Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла


Многие советские мотоциклы отличались устаревшей конструкцией, но только не Иж Планета Спорт. Современный и технологичный по меркам тех лет, он выпускался добрых полвека назад, и его высоко ценили не только в Советском Союзе, но и в других странах, куда эта модель экспортировалась. Даже после прекращения производства за Иж Спорт гонялись мотоциклисты, прекрасно знавшие, что этот байк на голову превосходит большинство своих современников. И это несмотря на то, что стоил он около тысячи рублей – огромная сумма по тем временам, учитывая, что какой-нибудь инженер получал около 100-120 рублей в месяц.

Дизайн

Разработанный в 1974 году байк отличался оригинальным внешним видом, и очень напоминал японские мотоциклы той эпохи. Одноуровневое сиденье, массивная фара с интегрированным в неё спидометром, вытянутый бензобак с пластиковыми накладками, чтобы защитить ЛКП от контакта с коленями, внушительный хромированный выхлоп – классика! Но в случае с Иж Планета Спорт технические характеристики всё равно были основной причиной популярности модели. Стильный дизайн – это хорошо, но дизайн не увезёт вас через необъятные просторы СССР без каких-либо проблем.

Двигатель Иж Планета Спорт

Конструкция силового агрегата была весьма прогрессивна для своего времени и позволяла получить высокую мощность (32 л. с.) с рабочего объёма 340 куб. см. К главным его особенностям следует отнести:

  • Цилиндр, с гильзой из специального чугуна и рубашкой из алюминиевого сплава. Он крепился к картеру с помощью четырёх шпилек.
  • Головку цилиндра с камерой сгорания полусферической формы. В ГЦ вворачивались свеча и декомпрессор, упрощающий процесс запуска.
  • Трёхканальную систему продувки, улучшавшую наполнение цилиндра рабочей смесью.
  • Неразборный коленчатый вал, опирающийся на два роликовых (№2505) и один шариковый (№ 304) подшипник.
  • Игольчатые подшипники в верхней головке шатуна.
  • Раздельную подачу моторного масла, которое поступало во впускной тракт из отдельного бачка. За давление в системе смазки отвечает насос, приводимый в движение от коленчатого вала.

Очевидно, что разработчики Иж Планета Спорт устройству двигателя и его ремонтопригодности уделили особое внимание, понимая, насколько технические характеристики силового агрегата важны для машины такого класса. Тем не менее, спустя тридцать с лишним лет после окончания производства, у владельцев мотоциклов данной модели возникают определённые проблемы.

Технические характеристики

Большая часть комплектующих Иж Спорт производилась в СССР, хотя некоторые детали были импортными: японский карбюратор Mikuni, венгерская оптика от «Паннонии», итальянский спидометр Veglia Borletti и кое-какие другие мелочи. У Иж Планета Спорт 350 технические характеристики были на высоте, тяговооружённость мотоцикла превосходила таковую у сверхпопулярной Jawa 350 почти вдвое, обеспечивая разгон с 0 до 100 км/ч за 11 секунд! Мотоцикл отличался такой надёжностью, что среди советских байкеров ходили слухи, будто он изначально был разработан исключительно в качестве экспортной модели. Ресурс ЦПГ, по отзывам, достигал 50-60 тысяч километров, что для 2-тактного мотора является рекордом. Максимальная скорость Иж Планета Спорт – 140 км/ч.

Двигатель

На Иж Спорт первых лет выпуска мощность достигала 32 лошадиных сил, но впоследствии она была уменьшена до 28 л.с. в угоду экономичности и ресурсу движка (объем – 340 см³). Реализованные в этой модели раздельная система смазки и крепление двигателя на резиновых подушках были оригинальными новшествами, благодаря которым байк успешно конкурировал с японскими и европейскими моделями на рынках Великобритании, Финляндии и других стран. Отличные характеристики двигателя в сочетании с высоким качеством сборки сделали этот байк невероятно востребованным.

Трансмиссия

Байк оснащен классической 4-ступенчатой коробкой передач, простой и надежной. Передачи переключаются привычным образом, 1-N-2-3-4. Передаточное число верхней, четвёртой передачи равно 1,0, и на неё можно смело переключаться уже на 70 км/ч – она обеспечит ровный разгон.

Ходовая часть и тормоза

Несмотря на некоторые инновационные решения, у Иж Планета Спорт характеристики соответствовали своему времени. Поэтому и рама мотоциклу досталась обычная, сварная, а вилка представляет собой простой бесштоковый телескоп со свободным ходом в 150 мм. Сзади установлен маятник с ходом 95 мм, так что подвеску мягкой не назовёшь. Тормоза барабанные, не слишком эффективные, и заявленный тормозной путь на скорости в 60 км/ч составляет не менее 16 метров.

