Доставка фруктов в офис, магазин, кафе, на мероприятие, частным клиентам в квартиру Репутация нашей компании основывается на поставках качественного и свежего товара. Бесплатная доставка- Мы осуществляем бесплатную доставку товара до наших клиентов по Санкт-Петербургу. Заказ доставляется на следующий день.

Мотоциклы марки Тула: плюсы и минусы, модели, варианты тюнинга

Мотоцикл Тула — это уникальный советский мотоцикл для езды по бездорожью. Байк способен проехать по любым дорогам и имеет очень необычный дизайн с широкими колесами. Его активно приобретали жители поселков для повседневных поездок. Высокое качество сборки обусловлено тем, что он собирался на военном Тульском машиностроительном заводе (ТМЗ).

История создания

История создания берет свое начало с 1984 года, когда с конвейера Тульского машзавода имени Рябикова сошли и поступили в продажу первые 200 мотоциклов. Пик же производства пришелся на 1986-19 88 гг. Тула являлся пионером советских внедорожников с воздушным принудительным охлаждением, а также первым байком в СССР, где был установлен электростартер.

Так как завод не имел лицензии на выпуск мотоциклов, пришлось выходить из положения путем установки небольших мотороллерных колес, что переводило Тулу в разряд мотомашин. Своим дизайном мотоцикл обязан группе художников Ленинградского филиала ВНИИТЭ, которой руководил С. Николаев.

Выпускалось в среднем 11000 мотоциклов в год в течение 12 лет. Они пришлись по душе разным категориям мотолюбителей, но особой популярностью пользовались у селян, выезжающих на них поохотиться и порыбачить. Для дальних поездок он также вполне подходил.

В начале 90-х начало страдать качество выпускаемой продукции, а после 1993 г. резко сократился выпуск мотоциклов. В 1996 г. их производство было свернуто.

Особенности покупки мотозапчастей в Moto Life Market

Если раритет родом из Советского Союза нуждается в ремонте, то заменить оригинальные детали китайскими аналогами не всегда возможно, нужны именно запчасти из СССР. Детали на мотороллеры Муравей и Тула представлены широким ассортиментом в магазине Мотозапчасти СССР. У нас только высококачественные комплектующие, выполненные по строгим требованиям от проверенных производителей. Мы знаем все тонкости ремонта советских мотоциклов, поэтому можете смело обращаться за консультацией к нашим менеджерам – они посоветуют лучший вариант и отправят запчасти в оговоренные сроки.

Технические характеристики

Марка мотоцикла ТулаТМЗ-5.951 ТМЗ-5.952
Двигатель двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см
Мощность (л. с.) 12,5 13
Бензин А 76 А 76
Запас/резерв топлива (л) 11/0,5 11/0,5
Скорость (км/ч) 90 85
Масса (кг) 129 126
Номинальное напряжение (вольт) 12 12
Ход колес перед/зад. 130 мм/80 мм 130 мм/80 мм
Коробка передач четырехступенчатая четырехступенчатая
Диаметр тормозов (мм) 150 150
Топливо (расход на 100 км/л) 3,6 3,6

Смотрите видеообзор мотоцикла Тула ТМЗ-5.951 19888 года выпуска:

Технические особенности модели

Двигатель на мотоцикле Тула установлен двухтактный двигатель, который использует для работы в качестве топлива бензин (изначально рекомендовали бензин А-76). Для заправки использует традиционная схема того времени, бензин смешивается с маслом в пропорции 33 к 1. В основе топливной системы находится карбюратор К-62.

На ровном асфальтированным покрытии Тула разгоняется до 85 километров в час. При этом расход топлива колеблется от 3,6 до 4 литров на 100 километров, в зависимости от положения лепесткового клапана. Резервный запас примерно пол-литра, при вместимости топливного бака 11 л.

Мотоцикл был разработан специально для езды по бездорожью и поэтому имеет подвеску, у которой спереди установлена телескопическая вилка, а сзади маятниковая с амортизаторами. В основе мотоцикла находится стальная трубчатая дуплексная (сдвоенная) рама, на которой крепятся все основные элементы. Шины с протектором имеют размер 6,7 и 10, дают хорошее сцепление с дорожным покрытием при этом давление на грунт минимальное.

Благодаря многодисковому сцеплению с масляной ванной, мотоцикл стартует плавно. А массивный маховик обеспечивает устойчивую работу на любых оборотах. Также двигатель мотоцикла быстро приспосабливается к изменениям нагрузки во время езды.

Тула подходит для мототуризма, в том числе и по пересеченной местности, поездок на рыбалку, охоту и бытовых поездок в сельской местности.

