Вместе с Максимом в преддверии мотосезона мы вспомним юность с советскими мотоциклами, послушаем его рассказ о байкерах США и Беларуси и узнаем, почему мотоциклы могут быть не просто хобби. Публикуем его рассказ полностью.
Максим – байкер из Гомеля с 20-летним стажем. Начинал с путешествий на старых советских мотоциклах, потом попал в США, пересел на американские байки и пересадил на них всех своих друзей.
Чтобы доехать до Крыма, охлаждал цилиндры водой из жигулевского бачка стеклоомывателя
«Получил заветную категорию «А» еще в 16 лет, а до получения «прав» ездил на мопедах «Дельта» и «Рига». Можно сказать, с мопедов все и началось. Ведь после велосипеда это восторг: ты едешь на двух колесах, при этом тебе не нужно крутить педали. Но получил «права», продал мопед «Дельта» и купил старый «Восход» 1989 года выпуска. Понятно, что он больше чинился, чем ездил. Но это тоже моменты восторга, когда мотоцикл сам тебя куда-то везет. Особенно после твоих стараний с гаечными ключами. Здесь же получил и первые навыки по ремонту техники. С тех пор и начал ездить.
Был это 2002 год. Мне 18 лет, денег после продажи «Восхода» хватало только на «Яву», ее и купил. Причем разобранную, в мешках. «360-я», 6-вольтовая, но я ее перевел на 12 вольт. Принес эти мешки в подвал. Там же очищал и отмывал детали, что-то отдавал на покраску, а сама сборка происходила в квартире. Мне очень хотелось собрать мотоцикл и поехать в большое путешествие! Полностью собрал, откапиталил мотор. Сели с друзьями и поехали в Крым.
Приключения начались сразу же. Через 15 километров начали подклинивать поршни. Мотор же откапиталенный, «тугой». Останавливались, охлаждали, ехали дальше. Чтобы решить проблему, я вешал на дугу бачок стеклоомывателя от «жигулей». Кнопку вывел на руль, трубочку – перед цилиндрами. И при нажатии вода разбрызгивалась на цилиндры. Такое вот «жидкостное» охлаждение. Но в итоге мотор обкатался, проблема ушла. Мы три года подряд каждое лето ездили в Крым с друзьями на мотоциклах. Полуостров изъездили вдоль и поперек.
Поломок и приключений была уйма, ведь путь для старого чехословацкого мотоцикла неблизкий – 1300 километров в одну сторону. Было и такое, что разбивало поршневую, возвращался на одном цилиндре. Или обрезало вилку на передаче, приходилось весь путь ехать на третьей или четвертой скорости. В общем, техника времен СССР, даже чехословацкая «Ява», оставляла желать лучшего. Самый успешный перегон по времени занял лишь сутки. Самый неудачный – трое суток возвращались домой из-за дождей. «Ява» нормально едет 100-110 километров в час, с такой скоростью до Крыма можно доехать легко. Несмотря на все поломки, на риск, на приключения и усталость, это такой восторг, который мне сложно передать словами. А поломки только добавляли «изюминку» в приключениях. Если ты хотя бы просто доехал, то уже совершил подвиг.
Вместо предисловия. Сегодня нашёлся покупатель на мою Яву и скоро она покинет меня. Пожилой человек вспомнил юность, как он хотел когда то Яву, вот и откликнулся на моё объявление. Прямо как я когда то. Пусть теперь его радует. Посмотрел на неё и нахлынули воспоминания. Сколько счастливых моментов она мне подарила, сколько радости. Всегда привозила из моих поездок, ну почти всегда. Только один раз у неё всё таки отказало реле. Но Ява везла меня сколько смогла пока аккумулятор не сел до конца. Впрочем сам виноват, ведь читал про слабый генератор, статью в старом журнале «За рулём», но ничего не предпринимал. ВСё хотел и Яву в стоке и ездить далеко. Впрочем обо всём этом и напишу в моём посте. У моих друзей — коллег была традиция, нет не 31го декабря идти в баню. Они всегда отмечали день России небольшими путешествиями на авто. Едут на двух машинах куда нибудь не сильно далеко, обычно втроём — вчетвером, так что бы уложиться в праздничные дни. Но постоянно ездят трое. Лёха — водитель эвакуатора, Дима — офисный водитель и Владимирыч — специалист по погрузчикам или как мы ещё его зовём — гуру. И ещё они берут с собой кого нибудь из коллег, того кто может найти время для этих поездок. В 2014 году на этот праздник выпало целых 3 дня. Они вот и решили тогда, проехаться по Саянскому кольцу. Для страховки предполагали взять один день отгула и уложиться в 4 дня. Вот этот маршрут, конечно условный.