Электроника

Электронная начинка этой модели была частично импортной. Так, звуковой сигнал производился на японском предприятии «Nikko«, замок зажигания был позаимствован у Jawa, оригинальные свечи Magneti Marelli приезжали в Советский Союз из солнечной Италии, а не менее оригинальные аккумуляторы – из Страны восходящего Солнца. Но в целом электросхема мотоцикла проста, и разобраться в ней несложно.

Вес и габариты

Сухая масса Иж ПС – всего 135 кг. Благодаря этому байк отличается хорошей динамикой и не возбраняет некоторого лихачества, за что, собственно, его и полюбили советские мотоциклисты. Габариты у него соответствующие, эта модель более компактна, чем Иж Юпитер 5 или Планета 3.

Управляемость

Привыкшим к современной мототехнике байкерам езда на Иж ПС может показаться непривычной. Байк управляется неплохо, но углы поворота руля велики, и уронить мотоцикл можно легко, особенно в повороте на малой скорости. Эту его особенность стоит иметь в виду.

Расход топлива

Хотя заявленный расход топлива не превышает 3,5 литров при скорости в 50 км/ч, при контрольных замерах в обычном режиме он составляет около 6 литров. При езде по бездорожью он может быть ещё выше, но 14-литрового бензобака хватает даже для дальних поездок. Двигатель Иж Планета Спорт предпочитает бензин с октановым числом не ниже 93, но на деле можно смело заливать АИ-92, купленный на проверенной АЗС.

Особенности конструкции и производства

Отечественная промышленность не способна была обеспечить производителя комплектующими необходимого качества, а их поставки из-за рубежа шли с большим скрипом. Для нескольких партий машин ранних годов выпуска удалось пробить закупку компонентов иностранного производства. Счастливчики, приобретшие Иж Планета Спорт в 1974 – 1976 годах получали в своё распоряжение машины, укомплектованные:

  • Японскими электронными и электрическими компонентами.
  • Оптикой фары головного света фирм Pannonia или Hella, а для стран с левосторонним движением – Lucas.
  • Свечами зажигания PAL или Magneti-Marelli.
  • Аккумуляторами зарубежного производства.

Всё это позволило не только улучшить параметры машины, но и обеспечить высокую культуру веса. Как уже было отмечено, у ранних модификаций Иж Планета Спорт вес составлял всего 135 кг, а энерговооружённость – 237 л. с. на 1 тонну. Для сравнения, аналогичный показатель JAWA 350/634 достигал всего 141 л. с.

В итоге модель Ижевского завода разгонялась до сотни менее 11 секунд, а реальная максимальная скорость Иж Планета Спорт была значительно выше указанных в паспорте 140 км/час. Несмотря на впечатляющие динамические качества и имевшуюся в названии приставку «спорт», Иж Планета нового поколения была дорожным мотоциклом.

Его посадка, позволяла путешествовать на значительные расстояния, выдерживая тяготы российского бездорожья. Правда, имелся неприятный недостаток. Когда мотоциклист был слишком лёгок, при разгоне на высоких скоростях начинался флаттер передней вилки. При достаточной массе наездника или если за его спиной находился пассажир, такого эффекта не наблюдалось.

Ремонт и тюнинг

Благодаря простой конструкции все сервисные операции с Планетой Спорт можно проделать самостоятельно. Но некоторые оригинальные узлы найти сейчас практически невозможно, а те редкие экземпляры, что можно купить с рук, часто стоят очень дорого. Но это единственный вариант – кто будет приобретать раритетный мотоцикл и ставить на него китайские запчасти?

Ремонт

Ремонтировать Планету Спорт несложно. Если вы уже видели хотя бы один советский байк, значит, вы видели их все. Несмотря на некоторые отличия от собратьев по модельному ряду, разобраться в конструкции не составит труда. У мотоцикла Иж Планета Спорт технические и другие характеристики соответствуют духу своего времени, и ничего сверхсложного в нём нет.

Запчасти

Запчасти на Планету Спорт достать трудно. Завод ИжМаш прекратил их производство десятки лет назад, а некоторые комплектующие импортировались из других стран, поэтому сейчас есть смысл искать их на сайтах вроде «Авито» или на форумах владельцев мотоциклов марки Иж. Но готовьтесь раскошеливаться – редкие оригинальные узлы обычно стоят дорого, и их всё равно ещё придётся поискать. В некоторых случаях возможна замена на неоригинал, но редко. В Планете Спорт почти всё было разработано с нуля в СССР, поэтому аналогов просто нет и не было, хотя некоторые запчасти подходят с японской мототехники той эпохи.

