Для одних свобода – это иметь миллионы и позволять себе все, а вторых нельзя купить материальными вещами, поскольку их привлекает дорога и вечное движение. Ощущать дуновение ветра, слышать рев своего «железного друга» и каждый раз открывать для себя что-то новое – что может быть лучше? Чтобы воплотить это в реальность нельзя взять первый попавшийся байк, необходим тщательный выбор.
Редакция сайта «ЯНашла» подготовила для Вас рейтинг лучших мотоциклов для путешествий на длительные поездки.
Для ценителей комфорта
Ничего лучше, чем полноценный люкс-турер класса гран туризмо ещё не изобрели. Представьте себе, что вы отправляетесь в поездку, сидя на комфортабельном кожаном диване со спинкой, с подогревами всего, чего только можно, с полноценной мультимедиа-системой, вместительным чемоданом и кучей прочих удобств. Такая идея вам по душе? Тогда стоит присмотреться к топовым туристическим моделям европейских, японских и американских производителей.
- Honda GL1800 Gold Wing. Выпускается в двух модификациях, с топкейсом и без оного (GL1800 F6B). Стоит такой аппарат от 1,5 млн рублей и выше, подержанные экземпляры в хорошем состоянии можно найти примерно от 700 тысяч рублей. В «Голде» есть вообще всё, чего только можно пожелать, и это, пожалуй, идеальный мотоцикл для путешествий вдвоем. Если, конечно, вы не намереваетесь съезжать с асфальта на грунтовые дороги.
- Harley-Davidson Electra Glide. Существует в разных версиях, самая «навороченная из которых» – CVO Ultra. «Харлей» – это не только четыре центнера хромированного пафоса, это ещё и шикарный двигатель, отменный уровень комфорта, вместительный бензобак в сочетании со скромным расходом топлива, надёжность и неповторимый стиль. Но стоит всё это удовольствие кучу денег, в среднем 2-2,5 млн в зависимости от комплектации. Впрочем, подержанные варианты в приемлемом состоянии попадаются и за более скромную сумму, от 600-700 тысяч. Альтернатива – Harley-Davidson Road Glide Ultra, сконструированная на той же платформе. Есть и бэггер-версии, такие, как Street Glide и просто Road Glide, без приставки «Ultra», но они отличаются меньшим количеством базовых опций и упрощёнными подвесками. Правда, все «Харлеи» отличаются меньшими, чем «японцы», габаритами, поэтому, если вам нужен большой мотоцикл для путешествий, в сторону «американцев» лучше не смотреть.
- Yamaha XV1900 Star Venture. Свежая модель, прямой конкурент «Голды». В США продаётся за 20-22 тысячи долларов, в России попадаются почти новые байки за пару миллионов рублей. Star Venture оснащён всевозможным вспомогательным «фаршем», феноменально надёжным и тяговитым мотором от XV1900 Stratoliner и Raider, большим баком и 6-ступенчатой трансмиссией. Судя по отзывам, это один из лучших мотоциклов для путешествий на солидные дистанции.
- Indian Roadmaster. Возрождённая марка «Индейцев» производится силами концерна Polaris, известного не только своими снегоходами и квадроциклами, но и почившей маркой Victory. Во многом «Индианы» напоминают «Харлеи», а по ТТХ соответствуют Electra Glide. Стоят примерно столько же, так что итоговый выбор – дело вкуса. В США «Индианы» чаще берут для понтов, чем для туризма, так что можно поискать на американских аукционах слегка подержанный экземпляр с минимальным пробегом и по более приемлемой цене.
- BMW GTL 1600. Баварские байки славятся невероятным количеством вспомогательных систем и продуманностью для мелочей. GTL1600 – крупная и массивная модель, которую можно условно назвать чем-то средним между люкс-турером и спорт-туристом. Стоит дорого, сравнимо с «Голдой», а в обслуживании обходится ещё дороже. Но у BMW недаром такое количество поклонников, которые в жизни не согласятся променять своих двухколёсных друзей на мотоциклы какой-нибудь другой марки.
