Регулировка цепи мотоцикла, регулировка натяжения привода задней передачи.

Ни для кого не секрет, что для долгосрочной службы мототехники, следует регулярно производить осмотр и, при необходимости регулировку частей мотоцикла, например, цепи натяжения.

Ослабление цепи – первый признак ее износа. Для того, чтобы определить, нуждается ли цепь в натяжении, необходимо провести проверку. Эндуро следует установить на боковую подножку и освободить от посторонних предметов, в том числе от кофров. Это делается для того, чтобы исключить нагрузку на подвеску.

Для замера подойдут такие инструменты, как рулетка, линейка или штангенциркуль Допустимая норма ослабления указана в инструкции по эксплуатации, а также на наклейке мотоцикла. Для эндуро нормой считается провисание цепи не более 50-55 мм. Натяжение цепи производится в случае, если в результате измерения установлено значение, не входящее в диапазон допустимого.

Проверка

Вначале стоит определить, нуждается ли ваша цепь в натяжении — для этого необходимо провести контрольное измерение. Мотоцикл нужно установить на боковую подножку, сняв с него кофры и другие посторонние предметы. В качестве инструмента стоит взять рулетку, линейку или достаточно большой штангенциркуль. Убедитесь, что нагрузка на подвеску отсутствует, и приступайте к выполнению измерений.
Очень часто возникает вопрос, как должна быть натянута цепь, чтобы избежать ускоренного износа компонентов мотоцикла? Лучше всего свериться с инструкцией по эксплуатации, разработанной производителем мототехники, поскольку для конкретного транспортного средства нормативный показатель может быть индивидуальным. Если же такая возможность отсутствует, стоит воспользоваться усреднёнными значениями, равными:

При проверке может обнаружиться, что фактический показатель выходит за допустимые рамки. При этом необходимо срочно провести натяжку цепи, чтобы избежать поломки мотоцикла в ближайшее время. Кроме того, стоит выполнить ещё одну проверку, оценив техническое состояние цепи. Постепенно прокручивая заднее колесо, определите степень провисания в каждой её точке — если этот показатель будет существенно различаться, деталь срочно нужно заменить. Если у вас сильно растянулась цепь, но нужно доехать до магазина или сервисного центра, то для регулировки вам нужно выбрать положение с минимальным провисанием.

Натяжение

Существует два основных механизма регулирования провисания цепи, которые используются различными производителями. Сложность процедуры в обоих случаях будет приблизительно одинаковой, однако стоит обратить внимание на основные рекомендации, связанные с натяжением. От правильного выполнения такой операции будет зависеть долговечность трансмиссии, а также других важнейших узлов мотоцикла.

Продольное перемещение

Чаще всего встречается система с продольными прорезями в маятнике — они позволяют перемещать ось, регулируя расстояние между ней и валом коробки передач. Для выполнения работы вам понадобится два ключа — 17*19 и 13*14. Установив мотоцикл на центральную подножку или подвес, большим ключом отверните крепления вала колеса — при этом удастся существенно ослабить его, что является необходимым условием для регулирования натяжения. Следом нужно взять в руки меньший ключ и отвернуть контргайки по обе стороны колеса.

Теперь вам необходимо будет узнать, как натягивать цепь — с двух сторон расположены регулировочные болты, которые перемещают колесо по прорези. Сильное натяжение с одной стороны может привести к перекосу колеса, в результате чего придётся полностью разбирать задний маятник. Поэтому специалисты рекомендуют поворачивать болты поочерёдно, совершая 1–2 оборота. Не забывайте периодически проверять степень натяжения цепи, оттягивая её пальцем — вы можете перестараться, что заставит потратить много времени на поиск нужного положения. На некоторых мотоциклах используются специальные натяжители — для установки оптимального положения их нужно переместить отвёрткой или просто подвинуть руками.

Когда вам удастся найти оптимальное положение заднего колеса, необходимо будет закрепить его, исключив дальнейшее перемещение. Вначале затягиваются контргайки, и только потом фиксируется ось мотоцикла. Внимательно проверьте, чтобы все соединения обеспечивали максимально плотное крепление и не позволяли колесу перемещаться. После этого вновь измерьте натяжение и попробуйте, как мотоцикл ведёт себя на ходу.

