Наверно каждый человек, который хоть раз видел мотоцикл знает, что в его устройстве используются цепи, по аналогии с велосипедом. Но только мотолюбители понимают, что цепи фиксируются на очень важных деталях – так называемых «звездах». Звезда — это специальное зубчатое колесо, для полноценной езды мотоцикла необходимо 2 звезды – «ведущая» и «ведомая» одна фиксируется на выходном валу коробки передач, а другая на заднем колесе. Благодаря данным деталям вы можете поменять тягу на заднем колесе и изменить максимальную скорость мотоцикла – все зависит от количества зубьев на звезде, грубо говоря они определяют передаточное отношение, которое зависит от числа оборотов вала, ведомого к числу оборотов вала ведущего.
Для того что бы определить величину передаточного значения достаточно воспользоваться простым алгоритмом — вначале посчитать сколько зубьев на каждой звезде, а затем большее их значение разделить на меньшее – это и будет передаточное число и чем оно выше, тем тяга будет сильнее, и соответственно меньше скорость.
Вполне естественно, что все мотолюбители уделяют данным деталям много внимания, тем более, что у них достаточно быстрый износ и их требуется часто менять. Также, так как они существенно влияют на качество езды и разгона, то у некоторых есть несколько комплектов, в зависимости от задач, которые ставит перед собой водитель – возможно это будет дальняя поездка, либо мотокросс по бездорожью.
После выбора звезд для байка, необходимо еще подобрать и цепь, которая будет на этих звездах стоять.
Для того чтобы подобрать оптимальный вариант цепи стоит учитывать несколько параметров.
Различия и типы мотоцепей
Цепи различаются типом, длиной и замком. Давайте рассмотрим, как каждый параметр в отдельности и на что он влияет.
Один из основных показателей — это «Тип мотоцепи», который зависит от размерности или как еще говорят «шагом цепи» — это удаленность размещения осей роликов. Для маркировки данного параметра используют трехзначное цифровое значение, и оно универсально для всех производителей, например, 420,525 или 530, для спортивных моделей мотоциклов обычно используют цепи 630, 415 и тп.
При этом первая цифра берется в дюймах обозначает расстояние между каждым звеном, чтобы перевести данное значение в миллиметры, необходимо его просто умножить на 8. Остальные цифры показывают ширину, которая есть между боковыми стенками.
Длина мотоцепи
Длина цепи для байка зависит от того сколько зубьев на звездах. Длину также легко подобрать, как и тип, так как их обозначение стандартны у всех производителей и зависят от передаточного числа.
Замок мотоцепи
Как правило, замки не устанавливаются на заводские узлы, так как звенья имеют одинаковый размер, для обеспечения надежности. Но при самостоятельном приобретении цепи для мотоцикла необходимо обратить внимание, что они бывают двух видов с разъемным замком и соединительным звеном на расклепку.
Для использования лучше подходит цепь со склепанным звеном, так как для разъемного замка требуются специальный инструмент и определенные навыки.
Также, иногда производители используют виды уплотнения, которые дополнительно обозначают на маркировке латинскими буквами.
Ну и конечно существует огромное разнообразие видов расцветок от классики в черном цвете до хромированных, позолоченных или цветных.
Несколько параметров для подбора звезд на мотоцикл:
Во-первых, звезды измеряются числом зубьев. Увеличение или уменьшение количества зубцов дает большую максимальную скорость и меньшую динамику разгона.
Как только вы узнаете количество зубьев на звезде вашего мотоцикла, вы можете определить эталонный номер, называемый “передаточным отношением”, который точно сообщит вам, что происходит с трансмиссией вашего мотоцикла.
Вы получаете передаточное отношение путем деления количества зубьев на задней звезде на количество зубьев на звезде промежуточного вала.
Например, 49-зубчатая задняя звезда делится на 13-зубчатую звезду промежуточного вала, и получается, что эта комбинация передач имеет передаточное отношение 3,77.
Именно столько раз вращается звезда промежуточного вала, прежде чем заднее колесо сделает один полный оборот.
Выбор правильного передаточного отношения-это отличный и недорогой способ сделать ваш мотоцикл лучше, мощнее и более управляемым.
Чем выше передаточное число, тем ниже передача. Каждый раз, когда число передаточных чисел увеличивается, вы уменьшаете максимальную скорость, но увеличиваете ускорение.
И наоборот, если вы хотите увеличить скорость на каждой передаче, вы должны искать меньшее число передаточных чисел. Например, используя отношение 13/46, передаточное число будет равно 3.54.