- Kawasaki VN1700 Voyager. Попытка создать конкурента «Голде», но более бюджетная, хоть и оснащённая всем необходимым. «Вояджер» очень тяжёл, к тому же центр массу него расположен достаточно высоко, что делает его довольно валким в поворотах – это необходимо учитывать при подборе. На трассе он хорош, но в городе на нём ездить не слишком удобно. Существует также бэггер-модификация VN1700 Vaquero, но её штатные кофры невелики.
Список контактов на экстренный случай
В путешествиях никто не застрахован от непредвиденных ситуаций. Просмотрите по маршруту, где можно выгодно купить запчасти для вашего мотоцикла, пусть даже эта информация не пригодится, но лучше, когда она есть, чем судорожно гуглить, сидя на обочине.
Посмотрите, есть ли по пути мотоклубы? Во-первых, это повод завести новые знакомства. Во-вторых, опытные мотоциклисты, которые однозначно лучше ориентируются на незнакомой для вас местности, хорошие источники информации: они подскажут продвинутого механика, предупредят, если участок дороги закрыт или опасен и прочее.
И последний штрих. Есть ли у вас друзья или родственники, которым можно позвонить среди ночи, сказать, что за вами гонится Краген и вообще вы угнали полицейский фургон, а теперь застряли где-то по среди лесостепи Челябинска, и как итог нуждаетесь в помощи друга? Утрирую конечно, но уезжая в дальняк, следует иметь пути отступления на случай непредвиденных проблем. Не все решается деньгами, да и их иногда тупо не хватает. Кто-то оставляет копию своего маршрута друзьям, кто-то просто предупреждает: я позвоню тебе если что-то случится.
Для любителей скорости
- Yamaha FJR1300. Отличный вариант для путешествий на большие дистанции с ветерком. Выпускается давно, так что можно как разориться на новый экземпляр, так и купить недорогой подержанный. В последние годы производится в версиях с МКПП и АКПП. Высота по седлу очень приличная, так что достать ногами до земли смогут далеко не все, что тоже стоит учитывать. Оснащён надёжным карданным приводом заднего колеса.
- Honda VFR1200F. Мощный спорт-турист, тоже с карданом, как и FJR1200. Производился до 2016 года, так что б/у варианты можно найти за относительно небольшие деньги. Дизайн очень необычный, непохожий на конкурентов, но это только плюс.
- Kawasaki ZZR 1400. Он же ZX-14R, один из самых мощных спорт-туристов в мире. Великолепный во всех отношениях агрегат, но, чтобы ездить на нём, крайне желательно иметь за плечами много лет опыта. Подобная техника не прощает ошибок из-за своей чудовищной мощности, но в умелых руках она способна на многое.
- Kawasaki GTR 1400. Менее злобный, чем ZX-14R, байк, оснащён карданом, а не цепью. Также относится к спорт-туристам, но в его случае это скорее турер, нежели спортбайк.
- Suzuki GSX1300R Hayabusa. Та самая модель, которая неоднократно (в разных поколениях) признавалась самым быстрым серийным гипербайком в мире. Несмотря на это, это полноценный спорт-турер, отлично подходящий для дальних поездок по хорошим дорогам.
- Honda CBR1100XX Blackbird. Легендарный байк, производившийся с 1997 по 2006 год. В силу солидного возраста стоит на вторичном рынке недорого, но едет так, что способен обставить на дороге практически всех. При этом является неплохим мотоциклом для дальних путешествий благодаря продуманной конструкции.
Командой или в одиночку?
Как вы любите путешествовать — в одиночку или в компании? В одиночку вы сами себе хозяин и не зависите от других, в любой момент можете сойти с намеченного маршрута. В компании ехать заметно веселее, вы можете взять в аренду совестное жилье, что будет дешевле.