Эксцентриковый механизм

Некоторые производители предполагают использовать более сложный, но надёжный эксцентриковый механизм. Работать с ним абсолютно не тяжело, но вам потребуется большая сноровка, чем в описанном выше варианте. Чаще всего эксцентриковый механизм применяется для регулирования натяжения цепи в односторонних консольных маятниках, хотя встречаются и исключения.

Очень важно знать, как правильно выполнять регулировку — для этого вам не потребуется откручивать болты или контргайки. Из инструментов нужно подготовить только крупный шестигранник — его размер определяется каждым производителем индивидуально и может различаться в зависимости от конкретной модели мототехники. Поворачивая регулировочный винт, вы перемещаете ось по эксцентрично просверлённому отверстию, изменяя степень её натяжения.

Регулировка цепи мотоцикла, регулировка натяжения привода задней передачи.

Андрей ШМИГЕЛЬСКИЙ, Москва,

Распыляйте очиститель цепи и смазку только в зону роликов. Чтобы жидкость не попала на колесо, прикрывайте его ветошью.

Начните с мойки и смазки цепи специальными составами: ее звенья должны двигаться легко, без заеданий. Но смазывайте правильно. Иные «специалисты» брызгают жидкость на наружную сторону звеньев. Не так! Носик распылителя нужно направлять только на ролики — дальше смазка сама растечется, куда нужно. Не торопитесь трогаться — дайте составу впитаться, а минут через 10-15 протрите цепь насухо — иначе при езде центробежная сила сбросит излишки смазки на покрышку, тогда и подскользнуться недолго.

Ослабьте гайку оси колеса.

Ослабьте гайку оси заднего колеса, затем натяжные болты, по рискам натяните цепь. Следите, чтобы количество рисок с каждой стороны было одинаковым. Проверяйте натяжение цепи так: возьмите ее посредине и покачайте вверх-вниз. Для дорожного мотоцикла перемещение в 2-3 см — норма. У байка для шоссейных гонок (у них ход задней подвески обычно мал) люфт может быть чуть меньшим. Для эндуро наоборот — большим. Если появились сомнения и у вас есть время, найдите положение цепи, при котором она натянется сильнее всего: установите мотоцикл на центральную подставку, отсоедините амортизатор и, качая маятник, найдите это положение. Но должен оставаться небольшой люфт — ни в коем случае не доводите натяг цепи до состояния струны! Правило: лучше «недоборщить», чем «переборщить». Перетянутая цепь не только быстрее износится, но и «съест» звездочки. Слабовато натянутая тоже их портит, но гораздо медленнее. Однако прослабленная цепь на эндуро способна разгромить ловушки.

Натяните по меткам цепь.

Обычно у мотоциклов зарубежного производства заднее колесо можно точно выставить по рискам на маятнике. Но случается, что после падения маятник или рама деформируются. Если появились сомнения, проверьте соосность колес — вот так. Натяните две веревки так, чтобы они слегка касались бортов задней покрышки и уходили к передней. С помощью регулировочных болтов заднего колеса добейтесь, чтобы веревки оказались на равном расстоянии от бортов передней покрышки. Запомните расположение меток и в дальнейшем делайте поправку. Бывает, что риски совпадают, натянутые веревки показывают, что колёса соосны, но мотоцикл ведет себя странновато, например, в правый поворот входит легко, а в левый — с трудом, или наоборот. Скорее всего, рама все-таки деформировалась так, что одно из колес наклонено в вертикальной плоскости. Ездить на таком инвалиде опасно. Самому исправить раму «в ноль» очень сложно — обратитесь в мастерскую, но в ту, в которой есть стапель.

У эндуро цепь натягивают при помощи зубчатых эксцентриков: на них нанесена шкала.

Можете радоваться: вскоре грязная и долгая возня с цепью уйдет в прошлое — для многих современных мотоциклов выпускаются комплекты для замены цепной передачи на ременную. Кого-то может отпугнуть более высокая цена и кажущаяся ненадежность ремня. Что говорить, такой набор приблизительно в два раза дороже, чем комплект из новой цепи и двух звездочек. Но и служит он, как минимум, в два раза дольше. Цепь нужно промывать, смазывать через каждые 500 км пробега или после дождя. Помните, сколько стоят жидкости для чистки и смазки? Да и лязг цепи при езде давит на слух. Ремень же гораздо меньше растягивается, не требует обслуживания и работает бесшумно. Его натяжение проверяют, поворачивая относительно его оси — он должен повернуться на 90°. Ремень сглаживает рывки в трансмиссии — значит, КП и сцепление прослужат дольше. Только для двух категорий мотоциклистов мы не беремся его рекомендовать — спортсменам и владельцам очень мощных мотоциклов, предпочитающим динамичный стиль езды.