Тюнинг

В советские времена было относительно популярно увеличение рабочего объёма цилиндра двигателя посредством его расточки, причём донором поршневой группы обычно выступал чехословацкий CZ 514. Прибегали к подобной операции нечасто – у Иж Планета Спорт 350 технические характеристики и так неплохи, а подобный тюнинг резко снижал ресурс двигателя. Сейчас в тюнинге смысла нет вообще, так как ценятся восстановленные до оригинального состояния мотоциклы, а не замученные «колхозным тюнингом» экземпляры.

Отличия по годам выпуска

В конструкцию мотоцикла постоянно вносились изменения. Одни были связаны со стремлением усовершенствовать технику. Другие были вызваны требованиями руководства отрасли снизить себестоимость продукции. Поднять цену Иж Планета Спорт 350 выше 1000 рублей не позволяли расценки, устанавливаемые на продукцию конкурентов.

К примеру, JAWA 350/634 стоила 1080 рублей, а CZ-350 – 980 рублей. Для ясности картины, укажем основные изменения, разделив их по годам:

  • 1975 год. Переднюю вилку удлинили на 2,5 мм, изменив размер установленных на ней гофр им верхнюю траверсу. Вместо головки цилиндра с веерным оребрением, двигатель Иж Планета Спорт получает ГЦ с более привычными, линейно расположенными рёбрами охлаждения. Переключатели и ряд электрических комплектующих, хотя и остались импортными, были от другого производителя. Карбюратор Mikuni AEX стали постепенно заменять на карбюратор Mikuni VM32-89. Увеличили толщину спиц (с 3,5 до 4 мм) и толщину стенок переднего тормозного барабана.
  • 1976 год. Вместо фары иностранного производства, используют отечественную, ФГ137. Аналогичная ситуация и со спидометром. Если ранее мотоцикл комплектовали деталью от Pannonia T5, то теперь ей на смену приходит отечественная модификация СП-102. На амортизаторах более не устанавливают верхние кожухи. Конец трубы глушителя загибают вверх. Несколько изменяют конструкцию и оребрение цилиндра.
  • 1977 год. Мотоцикл полностью комплектуют отечественными приборами наружного освещения. Меняется форма заднего крыла. Изменяется конструкция картера двигателя. Конкретно – места крепления, поскольку силовой агрегат начинают жёстко крепить к раме, отказавшись от амортизирующих резиновых втулок. Воздушный фильтр нового образца теперь занимает всё подседельное пространство, из-за чего реле-регулятор напряжения перемещают под топливный бак. Основные характеристики Иж Спорт остаются на прежнем уровне.
  • 1978 год. Карбюратор Mikuni уступает место отечественной модели К62М. Из импортной электрики остаются лишь японские поворотники. Появляется противоугонный замок.
  • 1979 год. Замена спидометра СП102 на СП102А и японских поворотников на отечественные (только для внутреннего рынка). Маятник удлиняют на 480 мм. Соответственно, увеличивается база мотоцикла (до 1440 мм) и его габаритная длина (до 2150 мм). Возрастает у Иж Спорт и вес, достигая в данной модификации 155 кг.
  • 1980 год. Трос и редуктор спидометра изготавливают не под лопатку, как ранее, а под квадрат. Несколько изменяют конструкцию впуска. На крышках инструментальных ящиков теперь красуются не наклейки, а алюминиевые шильдики.

В процессе производства мотоцикл Иж Планета Спорт претерпел столь значительное количество изменений, что это не могло не сказаться на его характеристиках. Установка карбюратора отечественного производства привела к ощутимому ухудшению технических характеристик двигателя. Мощность снизилась с 32 до 28 л. с.

С вносимыми в конструкцию коррективами связаны и разночтения в источниках, отвечающих на вопрос, сколько весит Иж Планета Спорт. Показатели сухой массы колеблются в пределах 135 – 155 кг. В том, что у поклонников двухколёсной техники особенно ценятся машины первых годов выпуска, нет ничего удивительного.

Они лучше изготовлены и укомплектованы, отличаются более высокими динамическими характеристиками. Под занавес производства в паспорте Иж Планета Спорт скорость указывали не 140, а всего лишь 135 км/час. Возрос расход топлива.