Однако, если вы собираете команду для путешествия, но любите отклоняться от заданного курса, вы можете договориться с командой о месте встречи. Так поступают, когда внутри группы есть разные интересы и часть пилотов хочет посмотреть одно место, а другие пилоты выбирают иной маршрут.
На подбор команды сильно влияют характеристики мотоциклов. Учитывайте возможности мотоциклов всех участников вашего путешествия, максимальные скорости и возможность ехать долго без остановок.
Для плохих дорог
- Honda VFR1200X Crosstourer. Навороченный и мощный «паркетник», сконструированный на основе спорт-туриста VFR1200F. Грунтовые дороги переносит не очень хорошо, но по плохому асфальту идёт отлично. Надёжен, выглядит симпатично, едет очень и очень бодро – сказываются спортивные корни.
- Yamaha XT1200Z Super Tenere. Высокий и довольно тяжёлый байк. Выделяется на фоне конкурентов сочетанием относительно невысокой цены (1,3 млн за новый) и богатого технического оснащения. В своей ценовой категории его можно, пожалуй, назвать лучшим.
- BMW R1250GS. Знаменитый «Гусь», которого никак нельзя ен включить в топ туристических мотоциклов! Недёшев, но стоит каждого уплаченного за него рубля. Серия GS невероятно популярна, и, если новый байк вам не по карману, можно посмотреть б/у варианты, например, R1200GS или даже старенький R1150GS. Из особенностей – оппозитный мотор с тракторной тягой.
- KTM 1290 Super Adventure. Высокотехнологичная модель австрийского производства, дорогая как в покупке, так и в обслуживании. Super Adventure просто великолепен во всём, но назвать его самым надёжным мотоциклом для путешествий всё-таки сложно, так как он, по отзывам, порой не очень хорошо переносит суровые реалии российского бездорожья.
- Ducati Multistrada 1260. Не все «итальянцы» оставляют после себя масляные пятна на асфальте, и «Мультистрада» – отличное тому доказательство. Единственный минус этой модели – цена, от 1,7 млн и выше в зависимости от комплектации. Но предыдущую модификацию, Multistrada 1200, можно найти намного дешевле.
- Kawasaki Versys 1000. Проверенный годами байк, оснащённый дефорсированным и перенастроенным мотором от Z1000. C 2019 года производится уже третье поколение, также встречающееся под названием KLZ1000. Дешевле большинства аналогов от других марок, а также чуть попроще в плане оснащения.
- Triumph Tiger 1200. Выпускается в разных модификациях, более или менее внедорожных, стоит сравнимо с «Мультистрадой», то есть порядка 1,7 млн рублей. Англичанин оснащается рядной «тройкой» и кучей вспомогательных систем, а также отличается высокотехнологичной ходовой, сравнимой с таковой у флагманов BMW в классе турэндуро.
- Suzuki V-Strom 1050. Ближайший аналог Kawasaki Versys по цене, хотя характер у него совсем другой из-за использования V-твина вместо рядной «четвёрки». Стоит разумных денег, за миллион можно купить почти новый байк. Предыдущие модели, V-Strom 1000 и V-Strom 650, могут стать более бюджетным вариантом, если вам нужен относительно недорогой мотоцикл для путешествий.
Временные зазоры
Мы уже упомянули про усталость. Лучше заложить побольше времени на стоянках, пусть это будут лишние 15 минут, но стоит учитывать их, чем быть вечно опаздывающим везде недовольным туристом. Делайте расчет времени в пути отталкиваясь от правил ПДД. Даже если вы любите превысить скорость то там, то тут. Даже если вам хватает опыта выйти на скоростной трассе со скоростью бешеной кометы и выиграть для себя за день полчаса свободного времени, первоначальный расчет пусть будет от худшего варианта.
Временные зазоры нужны для того, чтобы перекрывать специфику дороги. Где-то вы застрянете в пробке, а где-то погода будет не летная. А вдруг вы проспите выезд? Чтобы не выбиваться из графика, перекидывайте время от своих остановок отдыха.
