных граждан, то предприниматели поставили производство экипажей на поток.

В 1915 году американская компания Autoped Company of America начинает серийный выпуск усовершенствованных машин, называемых «автопедами». Автопед имел крохотные колёса, причём заднее было закрыто кожухом, платформу-подножку, складной руль и двигатель мощностью в 1.5 л.с. Человек, совершающий передвижения на таком транспорте, не мог позволить себе длительного путешествия, следствием которого была бы простая усталость, так как сиденья на таком автопеде не было. Поэтому с пьедестала рынка автопед был смещён в 1919 году английским изобретателем Грэнвиллем Брэдшоу, догадавшимся установить сиденье на скутер. Машина Брэдшоу, называемая ABC Scootamoto, имела маленькие колёса, высокий руль, полик-подножку и располагающийся позади водительского сиденья одноцилиндровый мотор объёмом 125 см3.

Другие изобретатели, стремящиеся улучшить конструкцию автопеда, решили сохранить не только полик-подножку и крохотные колёса, но и расположение мотора в передней части машины. Так в 1920 году на свет появляется скутер Unibus, который отличается от настоящего только расположением двигателя.


Обладая внешней привлекательности и удобством, эта машина, не имела совершенной трансмиссии, надёжности двигателя и долговечной рамы, поэтому от неё отвернулись надолго самые преданные поклонники этого вида транспорта. Серийное производство скутеров прекратилось почти на 10 лет. И только американские лётчики не отказались от скутеров, на которых они рассекали огромные пространства аэропортов. В одном из таких аэропортов в 1935 году и увидел скутер молодой американский предприниматель Фостер Солсбери, которому пришла идея, что именно такой недорогой вид транспорта и нужен именно сейчас измученной кризисом стране. Для воплощения своей идеи Солсбери подключил своего друга американского инженера Остина Элмора, с которым и был успешно создан в 1936 году скутер Moto Glide, ставший родоначальником современной линейки скутеров. У этой машины были маленькие пятидюймовые колёса, двухтактный двигатель объёмом 82 см3 и автоматическая коробка передач. Скутер имел потрясающий успех, что подтолкнуло друзей на разработку новых конструктивных решений. Молодые люди обратились с просьбой к Роберту Аммону, владельцу компании Cushman, специализирующейся на производстве двигателей для газонокосилок и другой силовой техники, продать тысячу моторчиков. Неискушённые в бизнесе друзья доверчиво оставили чертежи своего скутера, которые попросил Аммон, якобы для доработки двигателя под скутер. А уже через неделю молодые предприниматели получили отказ от Аммона под предлогом нехватки производственных мощностей. Можно только представить, какое негодование испытали компаньоны, когда в конце 1936 года компания Cushman представила покупателю свою разработку скутера Auto-Glide. Справедливости ради, этот скутер не был точной копией Moto-Glide,а выглядел гораздо симпатичнее.

Но Роберт Аммон был не единственным, кому пришлись по вкусу идеи Солсбери. Копировать скутеры стали крупные и мелкие компании. И только благодаря незаурядному уму Солсбери ему удалось вырваться вперёд. В 1937 году изобретатель создаёт новую модель Aero Moto Glide c четырёхтактным двигателем мощностью 0.75 л.с. Через год Солсбери удивляет своих поклонников новой моделью с автоматическим центробежным сцеплением и клиноременным.вариатором, являющихся главными узлами современных скутеров. Американские журналисты присвоили неутомимому изобретателю титул «Генри Форд мира скутеров». В конце 30-х годов популярность скутеров невероятна, доказательством чего служит появление их изображений в самых модных глянцевых журналах.


Во время Второй мировой войны компанией Cushman были разработаны специальные модели скутеров для парашютистов-десантников.


Бурную историю развития скутер получил после Второй мировой войны, когда заводам во всех странах, заточенных под ВПК, пришлось переориентироваться на гражданскую продукцию. Например, в Японии скутеры Mitsubishi Silver Pigeon изготавливали из материалов, предназначенных для строительства самолётов. Даже колёса не надо было производить – ими служили шасси.


