000_moto_0112_050
Смотришь на характеристики обоих снегоходов и диву даешься: вроде по цифрам — абсолютно одинаковые машины, да и картинки в рекламном проспекте недвусмысленно намекают, что испытуемые — пусть не близнецы, но братья уж точно. Но стоило увидеть их вживую, как скепсис по поводу разных названий для одной и той же машины улетучился. На внешности и 800-кубовом моторе сходство и заканчивается. А принципиальное отличие в том, что FreeRide, название которого само говорит о его профориентации, построен на базе «горника» Ski-Doo Summit, а у BoonDocker (который так и подмывает обозвать бурундуком) использована платформа Lynx. Моторы у обоих — рядные двухтактные «восьмисотки» с непосредственным впрыском топлива, снабженные системой электронного реверса (никаких шестеренок или редукторов, просто мотор в режиме заднего хода заводится в обратную сторону, это же двухтактник!). Никаких «понижаек» или электростартеров с аккумуляторами — все подчинено снижению веса. Позабавили кнопки включения реверса на обеих машинах: маленькие обрезиненные коробочки, притянутые к рулям обычными пластиковыми хомутиками. С одной стороны, вроде бы и «колхоз», а с другой, трезво понимаешь, что иного здесь попросту и не нужно. Мода на двухрежимные регулировки гидравлики подвесок, похоже, затронула не только спортбайки — у FreeRide на каждом амортизаторе есть раздельные регулировки демпфирования сжатия для высокой и низкой скорости перемещения штока. О броскости дизайна распространяться не буду — сами все видите, а скажу лишь, что если «бурундук» доступен только в черном цвете, то FreeRide поставляется вообще альбиносом — без всяких лейблов, а владелец сам выбирает один из восьми вариантов расцветки и обклеивает снежик сам.
Ручным стартером даже в —32°С оба снегохода заводятся достаточно легко: если прогретые, то с пол-оборота, а на холодную максимум раза с десятого. И что важно, усилие на «веревочном стартере» адекватно невелико, несмотря на то что по ту сторону баррикад сопротивляется компрессия двух 400-кубовых «котлов». Системы непосредственного впрыска и дозированной смазки делают свое белое дело: выхлоп не воняет гарью, а имеет едва заметный породистый запах, присущий только двухтактникам.
Объезжать эту пару начал с FreeRide. Коллеги пугали: мол, он очень резкий, своенравный и неуправляемый. Но с каждым метром снежной целины, оставленной за зубастой гусеницей я все больше и больше срастался с машиной. Сказать, что мощности море — не сказать ничего. Но двухтактник есть двухтактник — вся тяга только «сверху» и «посередине». Под стать характеру мотора и оборотистый темперамент вариатора — он включается только после 4500 об/мин, что при трогании моментально срывает 154-дюймовый трак в букс. Главное при этом не закрыть газ и не дать машине закопаться — через мгновенье FreeRide, как кузнечик, выпрыгивает вперед, вышвыривая мощную струю снега из-под гусеницы, и несется сломя голову. Сто, сто сорок, сто шестьдесят… Морозные окрестности по бокам дороги начинают замыливаться, а стрелка спидометра как будто взбесилась. Остановить это бесчинство помогают «когти» гусеницы и эффективные тормоза, ведь на двухтактнике закрытие газа не приводит к торможению. Да, это, конечно, не полноценный горный Summit, но в недостаточной проходимости его не обвинишь. Двухтактный мотор хоть и резок, зато здорово выигрывает в весе перед четырехтактниками, что особенно важно при вызволении из белого плена: обтоптал машину, занес «хвост» и понесся дальше, поднимая клубы искрящегося на полярном солнце снега. Подвески после получаса езды «размерзлись» и начали действительно работать: на любых скоростях и при любых неровностях почти всю резкость тряски они сглаживают на ура, да и при приземлениях после прыжков их не пробивает. Вроде и не перина, и не скачет снегоход, будто сайгак. Стоковые положения регуляторов под мой средний вес (70 кг) оказалась вполне подходящими. И еще о комфорте: этот, вроде бы, чистой воды спортивный снаряд не лишен приятных мелочей вроде регулируемого подогрева и неплохой ветрозащиты. Единственное, что хотелось бы доработать: на дне ниш для ног постоянно скапливается и стаптывается снег, который приходится регулярно отковыривать и вытаскивать — штатные «дренажные» отверстия вмиг забиваются и обмерзают.
