“Минскач”, Рига-16 и мотовелосипед ЗИФ-77. Ностальгия пробрала

ЗИФ 77 — легкий мопед советского производства, который выпускался Пензенским велосипедным заводом имени М. В. Фрунзе. Данный мотовелосипед является модернизированным вариантом прежней модели МВ-18М и отличается от нее улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей, а также новой, меламидно-алкидной эмалью.

Дырчик совсем не тяжелый (его сухая масса – 35,2 кг), развивает максимальную скорость 40 км/час, расходует всего 1,8 л топлива на 100 километров пути с наибольшей допустимой нагрузкой 100 кг.

Легкий мопед-велосипед ЗИФ-77

ЗИФ 77 — легкий мопед советского производства, который выпускался Пензенским велосипедным заводом имени М. В. Фрунзе. Данный мотовелосипед является модернизированным вариантом прежней модели МВ-18М и отличается от нее улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей, а также новой, меламидно-алкидной эмалью.
Дырчик совсем не тяжелый (его сухая масса – 35,2 кг), развивает максимальную скорость 40 км/час, расходует всего 1,8 л топлива на 100 километров пути с наибольшей допустимой нагрузкой 100 кг.

Невезучий мотоцикл Минск

Этот мотоцикл у меня появился уже после того, как украли все мопеды, а мне хотелось просто покататься в отпуске, да и купил я его чисто случайно за 80 рублей – что меня и подвело. Продавал соседский парень, а почему так дешево я даже и не поинтересовался. А продал он его тольк потому, что движок там был перегрет, он видимо как то его собрал чисто на продажу. В общем нехороший человек он. Движок естественно тут же стуканул, но я не стал чинить разборки а попросил двести рублей у тетушки и поехал в Мотолюбитель и купил там новый двигатель в сборе. Засунул мотор в рюкзак и на электричке привез домой. Быстренько скинул старый движок. поставил новый в предвкушении нормальных покатушек. Но проклятый движок так и не завелся – что я с ним только не делал – так и закончился мой отпуск. Впоследствии я продал этот движок знакомому который работал в мастерской – там он его и починил, продал задешево конечно же.

Вот такая непруха. Мотоцикл же я продал без движка своему будущему шефу и он укатил его на электричке в свой поселок и там кому то вдул – бизнес сделал. Как я позже понял – изначально это новый мотор был неправильно собран и в мастерской после разборки его быстро починили и кому то перепродали. Больше я на мотоциклах ни разу не катался. Но зато вскоре у меня появилась ВАЗ-2103 1973 года выпуска, ушатанная до безобразия по ходовой, но зато с крепким кузовом. Вот где пригодились мне навыки ремонта техники, в которую я не боялся лезть. Здесь пришлось менять практически все, начиная от пустых амортизаторов, раздолбанных шаровых и рулевой трапеции, заканчивая покраской кузова. Эти классические жигули я мог перебрать с закрытыми глазами, нет такого узла и агрегата, который бы я не разбирал и не чинил. Всегда все у меня работало и машина мне служила долго – лет десять, пока не сгнил кузов.

История

ПВЗ — одно из старейших машиностроительных предприятий СССР по производству велосипедов и оборонной продукции было запущено в 1915 году. Изначально это госпредприятие носило название «Третий трубочный завод» и было предназначено для производства боеприпасов.

Большое значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918-1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием сюда прибыли 350 квалифицированных рабочих. В дальнейшем завод приступил к производству велосипедов и в августе 1928 года была изготовлена первая партия.

Фото отреставрированного мотовелосипеда ЗИФ-77

Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем “Рига” или харьковские аналоги, но отличались высокой надежностью. В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный, а 9 апреля 1933 года предприятию присвоено название «Пензенский завод имени М. В. Фрунзе» (ЗИФ).

До и после войны завод активно занимался выпуском оружия, прессов, различных станков и токарно-револьверных автоматов. В 1970-е годы завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов, а также мотовелосипедов с моторами «Красного Октября».

Обзор модельного ряда

Первенцем завода стал мотовелосипед 16-В разработанный в Харькове в 1957 году. Мопед имел короткорычажную переднюю вилку, передний тормоз.

Позже мотовелик модернизировали поставив на него новый двигатель Д-5, а сам “советский скутер” получил модифицированное название 16В1.

На модель 16-ВМ (1963) уже установлен новый двигатель Д5М, передний тормоз стал барабанного типа.

У мотоцикла МВ-18 (1972-1975 годы), по сравнению с 16 ВМ, была полностью переработана рама, появился свой оригинальный бензобак. Вилка стала телескопической, изменилось устройство переднего тормоза. Мопед комплектовался новым двигателем Д6 завода Красный Октябрь, у которого появилась световая обмотка в катушке зажигания, в связи с чем на мокике появился задний габаритный фонарь и фара.

