Подвеска Планеты [#2] Задние амортизаторы. Разборка, дефектовка, сборка.


Случается, что при наезде на препятствие вилка не выдерживает удара и перья ее гнутся. Если деформация невелика, она работает еще какое-то время, но при этом интенсивно изнашиваются втулки и сальники и время ремонта приближается не по дням, а по часам.

Если же удар был достаточно силен, вилка перестает работать сразу, поскольку искривленные трубы не перемещаются одна относительно другой. Выправить их обычно не удается, и помочь тут может только замена.

Но это, как говорится, аварийная ситуация. При обычной же эксплуатации вилка служит долго. А такие неисправности, как пробои (стук при сжатии до упора) или стук при обратном ходе, объясняются обычно недостатком жидкости или ее малой вязкостью и легко устраняются.

Однако со временем втулки изнашиваются, резина сальников стареет, теряет упругость — и’ тогда от ремонта не отвертишься. Сложность и объем его зависят от того, вовремя ли вы заметили первые неприятные симптомы: утечку жидкости, люфт и стук скользящей трубы. Два последних признака указывают на износ втулок. Его определяют при вывешенном колесе: мотоцикл ставят на подставку и качают перья. При небольшом износе может помочь замена деталей. Если процесс зашел слишком далеко, вероятно, придется изготовлять детали ремонтных размеров. Но в том и другом случае не обойтись без разборки вилки.

Достаточно рассмотреть последовательность разборки лишь одного пера. Прежде всего снимите колесо с крышкой тормозного барабана. Затем отверните большую пробку на верхнем мостике рулевой колонки, ослабьте контргайки и отверните пробку со штока. Теперь, не навинчивая ее на шток, вверните на половину длины резьбы в несущую трубу, ослабьте стягивающий болт на нижнем мостике и, положив на пробку деревянную прокладку, ударами молотка осадите пробку вместе с трубой. Отверните пробку и извлеките перо.

Последующие операции обычно проводят, зажав наконечник пера в тисках.

Отверните и снимите корпус сальника в сборе, выньте несущую трубу вместе с текстолитовой втулкой и уплотнительной прокладкой, снимите стопорное кольцо, поршень, текстолитовую втулку и прокладку. Слейте амортизаторную жидкость. Если есть необходимость в разборке гидравлического гасителя колебаний, торцовым ключом снизу отверните крепящий его болт и выньте корпус, опрокинув трубу.

Внимательный осмотр тут же покажет, нуждаются ли в замене сальники: если их кромки потеряли эластичность, имеют трещины, разрывы, большой износ — сомнений на этот счет быть не должно.

Что касается втулок, тут простого осмотра мало. Нужно вооружиться штангенциркулем и замерить диаметр несущей трубы, внутренний и наружный диаметры втулок скользящей трубы, внутренний диаметр скользящей трубы и наружный — поршня.

ТАБЛИЦА 1

ГруппаДиаметр втулки скользящей трубы, мм
наружныйвнутренний
138,00—0,0533,00 + 0,05
238,05—0,0532,95 + 0,05
338,10—0,0532,90 + 0,05
438,15—0,0532,85 + 0,05

ТАБЛИЦА 2

ГруппаНаружный диаметр поршня несущей трубы, ммВнутренний диаметр скользящей трубы, мм
137,95—0,0538,0 + 0,05
238,00—0,0538,05 + 0,05
338,05—0,0538,10 + 0,05
438,10—0,0538,15 + 0,05

ТАБЛИЦА 3

ГруппаНаружный диаметр несущей трубы, ммМаркировка группы
132,968—0,05нет
232,918—0,05красный
332,868—0,05черный

Если зазор между текстолитовой втулкой и несущей трубой превышает 0,3— 0,4 мм, а между поршнем и трубой — 0,25 мм, нужно заменить поршень и втулку. Детали заводского изготовления нужно подбирать из одной группы, пользуясь таблицами 1, 2 и 3. Если же нет — можно изготовить втулки и поршень, руководствуясь приведенными в таблицах размерами. Маркировка деталей по группам делается краской: несущей трубы (см. табл. 3) — на ее торце; скользящей трубы (см. табл. 2) — на наружной поверхности; поршня (см. табл. 1) — на торце.