Модификации мотоцикла

Существовала лишь одна основная заводская модификация Иж Спорт, на основе которой было сделано несколько специфических подвидов мотоцикла – для кроссовых заездов, для долгих поездок по пересечённой местности и для гонок по льду. Первую в народе называют Иж ПС Кросс, хотя правильное название – Иж К-15. Эндуро-версия носит название Иж М-15. И ту, и ту сейчас очень сложно найти в продаже в достойном состоянии.

А вот существование Иж Планета Спорт 500 кубов – всего лишь распространённый миф. В народе часто ходят байки о том, что на заводе ИжМаш выпускалась 500-кубовая лимитированная версия, но это не соответствует истине. Гаражные умельцы иногда растачивали двигатель для увеличения объёма, устанавливая поршни от CZ, но и в этом случае объём до 500 см³ не дотягивал, так как слишком тонкие стенки цилиндра не давали возможности для подобной расточки. К области мифов относится и существование «возрождённого» Иж Планета Спорт 2 с 650 см³ двигателем Rotax от BMW. Эта «утка» с поддельными фото в своё время всполошила интернет, но, как оказалось, это была лишь чья-то шутка.

Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт

Если сегодня легендарный мотоцикл попадёт к новому владельцу в неудовлетворительном состоянии, отремонтировать его будет непросто. Наибольшее количество вопросов вызывает на Иж Планета Спорт ремонт двигателя. Изначально ресурс силового агрегата был невелик и составлял порядка 30 тыс. км. пробега.

Правда, производитель предусмотрел возможность расточки цилиндра. Изначально мотор комплектовался поршнями с тремя вариантами маркировки и некоторым отличием в размерах.

Заводская маркировкаДиаметр цилиндра, в мм.Диаметр поршня, в мм.
А076,02 (+0,01)75,99 (+0,01)
А176,01 (+0,01)75,98 (+0,01)
А276,00 (+0,01)75,97 (+0,01)

С учётом расточки цилиндров под ремонтный размер, производились ремонтные поршни:

Заводская маркировкаДиаметр цилиндра, в мм.Диаметр поршня, в мм.
Р76,5 (+0,06 -0,06)76,5 (-0,03)
Р277,0 (+0,06 -0,06)77,0 (-0,03)

Сегодня приобрести поршень ремонтных размеров крайне сложно. Дефицитом являются даже новые поршневые кольца. Возможным выходом из ситуации становится установка компрессионных колец мотора ВАЗ-2101. Приходится подгонять их под размеры поршня и выпиливать на стыке замка полукруглые выемки под фиксирующий штифт.

Плюсы и минусы

Достоинства и недостатки инновационной техники всегда отличаются яркостью. Не миновала эта участь и модель ПС, которая всегда была дорогой и недешёвой в содержании.

Преимущества

  • Отличная разгонная динамика.
  • Солидный запас хода, до 300-350 км при спокойной езде по шоссе.
  • Высокий для 2-тактного двигателя ресурс.
  • Отменная надёжность – редкое качество для советской мототехники.

Недостатки

  • Слабые барабанные тормоза.
  • Сложность с поиском запчастей и расходников в наше время, а также их высокая стоимость.
  • Трудно найти экземпляр в хорошем состоянии и без «колхозного» тюнинга.

История особенностей комплектации

1974

  • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
  • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
  • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
  • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
  • Глушитель прямой
  • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
  • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
  • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
  • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
  • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
  • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
  • Зарубежное электрооборудование и светотехника: Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
  • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
  • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
  • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением —
  • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
  • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
  • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
  • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
  • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)
  • 1975

    • Карбюратор «Микуни» VM32-89
    • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
    • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
    • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
    • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
    • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке

    1976

    • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
    • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
    • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)

    1977

    • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают: Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
    • Реле напряжения под топливный бак
  • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)
  • 1978

    • Упраздняется мягкое крепление двигателя
    • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
    • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
    • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
    • Начало установки противоугонного замка замок зажигания ВК105
    • комбинированные переключатели на руле
    • задний фонарь

    1979

    • Изменение конструкции задней подвески:
    • Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)

    1980
    1981

    • Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
    • Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)

    Отзывы владельцев

    В детстве катался на ПСе по деревне, тогда и не знал, что это такое вообще. Пацаны завидовали, у всех Мински с Восходами были)) Только потом уже понял, что это за аппарат такой, но поздно было, батя продал кому-то за бесценок… А жаль, воспоминания самые тёплые остались. Дмитрий, Братск.

    Владел коллекционным экземпляром, сам восстанавливал из хлама в конце 90-х, труда положил немерено, по времени года три ушло. Продал, потому что деньги позарез нужны были, хотя сердце кровью обливалось. Может, оно и к лучшему было, запчасти уже тогда искать надо было днем с огнем, а сейчас, поди, вообще не найти ничего. Анатолий, Краснодар.