Ременной привод этого BMW 650 CS отработал уже 26 тыс. км — и ни следа износа!

Источник материала : журнал «МОТО»

Дополнительные действия

Если вы знаете, как подтянуть цепь мотоцикла, вам не помешает проверить состояние звёздочек и других деталей трансмиссии. При обнаружении признаков существенного износа менять их стоит незамедлительно, поскольку поломки такого типа серьёзно влияют на надёжность и долговечность трансмиссии мототехники. Если же вы обнаружили сильное растяжение цепи от неё лучше сразу избавиться — в особенности если вы любите ездить на высокой скорости или выполнять трюки, опрокидывая мотоцикл на заднее колесо.

Кроме того, при плановой подтяжке цепи её также стоит очистить и смазать. Лучше пользоваться специальными средствами в баллончиках, которые подаются под большим давлением — они эффективно вымывают все посторонние отложения, а также проникают во все внутренние части цепной передачи, способствуя её эффективному смазыванию. Процедуры также выполняют при поднятой задней части мотоцикла, что позволяет быстро прокручивать колесо при необходимости. Существуют и специальные приспособления для очистки цепи. Устройство закрепляется на передаточном механизме транспортного средства, после чего остаётся только включить первую передачу и обеспечить непрерывную подачу чистящего вещества в приёмную трубку.

Обслуживание мотоцикла проводят приблизительно каждые 500–2000 километров, что позволяет обеспечить надёжность и долговечность всех механизмов. При каждой очистке и смазке стоит проверять степень натяжения цепи, чтобы исключать её серьёзное провисание. Специалисты говорят, что в среднем натяжку приходится выполнять каждые 2–5 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации мототехники. Полностью менять цепь стоит каждые 10–15 тысяч километров либо чаще при агрессивном стиле езды или при частых выездах на бездорожье. Несоблюдение этих сроков ведёт к ускоренному износу трансмиссии и приближению дорогостоящего ремонта мотоцикла.

Цепная передача у мотоцикла

Цепной привод у мотоцикла является наиболее распространенным способом привода, но его применения связано с рядом сложностей. Мотоцикл – это не стационарно расположенный станок. Даже другие виды мототехники, где применяется цепной привод, имеют меньше сложностей.

Цепь приводит в движение заднее колесо, которое в большинстве случаев установлено на маятнике. Маятник подвижен. Как следствие, натяжение цепи меняется в зависимости от положения маятника. Точка наибольшего натяжения цепи у разных моделей мотоциклов разная. При различных нагрузках на задний амортизатор, при езде по пересеченной местности и так далее, могут возникать кратковременные моменты перенатяжения цепи, как следствие, износ становится неравномерным.

Все это приводит к тому, что правильная регулировка натяжения цепи, особенно новой, является важнейшим фактором при растягивании цепи у мотоцикла. Перетянутая цепь всегда является причиной неравномерного растягивания в связи с неравномерным износом.


Цепь мотоцикла при неравномерном растяжении. Натянутое состояние


Цепь мотоцикла при неравномерном растяжении. Ослабленное состояние

Особенности эксплуатации мотоциклов

«Какой русский не любит быстрой езды» — думаю, что эту фразу слышали все. Ну а как не погонять на мотоцикле. А что же происходит с цепью в это время?

Итак, представьте, мотоцикл стоит на месте, имеет две точки контакта, два колеса (ноги мы учитывать не будем). При включении передачи и отпускании передачи ведущая звездочка приходит в движение, в то время как ведомая находится в состоянии покоя. Приводная цепь в верхней части испытывает резкое натяжение. Есть известная поговорка: «Вода камень точит». В данном случае внешние пластины тянут валик, при этом в месте их сопряжения постепенно появляется выработка – длина цепи увеличивается.

