Мотард и супермото: все, что о них нужно знать

Внешне motard и supermoto похожи, как братья, поэтому их часто путают. Только один из «братьев» спортсмен, играющий за сборную, а второй – уличный бандит и хулиган. Разбираем, кто есть кто.

Сначала уточним, что такое мотард? Это название стиля мотоцикла пришло не из английского (как ни странно), и даже не из немецкого языка, а из французского. Слово motard – означает байкер и подходит к любому водителю двухколесной техники. Поэтому им начали обозначать городскую, «хулиганскую» версию «заряженного» мотоцикла. Термин supermotard – переводится как «супермото» (во французском слово moto – означает «мотоцикл»). Понятие «супермотард» означает спортивную дисциплину, а «супермото» – класс мотоцикла, применяемого в гонках, но часто и технику, и соревнования называют одним словом из этих двух. Лингвистически неправильно, но если собеседнику понятно – допустимо.

Спортивная дисциплина

Supermoto – динамичный, зрелищный вид кольцевых гонок по асфальтированной картинговой (или супербайковой) трассе, в нескольких местах щедро сдобренной грунтом: насыпными кроссовыми трамплинами, песком, грязью, гравием, и «разбавленной» отметками об объезде по газону. Около 70% «кольца» составляет асфальт, а остальные 30 – грунтовая «дорожка».

Сложность прохождения, высокие скорости и вероятность падения, а также – все виды покрытия, которые городской райдер может встретить в свой самый худший день – и породили приставку «super». «Супер-испытания для супер-мотоциклиста» – вот что такое гонки супермотард, для которых супермото нужно подготавливать значительно лучше, чем мотард – для города.

Супермото – это то, на чем гоняют по треку кроссмены и «кольцевики» в перерывах между соревнованиями. Мотард – то на чем гоняют по городу отчаянные любители адреналина, и делают свои трюки стантеры.

Основная информация

Супермото, по своей сути, является смешением мотокросса с шоссейно-кольцевыми гонками. Трассы для него всегда извилисты, замкнуты в кольцо и имеют комбинированное покрытие, состоящее из асфальтированных (порядка 70%) и грунтовых (30%) участков. На последних обязательно организуются различные естественные или искусственные препятствия. Общая длина трассы – от 1 до 2 км. Стандартная гонка включает серию заездов, каждый из которых длится 20 минут + 1 круг. Участники стартуют одновременно.

Откуда взялся новый вид мототехники – супермото

Его породил извечный спор: что круче – спортбайк, или кроссовый мотоцикл, и что важнее – навыки шоссейной гонки, или вождения на бездорожье. Первоначально – это был кастомный вид мототехники, на которой энтузиасты выступали в шоу-соревнованиях, организованных компанией Red Bull. Он получил широкое распространение только после того, как известные мотопроизводители увидели в нем новую рыночную «нишу», и стали выпускать «гибридные» аппараты, специально подготовленные для этих заездов.

Лет 30–35 назад (точнее сказать нельзя), в Америке, первые одиночки-энтузиасты клепали в своих гаражах «идеальные» мотоциклы, превосходившие серийные экземпляры по скорости, динамике и управляемости. На них можно было прыгать через бордюры, съезжать по лестницам, оставлять с носом копов, катаясь по хайвэю исключительно на заднем колесе (даже при переключениях передач). Показывать прекрасные результаты на треке и делать впечатляющие фигуры стантрайдинга – без ущерба для байка.

За основу брались сначала дорожные экземпляры, которым «открывали» впуск, ставили прямотоки на выпуск, увеличивали дорожный просвет, «задирая» подвеску. Вставляли более производительные жиклеры в карбюраторы (а позже – дополняли их ускорительными насосами, а еще позже – меняли на инжекторы с кастомной прошивкой). Чтобы сделать отклик на поворот ручки газа острее, и «выжать» из мотора все возможные «лошади». Невзирая на его ресурс – форсировали ДВС по оборотам, «кубатурили», снимали с байка все лишнее.

