Отчет о посещении Музея мотоциклов ГДР в Берлине. MZ.


Motorradwerk Zschopau
ТипПубличная компания
Основание1906
Упразднена2008
ПреемникMuZ Vertriebs GmbH
Прежние названияZschopauer Maschinenfabrik J. S. Rasmussen
ОснователиЙёрген Скафте Расмуссен
РасположениеЧопау, Германия
ОтрасльМашиностроение
Продукциямотоциклы
Сайтmuz.de
Медиафайлы на Викискладе

Motorradwerk Zschopau
(рус. Мотоциклетный завод Чопау) — завод по производству мотоциклов в городе Чопау (Германия).

История предприятия[ | ]

Производство мотоциклов под маркой DKW компанией Zschopauer Maschinenfabrik J. S. Rasmussen

на приобретенном в 1906 году машиностроительном заводе в г. Чопау было начато в 1922 году. После Второй мировой войны предприятие оказалось на территории ГДР. Часть оборудования с предприятия было вывезено в счёт репараций в Ижевск, где было использовано для освоения производства мотоцикла «Иж-350» — копии «DKW NZ-350».

В 1950 году на национализированном предприятии, вошедшем в объединение производителей транспортных средств в ГДР (IFA), было восстановлено производство мотоциклов довоенной модели RT 125. В 1952 году предприятие переименовано в VEB Motorradwerk Zschopau

и с 1956 года начало выпускать мотоциклы под маркой MZ[1][2].

Предприятие серийно производило мотоциклы объёмом двигателя от 125 до 350 см3. Мотоциклы MZ отличались простотой конструкции, высокой надежностью и пользовались спросом не только в странах социалистического лагеря, но и в Западной Европе. Они поставлялись в около 100 различных стран[2]. В ограниченном количестве (наибольшая партия в объёме 700 шт. была закуплена в 1957 г., в дальнейшем поставки обычно не превышали 100 шт. в год) мотоциклы MZ (в основном спортивные) импортировались в СССР[3]. Некоторое количество мотоциклов MZ было ввезено в СССР работавшими в ГДР гражданами, например офицерами Западной группы войск. Количество сотрудников на предприятии достигало 3000 человек, а годовой объём выпуска мотоциклов 85000 шт[2]. В 1983 году был выпущен двухмилионный мотоцикл MZ модели ETZ 250[de].

MZ RE 250 сезона 1964 г.

Мотоциклы MZ успешно выступали в мотоспорте[1]. Важную роль в этом сыграл работавший на Motorradwerk Zschopau

инженер Вальтер Кааден (en:Walter Kaaden), разработавший оригинальную конструкцию двухтактного двигателя с дисковыми золотниками на впуске. Предприятие выпускало мотоциклы для кольцевых гонок с объёмом двигателя 50, 125 и 250 см3. В 1958 году Хорст Фюгнер на MZ RE 250 выиграл Гран-при Швеции по кольцевым гонкам. По итогам года Фюгнер стал бронзовым призёром. В 1959 году родезиец Гари Хокинг на MZ стал серебряным призёром сезона. В 1961 году гонщик команды MZ Эрнст Дегнер перебежал на Запад, передав наработки по гоночным мотоциклам MZ японским фирмам. К сезону 1963 года Yamaha подготовила мотоцикл RD 56, очень похожий на MZ RE 250. Вскоре MZ-клоном обзавелась и команда Suzuki. Поскольку бюджет спортивной команды MZ был в 50 раз меньше, чем у японских компаний, она начала терпеть поражения. Ситуация усугубилась из-за отказов выдачи виз спортсменам из ГДР странами НАТО. В связи с этим
VEB Motorradwerk Zschopau
в начале 70-х приняло решение не участвовать в кольцевых гонках и перешло в соревнования эндуро, где также добилось значительных успехов. Команда MZ выигрывала чемпионат мира по эндуро в 1963, 1964, 1965, 1966, 1967, 1969 и 1987 годах.

В 1991 году предприятие приватизировано. В период с 1992 года по 1999 год продукция компании выпускалась под маркой MuZ (от Motorrad und Zweiradwerk — производитель мотоциклов и других двухколесных транспортных средств). В 1999 году ей возвращено прежнее название MZ.