Когда вы разбираетесь с передачей вашего мотоцикла, очень важно учитывать стиль езды, уровень подготовки и условия трека. Например, комбинация передач 14/52 имеет передаточное число 3,71.
Но, если владелец мотоцикла хочет более низкую передачу, он, скорее всего, добавит еще один зуб к задней звезде. Получаем 14/53. Это снизит передаточное отношение до 3,79 (по сравнению с 3,71).
Но если спортсмен хочет, чтобы передача была ниже этой, он окажется в затруднительном положении.
Переход на заднюю звезду с 54 зубьями даст ему более низкое передаточное число 3,86, но большая задняя звезда с 54 зубьями будет иметь проблемы с очисткой направляющей цепи и чрезмерным износом самой цепи.
В этом случае лучшим решением было бы переключиться на 13-зубчатую звезду промежуточного вала и соединить ее с 50-зубчатой задней звездой. Это отношение 13/50 будет ниже, чем 14/52 (3.71) или 14/53 (3.79) при передаточном отношении 3,85.
Обслуживание цепи мотоцикла
Мотоцепи можно отнести к расходникам, которые необходимо заменять для качественной и безопасной езды на мотоцикле по мере износа. Для того что бы продлить срок службы цепи мотоцикла и снизить затраты на их замену необходимо качественно обслуживать данную деталь. Мотоцепь, так как она постоянно контактирует с окружающей средой, необходимо постоянно очищать от загрязнений и обеспечивать достаточного количества смазки на всех звеньях. Манипуляции по уходу за мотоцепью проводят каждые тысячу километров, но многие опытные владельцы говорят, что необходимо производить очищение и смазку цепи каждые 600 км, особенно если на улице сильная грязь или даже просто пыль.
Для ухода и очищения деталей используется специальная мотоциклетная косметика, обычно она в виде спрея и подходит для различных моделей техники. Когда выбирается тип смазки необходимо опираться на условиях, в которых будет производиться эксплуатацию.
Также не стоит забывать о том, что после замены деталей на новые необходима так называемая обкатка в процессе которой повышается центробежная нагрузка на звездочки. Поэтому стоит внимательно подбирать состав средства в зависимости также от скоростного режима байка, например, для скорости близкой к 200 км/ч стоит использовать специальные «липкие» смазки – другие не будут держаться при такой скорости. Или если у вас планы ездить по бездорожью, то липкая смазка не подойдет и лучше воспользоваться аэрозольной. Золотое правило нанесения смазки на цепь мотоцикла – это равномерность и отсутствие избыточности, также стоит дать смазке немного высохнуть, а излишней жидкости испариться, распределив ее по всей цепи и не запускать мотор сразу после нанесения.
Звезды Renthal
Линейка высококачественных передних
звезд английской компании Rentlal обработанных на ЧПУ и изготовленных из никель-хром-молибденового сплава 655M13 представлена тремя моделями:
— ULTRALIGHT
– звезда премиум класса с канавками с обеих сторон – удаляет грязь от точек контакта между цепью и звездочкой. Облегченная конструкция обеспечивает максимальную передачу мощности, уменьшает износ и увеличивает срок службы трансмиссии. Выбор профессиональных гонщиков и команд по мотокроссу. Производится с количеством зубьев 12,13,14,15,16 и 17.
— Grooved
– звезда с канавками с обеих сторон – удаляет грязь от точек контакта между цепью и звездочкой. Производится с количеством зубьев 12,13 и 14.
Цепи марки CZ Chains
При выборе самой цепи конечно стоит уделять качеству данной детали и лучше выбирать проверенных производителей, так как от прочности данной детали зависит очень много. Примером могут служить цепи от марки CZ Chains. Это чешский производитель, который уже почти век специализируется на производстве данных деталей. Постоянно совершенствуя свои технологии и использую опыт Компания CZ Chains по праву является мировым лидером по производству мотоцепей. Благодаря клиенториентированности, которая культивируется данным производителем, можно подобрать цепь на любой случай жизни — линейка насчитывает больше 2000 различных моделей.
Звезды
Звезды бывают двух видов – передние (ведущие) и задние (ведомые). Передние звезды изготавливаются из стали или никель-хром-молибденового сплава. Они тоже бывают двух видов: стандарт и с канавками (с обеих сторон), по которым цепь выдавливает грязь.