«Лишним», как водится, были пассажирские сиденья, половина заднего и переднего крыла, бардачки, электростартер и даже генератор. Но чуть позже пришло понимание того, что проще поставить и так облегченный до предела и «заряженный» кроссовый мотоцикл, или форсированный спортивный эндуро – на шоссейную резину. Чуть изменить передаточное отношение главной передачи, и «поджать» для трека несколько «резиновую» внедорожную переднюю вилку (подрезать пружины или опустить немного перья в стаканах), установить демпфер.

Размерность шин позволяла быструю замену: и спортбайки, и кроссачи катались на 17-дюймовых колесах. Резину для «гибридных» гонок – применяли соответственно случаю: полуслик для дорожных соревнований, и универсальную – для «грязи» и бездорожья. В дальнейшем – специальные колеса для супермото, а также шины, комплекты подвески, тормоза, руль, глушители, защитные слайдеры – стали выпускать сами мотопроизводители. По отдельности, как запчасти к своим моделям, или как кит-наборы – для трансформации стоковых байков в злые «супер» кастомы.

«Пионерами» стиля стали лидеры классического мотокросса и триала – ВЕТА, КТМ, Хускварна, и Большая японская четверка: Ямаха, Сузуки, Хонда, Кавасаки. Эти же марки – до сих пор остаются лидерами продаж современных «супермотоциклов».

Мотоцикл Beta RS450 (2010 г)

История появления

История появления супермото крайне необычна. Тогда как другие дисциплины стали следствием логичного развития ранее существовавших соревнований или попыток подстроить их под существующие ограничения (как это было, например, со спидвеем), предпосылкой для появления этого направления стало простое развлекательное ТВ-шоу Superbikers, организованное в США в 1979 году. В его рамках в различных дисциплинах (мотокроссе, кольцевых гонках, дрэг-рейсинге, триале) сошлись суперзвезды практически из всех существовавших тогда дисциплин. Цель у них была одна — доказать, что именно их мотоцикл, выбранный перед самым первым заездом, является наиболее универсальным и скоростным в постоянно меняющихся условиях.

К 1985 году шоу, несмотря на изначальный огромнейший успех, было закрыто из-за кадровых перестановок на телеканале и упавших рейтингов. И если бы не французские гонщики, вернувшиеся после участия в нем домой, подобный род соревнований вполне мог бы кануть в Лету. Но интерес французов к необычным гонкам не угас, а разгорелся с новой силой в местной серии заездов, получившей название Supermotard (motard по-французски – мотоциклист).

Здесь следует сделать небольшое отступление, поскольку все это вызвало определенную путаницу с русскоязычными названиями дисциплины и мотоциклов, появившуюся из-за разницы между английским и французским названием исходных соревнований. Среди профессионалов словом «супермото» принято именовать исключительно мотоспортивное направление, а модели мотоциклов для него — мотардами или, что реже, супермотардами.

Так супермото, требующий от гонщика двойной подготовки (выносливости для управления мотоциклом на бездорожье и отточенности движений для развития максимальной скорости на асфальте) начал свое победное шествие по Франции.

Дисциплина оказалась крайне зрелищной, поскольку предлагала зрителю именно то, что он любит больше всего: скорость и серьезный вызов участникам. Все это было на руку не только организаторам, но и телевидению, которое вновь обратило свое внимание на супермото в 1993 году. Оно же поспособствовало и дальнейшему его развитию, так как трансляции локальных соревнований велись не только в родной стране, но и в соседних Италии и Испании. Вскоре о новом виде гонок заговорили по всей Европе.

Точно так же, как со временем ТВ вернулось к супермото, дисциплина мотоциклетного спорта в итоге вновь набрала популярность в США, где даже сформировалась собственная «школа». От привычной для европейцев «французской» она отличалась соотношением асфальтированных и грунтовых участков. В ней преобладали грунтовые отрезки, тогда как в «оригинале» основная ставка делалась на скоростные виражи на асфальте.

Анатомия и виды мотардов и супермото

Чем различаются эти два внешне похожих класса? Самое важное различие – наличие у мотарда ПТС. Мотардом может считаться техника, предназначенная для эксплуатации на дорогах общего пользования. Для города – это лучший вариант. Самый приспособленный: узкий, легкий, с подвеской, «проглатывающей» даже огромные ямы, маневренный, филигранно управляемый, чертовски быстрый и очень понтовый.