Собирают перо в обратной последовательности. Проследите, чтобы штифт гидравлического гасителя колебаний непременно вошел в отверстие наконечника скользящей трубы.

Теперь о коробке передач. Ее дефекты — чаще всего следствие плохой первоначальной сборки (если речь идет о новом мотоцикле) или ошибок, допущенных владельцем в процессе ремонта. Не останавливаясь на разборке коробки (обычно она не вызывает затруднений), поговорим о том, как ее правильно собирать. Прежде чем начать сборку, отрегулируйте осевой зазор червячного (копирного) вала переключения передач. На двигателе типа ИЖ-Юпитер это делают так.

Положите опорную шайбу на торец отверстия в правой половине картера и вставьте червячный вал, сориентировав его пазами для фиксатора вверх. Положите поперек половины картера жесткую металлическую линейку и глубомером штангенциркуля замерьте, на сколько опорная поверхность вала выступает над плоскостью разъема картера. Так же замерьте на левой половине картера расстояние между опорной поверхностью посадочного места вала и плоскостью разъема: разница между первым и вторым размерами даст осевой зазор червячного вала.

Если этот зазор окажется больше 0,4 мм, то нужно подобрать шайбы толщиной 0,1—0,3 мм и установить их потом при сборке на конец вала со стороны пазов под фиксатор с таким расчетом, чтобы осевой зазор в итоге был равен 0,1—0,4 мм. Закончив регулировку, выньте червячный вал и опорную шайбу.

На двигателе типа ИЖ-Планета эти операции выглядят несколько иначе. Наденьте на левый конец копирного вала регулировочные шайбы, предварительно смазанные «Литолом», отведите фиксатор и установите вал в отверстие левой половины картера до упора. На правый конец вала наденьте упорную шайбу и положите на свое место прокладку крышки коробки передач.

Предварительно стянув половины картера тремя-четырьмя винтами, установите металлическую линейку на ребро таким образом, чтобы она опиралась на плоскости разъема и касалась вала.

В этом положении между линейкой и упорной шайбой должен быть зазор 0,1—0,4 мм. Его можно регулировать, устанавливая шайбы на левый конец вала.

Сборку коробки начинают с установки вторичного вала в правую половину картера. Сначала в отверстие картера устанавливают опорное и стопорное кольца и запрессовывают наружное кольцо роликового подшипника до упора в сальник, после чего рекомендуется на-кернить картер в трех-четырех точках по наружному кольцу подшипника.

Чтобы не рассыпались ролики, канавку вторичного вала заполните «Литолом-24» и после этого, стараясь не повредить рабочие кромки сальника, вал установите в картер (или его крышку — если речь идет о модели ИЖ-П), поставьте на место звездочку и закрепите ее гайкой.

Дальнейшую сборку коробки ведут на правой половине картера, когда предварительно на ней уже собран механизм переключения передач.

Не останавливаясь на последовательности операций сборки, хотим обратить внимание на одно обстоятельство. На полностью собранной коробке зазор между вторичным валом и упорной шайбой должен быть в пределах 0,4—0,6 мм. Если этот зазор меньше 0,4, нужно через медную выколотку молотком дослать первичный вал влево. Если он больше 0,6 мм, следует допрессовать внутрь картера левый подшипник первичного вала, а освободившееся пространство между ним и стопорной пластиной заполнить тонкими шайбами (их наружный диаметр — 47 мм, внутренний — 38 мм).

Электрооборудование ИЖ Планета 5

Проводка ИЖ Планета 5 включает в себя:

  • генератор;
  • аккумулятор;
  • систему зажигания;
  • фонари фар;
  • контрольные приборы;
  • элементы коммутации.

Видео: обзор проводки ИЖ Планета 5

Снято пользователем Агроном.

Генератор

Устройство генератора ИЖ Планета 5:

  • регулятор напряжения с выпрямителем БПВ-14-10 — 1;
  • ротор — 2;
  • статор с обмотками — 3;
  • щетки токоснимателя — 4;
  • кулачок системы зажигания (батарейной) — 5;
  • контактный узел системы зажигания — 6.