Задние звезды отличаются по конструкции зуба и по материалу: сталь и алюминий. Стальные звезды более тяжелые, долговечные и дешевые, а алюминиевые легче и предпочтительнее из-за снижения неподрессоренных масс. Существуют также звезды с двумя контурами (комбинированные) и радиальные. Давайте подробней рассмотрим звезды на примерах нескольких мировых лидеров:
Renthal Ultralight
— Сверхлегкие и невероятно прочные внедорожные звезды изготовлены из алюминиевого сплава 7075 T6, они на 66% легче, чем стальные. Обеспечивают максимальную передачу мощности и долгий срок службы. — Применение: мотокросс и эндуро — Четыре модели звезд под цепи 415, 420, 428 и 520 — Доступные цвета: серебряный, синий, черный, оранжевый, зеленый и красный
Выбор цепи и звезд на мотоцикл. Звезды стальные, алюминиевые, производители цепей, с сальниками, без сальников. Рекомендации в выборе.
Во время ремонта вашего двухколесного друга может встать вопрос о замене некоторых деталей и частей вашего байка — например приводной цепи и звезд, работающих с ней. Выбор цепи и звезд на мотоцикл — вопрос правильный ответ на который ищут как начинающие мотолюбители, так и владельцы со стажем. В этой статье мы рассмотрим все нюансы, связанные с выбором и покупкой этих запчастей.
Материал имеет значение
Выбор звезд для вашего мотоцикла нужно начать с выбора материала из которого их производят. В продаже вы найдете стальные и алюминиевые звезды. Разберемся в том, что они представляют и в чем их разница.
Стальные — звезды из прочного материала, с максимальным ресурсом. Алюминиевые — звезда с меньшим ресурсом, но из более вязкого материала, что иногда бывает предпочтительней, нежели использовать элемент из стали. Алюминиевые звезды чаще всего используются в спортивных байках, это позволит снизить как общую массу транспортного средства, так и массы неподрессоренных элементов.
И те, и другие звезды выпускаются наиболее известными производителями, но наилучшими по качеству являются алюминиевые изделия от Yamaha, SunStar, AFAM, JT. Отличить же материал из которого они сделаны по маркировке будет достаточно сложно, поскольку у каждого производителя своя система обозначений и при подборе запчастей нужно обращать внимание на содержание их каталогов.
Ведущая и ведомая
Звезды бывают ведущей и ведомой. Ведущая, как правило, изнашивается несколько быстрей, нежели ведомая, поэтому ее приходится менять раньше. Мотоциклы, сошедшие с конвейера, укомплектованы двумя стальными звездами. В процессе эксплуатации возникает необходимость их замены в результате износа при соприкосновении с цепью. Скорость износа тем выше, чем в более жестких условиях эксплуатируется мотоцикл. В случае использования звезд из алюминия, ввиду высокой скорости их износа, необходимо тщательно смазывать как цепь, так и сами звезды.
Приводная цепь
Деталь, передающая вращение в классическом мотоцикле с приводом на заднее колесо — это приводная цепь. Ее выбор тоже не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Безсальниковые цепи — цепи, имеющие самую простую конструкцию, но обладающие рядом недостатков, среди которых:
- плохая удерживаемость смазки;
- высокая скорость растяжения;
- уязвимость на бездорожье.
Поэтому производители разработали цепи с различным типом сальников — так называемые сальниковые цепи. Они в отличие от предыдущих лучше удерживают смазку, и, как следствие, меньше тянутся.
При всех преимуществах сальниковых цепей, для мотоциклов со слабыми двигателями, которые не эксплуатируются в условиях бездорожья, может быть оправдан выбор безсальниковой цепи, поскольку это позволит существенно снизить износ звезд.
Выбор цепи и звезд на мотоцикл — задача, от правильного решения которой зависит то, насколько надежным будет ваш мотоцикл и беззаботным время, проводимое за рулем. Специалисты мотосервиса «БутовоТим» всегда окажут вам помощь при выборе и покупке этих элементов, а также в случае необходимости произведут высококачественный ремонт вашего байка с установкой приобретенных запчастей. «БутовоТим» — качественный сервис для вашего двухколесного друга.
Renthal TwinRing
— Долговечные звезды разрабатывались в течении 5 лет — Уникальная конструкция сводит вес до минимума — Двухконтурная звезда из алюминия (внешний) и стали (внутренний) с максимально увеличенным сроком службы — Доступные цвета: синий, черный, оранжевый и красный. — Производится с количеством зубьев 47, 48, 49, 50, 51 и 52