Мот с приставкой «супер» – это спортивный инвентарь, не имеющий ПТС и номеров. Мотоциклы для трека – за его пределы обычно выезжают только на прицепе – до другого трека. «Гражданские» модели – наоборот, редко заезжают на картодром, обитая преимущественно на асфальте стант-площадок, и в дорожном потоке города.

От спортивной, городская версия отличается наличием: комплекта зеркал, крепления номера и светотехники. А также электростартером, более комфортным сиденьем, электронными вспомогательными системами (пуск с кнопки, трекшн-контроль, выбор топливной карты). Количество опций – растет соответственно цене.

После довольно поучительного опыта обмена супермото на дорожный мотоцикл, стала понятна одна вещь: пересесть на с мотарда на что-либо еще очень трудно. Так в моем гараже появился Suzuki DR250.


Недавно я писал историю про возрождение Honda CB-1. Мот конечно очень хороший, но не моё это. Одолела тоска по безбашенным покатушкам по лесам и лесопарковым зонам, распугивая расторопно гуляющих парочек. Да да, я злой, и пугаю людей выхлопом. Пока еще никто не умер, а вот восхищенные взгляды ловил довольно часто:) Так вот я к чему- хонда была довольно успешно обменяна на мотард. Человеку хотелось спокойно ездить в дальняки, и он захотел поменяться. Я сначала не понял, чем его не устраивала DR-ка на дорожной резине… Но об этом позже. А нам предстоял путь больше чем в 800км. Позавтракав и погрузив мотоцикл в прицеп, мы отправились в путь.

По приезду начался дождь, отчего толком прокатиться не получилось- оба мотоцикла при выкручивании газа срывались в букс на мокром асфальте. Ну, едет, и то хорошо! Подумал я и загрузил новый мот в прицеп. Кстати, на обратном пути на убитой дороге отстегнулось одно крепление и мотоцикл выпал из прицепа. Всю дорогу поглядывал в зеркало- проверял, все ли хорошо с мотоциклом- он стоял неподвижно и улыбался квадратной фарой:) Но тут мы въехали в большую ухабину, прицеп подпрыгнул, я посмотрел в зеркало и увидел что мотоцикл КУВЫРКАЕТСЯ ПО ОБОЧИНЕ! «***** ***!!!» подумалось мне, я чуть ли не со слезами на глазах бросился к лежащему на обочине мотоциклу. И действительно, не врал интернет- крепкий мотоцикл. После полета с 80км\ч он не получил НИ ОДНОГО повреждения. CBR600RR так не сможет;) Отряхнули пыль, завели- работает. ну и славно! Закрепили потуже, перекусили чаем с пирожками, поехали дальше.


По приезду домой мотоцикл был протерт тряпочкой и поставлен в гараж, а прицеп возвращен хозяину. Ах да, про новый мотоцикл. 1990 года выпуска. Родной мотор не так давно окончательно умер, отчего был установлен двигатель довольно свежего года. Выглядит чисто, едет отменно, полагаю что внутрь лезть смыла пока нет.


Версия довольно редкая- электростартер,6 передач (в интернетах упоминается про 5), вилка-перевертыш, защита всего чего только можно.


Самое главное- алюминиевые двойные обода с ребрами жесткости. Именно такие обода стоят на топовых мотардах, которые снимаются в красочных роликах с прыжками и скоростными покатушками по лестницам и прочим препятствиям, от которых обычные эндурные стальные обода загибаются в баранки.


С подвеской тоже все в порядке- при скоростных переездах кирпичей, бордюров и бревен пробить её так и не удалось. Это же и минус- на мелкие кочки и ямки она почти не реагирует. Полагаю, со временем я разберусь в настройках и все будет как надо.