Генератор преобразовывает механическую энергию бензинового двигателя в электрическую, чем обеспечивает зарядку аккумулятора. Переменный ток вырабатывается 3 обмотками и подается на выпрямитель, который преобразует его в постоянный. В качестве возбудителя используется дополнительная катушка.

Фотогалерея: генератор ИЖ Планета 5 и его устройство

Аккумулятор

Для снабжения всех компонентов требуется маломощный накопитель энергии именно на 12 вольт, так как в ИЖ Планета 5 отсутствует стартер. Задача свинцово-кислотного аккумулятора только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска.

Система зажигания

В ИЖ Планета 5 катушка зажигания преобразовывает низковольтное напряжение в высоковольтное и передает его на свечу. Та, в свою очередь, отвечает за искру, которая детонирует топливо. Чтобы детонация происходила только в нужном положении поршня, существует прерыватель зажигания.

В заводской комплектации в этой модели установлена классическая система зажигания, которая требует периодической зачистки контактов прерывателя и регулировки зазора между ними.

Установка бесконтактной СЖ на мотоцикл даёт:

  • своевременное мощное искрообразование;
  • снижение уровня вибрации;
  • уменьшение расхода топлива.

Контрольные приборы

На мотоцикле стоят следующие контрольные приборы:

  • тахометр, на котором находятся контрольные лампочки головного света и поворотов;
  • спидометр, показывающий общий и суточный километраж;
  • указатель температуры силового двигателя;
  • вольтметр.

Лампы фонарей фар и приборной панели

В качестве светотехники и для подсветки приборной панели устанавливаются обычные лампы накаливания. За подачу электроэнергии с аккумулятора к лампам отвечают элементы коммутации.

В цепь головного света входят лампы:

  • головного света фары (35 ватт);
  • стояночного света фары (4 Вт);
  • контрольная — синего цвета включения (2 ватт);
  • заднего стоп-сигнала (15 Вт).

Элементы коммутации

Элементы коммутации — это различного рода переключатели, которые замыкают либо размыкают электрическую цепь. В действие могут приводиться при помощи клавиш на приборной панели (например, поворотники) либо за счет датчиков.

В ИЖ Планета 5 к элементам коммутации относятся:

  • переключатели поворотов;
  • клавиша сигнала;
  • переключатели ближнего/дальнего света фар;
  • датчик нейтральной передачи;
  • замок зажигания;
  • датчики ножного и ручного тормоза.

Как мотоцикл получился таким какой он есть

Металл зачищен наждачкой и покрыт бесцветным акриловым лаком. Подобранные сочетания цвета и всё глянцевое надоело ещё от возни с компьютерными программами. Хотелось что-то вроде так называемой пост-апокалиптической индустриальной темы (post-apocalyptic industrial). Вот, например, от мастерской Detroit Bros:

В общем, решил собрать Юпитер без боковых бордочков и чтобы весь он блестел сталью из которой сделан.

Купил килограммовую упаковку лака автомобильного, он оказался акриловым, фирмы Vika (около 500 рб). Купил ещё разбавителя для акриловых лакокрасочных материалов, тоже фирмы Vika (пара баночек по 90 рб), но позже отвердитель закончился быстрее чем разбавитель (небольшая банка отвердителя была в комплекте с банкой лака). Вроде бы отечественный растворитель Р-12 дружит с любыми акриловыми лакокрасочными материалами, но я не проверял.

Красить планировал купленным подкрасочным аэрографом фирмы MATRIX — с простым круглым соплом, бачком алюминиевым на 0,2 литра, предназначен именно для краски обычной (не для всяких там грунтовок наполняющих, где требуется сопло большого диаметра, большее давление и соответственно больший расход воздуха), выдаёт пятно от 5 мм до 4-5 сантиметров, экономно расходует краску.

Купил за 690 рублей такой вот аэрограф подкрасочный. И за 200 рб фильтр-осушитель небольшой для него, ещё за 50 рб по набору из двух фланцев (под тонкий кислородный шланг) и двух гаек для байонетного подсоединения такого фланца к аэрографу.