Модификация МВ-18М (1975-1977) отличалась лишь изменением крепления переднего крыла, приводом педалей и тормозом.

Крепление фары мопеда ЗИФ 77 (1977 года выпуска) стало отдельным от вилки в виде двух хромированных петелек (скорее ухудшение, ибо оно было сделано из тонкого металла и не выдерживало нагрузок), изменился задний тормоз, появилась надпись на баке “ЗИФ-77”.

Экспериментальные модели:

  • Мотовелосипед 17-В (1965) с двигателем Д5;
  • Легкий мопед ЗИФ-20 с мотором Д8
  • Рига Стелла.

После распада СССР

В годы перестройки выпуск легких мопедов на ЗИФе был прекращен. Однако, завод удалось сохранить. Переименованный в 2008 году в ООО “Пензенский Велосипедный Завод”, выпускал семь моделей мужских и женских дорожных велосипедов, а также две модели подростковых велосипедов.

История одного мопеда Рига-16

В классе четвертом у моих сверстников, чью родители отнюдь не бедствовали появились мопеды – Верховина-6 и Рига-16. С тех пор я заболел желанием тоже иметь свой мопед. И тут отчим покупает себе новенькую Ригу-16. И иногда он мне давал покататься на своей технике – эти ощущения были незабываемые и я их помню до сих пор. А поскольку отчим днем уходил на работу, я стал брать его мопед без спроса, чтобы погонять по деревне и на Горе. Ну и с собой пассажиром брал друга Женьку. Но отчим следил за тем, чтобы его мопед не использовался в его отсутствие и мне приходилось отключать спидометр, поскольку он записывал пробег своего мопеда перед отъездом на работу. Также приходилось каждый раз перерисовывать риски на полиэтиленовой канистре с бензином, поскольку хитрый отчим каждый раз помечал уровень бензина шариковой авторучкой, а бензин мне было самому раздобыть практически невозможно, если только где то сливать – на заправках детям бензин не продавали.

И так продолжалось до 6-го класса, пока я не выклянчал у матери себе мотовелосипед ЗИФ-77, после чего уже мог сам распоряжаться своим транспортом. Он был конечно же похуже двухскоростного мопеда, но все же был неплох, хотя мои богатые сверстники уже перешли на мотоциклы Минск и Восход, а затем и на новенькие Явы. Но заветная Рига-16 цвета металлик вскоре мне все же досталась. Однажды отчим очень сильно навернулся на своем мопеде – грохнулся прямо на асфальт, доехал до дома и больше к нему не притрагивался. А я тогда продал свой ЗИФ-77 парнишке из соседней деревни почти по цене нового – экспертом был его отец-шофер, которому очень понравилось техническое состояние и он тут же мне заплатил не торгуясь. За эти деньги я и купил мопед у отчима в полцены (вот такая семейка у меня была). Добрый отчим еще тот негодяй.

После этого я быстро привел заветную Ригу-16 в полный порядок, сам поменял сцепление, настроил зажигание а потом и поршень с кольцами и она летала как самолет! Возня с техникой для меня была только в радость, думаю из меня бы получился неплохой инженер и я был бы на своем месте. Часто приходилось чинить тросик газа, который постоянно перетирался, реже – тросик сцепления. Ну и лампочки часто перегорали и прочая мелочевка. В общем техника у меня была постоянно исправной и не подводила в опасных ситуациях. Закончилась история с этим мопедом печально – мы получили квартиру в городе и переехали туда жить осенью, а мопед тут же украли из сарая – я даже знаю кто – соседский парнишка с которым мы не ладили. Но заявлять мы в милицию не стали, а парень этот на том свете давно – водкой отравился – что еще в деревне делать?

Технические характеристики

Рабочий объем двигателя45 куб. см
Количество цилиндров1
Диаметр цилиндра38 мм
Степень сжатия6 кг/см
Мощность силового агрегата1,2 л.с. при 4500 об/мин
Система зажиганияот магнето (Д6-00-800)
ПриводЦепь
Топливный отсекжелезный бак с объемом 4,8 литра и резервным отсеком 0,2 литра
Размер покрышек (шины)559х48 мм (26х2 дюйма)

ЗИФ-77. Закат мотовелосипедов.

Приветствую заглянувших. Хочу рассказать о модели мотовелосипеда завода имени Фрунзе ЗИФ-77. Его внешность достаточно необычна и запомнилась многим, кто хоть раз его видел. Так получилось, что велозавод ЗИФ был одним из самых консервативных производителей лёгкой мототехники в СССР. В 77-78 году он выпустил «новую» модель ЗИФ-77, хотя это была модернизация предыдущих МВ-18,-18М. Она представляла собой классический мотовелосипед на больших колёсах (26 дюймов) с известным двигателем Д6.

На этот момент остальные мопедные производители ушли от темы мотовелосипедов. Львовский перешёл только на двухскоростные модели, а рижский после схожей технически «Риги-7» изменил класс и стал выпускать «лёгкий мопед» Рига-11.