Кстати, жесткость подвески хорошо сказывается на управлении- мне еще ни одни мотоцикл не удавалось так легко закладывать до подножек на трассе. Это конечно больше заслуга хорошей дорожной резины, которая сильно пасует на мокрой грязи. Я не большой любитель мотокросса, да и вытаскивание мотоцикла из болота для меня не очень то любимое занятие, поэтому меня такой расклад вполне устраивает. Система смазки здесь с сухим картером. Масло заливается в раму


Для меня это плюс- падения ему не страшны, охлаждение лучше. Последнему кстати способствует масляный радиатор, бережно прикрытый металлической решеткой. Про характер На следующее утро я пошел в гараж, знакомиться ближе с новым летательным аппаратом. Сзади стоит огромная звезда, ручка газа короткоходная, в моторе 30 лошадей, а весит он как велосипед. Смекаете что даёт в итоге? Абсолютно дикий и неуравновешенный мотард. С двумя положениями ручки газа: торможение двигателем и вваливание. Если под колесами асфальт- то мотоцикл задирает морду, а если грунт- то заднюю часть уносит в сторону, противоположную повороту. Выезжал из гаражей, на повороте неаккуратно бросил сцепление. Пожалел, лежа в кустах. Уже через пару часов покатушек понял, что можно разворачиваться в один приём на любой дороге, просто регулируя скорость вращения мотоцкла газом;) Посадка, кстати неудобная при моем росте в 195см- колени сильно согнуты, передачи втыкать неудобно. На днях попробую прохватить с девушкой, отпишусь про ощущения второго номера. Да, кстати, катать на эндуро со вторым номером это нормально? В стойке же ехать в самый раз- на абсолютно убитой дороге, которую дачники нещадно пытаются ремонтировать кусками битого кирпича, можно воткнуть 5 передачу и лететь, перепрыгивая лужи и особо крупные булыжники, испытывая при этом чистейший кайф. Говорят, что истинное удовольствие человек получает только при удовлетворении естественных потребностей. Нет. Есть еще кое-что:


Про этот мотоцикл я могу сказать одно: Я счастлив. Я не могу сказать что я нашел в нем себя. Я нашел в нем то, чего мне не хватало всегда: он дикий и непредсказуемый, кажется что управлять им невероятно тяжело, но азарт и адреналин в крови стимулируют покорять его снова и снова. Таким и должен быть настоящий мотард. P.S. Этого гадкого утенка по традиции ждет преображение. Так что следите за постами и запомните его таким, какой он был;)

Гипермотард

Это название моделей большой кубатуры, яркими представителями класса которых являются: KTM 990 SMR, Ducati Hypermotard 1100, и BMW Megamoto (limited edition). Это дорогие, тяжелые, презираемые истинными адептами стиля, байки для «мажоров». Смесь стритфайтера и хард-эндуро, способная «валить» по асфальту 230 км/ч, и периодически съезжать в бездорожье средней сложности. Часто продаются после первых же пары тысяч км, и часто встречаются на вторичном рынке. Причина – не всем удается совладать с их звериной мощью, а комфортом, присущим большинству стритов, там «даже и не пахнет».

KTM 990 SMR

KTM 990 SMR характеристики
Двигатель 999 сс, 4-тактный, 2-цилиндровый (V2), DOHC, с водяным охлаждением
Мощность (макс.) 114 л. с. при 9000 об/мин
Момент 97 Нм при 7000 об/мин
Главная передача цепная
Трансмиссия 6-ступенчатая
Ход подвески (перед/зад) 160 мм/180 мм
База 1505 мм
Высота по седлу 855 мм
Вес 192 кг (сухой)

Супермотард

Группа моделей кубатурой от 500 до 750 сс, яркими представителями которой являются: Yamaha XT660R, KTM 690 SMC-R, Husqvarna SM 701, или SM610S, относительно редкая на наших просторах Aprilia SMV 750 Dorsoduro, а также Honda XR 650 (L или R), Kawasaki KLR 650, Suzuki DR 650. Это мотоциклы-хамелеоны, которые можно эксплуатировать в городе, а при минимальных доработках – на треке.

Husqvarna NOX – один из первых массовых и «культовых» мотардов

С ними можно делать все. В основном, конечно – тюнинговать. Ведь модели в одном классе по характеристикам «дышат друг другу в затылок», а нужно же превосходить соперников чем-то кроме мастерства вождения.

