Чистка цепи мотоцикла с использованием специальной машинки

Автор: Евгений Живоглядов. Дата публикации: 27 ноября 2022. Категория: Мототехника.

Опытные мотоциклисты знают, что даже при езде по асфальтированным городским улицам на цепь неизбежно прилипают пыль, песок и грязь. Замена ее – процесс довольно трудоемкий. А, вот своевременная чистка цепи мотоцикла и ее последующая смазка позволят значительно продлить срок службы, как самой цепи, так и звездочек.

Как правило, после пробега в 500÷600 км необходимо осуществить обслуживание цепной передачи. Сделать это можно, используя такое устройство, как машинка для чистки цепи мотоцикла. Сегодня подобные приспособления (в зависимости от производителя и комплектации) стоят от 1700 до 3500 рублей. Однако потраченные на приобретение средства окупаются тем, что процесс совсем нетрудоемкий, занимает немного времени и отличается высокой эффективностью.

Чего не скажешь про ручной способ, в процессе которого используют щетки (зубные или специальные трехсторонние) и чистящие средства (жидкие или аэрозольные).

Устройство приспособлений для очистки мотоциклетных цепей

Все машинки для чистки цепи мотоцикла имеют приблизительно одинаковую конструкцию (вне зависимости от производителя). Приспособление представляет собой пластиковый бокс с закрепленными внутри него щетками. В зависимости от модели количество чистящих щеток варьируется в пределах от 6 до 9. Корпус изделия разъемный и состоит из двух частей (верхней и нижней). Обе половинки скреплены между собой при помощи резинового обжимного хомута. На боковой поверхности корпуса установлены штуцеры, к которым через тройник подключают тонкие шланги (для подачи чистящего средства). В нижней части бокса имеется отверстие для слива грязной отработанной жидкости.

На российском рынке представлены приспособления от британских и «Sealey», а также австрийской .

Особенности приспособлений «KettenMax Premium»

выпускает две усовершенствованные версии приспособлений для чистки мотоциклетных цепей: «KettenMax Premium» (стоимость 3300÷3500 рублей) и «KettenMax Premium Light» (2200÷2500 рублей). Основным отличием этих наборов от «KettenMax Classic» является то, что в комплекте имеется четыре набора сменных боковых щеток и четыре измерительных шаблона (расцветка шаблонов соответствует цвету чистящих щеток), которые позволяют легко и быстро адаптировать устройство для цепей различных размеров.

Для того чтобы определить какие щетки установить для чистки, достаточно приложить поочередно шаблоны к цепи. После этого в бокс устройства устанавливают щетки соответствующей расцветки и приспособление готово к использованию.

Дополнительное удобство в использовании: в комплект входит пластиковый мешок для сбора грязной жидкости, который прикручивается к нижней половинке машинки.

В комплекте поставки набора «KettenMax Premium» также есть бутылка специального чистящего средства «S100 Chain Cleaner» (емкостью 250 мл) и баллончик универсальной аэрозольной смазки (емкостью 75 мл).

Имея комплект из серии «Premium», вы можете почистить цепи на мотоциклах различных марок. Особенно это приобретение вполне оправдано для тех, у кого есть в наличии несколько байков (или, например, мотоцикл и мопед). Достаточно только установить щётки необходимого размера.

Как и чем смазывать цепь?

После того, как вы все очистите, и звенья приобретут блеск, словно с завода, цепь необходимо смазать. Есть много вариантов, и все они так или иначе используются байкерами:

  • Специальная смазка в баллонах для мотоцепей. Идеальный вариант. После нанесения она затекает под сальники, загустевает, и не выбрасывается центробежной силой при езде. Есть разные варианты смазки для спортивных, дорожных, внедорожных мотоциклов, а также универсальные;
  • Смазки для экстремальных условий, на пример на мотоциклы в Якутске и похожие регионы, подбираются индивидуально;
  • Отработка или трансмиссионка. Смазывающие свойства она имеет, но забрызгает вам колесо, ногу (а в некоторых случаях даже спину), едва вы выедете за пределы гаража. Смазывать цепь придется намного чаще, чем раз в 500 км, поскольку смазка просто не будет задерживаться в сальниках;
  • Солидол – не предназначен для цепей вообще, очень густой, не зайдет в сальники, только создаст снаружи липкую массу, которая станет прекрасным местом для накапливания всякого абразива в виде песка;
  • Графитовая смазка на основе керосина является неплохим, но устаревшим вариантом;
  • Автосмазчик цепи – используется многими туристами, проезжающими в сезон десятки тысяч километров, для которых раз в 500 км обслуживать мотоцепь кажется слишком частым и раздражительным процессом. Заправляется трансмиссионкой, а потому так же пачкает заднее колесо.