По возвращении из путешествия оставьте себе хотя бы один день на отдых. С корабля на бал работы врываться будет тяжеловато.
Для ценителей старой школы
- Harley-Davidson Road King. Этот байк построен на одной платформе с туринговыми Electra Glide и Road Glide, но отличается от них более классическим дизайном и отсутствием дополнительного оборудования. Старомодный на вид стальной конь выглядит похоже на технику 60-х годов XX века, обладая при этом тяговитым мотором, вместительным бензобаком, удобными сиденьями и вместительными кофрами. Найти подержанный экземпляр можно примерно от 600-650 тысяч.
- Yamaha XV1900 Stratoliner. Встречаются также названия Roadliner и V-Star 1900. Шикарный и стильный круизер, у которого только один недостаток – 17-литровый бак, и этого объёма всё-таки маловато. Впрочем, при спокойной езде расход укладывается в 5-5,5 литров, так что запас хода в 300 км у него всё-таки есть. Цены начинаются от 450-500 тысяч рублей.
- Kawasaki Vulcan. Существуют разные модели в этой линейке, с двигателями от 400 до 2000 куб. см., дешёвые и дорогие. Все они довольно велики, даже «четырёхсотка», не говоря уже о более кубатурных байках. Но классический внешний вид в сочетании с неплохими двигателями и традиционными для «Вулканов» большими бензобаками делает их хорошими мотоциклами для дальних поездок. Если эта серия вам по душе, а в кошельке хрустит пачка купюр, стоит присмотреться к VN1700.
- Triumph Thunderbird. Оснащён нетипичной для класса круизеров рядной двойкой объёмом в 1,7 литра (предыдущая модификация 1,6 литра). Пластика, как и у «Харлеев», нет – только старое доброе железо, из-за чего байк весит очень прилично. Но благодаря солидным размерам и продуманной эргономике на нём очень комфортно ездить далеко и с удовольствием.
- Suzuki C109R. Он же C1800 и Boulevard C109. Огромный, тяжёлый, массивный – даже по фото кажется, что под ним прогибается асфальт! В России эта модель не слишком распространена, и совершенно незаслуженно. Её многое роднит с популярным пауэр-круизером Suzuki M109R, но у C109 мотор перенастроен, а потому отличается меньшей злобностью. Комфорта, напротив, заметно больше. C109 способен быстро покрывать большие расстояния, не слишком при этом утомляя пилота.
Бюджетный вариант
Иногда бывает и такое, что желание путешествовать перевешивает все остальные доводы, но всё равно натыкается на проблему в лице ограниченного бюджета. Но отсутствие денег на полноценный туристический мотоцикл – это лишь небольшая проблема, а не непреодолимое препятствие! Конечно, деньги определяют многое, но не всё… Так что даже в условиях очень ограниченных финансов можно подобрать двухколёсного друга, который даст вам то, чего вы от него ждёте. Выбирать придётся из старой техники, так что к этому вопросу нужно подходить с максимальной ответственностью. Преклонный возраст мототехники часто является причиной разнообразных поломок, а поломка в ходе дальней поездки неприятна вдвойне, так что самый надежный мотоцикл для путешествий – это новый. Если денег нет, придётся покупать «старичка», но не забудьте его тщательно обслужить! А вот и наш личный топ интересных моделей, которые подойдут байкерам с тощими кошельками.
- Honda GL1200. Предшественник хорошо всем известной GL1500 выпускался до 1987 года, причём он в чём-то даже современнее «полторашки». На нём даже инжектор стоит! А в остальном это всё та же «Голда», неубиваемая и невероятно комфортная. GL1200 можно найти в продаже за сумму до 200 тысяч рублей, а история знает экземпляры, пробег которых перевалил за 1 млн километров без капитального ремонта двигателя. Основной минус заключается в том, что всем сохранившимся байкам уже более тридцати лет, а пластиковый обвес от возраста становится хрупким.