Аналогичная ситуация происходит и при резком увеличении газа при езде. Соответственно это также приводит к повышению износа. Чем больше износ в сочленениях, тем больший вред будет наносить каждое «трогание» мотоцикла и резкий разгон, а значит, темп растяжения цепи будет расти.

Получается, что на износ приводной цепи влияет стиль вождения мотоцикла, а на силу рывка цепи влияет и мощность мотоцикла. Если вы предпочитаете агрессивный стиль вождения, резкие разгоны, пересеченную местность, то лучше выбирать усиленные варианты цепей.

Многие производители цепей для своего ассортимента делают таблицы соответствия цепей объему двигателя. Это условный ориентир, не стоит ориентироваться на верхнюю границу.

Своевременная регулировка цепи мотоцикла

О том, как регулировать натяжение цепи мы говорить не будем. Об этом есть много статей. В целом лучше ориентироваться на инструкцию или, как сейчас часто говорят, мануал по регулировке цепи в конкретной модели и марке. Так как точки наибольшего натяжения в нагруженном и не нагруженном состоянии могут быть разные, а об этом производитель должен уведомить именно в инструкции.

Профессиональный подход

Очень многие мотоциклисты относятся к натяжке цепи, как к обыденной процедуре, при выполнении которой можно делать значительные допуски и регулировать положение заднего колеса «на глаз». Такой подход при установке нужного натяжения цепи недопустим — все операции нужно выполнять максимально аккуратно и точно, пользуясь специальными инструментами. Если вы хотите продлить срок эксплуатации цепи и избежать сильного износа трансмиссии при использовании мотоцикла в экстремальных условиях, вам стоит приобрести специальный лазерный измеритель для установки оптимального положения колеса. В наиболее сложных случаях, если вы не можете разобраться в устройстве регулировочного механизма или не можете ослабить его, стоит обратиться к специалистам мотоциклетного СТО. Они выполнят все необходимые работы, предоставив вам гарантию качества результата и надёжности мотоцикла.

Выбор цепи для мотоцикла

Без цепи ваш мотоцикл просто не поедет.


Цепь для мотоцикла является очень важным элементом его работы, хотя и довольно простым. Без цепи мотоциклы не едут.
Цепи продаются заклепанные на заводе-производителе, а могут быть разомкнутые. К таким цепям прилагается звено с заклепываемым замком. Заклепанные цепи считаются более надежными. Но производители утверждают, что новые замки выпускаются наиболее прочные.

Пока на цепи сохраняется и используется заводская смазка, цепь не будет приносить ощутимых проблем. Тем более что постоянное совершенствование форм уплотнений позволяет снизить силы трения.

Проблемы с цепью возникают при невыполнении правил эксплуатации мотоциклов. Что может случиться? Может произойти обрыв цепи и заднее колесо заклинит. Возможно и повреждение ноги мотоциклиста. Цепи могут растягиваться при долгой эксплуатации. Быстрее выходит из строя цепь, не подходящая мотоциклу.

Случаи, когда цепь в обязательном порядке нужно заменить:

Таблица. Обозначение и применяемость мотоциклетных цепей.

Обозначение цепиГде применяетсяМодель мотоциклаШаг, ммДиаметр ролика, ммШирина цепи, ммЧисло звеньев, шт.Длина цепи, мм
2ПВ-9,525-1800Моторная передача«Иж-56», «Иж-П1», П2, П3, П4, Ю5, «Иж-Ю», Ю2, Ю3, Ю4, Ю59,5256,0025,466
ПВ-9,525-1200То жеМ-105 ММВЗ всех моделей9,5256,009,5244419,1
ПР-12,7-1820-2Главная передача«Восход», «Ява»12,78,57,75112 1261422,4
ПР-15,875-2300-2То жеМотоколяски, все «ижи»15,37510,169,651041651

Почему не стоит покупать дешевые цепи

Зачастую владельцы мотоциклов, которые сталкиваются с необходимостью замены цепи предпочитают сэкономить пару тысяч рублей и выбирают более дешевые цепи.

С первого взгляда сэкономить на цепи кажется разумным, ведь при замене также придется потратиться и на комплект звезд, сумма приличная. Но, поговорка про «скупой платит дважды», в реальности может обернуться в трижды и более раз.

Разделим недорогие цепи на три категории.