Вот как то раз сидели мы в сторожке, чаёвничали, Дима с Лёхой обсуждали заранее маршрут предстоящей поездки. Сторожка, это обычное место нашего сбора утром, вечером иногда в обед. Сидят они решают, как лучше ехать, где сократить, где дорога интересней. Не помню, кто из них предложил мне ехать с ними. Я дал предварительное согласие, надо было согласовать с семьёй, что бы накладок не вышло. Мало ли какие дачные дела появятся. Тогда они мне выставили условие, я еду на Яве. На Яве, так на Яве. Я сам хотел проехать этим маршрутом ещё в 2012, но съездил в Абакан и там сварил себе ногу. К 12 июня всё сложилось удачно, решил дачные дела и с чистой совестью стал готовиться к поездке. На Яве заменил масло в вилке, промыл карб, поменял свечи, смазал цепь. Для этой поездки специально купил: спальник, тот что расстёгивается и становиться одеялом, самонадувающийся матрас, как показала эта и следующие поездки — отличная вещь, новые берцы, палатку взял у брата, но так ей и не воспользовался. 11.06 вечером погрузил всё это на Яву, добавил насос, камеры, 2Т масло и поехал домой. Когда приехал до дома, всё это перегрузил в багажник моей Волги и отогнал Яву на стоянку. Потом пошёл домой, поднялся в квартиру и стал собирать вещи. Поужинали семьёй и в 22:00 я лёг спать. Поначалу ворочался, сказывалось волнение перед поездкой, но вскоре уснул. Утром меня в 5:00 разбудил будильник. Я тихонько собрался, выпил чашку чая, взял рюкзак с вещами и пошёл за Явой. Забрал её со стоянки, перед домом заглушил мотор, что бы не будить жильцов, и подкатил мот к своей Волге. Достал из багажника вещи, разместил и закрепил всё на Яве. Затем выкатил её на руках со двора, запустил мотор и поехал на встречу приключениям. В такую рань по городу ехать одно удовольствие: прохладно, ни машин, ни заторов. Выехал из города и взял курс на запад. Решил обойти стороной Дивногорск с его перевалами и «тёщиными языками». Мы ещё вчера определили время и место встречи. В 10 часов в Новосёлово у парома. Ехать до туда 270 км. Утренняя трасса пустынна, 50 км до посёлка «Памяти 13-ти борцов», пролетели незаметно. Там развязка, прямо дорога на Новосибирск, налево уходит на Абакан, значит мне налево. Новосёлово как раз между Красноярском и Абаканом. Еду, душа радуется дороге, хорошему дню, благодать. Ява без напряга едет 90-100км\ч, куда на ней больше тем более с такой нагрузкой. Вскоре выехал на абаканскую трассу, до места сбора осталось 160км, вот только по горной дороге, скорость упала до 70км\ч. Где то через час кто то позади стал сигналить, смотрю в зеркало, это Дима на своём микроавтобусе Тойота с Лёхой едут, меня подпирают. Принял вправо, пропустил. Они сигналя обошли меня и скрылись за поворотом. Где то в 9:25 подъехал к повороту на Новосёлово, там рядом АЗС, заодно и заправился. залил 10 литров, но место в баке ещё осталось на литра два, значит расход небольшой, учитывая, что ехал по горам. Проехал стороной само село и подъехал к парому. А там меня уже ждут. Дима с пирожками, Лёха с коньяком, Владимирыч с минералкой. Пирожками с минералкой перекусил, от коньяка отказался. Тут и погрузка на паром началась. Машины друзей уже стояли в очереди, меня же загнали первым и пристроили в уголке.