Для сравнения — характеристики двух выдающихся заводских мотардов Husqvarna SM 701 и KTM 690 SMC-R:

Модель Husqvarna SM 701 KTM 690 SMC-R
Двигатель 690 сс, 4-тактный, одноцилиндровый 690 сс, 4-тактный, одноцилиндровый
Мощность (макс.) 67 л. с. при 7500 об/мин 65,7 л. с. при 7500 об/мин
Момент 68 Нм при 6000 об/мин 68 Нм при 6000 об/мин
Тип сцепления Многодисковое в масляной ванне (проскальзывающее) Многодисковое в масляной ванне
Главная передача Цепная X-ring Цепная X-ring
Трансмиссия 6-ступенчатая 6-ступенчатая
Ход подвески (перед/зад) 215/250 мм 250/250 мм
База 1480 мм 1480 мм
Высота по седлу 890 мм 890 мм
Вес 145 кг 139 кг

Мотоцикл Maico Supermoto 250 2003 обзор

Описание мотоцикла Maico Supermoto 250 2003 находится в очереди на публикацию статьи. Анонс: Сегодня чуть ли не под каждый нарождающийся на свет мотоцикл маркетологи стремятся выкроить свою нишу. Тот — дорожный спорт, этот — прогулочный эндуро. А вот к какому классу отнести мотоцикл, в котором всего понемногу? Хороший байк должен обладать надежным двигателем, иметь удобную эргономику и простое управление …

Maico Supermoto 250 изредка продающийся в России мотоцикл оснащенный двигателем большой мощности 54лс. Несмотря на то, что хорошие модели мотоциклов отличаются весьма солидной ценой, а сезон их использования относительно короткий, рынок мототехники стремительно развивается. А если верить словам дилеров, то некоторые модели недавно выпущенных мотоциклов в начале сезона расходятся как горячие пирожки, и привезенных в Россию моделей явно не хватает для полного удовлетворения потребительского спроса.

Мотоцикл давно перестал быть альтернативой автомобиля, и забыты те времена, когда эту технику покупали только потому, что не хватало денег на полноценный автомобиль. Сейчас двухколесные транспортные средства во многих случаях можно назвать чудесами техники, и их стоимость может сравниваться с ценой на престижные автомобили.

Многие люди стали покупать мотоциклы для увлечений, так как езда на них или даже коллекционирование стали хорошим развлечением для многих людей. Многие мотоциклы, например Maico Supermoto 250 технические характеристики которого позволяют назвать модель престижной маркой, пользуются спросом как у начинающих, так и у опытных мотоциклистов.

В настоящее время приобрести новый мотоцикл Maico Supermoto 250 2003-го модельного года нереально, так как их производство остановлено еще 13 лет назад. При этом Maico Supermoto 250 технические характеристики имеет отличные, поэтому многие стремятся приобрести если не новый, то хотя бы подержанный вариант.

Мотоциклы, имеющие объем двигателя 247 cc / 15.1 cub in куб. см., появились в результате длительного труда изобретателей, стремившихся создать модель, не уступающую по характеристикам другим вариантам мотоцикла. В некоторых случаях эти модели не только не уступают, но и опережают другие мотоциклы, так как имеют минимальный расход топлива и прочие отличные параметры.

Maico Supermoto 250 относится к распространенному классу мотоциклов с объемом двигателя от 125 до 250 кб. смКак правило это легкие и относительно маломощные мотоциклы. Тут вы получите покладистое управление, легкое руление и малый вес мотоцикла. Поэтому такие мотоциклы подходят практически каждому новичку независимо от его особенностей. Исключение составляют мотоциклы с двухтактными двигателями классов «спорт» и «кросс», так как байки подобного класса отличаются большей мощностью и крайне резкой реакцией на ручку газа, что тоже не делает их послушными в управлении.