В Италии была примерно такая же ситуация. Знаменитая модель Vespa, созданная в 1946 году концерном Piaggio, специализирующемся, в том числе, и на строительстве самолётов, стала законодателем моды в мире скутеров. Основным конкурентом Vespa после 1947 года стала Lambretta производства ещё одной итальянской компании Innocenti. Если вы посмотрите внимательно на фотографию этого шедевра, то не удивитесь, что он был построен на заводе по производству водопроводных труб, перепрофилированном после войны.


Конкуренция между двумя итальянскими компаниями длится и по сей день, что не может не радовать любителей скутеров, так как даёт возможность увидеть неограниченные возможности талантливых людей.

Появление серийных версий мопеда

Несмотря на то, что прототип Г.Даймлера оказался не практичным, идея создания моторизированного велосипеда не покидала изобретателей того времени. Так, в 1893-ем году, два других немецких инженера Вольфмюллер и Гильдебрандт совместными усилиями наладили выпуск подобий мопеда с двухцилиндровым двигателем.

Конструкция двигателя и средства передвижения в целом, также оказалась нежизнеспособной и, в скором времени, производство было остановлено. Среди инженеров-экспериментаторов были и другие попытки создать практичный и удобный мотовелосипед, однако ни одна не привела к конкретному и практичному результату.

Полноценным же дебютом мопеда принято считать образец эмигрантов из России братьев Вернеров. Неудавшиеся журналисты, занимающиеся ремонтом граммофонов и механикой, как хобби, разработали свой вариант двухколесного моторного транспортного средства, которое вскоре покорило Европу. Так что, фактической датой рождения полноценного «мотоциклета», как его называли инженеры-любители, является 1896-ой год.

Первый вариант мопеда Вернеров имел двигатель, расположенный над задним колесом, но изобретателям это показалось не эффективным, и в следующей модели силовой агрегат был перенесен в переднюю часть. Продающийся серийно мопед братьев Вернеров (первый в мире), имел мощность в 0,75 лошадиных силы и достигал скорости в 35 км/час. В общей сложности, первый тираж составил 12 образцов мотоциклетов.

Мопеды СССР

Добавил: Margo

Тема: Техника

В советское время невероятно стильным и модным личным автотранспортом являлись мопеды. Особенно среди юношества. Очередь на приобретения автомобиля длилась годами, цены кусались. Мотоцикл также стоил дорого и все же требовал гаражного хранения. А мопед, подобно велосипеду, зачастую завозили в квартиру. На вождение мопеда не требовались права. Стоили мопеды ссср от 100 рублей. Продажа мопедов в СССР осуществлялась в магазинах мототехники, почти всегда по предварительной записи. Отмечаться в очереди за мопедом требовалось каждое утро в течение месяца-полугода. Мопеды ссср производились на Пензенском велосипедном заводе (легкий мопед ЗИФ), Львовском мотозаводе (мопед Верховина, мокик Карпаты), Рижском мотозаводе (мопед Рига, мокик Дельта). Первый советский мопед выпустили в 1958 году на Рижском мотозаводе Саркана звайгзне: Рига-18. Модель оказалась не очень удачной. После практики на чешском мотозаводе JAWA в шестидесятые годы начался серийный выпуск первых мопедов в СССР — Рига-1. Мопеды Рига постоянно модернизировались. В фильме Приключения Электроника Сыроежкин рассекал именно на мопеде RIGA. Завод Саркана звайгзне активно функционировал до начала 90-х. Перестроечный кризис стал роковым для прославленного предприятия, вскоре рижские мопеды ссср перестали выпускаться, завод прекратил существование. Помимо моделей марки Рига, наибольшей популярностью в СССР пользовались модели Верховина и Дельта. Мопед Дельта СССР — это настоящая звезда восьмидесятых. Мопед Дельта комплектовался двумя видами двигателей: V-50 — ручное переключение передач, V-50M(V-501M) — ножное. Объем двигателя — 40-50 cm3. Скорость — 50 км/ч. Мопед Дельта в СССР особенно любили за то, что он походил на чешский мотоцикл Ява (JAWA). В восьмидесятые годы каждый мальчишка мечтал иметь собственный мопед. Счастливые обладатели мопедов объединялись в группы, гоняли стаями по городским улицам, и проселочным дорогам. Не имевшие своей Дельты, или Верховины помогали владельцам мопеда в ремонте, усовершенствовании модели. Самый пик популярности на мопеды в СССР произошел в 1985 году. Начало лихих девяностых положило конец массовому увлечению мопедами. Советские ретро мопеды до сих пор интересуют любителей мототехники. На сайтах в интернете выкладываются большое количество разнообразных фото — мопеды СССР. Из двух-трех стареньких мопедов Дельта, собирают один полновесный рабочий ретро мопед. Некоторые советские мопеды восьмидесятых годов до сих пор на ходу без значительного ремонта. Ныне под названием Дельта выпускаются мопеды китайского производства, но они не идут ни в какое сравнение с советскими ретро мопедами Дельта — в свое время созданными специально для российских дорог. М.Шарапова