После нанесения смазки на цепь необходимо снова вытереть ее насухо чистой тряпкой. Это уберет остатки липкой массы снаружи звеньев, что защитит от налипания грязи и песка. Главное, чтобы смазка зашла внутрь роликов, под сальники – именно там она работает. Заливать цепь смазкой до состояния киселя не только не нужно, но и вредно.

Важно! В советское время практиковалась так называемая «варка цепи» в отработке. Эту процедуру можно проводить только с дешевыми безсальниковыми мотоцепями! Не вздумайте сварить сальниковую цепь, угробите ее безвовзратно!

Относитесь к обслуживанию цепи на мотоцикле как к приятной процедуре, включайте музыку или берите компанию друзей, и если вы еще не получали от нее удовольствие, то обязательно начнете!

Жидкости для чистки цепей мотоциклов

Новая мотоциклетная цепь содержит специальную термостойкую смазку, которую закладывают между трущимися частями (роликами и втулками) при изготовлении в заводских условиях. В местах соединений звеньев установлены специальные уплотнительные кольца (сальники), которые препятствуют вытеканию смазки и удерживают ее внутри на протяжении всего срока эксплуатации мотоциклетной цепи.

При выборе чистящей жидкости особое внимание следует обращать на агрессивность моющего состава по отношению к изделиям из резины. Повреждение уплотнительных колец приводит к вымыванию заводской смазки и, как результат, к полному выходу цепи из строя.

Производители приборов для механизированной чистки рекомендуют применять специальные моющие средства, состав которых удаляет любые виды загрязнений, обладает антикоррозионными свойствами и при этом не повреждает резиновые уплотнительные кольца. Так компания KettenMax для применения в выпускаемых ею машинках разработала специальный моющий гель «S100 Chain Cleaner». Однако стоимость этого препарата довольно высока: за бутылочку (емкостью 0,5 л) придется заплатить 1200÷1300 рублей. Такой упаковки хватит не более чем на 2 чистки. Жидкие моющие составы от «Starwax» и «Weldtite» также довольно дорогостоящи.

Как показывает практика использования приспособлений для чистки, очень хорошие результаты можно получить, применяя обычный очищенный керосин. Стоимость 1 литра составляет всего 120÷140 рублей. Именно его применяют наибольшее количество мотоциклистов для промывки цепей своих байков. Помимо керосина можно использовать уайт-спирит или обычное дизельное топливо (солярку), которые не нанесут никакого вреда уплотнительным кольцам.

Важно! Не применяйте для промывки мотоциклетных цепей бензин, ацетон, растворители и другие агрессивные составы. Они разрушат сальники и будут способствовать вымыванию заводской смазки, а это, в свою очередь, приведет к быстрому износу роликов и неизбежной «кончине» мотоциклетной цепи и необходимости ее замены.