Потом начали запускать машины, набили как селёдок в бочке.
Через Красноярское водохранилище паром шёл 30 минут. Я отдыхал и наслаждался видами Енисея.
Вот и другой берег у посёлка с наркоманским названием — Анаш.))))
Началась разгрузка, я скатился первым, потом остальные.
Когда все съехали, решили Яву разгрузить, вещи в Мерседес Владимирыча положили.
Дальше наш путь лежал в посёлок Танзыбей, в предгорье Саян. Выехали и поехали ориентируясь на мою скорость. Я на Яве впереди, затем Тойота, замыкал нашу мини колонну Мерседес. Без багажа ехать стало гораздо легче. Через полтора часа я остановился размяться в каком то посёлке. Названия не запомнил. Встали напротив аккуратной церкви. Постояли, сфотолись, потом я размял поясницу и мы поехали дальше.
Заехали мы на АЗС в Саянске, я залил ещё 10 литров, повернулся к багажнику, а бутылки с маслом нет. Тут подъехал Владимирыч и вернул мне пропажу. Бутылка как то умудрилась отвязаться, хорошо Владимирыч заметил. Залил масло в бак и поехал дальше. Не успел отъехать несколько километров, как набежала туча и полил дождь. Я не стал останавливаться, куртка воду держит, берцы тоже, а джинсы сами потом высохли, когда из под тучи выехали. Вскоре на горизонте показались вершины со снеговыми шапками — Саяны. Значит скоро Танзыбей, наша первая ночёвка. Дальше пошла гравийка, различной степени убитости. Я уже устал и ехал не обращая внимания на дорогу, по кочкам, ямам, гребёнке. Сил уже не было объезжать. День начал потихоньку клониться к закату, когда мы заметили небольшой сворот к речке. Свернули и выехали на поляну на высоком бережку. Здесь и решили стать лагерем.
Накрыли столик, нарезали колбасы, помидоры, огурцы, разлили «Посольской» и выпили по первой, по второй, потом Дима занялся мясом.
Сидим блаженствуем, вдруг послышался звук двухтактного двигателя. Вскоре показался мотороллер Муравей. Владимирыч воскликнул, — О, байкер!- и махнул ему рукой. Дед, который ехал на Муравье, нас заметил и повернул на нашу поляну. От водки отказался, но кофе выпил.
Дед оказался диссидентом местного разлива. Стал ругать всю власть начиная от Ленина, заканчивая Путиным. Не найдя у нас поддержки, засобирался и уехал. Осталось после него двоякое чувство, вроде не гнали специально, но он не найдя среди нас поддержки вроде как обиделся. Посидели, потом Владимирыч резюмировал, — Не наш человек, наливай! Тут и антрекоты поспели, тоже хороший повод налить и выпить. Не подумайте плохого, мы не выпивохи, но если собраться изредка хорошей компанией и с хорошей закуской, почему бы нет? Тем более на свежем воздухе. Когда начало темнеть, я посчитал пустые бутылки, шесть насчитал, понял — пора мне спать. Разложил под берёзкой рядом с Явой самонадувайку, скинул берцы, штаны и завалился спать укрывшись спальником. Рубаху снимать не стал, она с длинным рукавом, а я руки всегда поверх одеяла выбрасываю. Хоть какое спасение от комаров. Вот здесь я и спал, под берёзкой.
