Генератор — удобный автономный источник электроэнергии, который активно используется в автомобилях для одновременного питания потребителей и подзаряда АКБ. Если в машине начало «барахлить» электрооборудование, значит, пора проверить генератор. Его неисправности могут быть как механическими, так и электрическими. И если первые выявляются с помощью внешнего осмотра, то для определения электрических проблем используются специальные приспособления и приборы, один из которых — мультиметр. А чтобы вы смогли всё сделать самостоятельно, мы расскажем вам, как проверить генератор на работоспособность мультиметром.
Достоинства
Бывает, что при оценке техники приходится прилагать изрядные усилия, пытаясь отыскать хоть какие-то достоинства. Это никоим образом не относится к моделям, выпускаемым . Достоинства действительно есть, и их немало.
- Дизайн. Производитель не только локализовал производство внутри страны. У его продукции появилось своё лицо. И хотя качество некоторых деталей корпуса всё же далеко от идеала, покупатель может точно определить, что перед ним за техника. Оценивающие квадроциклы Стелс 800 отзывы владельцев говорят о том, что их внешний вид привлекателен, а эргономика продумана.
- Прочность. Конструкция пространственной рамы, разработанная специалистами компании, способна выдерживать серьёзные нагрузки. Это важное качество, учитывая особенности эксплуатации мотехники в России, и возросший до 370 кг вес квадроцикла следует расценивать как вполне оправданную плату за дополнительную прочность.
- Тяговооружённость. Используя технологические и конструкторские разработки фирмы Rotax, чьи моторы с успехом эксплуатируются по всему миру, инженеры «Веломоторс» создали свой двигатель. Двухцилиндровый V-образный агрегат, с рабочим объёмом 800 куб см., приспособлен для эксплуатации в российских реалиях. Жидкостная система охлаждения предохраняет силовой агрегат от перегрева даже в том случае, когда тот длительное время подвергается высоким нагрузкам. Мощности в 67 л. с. достаточно, чтобы обеспечить машине и достойную проходимость и динамические характеристики, которым могут позавидовать многие конкуренты.
- Проходимость. Для её обеспечения модель оснастили подключаемым полным приводом и позаботились о том, чтобы дорожный просвет составлял целых 310 мм.
- Большое количество разнообразных модификаций. Квадроцикл Стелс 800 Гепард предлагается покупателям в семи вариантах исполнения. При этом машины отличаются не только окраской, но также настройками и комплектацией.
Особенности
При включении пониженной передачи «квадрик» может буксировать другую технику либо взбираться на возвышенности, имеющие крутой уклон. При разработке модели конструкторы предусмотрели опцию использования ее в качестве снегоуборочной техники. С установленным специальным отвалом агрегату вполне по силам справиться с очисткой от снега приличной по площади территории. Стоит отметить, что квадроцикл Stels ATV 800 GT, отзывы о котором не всегда однозначны, отличается экономичным расходом топлива по сравнению с зарубежными аналогами.
Корпус рассматриваемой модели сделан из качественных материалов, устойчивых к коррозии и температурным перепадам. Высоко размещенная проводка, вариатор и воздушный фильтр хорошо защищены от заливания, а также попадания грязи и булыжников. Такая конструкция позволяет технике преодолевать приличные водные преграды и заболоченные места.
Недостатки
Что до недостатков, которых упоминают владельцы, оставляя отзывы о квадроциклах Стелс 800 Гепард, то среди наиболее часто упоминаемых выделяются следующие:
- Качество изготовления и сборки. Вероятнее всего, подобные претензии возникают у тех, кто ранее эксплуатировал технику фирм, занимающих лидирующие позиции на рынке мототехники. Разумеется, определённые претензии есть, но на фоне недостатков, встречающихся у недорогих моделей из Китая, они выглядят несущественными.
- Валкость и проблемы с управлением, за которые критикуют квадроцикл Стелс 800 Гепард отзывы владельцев. Действительно, неопытному водителю совладать с тяжёлой и мощной машиной часто бывает непросто. В значительной степени проблемы решаются регулировкой подвески и почти сходят на нет, когда пользователь привыкает к особенностям управления.
- Стоимость. Она, разумеется, ниже, чем у аналогичных моделей раскрученных брендов. Но для многих жителей России цены на технику, находящуюся на вершине модельного ряда компании, оказываются неподъёмными.