Здравствуй. Очиститель цепей это простая необходимость, но как только появляется что-то нужное повсеместно и что легко произвести, мы получаем это. Клоунаду, когда любой может позволить себе производить товар и когда некоторые компании тратят на продвижение своего продукта больше, чем на его разработку. Итак, давайте проверим и выясним, кто Лев толстой, а кто здесь простой. В качестве подопытных кроликов я решил использовать кусочки цепи от моего TC-90 70-го года выпуска. Полагаю, эта омерзительная цепь стоит ещё с завода. И на своём веку она повидала больше Беара Гриллса. Очиститель цепей Мотюль Ц1. Он не содержит хлора, потому что Мотюль не хотят превращать океаны в ИМКА. По щедрому пшику с каждой стороны и идём дальше. Очиститель Максима это очиститель эмульсионного типа. Он отделяет грязь от поверхности чтобы её можно счистить или смыть. Очиститель для цепей Мак-офф самый нежный. Он безопасен для углеродного волокна, биоразлагаемый и его не испытывали на кроликах. Но самое приятное нём то, что он пахнет арбузом. Решив, что защита животных это очередная развод, я проверил паспорта безопасности остальных очистителей. Нет, счётчик трупов определённо настоящий. Очиститель цепей Айпон что-то компенсирует. Наверное, более высокую цену. У него самое функциональное сопло, оно может распылять или брызгать, в зависимости от того нужна точность или сила. Я выбираю распыление, чтобы каждый испытуемый показал свой лучший результат, а скорость частиц должна этому поспособствовать. Очиститель Моторекс производится химической компанией из Швейцарии, которой более ста лет. Полагаю, жидкость из Швейцарии займёт нейтральное место в нашем конкурсе. Я в предвкушении результатов Мятного очистителя цепи Оксфорд. Первые пятеро рождены химическими компаниями, но Оксфорд — мастера на все руки по аксессуарам и продаже одежды. Сомневаюсь, что они делают очистители цепи так же профессионально. И да, пахнет мятой. Отойдём от специальных мотоциклетных товаров и рассмотрим керосин. В смысле, да, большинство цепей рекомендуется мыть именно керосином, и, именно авиационное топливо — активная составляющая во многих баллончиках с очистителями. Но те, на которых нарисован мотоцикл стоят по 15 баксов за 500 миллилитров, в то время как баклажка керосина обходится в полтора доллара. Симпл грин стоит где-то 2.50 за тот же объём. Люди часто моют жирные цепи универсальными очистителями. Литовцы однажды использовали Симпл грин для очистки Балтийского моря от разлитой нефти, что в какой-то степени заявление об обезжиривании. ВД-40 — выбор соблазнительный, и не только потому что это самый дешёвый аэрозоль, всего 5 долларов. Дело в том, что растворитель в его составе похож на керосин, а ещё в нём есть смазка. Некоторые мотоциклисты используют ВДшку как средство чистки и смазки за один присест, так что это единственный конкурсант, который мы увидим снова в видео о сравнении смазок для цепи. После сокрушительного десятиминутного перерыва я сортирую очистители по их способности мыть самими по себе. Без вытирания, без чистки щёткой, без воды. Очиститель, который сдул больше всего грязи при распылении, должен оставить меньше грязи на салфетке. Моторекс, Оксфорд и Айпон самые чистые благодаря силам растворителя и потока аэрозоля. В то время как Симпл грин, Максима и ВД-40 преуспели только в сохранении налёта на моей старой цепи. Успех, также известный как провал. Но используя большинство очистителей приходится прикладывать руку. Так что вторая попытка. Я полностью покрою каждый кусочек аэрозолем, а затем на протяжении 30-ти секунд потру нейлоновой щёткой. Эту старую бессальниковую цепь я мог бы потереть щёткой и пожёстче, но, поскольку, на большинстве из ваших цепей стоят резиновые сальники — потру мягкой. После щётки идёт десятисекундное полоскание… И всё. После чистки щёткой всё становится очевидным. Мы видим чёткое разделение на 3 группы. После Айпона, Мотюля и Оксфорда старые грязные звенья стали молодыми и красивыми. Равномерно. Далее скучные середнячки. А Мак-офф, Максима и Моторекс оставили заметные куски грязи между роликом и пластиной. Возьмём результаты нашего теста на распыление, добавим результаты теста со щёткой и получим такую картину. Которую можно дополнить. Хороший очиститель должен проникать в грязь, но не в сквозь сальники. Дело в том, что сальниковые цепи смазаны изнутри. Заводская смазка защищена от злого окружающего мира маленькими резиновыми о-рингами, или х-рингами, или z-рингами, не важно. В любом случае, выглядит это как-то так. Взрослые и ответственные люди всегда беспокоятся о целостности резинок, которыми пользуются. Мы не хотим, чтобы проникающий очиститель, особенно такой как ВД-40 пролез под резиновым сальником и испортил заводскую смазку. Определились чего мы не хотим… Или хотим? Знаю, шарики попались прочные. А это пугает. Если у тебя глобофобия, то… Ау. Всё же нет. Справедливости ради, воздушные шарики умирают только от Мотюля, Вд-40 и Моторекса. Но есть проверка получше чем наша клоунская. Эта алюминиевая пластика исполнит роль внутренней поверхности звена цепи. Это наше внешнее звено, а это сверх длинный валик. Чтобы сымитировать сжимающее давление, которое заклёпаный валик оказывает на сальники, мы затянем наш валик динамометрическим ключом. Я смочу это звено нашим первым очистителем. После чего оставлю его на 3 минуты. Если химикаты просочатся сквозь сальник, мы увидим это внизу. Такую проверку мы повторяем для каждого очистителя каждый раз используя новые сальники. По итогу, Мотюль, керосин и Моторекс протекли сразу же и по полной. Максима и Оксфорд пролезли не так резво, через 47 и 105 секунд соответственно, остальные же остались наверху. Что меня удивило… Беннетс байк однажды оставили сальники в разных очистителях на дольше, чем на год. И выяснили, что, если ты не пользуешься чем-то совсем жёстким вроде бензина, сальники ничто не разрушает. Но, у меня было подозрение, что некоторые очистители в всё же просачиваются под резиновые сальники. Об этом стоит знать. Когда баллы проникновения сквозь сальники подсчитаны, результаты выглядят так. Но, во имя сохранения заветной заводской смазки, я расценил это как совершенную непригодность и просто удалил жуликов из нашего списка. Обрати внимание, что цена у всех очистителей примерно одинаковая, ну, кроме очень дешёвых Симпл грин, ВД-40 и керосина. Так что я чищу свою цель Айпоном, он хорошо моет независимо лень ли мне потереть щёткой и он не просачивается сквозь резиновые сальники цепи. А на счёт того, чем же лучше мазать цепь, ну увидимся в следующий раз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]