С 1996 года по 2001 год мотоциклы MZ по лицензии производились в Турции под маркой MZ Kanuni.

После объединения Германии спрос на продукцию предприятия стал падать. С 1991 года завод являлся убыточным. Освоение новых моделей не спасло ситуацию. В 1996 году предприятие выкупил малайзийский концерн Hong Leong[en]. В сентябре 2008 года производство мотоциклов на предприятии прекратилось. 12 декабря 2008 года завод был закрыт. В марте 2009 года завод был выкуплен бывшими мотогонщиками Ральфом Вальдманом и Мартином Виммером. Попытки возродить марку MZ, последняя из которых была предпринята в 2013 году, оказались неудачными[2]. Производство запасных частей к мотоциклам MZ сохраняется на предприятии MuZ Vertriebs GmbH

.

МОЙ МОТОЦИКЛ

Тест драй мотоцикла МZ

MZ -Эти две буквы на мотоциклетном баке были известны практически всему миру. Это название народного предприятия ГДР «Моторрадверк Цшопау» («Motorradwerk Zschopau»), которое без сомнения является одним из самых известных среди социалистических стран мотоциклетным предприятием.

Выпуск мотоциклов в этом саксонском городке имеет старые традиции, которые после второй мировой войны расширились настолько, что городок Zschopau получил неофициальное название «город мотоциклов». Первое двухколесное транспортное средство (велосипед с моторчиком) было выпущено здесь еще в 1921 году. Это транспортное средство носило марку DKW, которая в последующие годы прославилась выпуском надежных мотоциклов, а позднее и автомобилей с двухтактными моторами. В бывших цехах этой фирмы после войны народная промышленность ГДР и возобновила производство мотоциклов в 1950 году. Определило в дальнейшем производственную программу предприятия то, что с военных лет в цехах в полусобранном состоянии оставалось 1686 штук мотоциклов DKW предвоенной модели RT-125.

Это был простой легкий мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным мотором объемом 123 см3. Мотоцикл обладал завидными достоинствами. Его вес не превышал 66 кг. Расход топлива составлял всего 2.2 л на 100 км. В дальнейшем в процессе производства данная модель постоянно модернизировалась. Так, уже в 1953 году мотоцикл имел переднюю телескопическую вилку и телескопические амортизаторы в подвеске заднего колеса (Фото 1). Одной из самых качественных модернизаций была установка полностью закрытого цепного привода. Увеличение мощности мотора и другие модернизации увеличили вес модели до 88 кг. Это не мешало мотоциклу развивать 80 км/ч, в том числе и с двумя седоками (довоенная модель была одноместной).

Тогда мотоциклы, выпускавшиеся в Цшопау, назывались IFA, и только во второй половине 50-х годов после реорганизации автомобильных производств мотоциклы стали называться MZ . После «стодвадцатьпятки» был освоен выпуск мотоциклов и классом повыше 175 см3 и 250 см3. Двигатели их были такими же — одноцилиндровыми и двухтактными. Кроме этого завод выпускал интересную и необычную модель «BK-350» (Фото 2). Модель имела оппозитный двухтактный двухцилиндровый двигатель, привод на заднее колесо осуществлялся карданным валом. Мотоцикл был предназначен для эксплуатации с коляской, которые в то время в ГДР были весьма популярны из-за послевоенной нехватки легковых автомобилей. Мотоцикл, среди достоинств которого был низко расположенный центр тяжести, способствующий отличной управляемости, выпускался недолго. Выпуск его вскоре был прекращен и модель «BK-350» так и осталась курьезным моментом в истории MZ.

Завод MZ специализировался на выпуске одноцилиндровых двухтактных двигателей довольно ортодоксальной конструкции, но немецкая точность и отличное качество изготовления позволили добиваться замечательных показателей в своем классе. Так, еще в 1970 году MZ-250 имел мощность 14 kw и скорость 130 км/час. Комфорт обеспечивала пружинная подвеска мотора в раме, а также подвеска колес, укомплектованная длинноходными гидравлическими амортизаторами с удачно подобранными пружинами. В конце 50-х годов в Европу пришла мода на переднюю маятниковую вилку, и MZ с удовольствием следовал ей какое-то время (Фото 3). Но уже к концу 60-х годов вернулся к традиционной телескопической вилке.