- Yamaha FJ1200. Идейный предшественник знаменитого «Фыжера» (FJR1300), FJ1200 представляет собой нечто среднее между спорт-туристом и классиком. Его преимущества – развитая ветрозащита, тяговитый мотор и вместительный бензобак. Правда, бензин он жрёт, как не в себя, но 22-литровый бензобак всё-таки выручает. Купить можно за 150-160 тысяч рублей, но выбор невелик.
- Honda XL600V Transalp. Один из самых известных турэндуро, оснащённый перенастроенным двигателем от круизера Steed 600. Отличается неприхотливостью и феноменальной надёжностью в сочетании с компактными размерами и лёгкостью, что делает его неплохим мотоциклом для города и путешествий. Стоит рассмотреть также версию XL650V. В пределах 150-180 тыс рублей выбор уже довольно обширный.
- Yamaha XTZ660 Tenere. Этот турэндуро создавался для участия в ралли «Париж – Дакар» и производился до конца 90-х годов. Не путайте его с XT660Z Tenere, моделью 2007 года, у которой с ним нет почти ничего общего, кроме названия. Стоимость – около 150-200 тысяч и выше.
- Kawasaki ZZR 400. Сверхпопулярный спорт-турист начального уровня, дешёвый и очень распространённый. Всем хорош, кроме проблемной КПП, в которой иногда возникают неполадки со второй передачей. Найти можно за 140-160 тысяч рублей и выше. Советуем почитать обзор этой модели, размещённый на нашем сайте, если вы склоняетесь к тому, чтобы выбрать именно «зизера».
- Honda ST1100 Pan European. Предшественника ST1300 не стоит сбрасывать со счетов. Этот байк с огромным бензобаком, удобной посадкой и отличной ветрозащитой – отличный вариант для поездок на дальние расстояния. Найти можно тысяч за 200 рублей, плюс-минус.
- Yamaha XVS 400 Drag Star. В продаже есть и другие недорогие круизеры с 400cc моторами, но Drag Star свежее, чем они все, а это уже весомый плюс. Стоит байк недорого, и, пусть для двоих он и слабоват, для мотоциклиста-одиночки он подходит неплохо, и ему по силам держать крейсерскую скорость в 110-120 км/ч. Цена – примерно от 140 тыс рублей
- Honda PC800. Популярный, несмотря на неказистый внешний вид и солидный возраст, старенький турер. Вместительные штатные багажные отделения, большой бак, удобная посадка, неубиваемый V-2 двигатель от Africa Twin, слегка перенастроенный – всё это делает PC800 очень хорошим выбором в условиях ограниченного бюджета. Правда, с асфальта на нём лучше не съезжать. Если вам нужен мотоцикл для путешествий по бездорожью, лучше присмотреть какой-нибудь турэндуро. Стоит всё это удовольствие от 170-180 тысяч и больше.
- Honda CBR 1000F. Неплохой спорт-турист, актуальный и в наши дни. Славится своей надежностью, выпускался до 1999 года. Объём бензобака – целых 22 литра! Немаловажным плюсом для поездок по России будет и то, что старенький карбюраторный мотор без проблем переваривает почти любой бензин, даже не самый чистый. Найти эту модель в продаже можно за 180-190 тысяч рублей.
Вещи, экипировка и мотоцикл
Об экипировке и необходимых предметах мы рассуждали в статьях («Что брать с собой в «дальняк»? Часть первая — экипировка» и «Что брать с собой в «дальняк»? Часть вторая»). Перед выездом нужно озадачиться состоянием мотоцикла, проверить расходники, качество технических жидкостей, износ протектора шин. О проблемах мотоцикла хорошо бы узнать заранее, чем через два часа после старта.
В любом случае вам следует опираться на погодные условия и дальность маршрута. Постарайтесь просчитать максимальное количество мелочей и разузнать все вопросы, которые могут возникнуть в дороге, чтобы не трать на это драгоценное время.