Просто недорогие цепи в магазине до 3000-4000 рублей

Под этими цепями подразумеваются бюджетные цепи типа JT, а также китайские бренды. Мы неоднократно покупали себе эти цепи и обжигались. Увы, японская родословная бренда JT никак не помогает. Если со звездами нет проблем, они ходят свой ресурс, то цепи тянутся как жвачка. JT приходится постоянно подтягивать, а к концу сезона она уже звучит как бусы. Если вовремя не поменять эту цепь, она будет сжирать приводные звезды вашего мотоцикла. Полное разочарование.

Про Китайские цепи мы не будем долго расписывать, те кто с ними связывался, знает, что она вытягивается за несколько поездок. Чтобы не тратить ресурс новых звезд, во всех пабликах в социальных сетях, посвященным китайским мотоциклам рекомендуют не экономить, а купить сразу нормальную цепь, к примеру DID.

Недорогие цепи хороших брендов

Мы думает что дешево и хорошо — это фантастика. Если вам продают цепь DID 520 дешевле 4000 рублей, скорее всего это откровенная подделка. При покупке, сверяйте данные и по косвенным признакам старайтесь определить что это за цепь. В лучшем случае такая цепь растянется, в худшем — разлетится под серьезной нагрузкой и повердит ваш мотоцикл. К сожалению, подделка может встретиться даже в именитых магазинах.

У нас был случай, когда для поездки в горы, в одном интернет-магазине эндуро тематики наш друг приобрел свежую цепь фирмы AFAM SX2. На второй день катания в сложных условиях эта цепь разорвалась. Мотоцикл оттащили на тросу, в тот же день была куплена на замену цепь DID VX2 в оригинальной упаковке KTM, которая обошлась почти в 10000 рублей, других вариантов не было. Но, к несчастью, оказалось, что пропало сцепление. Два дня прокачки и поиска неисправности не дали результата. В момент разрыва цепь повредила выжимной цилиндр сцепления, перебив канал. Визуально цилиндр был целый и никак себя не проявлял.

Изначальная экономия на цепи вылились в испорченное путешествие (мотоцикл простоял до конца), покупку хорошей цепи заведомо дорого и покупку нового цилиндра сцепления. Если бы изначально была куплена цепь DID, то проблем бы не возникло и не пришлось бы переплачивать в несколько раз.

Просто готовая инструкция «как не надо делать», поэтому советуем покупать качественные японские цепи типа DID или EK.


Порванная цепь AFAM (подделка)

Как оказалось, купленная цепь AFAM является подделкой. Обратите внимание, что на каждом звене выбито слово «JAPAN», но AFAM это Французская компания, она не имеет никакого отношения к Японии. Неровная заклепка также намекает на явную подделку. К сожалению, эти цепи продавались в известном интернет-магазине, который мы не будем называть, вы можете сами найти, используя поиск в яндексе. На данный момент этой цепи нет в наличии, но, как ни странно, есть другие типы этих же цепей AFAM, которые скорее всего также являются подделкой, если судить по фотографии упаковки.

Хорошие японские цепи (DID, EK)

Если цепь продается под брендом DID и в размере 520 она стоит более 4000 рублей за сальниковую цепь, скорее всего это оригинал. Кроме цены, в остальном у этих цепей одни плюсы:

  • Долгий срок службы при должном уходе и смазке.
  • Прочность

Поставив один раз цепь DID, вы не захотите пробовать более дешевые варианты. Это абсолютно беспроблемный вариант, который будет работать и не вызывать головную боль. Прочность этих цепей настолько высока, что проверять натяжку и подтягивать придется редко, из рутиной операции это превратится в редкое техобслуживание.

Для эндуро мотоциклов мы рекомендуем цепь DID VX3. Это новая японская разработка, пришедшая взамен VX2. Легко переносит все тяготы и невзгоды внедорожной эксплуатации и откатывает свой ресурс, радуя владельца. Также с легкостью подходит для любых мотоциклов с размером цепи 520, в том числе и дорожник. Выдерживает мощности объема двигателя вплоть до 800 кубических сантиметров.

Уход за цепью главной передачи мотоцикла

Правильный уход за цепью намного увеличит срок ее безопасного использования.