    В 80-е годы участвовал в любительских соревнованиях, потом, когда всё загнулось, и сам катался, мот был ПС Кросс, по старой ДОСААФовской трассе шёл, как танк! Именно от него у меня любовь к кроссачам на эндуро, уже 40 лет езжу, сам тренером в детском мотоклубе работаю. Мотоцикл на века, у Иж планета Спорт 350 технические характеристики были такие, что всяким Явам с Чезетами и не снилось. Антон, Минск.

    Планета 3 тюнинг

    Безусловно, многие владельцы ИЖ Планета 3 тюнингуют мотоцикл. Но далеко не все полезно, что хочется. Так, например, форсирование двигателя приводит агрегат к быстрому износу и неизбежному ремонту, поскольку просто не рассчитан на такие мощности. А вот переделка системы электропитания из контактной в бесконтактную, усиление рамы, установка скользящего контакта с соответствующей платой – вполне переносимы данной техникой. Хотя современные владельцы недолго думают, поскольку ИЖ Планета 3 сегодня иногда доступен даром. Они смело экспериментируют. Зато раритетный и надежный мотоцикл живет до сих пор полноценной жизнью. И весьма востребован любителями металлической мототехники.

    Часто задаваемые вопросы

    • Сколько кубов у него на самом деле? 350? Нет, 340. Всё, что больше – либо следствие расточки цилиндра, либо просто враньё.
    • На него подходят запчасти от других Ижаков? За редким исключением, нет. На профильных форумах владельцев мототехники от завода ИжМаш можно найти больше подробностей.
    • Есть ли смысл покупать убитый экземпляр и восстанавливать до оригинала? Если есть время и деньги – почему бы и нет? Но задача это непростая.

    Вывод

    В современном мире реставрация ретро-мотоциклов остаётся уделом энтузиастов, которые готовы потратить на любимое дело не только массу времени, но и кучу денег. Если вы из их числа, то Иж ПС может занять своё место в вашем гараже. Но покупать его именно для езды смысла нет, если только вы не фанат ретро-техники.

    Технические характеристики

    Максимальная мощность двигателя:32 л. с. при 6700 об. мин Л.с.
    Рабочий объем:340 см3
    Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов):одноцилиндровый, двухтактный, с тремя каналами и пятью окнами продувки
    Количество цилиндров:1
    Кол-во клапанов:
    Тип впуска (Инжектор / Карбюратор):
    Диаметр цилиндра и ход поршня:
    Система запуска (Электростартер, кик-стартер):
    Максимальная скорость в км/ч:140 км/ч
    Система охлаждения:Воздушное
    Трансмиссия (коробка передач):Механическая 4-ступенчатая
    Сцепление (Сухое / В масляной ванне):
    Привод:Цепь
    Рама:Стальная
    Ходовая часть
    Подвеска (Ход передней / задней):
    Тормоза (Впереди / сзади):
    Колеса / Шины / Резина:
    Размеры и масса
    Габариты (Длина / Ширина):
    Высота по седлу:
    Дорожный просвет:
    Снаряженная масса:
    Колесная база:1390 мм
    Вес:135 кг
    Емкость топливного бака:14 л.
    Ёмкость аккумулятора:
    Года выпуска:
    Страна производства:

    Made in USSR + Japan

    Интересно, что все основные узлы и агрегаты были отечественными (разве что кроме японского карбюратора), то есть собственные технологии позволяли воплощать в жизнь любые современные конструкции – и делать это в массовом производстве и в расчете на долговременную эксплуатацию. Что, собственно, неудивительно, ведь “ИжМаш” в то время был предприятием оборонного комплекса. За границей закупались только второстепенные комплектующие ИЖ ПС – светотехника и электроприборы.

    На рекламном плакате “Автоэкспорта” запечатлен опытный мотоцикл, он отличался двигателем и деталями облицовки.

    Импортные детали обеспечивали новинке товарный вид: стиль, дизайн, аккуратность отделки – то, с чем у нас действительно были проблемы. По воспоминаниям ветеранов “ИжМаша”, на первый год производства (1973 – 1974) было закуплено в Японии 30 тыс. комплектов из 12 единиц комплектующих каждый.

    На второй год, к слову, японцы подняли цену в 2, 5 раза, запчасти снова закупили, но в конце концов это сыграло свою роль и поздние “ПэЭсы” лишились импортных деталей, потеряв не только “нездешнюю” отделку, но и 4 л.с. мощности.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]