Мотовездеход «Бархан»: характеристики, эксплуатация, преимущества и недостатки

Трицикл “Бархан” — детище одного из старейших российских предприятий — завода имени В. А. Дегтярева (ЗиД), расположенного в городе Ковров. В общем-то с момента основания (а это 1916 год) завод специализируется на производстве продукции оборонного назначения, но делает и гражданскую технику, включая мотоциклы и спецтехнику.

В уже далёком 2002 году конструкторам ЗиДа пришло в голову создать вездеход, который бы применялся для транспортировки людей и грузов в условиях разной степени бездорожья, в основном по пересечённой, болотистой и заснеженной местности.

Общее описание

Мотовездеход «Бархан» создан на базе внедорожника «Сова». Он оснащен двухтактным силовым агрегатом с принудительным атмосферным охлаждением. Объем мотора составляет 200 кубических сантиметров, запускается он при помощи кикстартера. Каракат оборудован световыми приборами и багажниками, что позволяет использовать его на дорогах общего значения. Аппарат отлично подходит для туристов, рыбаков, охотников и геологов.

Конструкторы вездехода применили беспроигрышную формулу – совместили большие колеса и малый вес техники. Кроме того, добавилось несколько новаторских решений. На трехколесный вездеход установлены шины низкого давления, увеличенная вилка и модернизированный мотор. В итоге получился трицикл с впечатляющими параметрами, который быстро и с успехом занял нишу среди своих конкурентов.

Тактико-технические характеристики

Мотовездеход «Бархан» можно по праву назвать уникальным по нынешним меркам аппаратом. Техника была заявлена к выпуску в 2007 году, но в массовую продажу поступила лишь в 2010-м. За это время разработчики усовершенствовали конструкцию, позволяющую преодолевать всевозможные препятствия.

Основные характеристики:

  • показатель грузоподъемности – до 200 килограмм;
  • предельный вес буксируемого приспособления – 270 кг;
  • скорость по максимуму – 40 километров в час;
  • число посадочных мест – два;
  • чистый вес транспорта – 0,33 тонны;
  • фронтальная подвеска – рычажного типа с гидравлическими пружинными амортизаторами;
  • задняя подвеска отсутствует;
  • рама – трубчатый элемент сварного типа;
  • имеются опоры заднего вала, размещенные на подрамнике.

Невзирая на то, что мотовездеход «Бархан» не отличается высокими скоростными качествами и большой грузоподъемностью, он может пройти там, где другим аналогам не стоит даже и пытаться. В принципе, на это он и рассчитан.

История создания

В регионах с суровым климатом специальный транспорт – это реальная необходимость. Многие конструкторы задумывались о том, как создать машину, которая будет не только преодолевать бескрайние просторы тундры, но и не навредит природе. Изначально рассматриваемый внедорожник разрабатывался в виде снегохода. Однако в процессе работы появлялись новые идеи, которые удачно воплотились в жизнь конструктором Марининым и его коллегами.

Шины низкого давления, установленные на «Бархане», дружественно относятся к скудной растительности Севера. Даже после того как трицикл проедет по мху или неокрепшим деревцам, они не пропадают, а через короткое время возобновляют полноценный жизненный процесс.

Тест-драйв

как обычный мотоцикл. Включаешь зажигание и жмешь кнопку стартера. На всякий случай есть и кикстартер, позволяющий запустить мотор ногой с помощью педали. На холодную движок неохотно держит обороты, благо есть подсос, решающий эту проблему. По управлению здесь все как у мотоциклов. Правая рукоятка — газ, рычажок под левую руку — сцепление, рычажок справа — передний тормоз, под правой ногой — задний тормоз.

Передачи переключаются четко, приноровиться можно буквально за пару минут, даже если до этого вы ездили на мотоциклах полтора раза за всю жизнь. На приборной панели есть индикатор нейтральной передачи, а сами ступени придется считать в уме. Трогается «Бархан» бодро, но тяга быстро спадает, и мотор просит «скормить» ему вторую передачу. На пятой комфортно ехать со скоростью 20—25 км/ч. Ближе к 30 км/ч обороты слишком высокие, вибрация ощутимо передается на руль. Ездить лучше в перчатках.