Компрессор достался при случае совсем недорого, самодельный, из компрессора от холодильника, ресивера небольшого, манометра на самом ресивере, и кислородного редуктора, с тонким кислородным шлангом. Я его уже немного модифицировал:

И ещё модифицировал:

Краскопульты с большим расходом воздуха такой компрессорик не потянет, но мой подкрасочный аэрограф работает, а небольшой аэрограф — тем более будет работать. Хотя можно попробовать и небольшой краскопульт системы распыления LVLP (изначально сделан для работы при низком давлении и расходе воздуха) от фирмы IWATA, например (видел в Интернете за 2300 рб). Работает зато компрессор не громче холодильника. Иначе я с очередной зарплаты купил бы компрессор (это примерно 5000 — 7000 рб).

Тюнинг ИЖ Юпитер 5 – используем потенциал байка на полную мощность

[sc:ads1] Яркие и уникальные вещи всегда являлись признаком хорошего вкуса, изобретательности хозяина и его материального достатка. Желание же передвигаться на одном в своем роде транспортном средстве еще более актуально, так как производство, как автомобилей, так и мотоциклов происходит на массовой основе. Сотни тысяч одинаковых колесных агрегатов ежегодно сходят с конвейера, делая дорожное движение однообразным и унылым. Особо тяжко приходилось гражданам социалистических стран, где шаблонность являлась нормой жизни.

Но, неунывающие водители, какими есть по определению мотоциклисты, всегда очень быстро находили способ выделить свое средство передвижения в сером дорожном потоке и сделать его предметом зависти окружающих. В ход шло все, что было под рукой – от всевозможных лампочек, блестящих наклеек, вплоть до изменений рамной конструкции и замены двигателя. Сейчас же, когда отечественному мотолюбителю доступны практически в неограниченном количестве материалы для апгрейда своего мотоцикла, тюнинг байков стал настоящим искусством.

Однако мотоциклисты разделились на две группы: часть переняла все без исключения фишки западных побратимов, тогда как другая осталась верна детищам советского и отечественного мотопрома. Тюнингуют практически все мотоциклы, какие попадают под руку, однако некоторые более популярны среди любителей апгрейдить ссср-овских двухколесных. Одним из таких является Иж Юпитер 5.

Основные проблемы и их устранение

Разборка двигателя ИЖ Юпитер 5, видео которой представлено ниже, производится не только по мере поступления проблем, но и в целях профилактики. Например, чистка карбюратора является одним из условий поддержки стабильной работы мотора.

Схема двигателя ИЖ Юпитер 5 проста даже для неопытных мотолюбителей. Поэтому при ремонте не возникнет сложных вопросов. В большинстве случаев поломки возникают из-за халатности владельцев, неправильно эксплуатирующих мопед и не выполняющих регулярное техническое обслуживание. Например, неправильный подбор масла для того или иного времени года. Так, при износе какой-либо детали необходимо произвести ее замену.

Техническое обслуживание

Самостоятельно владелец может выполнять некоторые процедуры технического обслуживания:

Потребность в осмотре и корректировке работы проводки возникает, если:

Самостоятельная проверка генератора мотоцикла Планета 5 при потере заряда

Причиной потери заряда в аккумуляторе ИЖ Планета 5 чаще всего является поломка генератора.

Для проверки своими руками необходимы:

Пошаговая инструкция

Необходимо следовать следующим этапам:

Наличие короткого замыкания на 3-м этапе или несоответствие показателей на 4-м будут свидетельствовать о проблемах с генератором.

Фотогалерея: этапы проверки генератора ИЖ Планета 5 при потере заряда в картинках

Как правильно выставить зазор между контактами прерывателя?

Для того чтобы выставить зазор между контактами прерывателя, понадобится:

Далее необходимо последовательно выполнить этапы:

Фотогалерея: регулировка зазора между контактами прерывателя

Устранение неисправности звукового сигнала и улучшение качества сигнала

Низкое качество звукового сигнала в основном вызвано неправильной регулировкой.

Из инструментов для наладки понадобятся:

Пошаговая инструкция

Для регулировки необходимо выполнить следующее:

Электросхемы отечественных мотоциклов ИЖ юпитер-5, планета, ИЖ юнкер, ИЖ49. Для увеличения схемы нажмите на неё. Так-же вы можете скачать бесплатно и по прямой ссылке архив со схемами иж.