У мото есть все необходимые атрибуты для езды по дорогам: поворотники, зеркала, фары. Тула подходит для мототуризма, в том числе и по пересеченной местности, поездок на рыбалку, охоту и бытовых поездок в сельской местности.

Технические характеристики

Объем двигателя200 см3
Тип двигателядвухтактный
Охлаждениевоздушное принудительное от вентилятора, нагнетаемое воздушной крыльчаткой
Число цилиндров1
Степень сжатия8,5
Мощность, л.с12,5 (ТМЗ-5.951), 13 (ТМЗ-5.952)
Коробка передач4-х ступенчатая с ножным переключением
Расход топлива3,5 – 4 л/100 км
Топливосмесь бензина с маслом
Объем бака11 литров
Максимальная скорость, км/ч85 (ТМЗ-5.951), 90 (ТМЗ-5.952)
Сухой вес, кг129 (ТМЗ-5.951), 126 (ТМЗ-5.952)
Максимальная нагрузка180 кг
Тормозной путьсо скорости 30 км/ч — не более 6,5 м, со скорости 60 км/ч — не более 25 м
Габариты200х125х90 см (ДхВхШ)

Преимущества и недостатки

К достоинствам мотоциклов Тула, которые до сих пор привлекают потенциальных покупателей, относятся:

  • простота и удобство в обслуживании;
  • повышенная проходимость;
  • надежность в эксплуатации;
  • сравнительно низкая стоимость;
  • небольшой расход топлива.

Среди недостатков отмечается следующее:

  • проводка расположена не совсем удачно, в результате чего в нее нередко проникает влага, пыль и грязь.
  • не оборудован обтекателем;
  • достаточно массивный, что бывает критичным на плохой дороге;
  • развивает не очень высокую скорость;
  • плохая устойчивость байка в ненастную погоду и склонность к «подсеканию» при совершении поворотов, что обусловлено широкими шинами.

Обзор

Внедорожник Тула был новшеством среди советских мотоциклов, впервые двигатель запускался электростартером и было использовано воздушное охлаждение. На мото был установлен бензиновый двигатель рабочим объемом 200 кубов, специальные колеса и система подвески. У мото было множество положительных отзывов.

ПлюсыМинусы
+ простой в обслуживании, + надежный, + небольшой расход топлива, + проедет по любым дорогам.— невысокая скорость, — тяжесть, — в проводку может попадать грязь и вода.

Модификации

За все время мотоцикл Тула трижды подвергался модификации:

  • ТМЗ-5.951. Производилась модель 6 лет, начиная с 1984 г. Имела вес 129 кг. Могла развивать скорость в час не более 85 километров. Мотор обладал мощностью в 12,5 лошадиных сил.
  • ТМЗ-5.952. Также производилась 6 лет, с 1990 года. Оснащение более легкой рамой позволило уменьшить общую массу на 3 кг. Стал более мощным движок, правда, прибавилась только половина лошадиной силы. Увеличились скоростные качества – теперь можно было разогнаться до 90 километров в час.
  • TM3-5.971. Начал производится в одно время с предыдущей моделью и фактически являлся ее переконструированной модификацией с грузовым модулем ТМЗ-9.906. Проведено усиление рамы. Вместе с тем ни двигатель, ни руль с передней вилкой не подверглись изменениям. Модель представляла собой трехколесный мотоцикл с багажником на 129 кг веса (без пассажира). Также предусматривалось крепление прицепа на 1 центнер груза. Соединительные узлы были спрятаны под пластиковой облицовкой.


Трицикл Тула 5.971

МОЙ МОТОЦИКЛ

Кто нибудь видел такой аппарат? Я точно не видел. Фоточка из журнала вот потому и нечеткая. Так что это за чудо мототехники?

В конце 1992 года коллектив расширил гамму своей мотопродукции новинкой: 3-колесным мотоциклом TM3-5.97I. Какие жизненные требования легли в основу конструкции нового для России транспортного средства и на какую категорию покупателей они ориентировали эту новая модель? Развитие фермерских хозяйств, дачного и индивидуального строительства, да и просто условия жизни в сельской местности породили целую армию соотечественников, которых весенне-осенняя распутица отрезает от цивилизации и затрудняет любой вид деятельности. Это и стало основными причинами, побудившими завод создать транспортное средство, способное доставить пассажира и мелкие партии грузов в труднодоступные для обычного транспорта места. Всем был хорош «Муравей» — только проходимость не очень. А «Тула», обладая завидной «вездеходностью», не могла перевозить большие грузы. Поэтому разработка конструкции трицикла ТМЗ-5.971 основывалась на использовании хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации узлов обеих моделей. То есть они соединили два в одном — неплохое решение, на мой взгляд. Двигатель с принудительным охлаждением и лепестковым клапаном на впуске остался без изменений, то есть он полностью взаимозаменяем. Рама мотоцикла после всесторонних серьезных испытаний была усилена, ведь нагрузки на нее значительно увеличились. Но при этом она тоже полностью унифицирована по присоединительным размерам с мотоциклетной. Не изменились также передняя вилка и рулевое управление. Вообще, можно говорить о том, что в качестве передней части трицикла использована аналогичная часть ТМЗ-5.952, к которой в точках крепления маятника и амортизаторов присоединяется грузовой модуль ТМЗ-9.906 (см. фото).