Весит «Бархан» 330 кг и ощущается очень неповоротливым. В характеристиках говорится о том, что радиус разворота этого вездехода — 5 метров. Многовато даже по сухим цифрам. На деле же маневрировать на снегоболотоходе еще сложнее, чем кажется. На низкой скорости руль требует огромных усилий, а если покрытие — снег или лед, переднее колесо скользит вперед даже в вывернутом положении. Зато газком можно выставлять «Бархан» боком. Наверняка, потренировавшись, получится выписывать эффектные дрифт-этюды.

Едет «Бархан» откровенно медленно, но это и хорошо. На высоких скоростях 3-колесный вездеход ощущался бы нестабильным и был бы не прочь перевернуться. Все же по устойчивости модель далека от квадроциклов. Зато «Бархан» выигрывает как у «квадриков», так и у снегоходов по проходимости и универсальности. Особенно если речь идет о болотистой местности. Вездеход способен перевозить на себе до 150 кг груза и тащить прицеп массой до 200 кг.

Среди недостатков можно о — каждое колесо прокладывает свою «дорожку», что усложняет процесс езды в определенных условиях. Если на пути есть труднопреодолимая яма или другое препятствие, объехать его, пропустив, например, между колес, почти невозможно. После «Бархана» фактически остается один большой и сплошной след шириной 1800 см. Габаритная длина машины — 3 метра. Учитывая запрет на передвижение по дорогам общего пользования, нужно еще до покупки вездехода обдумать, как доставлять его до места эксплуатации, если оно будет отличаться от места хранения техники. Прицеп или даже обычный лафет для легковушки не подойдет. Так что перед покупкой этой игрушки не помешает купить другую — например, грузовой бус.

Инструкция по эксплуатации

Эксплуатация

Снегоболотоходы на колесах «Бархан» могут с легкостью преодолевать бездорожье. При этом техника идет плавно и без рывков. Вездеход передвигается с небольшой скоростью и даже может плавать. Эта опция доступна благодаря наличию легких и широких колес. Лодку трицикл конечно не заменит, но в случае проваливания льда из воды выберется медленно и уверенно. Сложности могут возникать при выходе из водоема через ил. В такой ситуации лучше использовать задний ход.

На асфальте транспортное средство ведет себя не менее уверенно, чем на бездорожье. Машина плавно преодолевает все неровности, однако слегка качается. Вездеход соответствует своему названию, напоминая верблюда, покоряющего бесконечные пустынные просторы. Все-таки асфальт – это не его стихия.

Вездеход «Бархан». Холодная война

«Господин президент, простите, что беспокою ночью. Срочное дело. Снимки, сделанные со спутника, зафиксировали на территории Киргизии объект, угрожающий нашей национальной безопасности…». Да, «Бархан» вполне может напугать какое-либо иностранное министерство обороны.

Отдел Информации
«Господин президент, простите, что беспокою ночью. Срочное дело. Снимки, сделанные со спутника, зафиксировали на территории Киргизии объект, угрожающий нашей национальной безопасности…». Да, «Бархан» вполне может напугать какое-либо иностранное министерство обороны.

Сколько агентов было вовлечено в эту сложнейшую операцию, сколько денег было потрачено на подкуп компетентных лиц… Ответ знают только в ЦРУ и Комиссии Сената, контролирующей расход бюджетных средств. В результате на стол шефа разведки США Джорджа Тенета легла новая папка с грифом «совершенно секретно».


Вездеход «Бархан» © Фото:

Аналитическая записка

Предмет: Автомобиль высокой проходимости «Бархан».

Цель: Выяснение масштабов угрозы национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.

Лингвистическая экспертиза выявила в этимологии названия модели тюркские корни. Каких-либо сведений, указывающих на дополнительное, кодированное значение этого слова, не обнаружено.

Автомобиль произведен в Киргизии — одной из бывших республик СССР. Там же проводились первые ходовые испытания, что является косвенным доказательством возможного участия вооруженных сил России и стран СНГ в конфликте на Ближнем Востоке.

Компания-. В небольшом производственном помещении фирмы, по легенде занимающейся восстановлением старинной техники, сконцентрирован мощнейший инженерно-конструкторский потенциал, на деле выполняющий специальные заказы министерств обороны стран СНГ.

На снимках явно просматривается визуальное сходство внедорожника с HMMW Hummer, состоящим на вооружении США и других членов Североатлантического альянса. Это обстоятельство, отчасти, указывает на военное предназначение «Бархана». В подтверждение данной версии приводятся некоторые сведения об автомобиле, в частности — проектные варианты исполнения и комплектации.