Электросхемы систем зажигания мотоцикла ИЖ юпитер 5

1 — лампа стояночного света — А 12-4; 2 — лампа дальнего — ближнего света фары — А 12-45:40; 3 — контрольная лампа работы генератора — А 12-1; 4, 5 — лампы подсветки шкалы спидометра — АМН 12-3; 6, 16, 17, 20, 23, 30 — лампы фонарей-указателей поворота мотоцикла и бокового прицепа; 7 — комбинированный переключатель (правый переключатель); 8 — выключатель «стоп-сигнала» тормоза переднего колеса; 9 — прерыватель; 10 — свеча зажигания; 11 — катушка зажигания; 12 — генератор; 13 — выпрямитель-регулятор напряжения БПВ14-10; 14 — выключатель «стоп-сигнала» тормоза колеса; 15, 19 — лампы габарита бокового прицепа — А 12-5; 18 — лампа стоп-сигнала бокового прицепа — А 12-21-3; 21 — лампа стоп-сигнала мотоцикла — А 12- 21-3; 22 — лампа заднего габаритного фонаря мотоцикла — А 12-5; 24 — аккумуляторная батарея; 25 — предохранитель; 26 — включатель лампы «нейтрали»; 27 — выключатель зажигания; 28 — звуковой сигнал; 29 — переключатель сигнализации (левый переключатель); 31 — прерыватель указателей поворота; 32 — контрольная лампа дальнего света фары — А 12-1; 32 — контрольная лампа «нейтраль» — А 12-1; 33 — контрольная лампа фонарей-указателей поворота — АМН 12-3; Условные обозначения на блоке БПВ14-10 (поз. 12,13): XI — «-» обмотки возбуждения; Х2 — «-» аккумуляторной батареи («масса»); ХЗ — «+» вывод на контрольную лампу; Х4, Х5, Х7 — фазы статорной обмотки генератора; Х8 — «+» аккумуляторной батареи.

Тюнинг двигателя ИЖ Юпитер

Перед началом работы вам необходимо определиться, какой мощности вы хотели бы придать своему двигателю. Если вас вполне устроит средняя мощность, тогда понадобится резонатор «ЗиД-200». Но если вам хочется сделать быстрым и мощным мотоцикл ИЖ Юпитер 5, тюнинг двигателя начните с установки резистора от СМБ-5 «мотоблока».

Замена воздухофильтра играет большую роль в доработке двигателя. Чем лучше будет производиться отчистка воздуха, тем больше лошадей сможет выдать двигатель. Ведь от количества поступающего воздуха зависит степень перегрева двигателя. Лучше всего использовать импортные воздушные фильтры. Они дают улучшенную очистку и больший срок эксплуатации.

Дальше следует хорошо поработать над системой впрыска. Отличный вариант – установка карбюратора «Планеты» с диффузорным диаметром 0,32 см. Два карбюратора обеспечат гораздо больший разгон и хорошую динамику. Берем фланцы закрепляющие цилиндр от штатной трубки, вытачиваем алюминиевые шпильки, отрезаем от карбюратора фланец с впускающей трубки от «Планеты».

Торцы головок цилиндров обтачиваем на станке, а сами цилиндры поджимаем. Максимально допустимый объём КВС – 18 куб. см. Устанавливаем заводские медные прослойки под головки цилиндра. И регулируем угол опережающего зажигания под увеличение сжатия.

Используем второй фланец от старого карбюратора. После чего свариваем детали при помощи «холодной» сваркой. И, наконец, дорабатываем узел до совместимости с впускающими каналами. Все щели заполняем эпоксидной жидкостью. Карбюраторы «Восхода» обеспечат равномерную тягу. Вот таким нехитрым способом можно добавить своему любимцу не только пару дополнительных лошадей, но и обеспечить более живую динамику, придающую хорошие впечатления от езды. Мотоцикл очень надежен для повседневного использования, а если обеспечить хороший уход, то и поломки будут возникать очень редко.

[sc:ads5]

Особенности мотоцикла

Согласно отраслевой нормали, мотоцикл имел буквенно-цифровой индекс:

  1. ИЖ 7.107-010 – базовая модель;
  2. ИЖ 7.107-020 уже оснащался новой системой смазки и улучшенной подвеской передней оси. Кроме того, схема электропроводки мотоцикла ИЖ Планета 5 имела бесконтактную систему зажигания, независимую от аккумуляторной батареи;
  3. ИЖ 7.107-030 оснащался пружинно-гидравлическим амортизатором и переработанным тормозным приводом заднего колеса;
  4. ИЖ 7.107-040 выпускался с измененной кинематикой и доработанным передним колесным тормозом. Схема электропроводки на ИЖ Планета 5 вплоть до 2008 года оставалась бесконтактной.