В пять утра сработал будильник на телефоне. Я его забыл выключить, пришлось вставать, лезть в штаны за сотовым и отключать. Лёг после этого обратно, закрылся спальником и только начал засыпать, проснулся Владимирыч и со словами, — Вставайте мужики, рыба уходит! — перебудил всех. Он спал как «настоящий шОфер» в своей машине под лёгким покрывалом, под утро замёрз и переполошил всех. Не успокоился пока не развёл костёр и согрелся. Когда вся эта суматоха закончилась, я уснул. Следующий раз я проснулся, когда солнце стало светить мне в лицо. Открываю глаза и вижу как Лёха подсекает ельчика, ого уха будет!
Котелок уже вовсю кипел, я встал и пошёл к реке умываться. Пока совершал утренние процедуры поспела уха. Какое счастье после вчерашних возлияний похлебать ухи, да из общего котелка!
Лёха, Владимирыч, Дима уже одет.
После такого царского завтрака, я стал собираться, заодно посчитал километраж за вчерашний день. Вышло 630км, для меня прилично. Свернули лагерь, собрали весь мусор на полянке в пакеты и вдвинулись к Танзыбею. В самом посёлке я опять заправился.
Выехали из посёлка и вот они ГОРЫ!
Остановились, я отдал фотоаппарат Лёхе и он стал нашим штатным фотографом.
Я ехал, он снимал красоту вокруг, ну и меня со спины, иногда.
Проехали мимо сугробика, метра два высотой.
По горам Ява ехала, достойно, заскакивала на подъёмы, легко проходила повороты. Я ехал и наслаждался шикарными видами, пил чистейший прохладный горный воздух. Красота, в горах надо побывать, хоть один раз, но побывать, иначе жизнь пройдёт зря. Так доехали до противолавинной галереи, перед ней площадка с шаманскими столбами и памятной плитой.
Вот сама галерея, у нас её называют просто полкой.
Отдохнули маленько и поехали дальше. Слов не хватает описывать окружающие виды, смотрите фото.
Полка изнутри.
Часовня на месте гибели Александра Лебедя.
Горное озеро.
Это я, вид со спины.
Тоже я, вид спереди
Следующую остановку мы сделали у горной речки, напиться воды. Вода холодная, а вкусная, я такой больше нигде не пил. А вокруг море жарков, так у нас цветок купальницу сибирскую называют.
Жарки.
Напились, умылись, поехали дальше. Начал накрапывать дождик, но только попугал и перестал.
Дорога пошла вдоль реки, справа скала, слева речка.
Из за скалы выглянула туча, но потом пожалела меня и ушла.
На въезде в посёлок Арадан повстречали байкеров, они как выяснилось потом на какой то свой слёт в Кызыл ехали.
Мы проехали мимо, миновали Арадан, отъехали немного и я остановился, извините за подробность, сбегать до кустиков. Тут как раз колонна байкеров пошла, едут мне сигналят, я им машу.
Улыбаемся и машем!
Сбегал я через дорогу, а Лёха меня подловил.)))
Классика, байкерская.
Проехали ещё немного и въехали в Тыву. На границе пост ГИБДД. Мне махнули палочкой, я встал, следом мужики на машинах. Инспектор — тувинец оторопел, спросил, — У вас что, экспедиция? -Нет, отдыхать едем.- ответили мы дружно. Он проверил у всех документы, снял копии, записал в журнал и отпустил, пожелав счастливого пути. Вот и Тыва! Въехали приграничный посёлок, сфотались у буддийской ступы. От неё отошла старая тувинка, неодобрительно посмотрела на нас, но промолчала.
Дальше дорога пошла по живописной долине, ровная только рельеф местности огибает. Вот тут я лёг на бак и открутил газ на всю катушку, выжал из Явы все паспортные 125км\ч!
Жаль фото не передаёт и тысячной доли красоты этой долины. В таких местах надо просто побывать, что бы это увидеть. Дорога снова пошла в гору, опять стал накрапывать дождик.
Прошли перевал и вот она столица Тывы, город Кызыл.