Тактико-технические характеристики автомобиля повышенной проходимости «Бархан»:

Вездеход «Бархан» базируется на ходовой части, узлах и агрегатах автомобиля ГАЗ-66, хорошо зарекомендовавшего себя в качестве транспортного средства высокой проходимости.

Цельнометаллический пятидверный кузов крепится к раме стремянками и резиновыми подушками.

Снаряженная масса: 3 т. Число мест: 11 (или 7 человек + 500 кг груза). Масса буксируемого прицепа: 1,5 т. Габариты: длина 5500, ширина 2200, высота 2300 мм. Колесная база: 3300 мм. Двигатель: ЗМЗ66 — V-образный, карбюраторный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения. Рабочий объем: 4254 см3. Максимальная мощность: 115 л. с. при 3200 мин-1. Трансмиссия: механическая, 4-ступенчатая. Максимальная скорость: 95 км/ч. Запас топлива: 200 л.

Автомобиль имеет самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы и гидроусилитель рулевого управления. Относительно низкий центр тяжести обеспечивает хорошую устойчивость при движении по пересеченной местности.

В широкой кабине свободно располагаются водитель и два пассажира на сиденьях переднего ряда и четыре человека на втором ряду. Дополнительно, при использовании задней площадки, можно посадить в машину еще шесть человек — вдоль бортов. При этом остается достаточно места для багажа.

Размеры салона: высота 1230, ширина 2022, длина 3100 мм.

Ровный пол кабины оснащен специальными гнездами для крепления сидений, благодаря чему автомобиль легко трансформируется из пассажирского в грузопассажирский и грузовой.

Доступ в салон осуществляется через четыре боковых двери и одну заднюю. Большой люк в крыше может использоваться в качестве аварийного выхода. Такой вариант рассматривается в качестве базового.

В ходе сверхсекретной операции, проведенной на территории Киргизии, обнаружен пакет документов, раскрывающих планы по использованию этого автомобиля спецслужбами СНГ.

Вариант, именуемый «гражданским» (именно он зафиксирован на фотопленку нашим агентом), представляет собой 7- или 11-местный внедорожник с большим грузовым отсеком. По мнению наших экспертов, автомобиль может оснащаться броней любого уровня, что превратит его в средство передвижения для высоких военных чинов. При необходимости машина снабжается любыми средствами связи.

Второй вариант, описанный в обнаруженных документах, называется «Служба спасения» и, согласно «легенде», предназначен для подразделений МЧС.

Такой автомобиль может преодолевать труднопроходимые места, растаскивать завалы, буксировать прицеп с оборудованием и провиантом. В салоне свободно размещаются 7 членов экипажа, операционный стол и спецоборудование. Санитарная версия имеет многоярусную систему носилок.

На кузов монтируется стеклопластиковый «колпак», увеличивающий внутреннее пространство. Улучшенные системы отопления и вентиляции, привод для генератора на 220 вольт и устройство для подключения к внешней сети существенно расширяют возможности машины.

Однако наибольший интерес вызывает армейский вариант.

«Офицерская» модификация представляет собой «гражданскую» версию с доработанным кузовом, который в данном случае состоит из двух частей — комфортабельного шестиместного салона для офицеров и открытой задней площадки с двумя откидными скамейками для четырех автоматчиков сопровождения.

Десантная модификация повторяет большинство решений, реализованных на нашем HMMW Hummer: съемный брезентовый верх, рамка лобового стекла может ложиться на капот, вместо дверей — брезентовые шторки.

Основное преимущество модификации – задняя платформа с брезентовым верхом. Отметим, что тент складывается на крышу кабины, а стойки-упоры сдвигаются вперед, полностью освобождая заднюю площадку, на которой разместятся небольшое штурмовое подразделение и турель с крупнокалиберным пулеметом. Любая из версий может быть оборудована мощной лебедкой и системой подкачки колес.

Выводы:

HMMW Hummer находится на вооружении армии Соединенных Штатов уже более 15 лет. При всех неоспоримых достоинствах наш «ветеран» обладает рядом существенных недостатков.