Рассказывая об этой марке, нельзя не сказать о спортивных успехах фирмы. Еще не завершив послевоенное обновление, они уже думали о спорте. В первой половине 50-х годов было создано спортивное отделение. Первых спортивных успехов фирма добилась еще под маркой IFA. Об этом знают и чехословацкие болельщики, которые были свидетелями победы в Гран При Чехословакии 1952 года на трассе Брно своего соотечественника Петрушчки (Petruschka) на «ифке» в классе 125 см3. О скоростных качествах гоночной «двестипятидесятки» мог бы рассказать и замечательный чехословацкий гонщик Франтишек Счастны (Frantisek Stastny), который завоевал на нем пятое место в Гран При Швеции в 1961 году. Гоночные мотоциклы MZ с двухтактными моторами водяного охлаждения с золотниковой схемой приготовления смеси были в шестидесятых годах наилучшими.

Одноцилиндровый мотоцикл-«пятидесятка» с восьмиступенчатой коробкой передач достигал в 1962 году скорости 140 км/ч, а спустя пять лет трехцилиндровая «стодвадцатьпятка» достигала скорости 185 км/ч, в то же время двухцилиндровая «двестипятидесятка» развивала 230 км/ч. При таких параметрах на «мцетах» не гнушались выступать такие всемирно известные гонщики, как G.Hocking, D. Woodman, A. Shepherd, S. Grassetty, не отставал от знаменитых иностранцев и фирменный гонщик MZ H. Rosner, который в чемпионате мира 1966 года занял пятое место в классе 250 см3, следом за двумя «Хондами» и двумя «Ямахами». [ Потрясающий результат для европейской и тем более «соцстрановской» техники в то время. (прим. переводчика) ].

Всего мотоциклы MZ одержали победу в тринадцати Гран При. В 1973 году фирма прекратила выступать в кольцевых гонках — уже невозможно было выдержать конкуренцию с японцами. Фирма переключилась на изготовление мотоциклов класса «эндуро» и достигла серьезных успехов в «шестидневке».

После объединения Германии фирма, естественно, перестала быть народным предприятием и поменяла название. Стала называться MuZ и делать в небольших количествах мощные мотоциклы с чужими моторами (японскими или австрийскими), но успех был так себе. По последней информации они одумались. Выкинули нелепую букву U из названия и собираются вернуться к самостоятельному выпуску современных двигателей, в том числе и двухтактных. Рад, что наконец-то пришли к правильному решению. Только очень недалекие люди могли отказаться от раскрученной марки с богатой спортивной историей, даже если двухтактные моторы перестали быть популярными.

Не могу не сказать о личных впечатлениях. В 1978 году я служил в Польше (бывший офицер). К тому времени у меня был опыт езды на Яве, на «старушке» и на тогдашней новинке модели «634», на Иже, на наших тяжелых мотоциклах и даже на польской 150-ке — «WSK». Перечисляю для того, чтобы показать, что кое-какой опыт у меня был. И вот на целый день в мои руки попал MZ модели «ЕТС 250 Трофи». Мотоцикл поразил отличным качеством отделки, низкой посадкой, разными колесами (переднее на 16, заднее на 18), объемистым стильным баком, тахометром (наш неуклюжий мотопром до сих пор не научился делать этот нужный и несложный прибор). Удивила совершенно низкая шумность мотора, почти полное отсутствие вибрации. После поездок на нем в течение дня так и хотелось кричать «Das ist Fantastish!». Бешеная приемистость, совершенно легкий ненатужный набор скорости, уверенная езда на скорости 130 км/ч (больше не рисковал — мотоцикл-то чужой), четкое, без усилий переключение скоростей, короче — полный восторг. Прошли годы, но ни один мотоцикл мне не доставил больше такого удовольствия, кроме, может быть, «Судзуки 400», но удобство посадки все равно не сравнить с «мзетом».