Перейти ко всему модельному ряду мотоциклов Maico, на этой странице вы сможете найти мотоциклы Maico Supermoto 250 других годов выпуска и информацию о них

Супермото-малокубатурники

Все, что ниже 400 сс – категория «попсовых», «подростковых» или «антикризисных» байков, которые покупают, чтобы собрать на их базе «ракету», когда очень хочется драйва, но денег хватает лишь на «Доширак». В нее также попадают 28-30-сильные стоковые 4-тактные «чекушки» (250 сс) и «восьмушки» (125 сс) – с мучительной максималкой в 140 км/ч. Уменьшенные копии полноценных 600-кубовых моделей. Такие как Kawasaki KLX300SM, Kawasaki D-Tracker 250, Yamaha WR250R и WR250X, Honda CRF250R. А также двухтактники КТМ 250.

Kawasaki KLX300SM

Модель Kawasaki KLX300SM
Двигатель 292 сс, 4-тактный, 1-цилиндровый DOHC, 4 клапана
Мощность (макс.) 23,4 л. с. при 8100 об/мин
Момент 20,9 Нм при 8000 об/мин
Главная передача Цепная
Трансмиссия 6-ступенчатая
Тип сцепления Многодисковое, в масляной ванне
Ход подвески (перед/зад) 230/205 мм
База 1435 мм
Высота по седлу 860 мм
Вес 138 кг (снаряженный)

Кроме «породистых» КТМ-ов, Ямах, Хонд, и Кавасаки, в ход идут их многочисленные китайские «клоны»: KAYO, GEON, BSE, Skymoto, «Ирбисы» и прочие «Авантисы», но серьезных результатов на подобном «сырье» добиться практически невозможно. А учитывая изначально меньший, чем у «японцев» ресурс – в гараже мот проведет больше времени, чем на треке. По городу – он «проживет» дольше, но, с оглядкой на слабые тормоза, ненамного.

Особенности supermoto

В первую очередь – это крайне малый ресурс по сравнению даже с эндуро и кроссовыми мотоциклами, и частая потребность в техобслуживании. На двухтактной пятисотке нередко замена поршневых колец, самого поршня, и свечи – происходит всего через 8 моточасов! Для сравнения – простая китайская 17-сильная четырехсотка за это время только завершит обкатку. Четырехтактные двигатели supermoto «тянут» дольше, но ненамного. На шестисотках масло и фильтр нужно менять каждую «тысячу». Регулировка клапанов – каждые 3 т. км. Каждые 4-5 тысяч приходится менять тормозные колодки и свечи. Масло в вилке, антифриз, подшипники рулевой колонки и колес – в зависимости от износа, но тоже значительно раньше, чем в дорожных байках того же объема. Обслуживание требует качественных дорогих расходников (если, кончено, не относиться к двигателю как к одноразовому).

Выраженная вибрация при работе двигателя, независимо от оборотов – вторая яркая особенность этого класса мотоциклов. Одноцилиндровый мотор кубатурой 500–1000 сс – вибрирует сильнее, чем «чемпион» этого дела – харлеевский V-образник. От чего у байков быстро ослабляется крепеж. Отдельная статья обслуживания супермото – регулярная протяжка резьбовых соединений. Каждую свободную минуту. Производители рекомендуют применять фиксаторы и клей, но это помогает далеко не всегда, и иногда можно потерять кикстартер или крепеж пластика – прямо на ходу.

Фокус супермото в том, что любая заводская модель – как бы хорошо она не была «заряжена» , по мнению спортсмена – всегда недостаточно быстрая/динамичная/отзывчивая/управляемая (нужное подчеркнуть). Поэтому свежеприобретенный байк всегда претерпевает серьезную трансформацию. Чтобы серьезно заявить о себе в гонках, мотарду нужны специальные:

Колеса, ступицы, спицы и обод

Чем шире пятно контакта – тем лучше сцепление шин с дорогой. Традиционный диаметр колес для супермото – 17 дюймов спереди и сзади. В отдельных соревнованиях допускается установка 18-дюймового заднего колеса. Размерность покрышек обычно 120/60-17 (переднее) и 150/60-17 (задняя). Если позволяет подвеска – спереди высоту увеличивают до 70, сзади – ставят более широкое колесо 170/60-17. Резина подбирается в зависимости от погодных и дорожных условий трассы.