Как проверить мультиметром генератор, снятый с машины
Первое, что нужно сделать — снять генератор. Ход дальнейшей простой проверки зависит от того, какая часть будет тестироваться: диодный мост, ротор или регулятор напряжения. Конечно, для полноценной диагностики нужно проверить все элементы.
Тестируем диодный мост
Диодный мост – это, по сути, выпрямитель, благодаря которому переменный ток (вырабатывается генератором) становится постоянным.
В диодном мосту обычно шесть полупроводниковых диодов, одна тройка имеет значение «+», другая — «-». Каждая из них пускает ток лишь в одном направлении.
Не будем уходить в дебри и обсуждать конструкционные особенности диодного моста, скажем лишь, что причиной его неисправности часто становится несоблюдение полярности АКБ или замыкание электроцепи в генераторе. Любая неполадка диодного моста оказывает негативное влияние на всю бортовую сеть, поэтому важно проверить этот элемент, тем более что сделать это легко с помощью мультиметра, а сам процесс называется прозвонкой, потому что на тестере выбирается соответствующий режим.
FAQ Stels 500K: электросистема
Обратите внимание: плохой контакт в разъеме предохранителя, расположенного на реле стартера (жёлтый, 20А) приводит к полному обесточиванию квадра, причём неисправность может носить плавающий характер. Уделить внимание данному разъему я рекомендовал на этапе подготовки квадра к эксплуатации, чтобы потом не было неожиданного сюрприза.
Магнето (генератор)
Магнето на 500K достаточно надёжно и при должной герметизации его крышки, как правило, не доставляет хлопот (в отличие от регулятора напряжения).
Регулятор напряжения
Реле-регулятор напряжения на 500K отвратительного качества, причем проявляется это не только в выходе из строя самого регулятора, сколько в перегорании ламп и, что крайне важно – быстром отказе штатного блока управления зажиганием CDI. Рекомендую замену штатного регулятора (ребристая коробка справа в передней части рамы) на аналогичную деталь от Динли либо CFMOTO (для этого нужно перепаять разъем). ВНИМАНИЕ: реле-регуляторы от большинства скутеров на квадроцикл не подходят!
Аккумуляторная батарея
На 500К, как и на большинство квадроциклов, устанавливается свинцово-кислотный аккумулятор, основанный на технологии AGM (с использованием впитывающих стекломатов). При заправке аккумулятора электролит впитывается в стекломаты и в дальнейшем удерживается ими, что позволяет избежать утечек при больших кренах либо переворотах. Особенностью AGM аккумуляторов является их герметичность после заправки. Внутри такого аккумулятора поддерживается определённое давление (или разряжение при глубоком разряде). Вскрытие заливных отверстий недопустимо во избежание ухудшения газовой среды внутри батареи, доливка воды или электролита также недопустима. Подобное вмешательство может привести к выходу аккумулятора из строя. Кроме того, AGM аккумуляторы не любят разрядки, поэтому даже при исправном реле-регуляторе рекомендуется периодически ставить аккумулятор квадроцикла на зарядку. Это особенно важно при использовании дополнительного оборудования квадроцикла (подогрева ручек, доп света и т.п.), т.к. слабая система зарядки не может полностью возместить разряд батареи при запуске двигателя даже во время многочасовых поездок. Обратите внимание, что использовать для AGM аккумуляторов «обычные» автомобильные зарядные устройства запрещено (это также приводит к порче батареи). Используйте исключительно зарядные устройства, предназначенные специально для AGM аккумуляторов или предусматривающие их зарядку (универсальные авто-мото). При этом даже указание на возможность зарядки мотоциклетных (и даже квадроциклетных) аккумуляторов не означает, что зарядное устройство может правильно зарядить AGM аккумулятор: многие производители хитрят, подразумевая под мотоциклетными только старые аккумуляторы для мототехники, изготовленные по классической технологии. Правильное зарядное устройство, поддерживающее AGM технологию, должно иметь прямое указание на возможность зарядки AGM аккумуляторов. В качестве подсказки: все зарядные устройства, которые могут заряжать гелевые АКБ подходят для AGM батарей, и наоборот – если зарядное устройство не предназначено для гелевых аккумуляторов, значит оно не подходит для AGM.