А вот с управляемостью все не так однозначно. У меня не было повода усомниться ни в жесткости рамы, ни в правильности кинематики рулевого управления, но вот проверить все реакции машины оказалось очень трудно. Здоровенная гусеница и широкие лыжи — наследственные черты семейства Summit, конечно, не делают управляемость нулевой, но для того чтобы заправить машину в поворот по желаемой траектории, приходится изрядно попотеть. В большинстве случаев, особенно под малоопытным райдером, машина просто едет куда хочет. Тут вовсю приходится работать корпусом, загружая ту или иную лыжу — только так райд из free превращается в райд «куда надо». Но стоило мне поменяться машинами с коллегой, как под центнером его веса Free Ride оказался намного более послушен.
Резюмируя могу сказать, что FreeRide — машина действительно для полного отрыва, причем на любом снегу, но чайников к ней подпускать категорически противопоказано — техника действительно очень норовиста.
Но уж кто бешеный на самом деле, так это «бурундук» BoonDocker. Вот уж исчадье ада! Хоть мотор здесь такой же — 800-й двухтактник от Rotax, по динамике он обставляет FreeRide играючи. Стоит притопить газ на укатанном снегу, как машина действительно встает на гусеницу, рассекая воздух лыжами и с диким остервенением несется вперед. Руки от руля отрывает так, что порой кажется, будто это не снегоход, а санки с твердотопливным ускорителем под сиденьем. Динамика — на уровне литрового спортбайка, продольные перегрузки под 1g — тоже. Я поездил на многих снежиках, но даже BRP MX-Z (уж на что икона гонщиков) не дает такого ощущения адреналиновой безбашенности, как «бурундук». Под стать взрывному мотору и настройки трансмиссии: ни один джоуль энергии, вкрученный коленвалом в вариатор, не пропадает зря — этим можно объяснить почти постоянный букс трака (он, кстати, здесь покороче, чем на FreeRide — 146 дюймов). Сам BoonDocker намного худосочнее, чем FreeRide: начиная от подушки сиденья, заканчивая колеей лыж. Узкий, быстрый и точный, как гепард, этого «бурундука» я бы отнес не к грызунам, а к хищникам. Более того, под стать и управляемость машины: дуги поворотов он на любой скорости пишет, будто по лекалу, вместе с тем прощая незначительные ошибки в управлении. Хотя это немного странно: издавна машины семейства Ski-doo были более резкими и маневренными, чем те, что построены на платформе Lynx. Радость от езды на «бурундуке» омрачал факт несовершенства нашего мира, ведь по-прежнему за все приходится платить. Пусть гусеница на «бурундуке» всего на дюйм уже и на восемь дюймов короче, но на ней не столь развиты грунтозацепы, как у FreeRide, — стоит только чуть замешкаться и сбросить ход в глубоком пухляке, как машина норовит «сесть». Отсюда вывод о том, что BoonDocker — машина менее проходимая, чем оппонент из серии Ski-Doo. Этот Lynx более предназначен для относительно ровного и плотного снега — там он по полной может проявить свою без преувеличения дичайшую динамику и отточенную управляемость. А стоит подыскать подходящую кочку или холмик, как бурундук бешеный превращается в бурундука летающего — контакт с землей он теряет намного охотнее, чем «фри». Вроде бы, и амортизаторы на нем не имеют столь богатого набора регулировок, и весят машины практически одинаково, а факт, как говорится, налицо.
Внешний вид
Материал рамы | Аллюминий |
Материал панелей корпуса | Пластик |
Модель рамы | REV-XM |
Расположение FloorBoard | Водитель |
Устойчивость к скольжению | + |
Рукоятки | Стандарт |
Защита седельной сумки | — |
Защита ремня | + |
Защита щитка | — |
LightGuard | — |
Защита сцепления | + |
Защита от снега | + |
Боковая панель | + |
Руль | Стандарт |
Передний бампер | Стандарт |
Задний бампер | Стандарт |
Крючки на руль | Стандарт |
Материал лыж | Пластик |
Модель лыж | Pilot™ |
Лыжные ручки | Стандарт |
Материал скагов | Dual Carbide |
Горный руль | Стандарт |
016_moto_0112_050
Этот, казалось бы, чистой воды спортивный снаряд не лишен приятных мелочей вроде регулируемого подогрева и неплохой ветрозащиты. Единственное, что хотелось бы доработать: на дне ниш для ног постоянно скапливается и стаптывается снег.