Так что ЗИФ стал последним классическим мотовелосипедом, он продолжался выпускаться и в начале 80-х. Но мода сменилась и вскоре этот формат был забыт, а модель стала для завода и вовсе закатом в производстве мопедов. Хотя помимо интересного внешнего вида (во многом благодаря треугольному бензобаку и большим колёсам), он обладал и ещё одним приемуществом — лёгким весом. Заявленная снаряженная масса в 36 кг делала его самым лёгким из серийной мототехники. К надёжности тоже особых нареканий не было, по сравнению с моделями других производителей, т.к. двигатель Д6 был единый для всех. Тем же, кому хотелось «просто велосипед с мотором», приходилось самостоятельно оснащать двигателями обычные дорожные велосипеды.

Лишь спустя много лет лёгкий и простой мотовелосипед (тоже с двигателем серии Д) стал выпускать минский мотовелозавод ( мотовелосипед Кроха ).

Рассказ про мой первый мопед Рига-13: несколько тысяч км на Риге 13

Источник

Мой верный конь “дэшник” ЗИФ-77

Желание обзавестись собственной техникой для меня в детстве было просто невыносимым – любил я ее, видимо весь пошел в родного отца – инженера и технаря. Тот сам на заводе сделал боковой прицеп для нашей ЯВЫ – сам все рассчитал, сделал чертежи и сам все сварил, благо он был главным механиком на большом заводе. Этот вишневый мотоцикл – самое яркое воспоминание из моего раннего детства- как мать с отцом меня рано утром на этом мотоцикле везут в ясли, а я тут же засыпаю к боковом прицепе на руках у матери. И все спрашивал я у отца, когда он меня научит ездить на своем мотоцикле – 3 годика мне тогда было, маловат еще был – отец предлагал немножко подрасти, да расстались они вскоре с матерью, так ни разу в жизни на ЯВЕ я больше и не покатался. И даже помню в отпуске в Крыму я отпрашивался у матери пойти поглазеть на чью то Ригу-11 с баком под багажником. Вообще мне доставляло большое удовольствие зайти в спортивный магазин и там разглядывать мопеды и мотоциклы, и даже велики кстати!

И вот однажды сердце матери дрогнуло и мы сели на электричку и в соседнем поселке купили в спорттоварах самый дешевый мотовелосипед – это и был ЗИФ-77. Ох и собирали же их ужасно – по сравнению с Ригой это был просто металлолом, купленный в магазине! Начнем с того, что прежде чем он завелся мне пришлось применить все неплохие аналитические способности моего ума – оказалось что лампочка в фаре замыкала на массу – при сборке перепутали контакты (наверняка по пьяни, не иначе), а педальный привод развалился сразу же – его пришлось просто выкинуть, вместо педалей поставить трубу в качестве подставок для ног и пользоваться только передними тормозами. Но зато после переделки электрика и удаления педального привода на заднее колесо мой дырчик поехал! А было мне тогда всего 13 лет кстати – сам разобрался! Впоследствии я еще сам поменял поршневую, причем по моему сам воткнул ремонтный поршень в разработанный цилиндр нулевой категории – все встало да еще компрессия реально выросла благодаря чему гонять уже можно было вдвоем в горку.

Свою тачку я модернизировал – установил большой бензобак от Верховины-6 и длинное сиденье от детского снегоката Чук и Гек – были такие, и мой транспорт стал двухместным. Причем катался я на нем даже зимой, а работал он у меня даже на осветительном керосине за неимением бензина. Эти поездки на своем дырчике давали мне такое безумное ощущение кайфа, что я начал прогуливать школу – родители на работу с утра – а я гонять на мопеде по окрестным деревням и полям! Учебу конечно же забросил – учился на двойки в шестом классе и ничего толком не знал по программе. Но не зря меня ненавидели некоторые учителя, которых бесила моя способность не ходить на уроки и отвечать на пять! Потом восьмом классе взял учебники начиная с третьего класса и за полгода САМ прошел все школу считай заочно и сдал вступительные экзамены в Суворовское училище строго на пять – это там где был конкурс больше 12 человек тогда! И так вот без блата сам поступил. С головой у меня порядок даже сейчас – что и перешло моим детям, самый дорогой подарок.

Самый популярный мопед своего времени, ЗиФ 77

Далеко-далеко в прошлом, а точнее в 1915 году был построен Пензенский завод имени Фрунзе или сокращённо ЗиФ. Основным направлением деятельности завода было изготовление боеприпасов, но в 1933 году было принято решение выпускать там велосипеды, мотовелосипеды. Это был один из первых заводов, на котором был налажен выпуск данной техники. Первая модель вышла в 1957 году и носила название 16В. По факту это был обычный велосипед с дополнительно установленными двигателем и бензобаком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]