Тест драй мотоцикла МZ

Список моделей[ | ]

MZ TS 150 MZ ETZ 250 MuZ Skorpion Tour 660 (1995) MZ RT 125 (2000—2008)

  • Серия RT 125, 1950—1965 1950—1954 IFA RT 125
  • 1954—1956 IFA RT 125/1
  • 1956—1959 RT 125/2
  • 1959—1962 125/3
  • 1964—1965 125/4
  • Серия BK 350, 1952—1959
      1952—1956 IFA BK 350
  • 1956—1959 BK 350
  • Серия [de], 1956—1978
      1956—1957 ES250 Doppelport
  • 1957—1962 ES 250
  • 1957—1962 ES 175
  • 1962—1967 ES 250/1
  • 1962—1967 ES 175/1
  • 1962—1965 ES 300
  • 1967—1969 ES 250/2
  • 1969—1973 ES 250/2 Trophy
  • 1967—1969 ES 175/2
  • 1969—1972 ES 175/2 Trophy
  • 1962—1969 ES 125
  • 1962—1969 ES 150
  • 1969—1977 ES 125/1
  • 1969—1977 ES 150/1
  • Серия ETS[de], 1969—1973
      1969—1973 ETS 250
  • 1970—1973 ETS 125/150
  • Серия [de], 1973—1985
      1973—1976 TS 250
  • 1976—1981 TS 250/1
  • 1973—1985 TS 125/150
  • Серия ETZ[de], 1981—1991
      1981—1989 ETZ 250
  • 1985—1990 ETZ 125/150
  • 1988—1991 ETZ 251/301
  • 1991—1998 Saxon Tour/Fun/Country
  • 1993—1998 Silver Star
  • 1993—1998 Saxon Sportstar/Roadstar
  • 1994—2004 Skorpion/Traveller
  • 1997—2007 Baghira Enduro/Supermoto
  • 1997—2007 Mastiff
  • 2000—2008 RT 125
  • 2001—2008 SX/SM 125
  • 2003—2008 1000 S/ST/SF
  • Галерея[ | ]

    • IFA BK 350
    • MZ 125/3 (1959)
    • MZ GS 250
    • MZ ES 250
    • MZ ES 250/2 (1967–1973)
    • MZ TS 250/1 „Luxus“ (1976–1981)
    • MZ ETZ 250
    • ETZ 125
    • Skorpion Tour (1995)
    • MZ SM 125 (2001–2008)
    • MZ 1000 S (2003–2008)
    • MZ 1000 SF (2005–2008)

    Отчет о посещении Музея мотоциклов ГДР в Берлине. MZ.

    Здравствуйте.

    В этом посте собираю мотоциклы MZ из Музея мотоциклов ГДР и привожу краткую историю компании. Сами мотоциклы, к сожалению, имеют, в большинстве своем, простую, не слишком интересную конструкцию с двухтактным двигателем и минимум примочек. Тем не менее, они выпускались в сотнях тысяч экземпляров, поэтому занимают не последнее место в истории мотоцикла, как минимум, благодаря масштабу и распространенности.

    Завод по производству мотоциклов MZ (Motorradwerk Zschopau) находился в Германии, в городе Чопау. До конца Второй Мировой войны на этом предприятии выпускались мотоциклы DKW, после войны завод оказался на территории ГДР, подконтрольной СССР. Часть оборудования вывезли в Ижевск, в результате чего мы получили мотоцикл Иж, почти полностью скопированный с DKW NZ-350, который потом эволюционировал в Иж-49 и далее по списку.

    С 1956 года завод начал выпускать мотоциклы под маркой MZ. Это были двухтактные, технически простые и легкие мотоциклы, производство которых было рассчитано на масштаб. Большая странность, что MZ импоритровались во многие страны мира, при этом их практически не было в СССР. Конечно, в Советском Союзе были и другие производители, насыщавшие рынок мотоциклами: отечественные Уралы, Днепры, Ижи и Восходы. Также была Чешская Ява и CZ. Но почему на этом огромном рынке не нашлось места для MZ — для меня загадка.

    В 1983 году был выпущен двухмиллионный мотоцикл.

    Продолжая тему некапиталистических рынков (каламбур

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]