Стартер
Стартеры могут устанавливаться немного разные, но на моем бывшем квадре данный узел был сделан вполне грамотно: герметичен, оба конца вала электродвигателя опирались на подшипники (причём выходной – на роликовый), смазка была применена нормальная и в достаточном количестве. В целом же выход стартера из строя встречается, но вызван скорее всего тонкими проводами, использованными для подключения (уже рекомендовал заменить их на минимум вдвое более толстые на этапе подготовки к эксплуатации). Также дело может быть в криво установленных щётках электродвигателя (надо разобрать и поставить щётки правильно). Кроме того, встречались разрушение втулки вала (которая для удешевления заменила подшипник) и отклеивание магнита от корпуса. В случае выхода из строя опорных подшипников пригодится отчёт Sergik090.
Возможен выход из строя реле стартера (РС), которое в таком случае можно заменить: — на универсальное реле стартёра для скутеров (с контактами под гайку) – продаётся в любых запчастях для мототехники (поэтому это самый простой вариант); — на реле включения свечей накаливания от любого дизельного авто (такие реле рассчитаны, как правило, на коммутацию 80-100А).
ВАЖНО: если электростартер не включается, первым делом необходимо проверить, загорается ли стоп-сигнал при нажатии тормоза: бывает что неисправность кроется в отказе выключателя сигнала торможения (расположен на тройнике передней тормозной магистрали, т.н. гидравлическая «лягушка»).
При желании можно немного смазать планетарную передачу (на моем 500К находилась вне электродвигателя, была доступна под крышкой магнето). Смазку желательно применить густую и термоустойчивую, т.к. слишком разжижающаяся от нагрева будет забрызгивать пространство под крышкой.
БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ по разделу «Ремонт 500K»:
топливная система система зажигания электросистема система охлаждения двигатель вариатор раздатка трансмиссия ходовая рулевое тормозная система моменты затяжки взаимозаменяемость запчастей
Что делает генератор?
Генератор всегда работает, когда техника заведена. Генератор создает электрический ток от вращения коленчатого вала. Конечно, преобразованная энергия тратится по мере необходимости от зарядки аккумулятора, доходя до каждой детали, которая требует электропитания в своей работе.
На генератор возложена важная функция, и, подобно сердцу, генератор всегда находится в работе при заведенной технике, и по этой причине генератор имеет очень много шансов сломаться.
Мы рекомендуем генераторы квадроциклов не ремонтировать и не устанавливать БУ, самый надежный вариант – это установить новый генератор.
Замена
Ремонт генератора квадроцикла – сложный процесс, поэтому владельцы мотовездеходов чаще всего просто меняют его на новое устройство. Процесс демонтажа включает в себя следующие этапы:
- Первым делом нужно снять правую крышку двигателя квадроцикла.
- Затем с использованием пневмопистолета выкручивается гайка крепления ротора.
- После этого требуется установить съемник и демонтировать ротор.
- На четвертом этапе необходимо открутить статор и выкрутить винты крепление жгута электропроводки, а также винты крепления датчика Холла.
На этом работа по демонтажу завершена. Установка нового агрегата выполняется с использованием тех же инструментов, только в обратном порядке. При монтаже правой крышки двигателя надо поставить новую прокладку. Если её нет, то лучше всего обмазать герметиком соединяемые поверхности, чтобы не допустить проникновения влаги внутрь механизма. На сайте https://sh.sh2011.ru/ можно подробнее узнать про особенности ремонта квадроциклов и проверку работы основных узлов и агрегатов.
Технические параметры
Ниже приведены основные технические параметры и отзывы про квадроцикл Stels ATV 800 Max Efi.
Характеристики:
- Силовой агрегат – двухцилиндровый четырехтактный мотор V-образной конфигурации.
- Мощность – шестьдесят семь лошадиных сил при объеме восемь сотен кубических сантиметров и максимальных оборотах 6000 вращений в минуту.
- Охлаждение и запуск – жидкостное/инжектор с электростартером.
- Трансмиссия – полный привод, карданная передача, вариаторная КПП.
- Длина/ширина/высота – 2,34/1,22/1,42 метра.
- База колесная – 1,53 м.
- Клиренс – тридцать один сантиметр.
- Вес – 0,36 тонны.
- Бак для горючего – двадцать девять литров.
- Тип подвески – задняя независимая с парой рычагов, передняя – аналогичная.
- Система тормозов – дисковый узел.
- Шины – АТ-29*9/АТ-29*10 (12).
- Тип рамы – стальная трубчатая конструкция.