Модернизация подвески

Штатная подвеска рассматриваемого мотоцикла вполне надежна и обладает хорошей ремонтопригодностью. Однако и ее характеристики можно несколько улучшить. Для этого выполняют следующие действия:

  • Монтируют регулируемые газовые амортизаторы. Их несложно найти в специализированных магазинах. В итоге повышается комфортабельность езды и устойчивость техники на трассе.
  • Меняют переднюю вилку. Чаще всего этот процесс сопровождается переделкой крепления детали.
  • Выполняют монтаж эргономичного руля.

Необходимые детали

Чтобы система зажигания работала правильно, потребуется ряд вспомогательных деталей. Они перечислены ниже:

  • Коммутатор для БСЗ машины марки ВАЗ. Не стоит выбирать исключительно из низкого ценового сегмента. Множество положительных отзывов имеет коммутатор Астро;
  • Датчик Холла. Оптимальный вариант на юпитер 5 — аналогичный производитель ВАЗ. Приобретая его в фирменной упаковке, вы защищаете себя от подделок;
  • Бобина зажигания с двумя выводами. Следует выбирать между двигателем газели номер 406 или Окой с электронной системой зажигания;
  • Пара броне-проводов из силикона с колпачками из резины;
  • Модулятор — это пластинка, имеющая форму бабочки, изготавливаемая из железа.

Модулятор

Наиболее трудный этап — производство модулятора. Важно сохранить необходимую форму. Чем достовернее соблюдены необходимые размеры, тем ниже вероятность возникновения неполадок после внедрения системы, то есть не будет необходимости его корректировки при помощи напильника. Углы опережения зажигания должны совпадать на любом используемом цилиндре.

Болтовое отверстие необходимо расположить посередине. В противном случае работа двигателя будет не синхронизирована. Также рекомендуется проверить целостность подшипников коленного вала. Если вы обнаружили дефекты, то следует незамедлительно произвести замену.

Зажигание контакта не способно работать нормально при убитых подшипниках. Толщина детали не должна превышать полутора миллиметров. Если она будет тонкая, то не удастся избежать деформации, а толстая соприкасается с поверхностью корпуса датчика холла.

Для создания пластины разрешается применять любой материал, кроме стали. Алюминий и прочие не следует применять, так как они не магнитятся. Чертеж, которого необходимо придерживаться, можно найти в открытом доступе. Представленная схема будет полезна тем лицам, которые решили модернизировать устройство зажигания транспортного средства. Ниже приведены методики установки электрических устройств зажигания в Юпитер.

Его необходимо вытачивать у профессионального токаря. Он сделает простой диск и начертит на нем разметку элементарных расстояний между углами. После чего в соответствии с ней вы выпилите дома необходимые сектора. Стоимость модулятора составляет семьдесят рублей.

Нецелесообразно использовать обыкновенную пластину, поскольку её ширина менее двенадцати миллиметров. Этого не будет хватать для полномерного накопления энергетического ресурса в катушке. Конечно, его можно установить, но достижение четырех тысяч оборотов за минуту станет невозможным.

Помимо указанного потребуются:

  • Шпилька с нанесенной резьбой семь миллиметров шаг 1, а так же пару гаек с шайбами соответствующих параметров. Приоритетный материал для данных компонентов — латунь. Это объясняется наименьшим намагничиванием пластины от генераторного ротора.Если использовать штатный болт, то могут появиться трудности с внедрением зажигания. Болт стремится прокрутить следом модулятор при закручивании. Однако необходимо наблюдать за опережающим индикатором, сохранять единое положение ротора и модулятора, закручивать болт. Целесообразно применить шпильку, так как многие не способны произвести все необходимые действия в совокупности;
  • Комплект проводов с разъемами под зажигание без контакта от фирмы ВАЗ. Данную деталь можно приобрести или сделать собственными руками.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]