Через каждые пятьсот километров нужно обязательно смазывать цепь. Также это нужно делать и в том случае, если попали под дождь. Проводите эту процедуру перед выездом. И масла жалеть не нужно. Для этого масло нужно налить в небольшую емкость и использовать кисточку. Мотоцикл ставится на подставку, заднее колесо при смазке цепи нужно прокручивать.

Предупреждение. Нежелательно наносить много масла на открытую цепь, так как, притягивая пыль при езде, цепь быстрее начнет изнашиваться и скрипеть.

Для открытых цепей лучше воспользоваться распылителем масла в виде баллончика. А закрытые цепи можно смазать маслом обильно.

Перед процессом смазывания промойте цепь, особенно, если она загрязнена. Для этого можно использовать либо специально для этого продаваемую жидкость, либо керосин. После полного высыхания цепи можно ее смазать.

Обратите внимание на заднее колесо. Если оно сдвинуто в сторону, натяжение получится неравномерное. Следует помнить, на срок службы цепи очень сильно влияет то, как вы ездите на мотоцикле. Разгоняясь на предельной скорости, вы способствуете скорому изнашиванию цепи. Цепь не должна быть сильно натянута или слабо. Это испортит элементы цепи и сократит срок ее использования. Поэтому так важно регулярно проверять натяжение цепи. Как натянуть цепь на мотоцикле, можно узнать у специалистов или на нашем сайте.

Устройство роликовой цепи и ее слабые места

Об устройстве приводной роликовой цепи мы уже говорили, поэтому здесь коснемся только общих моментов. Итак, роликовая цепь состоит из внешних и внутренних звеньев. Внутреннее звено состоит из внутренних пластин и запрессованных между ними втулок. Внешнее звено состоит из внешних пластин и запрессованных валиков. Подвижность звеньев обеспечивается движением валика внутри втулки. Ролик расположен на втулке и свободно вращается, обеспечивая скольжение по звездочке.

Срок службы приводной цепи зависит именно от качества сочленений звеньев цепи:

  • чем качественнее выполнена запрессовка (исключена подвижность) между внутренней пластиной и втулкой, внешней пластиной и валиком, тем меньше растягивается цепь;
  • чем лучше скольжение валика внутри втулки (наличие смазки), тем меньше нагрев элементов цепи и их износ.

Пока между втулкой и валиком имеется смазка, то звено имеет нормальную, естественную подвижность. А вот если имеется факт проворачивания втулки во внутренней пластине или валика во внешней, то возникает трение, нагрев и повышенный износ. Таким образом, именно эти места и являются слабыми. Причем, нужно заметить. Чем больше площадь контакта валика и пластины (диаметр валика и ширина пластины), втулки и пластины (диаметр втулки и ширина пластины), тем меньше риск проворачивания.

В результате проворачивания металл постепенно изнашивается, истирается. Увеличение диаметра отверстий в пластинах на 0,1 мм (0,05 мм радиуса) на 100 звеньях даст увеличение длины цепи на 5 мм. А если отверстие в пластинах увеличилось на 1 мм на всех 100 звеньях? На 50 мм? Но ведь это больше 3 звеньев цепи 5хх. Естественно, это скорее утопическая ситуация, но она хорошо указывает на слабые места в приводной цепи.

Именно к таким последствиям может приводить отсутствие смазки, не качественная клепка валиков и запрессовка втулок. Естественно имеет значение и качество металла. Именно по этой причине производители цепей проводят местное упрочнение металла в зоне отверстия пластины, а для наиболее плотного соединения валика с внешней пластиной – четырехстороннюю клепку.

Итак, удлинение цепи происходит по причине постепенного износа элементов цепи. Но происходит это медленно.


Фрагмент комментария на форуме

Натяжение цепи мотоцикла

Чтобы проверить натяжение цепи, проверните колесо и посмотрите состояние цепи при максимальном натяжении. Теперь поставьте мотоцикл на подставку и проверьте, насколько большой прогиб у цепи получился. Нормальное положение, когда между двумя частями цепи, верхней и нижней, два-три сантиметра.

Для квалифицированного натяжения цепи можно обратиться в сервис-центр. Но при желании можно сделать это и самому.

Главное, строго следовать установленным правилам.

Все операции проделаны. Вы можете опять мчаться на своем мотоцикле в увлекательное путешествие, не боясь, что он вас подведет.

Как правильно натянуть цепь на мотоцикле

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]