Возможны комбинации шин разного типа на переднем и заднем колесе:

  • В сухую погоду – слик на оба колеса.
  • В сырую погоду (асфальт) – слик и полуслик.
  • В дождь (асфальт) – дождевая резина, полуслик.
  • Сухая или сырая трасса с элементами бездорожья – спереди дождевая шина или полуслик, сзади – нарезка (полуслик).
  • В дождь (асфальт + бездорожье) – дождевая резина на оба колеса.

Дождевые шины – созданы исключительно для мокрых треков, а обычные слики выпускают в трех вариантах жесткости: мягкий, средний и жесткий. Основные поставщики резины для супермото – BRIDGESTONE, MICHELIN, PIRELLI, METZELER и DUNLOP.

Чтобы «поставить кроссач на шоссейные колеса, нужно либо покупать их в сборе, либо – переспицевать имеющиеся ступицы на другой обод. Если количество отверстий под спицы на передней ступице не соответствует ни одному из доступных ободьев – ее безжалостно меняют на тюнинговую.

Чтоб два раза не вставать, переднее крыло у обычного эндуро лучше заменить на тюнинговое, укороченное с измененной для лучшей обтекаемости на скоростях «за сотню» геометрией.

Тормоза

Традиционный «джентельменский набор», обеспечивающий адекватное замедление динамичного мотоцикла – 320-е вентилируемые «плавающие» тормозные диски, 4-поршневой суппорт радиального типа (желательно Brembo), армированные тормозные шланги.

В виде исключения, можно оставить на байке «родные» диски, если их диаметр 290 или 300 мм, а суппорт – если он двухпоршневой, но шланги менять придется обязательно.

Цепь и звезды

Если в основе мотарда или «супера» взят серийный кроссовый мотоцикл или эндуро –передаточное отношение в его трансмиссии нужно заменить на более «асфальтное», делая упор на скорость, а не на «тягу».

Подвеска

Для езды по твердому покрытию требуется более жесткая предсказуемая подвеска, поэтому в кроссовые и эндурные варианты устанавливают более мощные пружины, меняют перепускные клапана и втулки на тюнинговые (Marzocchi, Ohlins), заливают масло большей вязкости. В идеале – сменить также траверсы на более мощные, с опцией изменения рейка (угол наклона вилки).

Точная настройка проводится в несколько этапов: покатался – отрегулировал, снова покатался, и так – «до победного». Очень важную роль в этом процессе играет вес райдера. Увы, в Supermoto, как и в сноубайке верхний предел массы ездока – 90 кг. И чем ближе к нему пилот – тем сложнее мотоциклу.

Для защиты от «расколбаса», мотарды оснащают компактным рулевым демпфером роторного типа. Штоковый – не вариант, он часто выходит из строя при падении.

Еще одна «фишка» supermoto – использование shape shifter-а или «holeshot device» (устройства блокировки подвески в сжатом состоянии) на передней вилке, дающего занижение передней подвески при старте и исключающее «козление», вместо динамичного рывка с места.

Выпуск

Самый легкий вариант добавить мощности мотору – «облегчить» байк, «подрезав» выхлоп – годится только для уличного хулиганства. Для серьезной техники, особенно двухтактной, вмешательство в геометрию резонатора и выпускной – ведет к снижению производительности. Грамотный тюнинг для уменьшения веса и улучшения производительности – установка тюнинговых элементов из титана (TekMo, Akrapovic). Глушитель рациональнее защитить от стесов при падении – отдельным слайдером.

Двигатель

Помимо дежурной установки тюнинговой поршневой, дающей «прирост» кубатуры и объема антифриза в рубашке охлаждения цилиндра, на супер-мотоциклы устанавливают более производительные радиаторы охлаждения. Меняют сцепление на «проскальзывающее», увеличивают подачу топлива… все – в прямой зависимости от бюджета и технического «потолка» достижимого для базовой модели, из которой кроят supermoto.

Мотоциклы для супермото

И последний важный аспект дисциплины – особенности используемых мотоциклов. Поскольку изначально на трассу спортсмены выходили исключительно ради развлечения, особых требований для техники не существовало и фактически единственными действующими ограничениями было разграничение по объему двигателя. В заездах принимали участие модели с 2-тактными 500 или 4-тактными 750-«кубовыми» двигателями. Однако уже первые заезды расставили все по местам.