Первый — стесненное внутреннее пространство, основное место которого занимают расположенные в пределах базы мощный двигатель и трансмиссия. Второй – излишняя сложность конструкции, наличие автоматической коробки передач и независимой подвески всех колес. Третий — чрезвычайно высокая цена: каждая такая машина, используемая для нужд военных, обходится американским налогоплательщикам в 60 – 80 тысяч долларов.

Сравнительный анализ демонстрирует превосходство «Бархана» над Hummer по большинству критериев.

Киргизский автомобиль занимает промежуточную нишу между джипами и средними грузовиками. Унификация с массово выпускаемыми моделями позволила добиться высокой ремонтопригодности и удешевления планового технического обслуживания узлов и агрегатов.

По мнению экспертов, «Ретро-стайл» в короткие сроки развернет производство «Бархана» в объемах, позволяющих быстро удовлетворить потребности вооруженных сил стран СНГ. В скором времени «Бархан» может отправиться и на экспорт.

В случае включения модификаций автомобиля «Бархан» в состав мобильных подразделений некоторых армий мира мы рискуем потерять наши позиции на Балканах и Ближнем Востоке.

В связи с этим считаем целесообразным на очередном заседании Сената поставить вопрос о необходимости разработки нового армейского внедорожника, который мог бы прийти на смену HMMW Hummer.

Записка составлена:

Среднеазиатским отделом на основании материалов, представленных нашим киргизским резидентом (кличка Свирепый Сайгак).

Директор ЦРУ закрыл драгоценную папку и убрал ее в сейф, встроенный в тумбу массивного письменного стола. Откинувшись в кресле, он погрузился в размышления, прерванные резким звонком «белого» телефона. — Слушаю, господин президент. — Здравствуй, Джордж. Прошу об одолжении. Этот русский «Бархан»… Будь другом, достань мне такой — на мое ранчо в Техасе…

Редакция рекомендует:

Викторина! Видеорегистратор Blackvue за знание ПДД
Когда снизятся цены на автомобили: ждать осталось недолго

Российский авторынок рухнул на 20%

Российские автодилеры переплюнули итальянских

Альтернатива скребку: как очистить и не поцарапать стекла автомобиля

Обсуждение Отменить

Хочу получать самые интересные статьи

Особенности

Для пассажиров езду на «Бархане» нельзя назвать комфортной. К трициклу необходимо приспособиться для того, чтобы держать равновесие. Водитель должен правильно рассчитать траекторию всех колес, иначе возрастает возможность опрокидывания. Снеговой болотоход не рассчитан на гонки и ралли. Его основная задача – преодолеть любое бездорожье, с чем он неплохо справляется.

Трехколесные вездеходы имеют увеличенный дорожный просвет, что практически исключает цепляние поверхности днищем. Шины у техники жесткие, с невысоким протектором, легко начинают буксовать. Однако благодаря хорошей инерции и малому весу они быстро находят контакт с любой поверхностью. Проходимость можно усилить посредством использования специальных лент или цепей.

Возможности

Каракат Бархан 200 (число обозначает объем двигателя) способен транспортировать двух человек с грузом по пересечённой местности с естественными и искусственными уклонами и склонами, преодолевать траншеи и отвалы. Компактный и экономичный вездеход-амфибия эффективен при эксплуатации на переувлажнённых грунтах – на жидкотекущих глинах и суглинистых участках, покрытых толстым слоем ила или торфа, толщиной более 30 см. Река или озеро – не преграда на пути мотовездехода.

Амфибийный трёхколёсный снегоболотоход Бархан уверенно держится на поверхности воды за счёт объёма воздуха в шинах, благодаря свойствам которых, невысокой массе и большому дорожному просвету достигается высокая проходимость трицикла. Помимо груза, закреплённого на заднем металлическом багажнике, трайк может буксировать грузовой или пассажирский прицеп общей массой до 270 кг.

Применение

Мотовездеход «Бархан», цена которого вполне приемлема, является незаменимым транспортом для туристов, которым нравится посещать малоизведанные территории. Также техника отлично подойдет рыбакам, охотникам, экстремалам и жителям отдаленных поселений.

Реальную эксплуатацию отечественного трицикла нельзя назвать элементарной. Управление агрегатом требует опыта, уверенности и смекалки. При необходимости «Бархан» можно усовершенствовать. Чаще всего это касается световых элементов и колес. Рассматриваемый снегоболотоход считается узкопрофильным транспортным средством, которое пригодится во многих регионах страны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]