Кызыл прошли не останавливаясь, до места следующей ночёвки осталось всего 50км по дороге в сторону Монголии. Дорога пошла по степи. Кругом простор, даже не вериться что ехали по горам. Так и доехали до озера Хадын. Нашли место, разбили лагерь, накрыли столик и накатили за пройденный путь. Потом ещё по одной, Дима принялся готовить шурпу из баранины, а мы пошли искупаться.
Озеро Хадын.
Чёрный песок на дне озера.
Наш лагерь.
Вообще, это озеро идеально для отдыха с детьми. Берег пологий, до глубины мне по пояс надо идти метров сто. Пока купались поспела шурпа, за это дело не грех и выпить. Выпили, поели шурпы, ещё выпили, на свежем воздухе почему то водка не так берёт. Сидим почти трезвые, умиротворённые, довольные проделанным путём. Вспоминаем со смехом, как утром нас Владимирыч разбудил.
Шурпа.
Вот оно блаженство, аж волосы дыбом!
Потом приехал Иван, наш общий знакомый из Кызыла. Он когда то про это озеро и рассказал. Иван приехал с гидроциклом, мы конечно попозировали, для памяти, но проситься не стали. Наш принцип, — Пьяному не место за рулём! И мы его всегда придерживаемся.
Шпарю, аж волосы развеваются! )))
А это уже Иван, по настоящему.
Посмотрели, как Иван гоняет на своём гидроцикле и решили это дело отметить, выпить за Красноярско — Кызыльскую дружбу. Отметили это дело, Лёха пошёл кормить чаек, которых налетел большая стая. Послали Лёху подальше, в смысле от лагеря. Не хватало тут, этих чаек, ещё обгадят всё у нас. От этих коварных птиц, всё можно ожидать.)))
Дальше ещё накатили и не по одной, уже стемнело и стали собираться спать. Убрали столик, расстелили на траве все самонадувайки вместе, что бы Владимирычу место для сна тоже было. Сегодня я уже бутылки не считал, но их точно было больше шести.)))
Луна над Хадыном.
Так, счастливые и умиротворённые мы уснули. Только храп богатырский по степи раздавался, не знаю как у остальных, мой точно.
Четыре колеса возят тело, а два – душу
В годы моей мотоциклетной юности японских мотоциклов было мало. Многие ездили на старой советской технике. Или на самоделках: ставили моторы от «запорожца», переделывали «Уралы» в чопперы и так далее. В общем, крутились как могли. Но байкерское движение уже тогда начало формироваться. Еще в те годы я вступил в первый белорусский клуб Iron Brothers. Сам я из Светлогорска. Помню, в «нулевые» там начали появляться первые «иномарки», и в основном это были спортбайки. Так, у моего друга появился Suzuki GSX-R 400. Я на нем проехал и понял, что надо переходить на что-то новое. После советской мототехники это просто небо и земля.
Спустя некоторое время и у меня появился японский спортбайк – Honda VTR 1000 SP-1. Мне было 22 года. Конечно же, молодому парню после «Явы» нужен исключительно «литр-спорт». Он был из Европы, аварийный, я его сам восстанавливал. Была погнута вилка, разбиты фары, поломан пластик. Вы можете представить, каково это – пересесть с «совкоцикла» на японский литровый байк? Такое ощущение, что с «жигулей» сразу на космический корабль. Который не ломается, но при этом разгоняется как спортивный снаряд. Разгон до «сотни» занимал меньше трех секунд!
Я честно скажу: мне было страшно идти за ним в гараж. Это опасный мотоцикл. Но садишься, понимаешь, что все контролируешь, – и страх уходит. Есть понимание, что надо делать, а что не надо. За счет этого отъездил все это время безаварийно. Были мелкие падения, поцарапанные колени и пластик, но серьезных ДТП, сломанных рук и ног у меня никогда не было. Поэтому я и говорю: не надо бояться. Говорят ведь, что четыре колеса возят тело, а два – душу. Для меня быть мотоциклистом – это быть свободным. И свобода стоит этого риска. Который можно свести к минимуму, если ездить с головой. Я намотал десятки тысяч километров – и ничего.