Рама модуля представляет собой пространственную конструкцию из труб и стальных штампованных деталей, на которую крепятся узлы грузового мотороллера — дифференциал и балансиры, спрятанные под облицовку из пластика АБС. Из-за разницы в конструкциях мотоцикла и мотороллера получилось, что колея задних колес несимметрична относительно продольной оси трицикла. Визуально это заметно по различной ширине багажных площадок справа и слева. Испытания показали, что в эксплуатации это никак не заметно.


Грузоподъемность багажника до 120 кг (без пассажира) и 90 кг с пассажиром.

На дифференциальной коробке заднего моста укреплено сцепное устройство для буксировки прицепа. За счет прицепа масса полезного груза, который может перевозить мотопоезд, увеличивается на 100 кг. Завод уже выпустил прицеп

ТМЗ-9.601, предназначенный для эксплуатации не только с трициклом, но и с другими мотоциклами с объемом двигателя 200 см/куб и более. Кстати, владельцы мотоциклов «Тула — 952» и «951-х» имели возможность переоборудовать их в трицикл. но для этого им нужно было, во-первых, купить грузовой модуль ТМЗ-9.906, и во-вторых, безо всяких переделок, в соответствии с инструкцией присоединить его к мотоциклу. Это занимало не более двух часов.

Дальнейшей истории этого транспорта я, если честно незнаю и не нашел, так что на этой ноте пока закончу……

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРИЦИКЛА TM3- 5.97I.( скобки — с прицепом TM3-9.606) Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный с газораспределением поршнем и клапаном не впуске; рабочий объем цилиндра, см/куб — 199, диаметр X «од поршня, мм —62X66, степень сжатия (геометрическая) — 9,5, максимальная мощность, кВт (л. с.)/об/мин — 10,00 {13,6)/5000, максимальный крутящий момент, м. н. (кГс- м)/об/мин — 16,5 (t,66)/4900; смазка двигателя — совместно с топливом, содержание масла, % — 3; системе охлаждения двигателя: принудительная, воздушная, вентилятором; мощность, потребляемая вентилятором, кВт (я. с.) — 0,736 (1).

Силовая передача: сцепление — демпферное, многодисковое в масляной ванне; коробка передач: двухходовая, шестеренчатая, 4-ступенчатая; передача от коленвала на сцепление — цепная, цепь —ПВ-9.525-1300 ТУ-3-6-79; передача от коробки передач на главную передачу — цепная, цепь — ПР-12,7-1820-2 ГОСТ 13568-75; дифференциал с коническими шестернями и двумя сателлитами; передача от редуктора к задним колесам — полуосями с резимометаллическими шарнирами.

Ходовая часть: рама—штампованная сварная; передняя вилка — телескопическая с гидравлическими амортизаторами, ход переднего колеса по оси, мм — 155; подвеска задних колес — независимая, пружинная с гидравлическими амортизаторами; тормоза: колодочного типа с ручным приводом на переднее и ножным на задние колеса; колеса дисковые разборные; размер шин, мм (дюйм) — 170—254 (6,70—10).

Общие данные: радиус поворота, м, не более — 3; количество перевозимых людей — 2; грузоподъемность с учетом массы водителя, кг — 230 (330); максимальная скорость, км/ч — 70 (40); время разгона на участке 400 м, с — 36 (42); выбег с установившейся скорости 50 км/ч, м — 200; контрольный расюд топлива, л/100 км, не более — 5,5 (6,1); минимальный расход топлива, л/)00 км — 5,2 (5,5); расход топлива в городском цикле, п/100 нм — 6,0 (6,5); тормозной путь, м, не более: со скорости 40 км/ч -~- 11 (15), со скорости 60 км/ч — 21; установленный ресурс до капитального ремонта при условии соблюдения правил эксплуатации и ухода, указанных в инструкции, км, не менее — 16 000 (13 500); установленная безотказная наработка, км, не менее— 1000 (850),

Возможности тюнинга

Современные технологии позволяют сделать тюнинг мотоцикла Тула на высоком уровне.

Вариант тюнинга №1

Можно провести следующие манипуляции:

  • Установить китайский движок (бензиновый, 4-хтактный) Racer воздушного охлаждения. Карбюратор японский, рабочий объем – 200 «кубиков».
  • Поставить пятиступенчатую коробку передач.
  • Поменять аккумулятор (12-вольтовый, емкость 7 Ач).
  • Произвести замену тормозов (на передних колесах – барабанные, на задних – дисковые).