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 7

Оценка: нет

Пять случайных статей о мотоциклах:

Энергоснабжение Явы

Читать далее >>

Слово водителям Яв. Читательская конференция для владельцев чехословацких мотоциклов в 1966 году

Слово водителям Яв Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов. Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими ст…
Читать далее >>

Чезет 350 модель 472.3

Возвращение Чезета ( CZ 472 3) Марка CZ хорошо известна у нас по кроссовым мотоциклам, поступающим в спортивные клубы, и, конечно, по тем машинам, на которых ведущие мотоспортсмены страны завоевывали призовые места на чемпионатах мира. Однако старые мотоциклисты помнят и дорожные ЧЗ классов 175 и 250 смЗ, поступившие в СССР в небольшом количестве лет пятнадцать тому назад.Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого известного , 1976, № 12), и редакция получила возможность испытать новую модель CZ-472 класса 350 см3.Мотор нового ЧЗ почти не отличается от хорошо уже известного двигателя Ява-634; разница лишь в небольшом изменении заднего крепления к раме (у ЧЗ оно уже), наличии механизма полуавтоматического выключения сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая вскоре зима прервала испытание, с ЧЗ-472 мы успели познакомиться достаточно подробно.Общее впечатление таково: это довольно хороший дорожный мотоц…
Читать далее >>

Устранение дефекта самопроизвольно отворачивающихся винтов, крепящих диск сцепления на мотоцикле Урал

В мотоциклах «Урал» нередко самопроизвольно отворачиваются винты, крепящие диск сцепления, что вызывает резкий стук. «Руководство по эксплуатации» рекомендует для устранения дефекта снять коробку передач — значит, предварительно демонтировать колесо, главную передачу и кардан. Коробка передач: 1 — гайка крепления коробки; 2 — труба воздушного корректора; 3 — дополнительное отверстие, которое надо просверлить; 4 — заливная горловина; 5 — винт, крепящий диск сцепления; 6 — диск сцепления. Надобность в этой трудоемкой работе отпадает, если просверлить отверстие диаметром 22—24 мм в крышке коробки, как показано на рисунке. Ослабив крепление коробки (отвернув три гайки и один болт), отодвигаем ее от двигателя на 3—4 мм, чтобы не мешал отвернувшийся на сцеплении винт, который подводим к сверлению, нажимая на пусковую педаль. Через отверстие заворачиваем и надежно керним винт, а затем закрываем отверстие п…
Читать далее >>

Двигатель МТ-9

Новый двигатель на старые машины Более десяти лет назад киевский завод перешел на выпуск мотоциклов семейства «Днепр», отличающегося от предыдущего главным образом силовым агрегатом. Нынешний двигатель, несмотря на меньший рабочий объем (650 см8 вместо 750 см3), обладает большей мощностью и лучшими эксплуатационными качествами. Это достигнуто внедрением ряда современных конструктивных решений. Так, благодаря замене роликовых подшипников в нижних головках шатунов подшипниками скольжения (автомобильными биметаллическими вкладышами) и применению цельного чугунного коленчатого вала увеличен моторесурс кривошипно-шатунного механизма и одновременно упрощен его ремонт. Биметаллические цилиндры (алюминиевая рубашка и чугунная гильза) позволили значительно снизить по сравнению с прежними цельными чугунными теплонапряженность поршневой группы и обеспечить ее работоспособность при длительной езде в тяжелых дорожных условиях.И вполне естественно желание у владельцев мотоцикл…
Читать далее >>

вход регистрация забыли пароль?

Магазин мото-товаров О магазине Условия и порядок возврата

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]