Идеальными мотоциклами, способными практически с одинаковым успехом преодолевать все препятствия, стали легкие кроссовые и эндуро-байки. Едва ли не единственным их недостатком был рисунок протектора, не дававший хорошего сцепления при маневрировании и не позволяющий развить максимальную скорость на асфальте. Поэтому первым изменением, собственноручно внесенным в конструкцию участниками, стала замена шин.

В дальнейшем мотоциклы многократно модернизировались, причем отдельные гонщики даже работали над увеличением мощности двигателя. В подобном полулюбительском состоянии подготовка техники оставалась достаточно продолжительное время. Даже выход первого серийного мотарда Gilera Nordwest в 1991 не повлиял на ситуацию – он был специализирован для легкого маневрирования на ровных участках, но слишком тяжел для бездорожья.

Полноценно в игру крупные производители, в авангарде которых были Husqvarna, KTM и CCM, вступили лишь к середине 90-х годов. При этом японские лидеры мотостроения даже не пытались участвовать в «гонке вооружений» – они попросту считали новое веяние несерьезным.

Все это привело к возникновению весьма интересной ситуации: так как европейские серийные мотарды все равно базировались на классических кроссовых и эндуро байках, несколько предприимчивых компаний стали закупать наиболее популярные и удачные японские мотоциклы и модернизировать их самостоятельно. В дальнейшем они получали новое оформление и попадали на рынок уже под европейскими брендами, например Dall’ara. В целом, ситуация с техническим оснащением и общей конструкцией мотоциклов для супермото остается такой и по сей день.

Техника вождения supermoto

Ездить на мотоцикле, комбинирующем преимущества дорожного и кроссового приходится пользуясь и дорожными и внедорожными навыками вождения. Особенно – на трассе соревнований. Даже если в начале гонки соотношение асфальтовых и грязевых участков составляло 70/30%, уже к середине – трасса равномерно покроется тонким слоем песка или жижи. Поэтому первый круг – еще можно будет проходить «с коленкой», а дальше – придется чаще выставлять ногу по-кроссовому вперед, и выбирать тактику при подъезде к каждому повороту.

Существенный момент: при выставленной ноге, положение стопы водителя относительно траектории движения байка и его оси симметрии должно быть строго параллельным: носок «смотрит» туда, куда едет мотоцикл. Иначе – увеличивается вероятность зацепиться мотоботом за неровность и если ногу развернет – неизбежен перелом со смещением.

Основные соревнования

Самых важных событий, помимо уже упомянутой телепередачи, для становления супермото в качестве официального вида спорта было 2:

  • Guidon d’Or (в переводе с французского «золотой руль») – серия грандиозных заездов, в начале 90-х ежегодно собравшая французских и зарубежных гонщиков на комбинированных трассах и ставшая одним из самых существенных толчков к дальнейшему превращению развлекательной программы в строго регламентированный мотоциклетный спорт.
  • Первый официальный чемпионат по супермото, организованный Американской мотоциклетной ассоциацией (AMA) в 2003 году.

В настоящий момент наиболее важным событием для дисциплины является Чемпионат Мира по супермото (он же Supermoto S1GP), проводимый под эгидой ФИМ в 2002-2003 и далее, начиная с 2010, ежегодно. Также регулярно ей проводится Чемпионат Европы и событие, аналогичное «Мотокроссу Наций» – Supermoto of Nations.

Наиболее значимым для отечественных спортсменов является Чемпионат России по Супермото.

Можно ли сделать мотард или супермото своими руками

Можно. Только сложно и дорого. Кроме вышеописанных сложностей с обслуживанием, вам понадобится подходящее «сырье» для постройки на его базе мотоцикла, демонстрирующего показатели как минимум – на уровне тех, с кем претендуете соревноваться. Тюнинговое «железо» – мало купить: его еще надо правильно установить и настроить, поэтому плюсом к материальной базе обязательно понадобится практический опыт «кручения гаек». Если под рукой есть все необходимое, рядом есть надежный механик, а в душе – непреодолимое желание создать злющий тру-мотард – вперед! Все получится!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]