Мотоцикл можно еще покрасить и по возможности заменить проводку.

В результате на выходе получится мотоцикл мощностью 14,3 лошадиных сил, способный развивать скорость в 100-110 км/ч, с расходом автомобильного бензина чуть более 2 литров на 100 км. Имеет приборную панель, которая отображает нужные параметры. Заводить тюнинговую версию можно как ножным, так и электрическим стартером.

Специфический подход

Концепция машины была довольно любопытной. Прочная дуплексная рама, длинноходные амортизаторы подвески, двигатель, оснащённый системой принудительного воздушного охлаждения, предназначенные для движения по бездорожью шины…

Всё это, казалось, делало мотоцикл Тула весьма перспективным. Тем не менее, судьбу этой техники нельзя назвать удачной. Почему? Попробуем разобраться в причинах. А для лучшего их понимания начнём с базовых параметров.

Путаница с названиями

Что до ошибки с названием Тула 200, то тут другая история. Так назывался мотороллер, выпуск которого был организован на ТМЗ в 1956 году. Модель почти полностью копировала немецкий мотороллер Glas Goggo TA55. Машина оказалась достаточно удачной. Тула 200 послужила базой для следующих модификаций, таких как Турист и Тулица.

Почти одновременно с мотороллером Турист появился созданный на тех же агрегатах ТГА 200. Основой конструкции силовых агрегатов всех перечисленных модификаций был появившийся в 1956 году двигатель Т-200. Дополненный воздушной системой охлаждения и модифицированный мотор использовался и на мотоцикле Тула. Видимо, это и стало причиной того, что некоторые по привычке стали называть байк Тула 200.

Ворох проблем

Да, мотоцикл Тула действительно неплохо передвигался по бездорожью. При должном умении ездока он мог даже перемещаться по вспаханному полю. Но вот на ровном асфальте машина чувствовала себя неуютно. Сказывались и относительно низкая скорость, и специфические параметры двигателя, основные детали которого были позаимствованы у агрегата, применявшегося ещё на мотороллере Тула 200.

Широкие шины, успешно справляющиеся с грязью, на мокром асфальте начинали скользить, что сказывалось на эксплуатационной безопасности. Асимметричная конструкция мотора привела к смещению центра тяжести на одну сторону. Это тоже не улучшало управляемость в поворотах.

Не хватало скорости. На трассе мотоцикл Тула мог обогнать мопед, но серьёзно проигрывал в динамике традиционным дорожным мотоциклам. Не радовал и высокий, для машин такого класса, расход топлива. На машинах первых серий устанавливался топливный бак, состоящий из двух не сообщающихся между собой половин. Это оказалось крайне неудобно и впоследствии недостаток устранили, установив единый бак.

Особой заботой для тех, кто эксплуатировал мотоцикл Тула, стал стартер-генератор (дино-стартер). Он частенько выходил из строя, не обеспечивая ни надёжный запуск, ни нормальный уровень зарядки аккумулятора. К тому же, отечественная промышленность в то время не выпускала компактных двенадцативольтовых батарей, способных вырабатывать высокий пусковой ток.

На первых порах пришлось комплектовать машину двумя аккумуляторами, что существенно добавляло веса. Выполненный в едином формате аккумулятор для мотоцикла Тула появился лишь на поздней модели.Так что для тех, кто приобрёл мотоцикл Тула, технические характеристики оказывались на втором плане…

Недописанная история

Несмотря на перечисленные недостатки, жители глубинки проявляли к специфической технике определённый интерес. Ввиду специфического дизайна техники, любимым занятием многих владельцев стал тюнинг. Это дало повод специалистам ТМЗ разработать несколько дополнительных модификаций, среди которых была даже выпущенная малой серией Тула ТМЗ-5.971 – трицикл.

Предполагалось, что трёхколёсная модель станет альтернативой популярному мотороллеру ТГА 200 Муравей. Сколько было выпущено таких машин точно неизвестно.Распад СССР и возникшие, как следствие, проблемы в экономике, не могли не сказаться на работе ТМЗ.

В стремлении выжить предприятия оборонного комплекса, к которым относился и Тульский машиностроительный завод, предпринимали порой даже рискованные шаги. Была сделана очередная попытка усовершенствовать мотоцикл Тула и продвинуть модель на европейский рынок.

Но вскоре выяснилось, что по стандартам ЕЭК байк со столь значительно смещённым в сторону центром тяжести не может быть допущен к эксплуатации. Идея умерла. Окончательно выпуск модели был прекращён в 1996 году.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]