Этот, казалось бы, чистой воды спортивный снаряд не лишен приятных мелочей вроде регулируемого подогрева и неплохой ветрозащиты. Единственное, что хотелось бы доработать: на дне ниш для ног постоянно скапливается и стаптывается снег.
ИТОГ.Подводя черту, можно с полной уверенностью назвать этот тест спарринг-дуэлью без проигравшего: при должном умении на укатанной трассе «бурундук» заткнет за пояс FreeRide, но стоит им оказаться на целине, Ski-doo отыграется за счет проходимости с таким отрывом, что никому не покажется мало. Это два венца инженерной мысли, у которых одна задача — дарить сумасшедший драйв, и у каждого это получается по-своему блестяще.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (данные производителя) | ||
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | ||
Модель | BRP Lynx BoonDocker | BRP Ski-doo Summit FreeRide |
Модельный год | 2011 | |
Длина × ширина × высота, мм | 3230×1160×1130 | 3335×1140×1130 |
Масса, кг | 220 | 222 |
Колея лыж, мм | 975 | |
Объем бензобака, л | 39 | 40 |
Размер гусеницы, дюйм | 146*15 | 154*16 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Тип | 2-цил., 2T | |
Рабочий объем, см³ | 799 | |
Макс. мощность, л.с. при об/мин | 155/8500 | |
Система питания | непосредственный впрыск топлива | |
Система охлаждения | жидкостная | |
Система запуска | ручной стартер | |
ТРАНСМИССИЯ | ||
Вариатор, с функцией торможения двигателем, электронный реверс | ||
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | ||
Рама | алюминиевая, пространственная | |
Передняя подвеска | на двух А-образных рычагах, ход лыж 242 мм | на двух А-образных рычагах, ход лыж 229 мм, регулировки демпфирования сжатия (быстрое, медленное) и отбоя |
Задняя подвеска | склизовая, ход гусеницы 390 мм | склизовая, ход гусеницы 381 мм, регулировки демпфирования сжатия (быстрое, медленное) и отбоя |
Тормозная система | дисковый тормоз на трансмиссии с гидроприводом и стояночным режимом |
Тест организован компанией ROSAN.
В погоне за бешеным бурундуком: спортивные снегоходы от BRP
Технические характеристики
Длина (в футах) | 10.2 |
Общая ширина (дюймы / миллиметры) | 46.6 / 1184 |
Общая высота (дюймы / миллиметры) | 51.2 / 1300 |
Максимальная длина лыжной базы (дюймы / миллиметры) | 40.1 / 1019 |
Минимальная длина лыжной базы (дюймы / миллиметры) | 38.4 / 975 |
Length (foot/foot) | 10 |
Length (foot/inches) | 2.4 |
Сухой вес снегохода (фунты/килограммы) | 507 / 230 |
Объем топливного бака (галлоны/литры) | 10.6 / 40 |
Кроссовер | Стандарт |
Шустрый горный снегоход
Ski Doo Freeride 165 2022 — шустрый горный снегоход, отлично едущий по рыхлому снегу, с узким шасси и отличной эргономикой. Его подножки из прессованного алюминия прекрасно отводят снег и обеспечивают отличное сцепление с обувью для полного контроля развесовки. Удаление снега происходит через специальные отверстия в передней части подножек.
Его сиденье весьма удобно, но после короткого и заниженного сиденья FORTY7C, устанавливаемого на Expert, сиденье Freeride кажется несколько устаревшим.
С учётом сравнения с Summit Expert, Ski Doo Freeride Gen4 REV 2022 продолжает оставаться почти абсолютно универсальным снегоходом для глубокого снега, а с его амортизаторами он несомненно способен и к прыжкам по сугробам на снегоходной трассе. Как и все снегоходы на Gen4, включая Summit X, SP и Expert, он юркий и лёгкий, к рулю не требуется прилагать больших усилий, а его прочные направляющие гусеницы и подножки повышают его надёжность и спортивные возможности. 850-й мотор тихий и чрезвычайно мощный, а его система электронного старта SHOT позволяет производить запуск двигателя с кнопки, не обладая при этом недостатками традиционных систем с электростартером, включая большой вес аккумулятора.
Приборная панель
Цифровая панель приборов | Стандарт |
Часы | Стандарт |
Тахометр | Стандарт |
Одометр | Стандарт |
Trip Computer | Стандарт |
Спидометр | Стандарт |
Счетчик моточасов | Стандарт |
Датчик температуры | Индикатор |
Датчик топлива | Индикатор |
Multi-Lingual Instrumentation | Стандарт |
Барометр | Стандарт |