Как установить стартер на мотоцикл Урал: советы и рекомендации, ставим своими руками

Оснащение мотоцикла стартером в большинстве случаев обуславливается тяготением его владельца к удобству и практичности, реже – острой необходимостью. В некоторых случаях, к примеру, когда техническая особенность агрегата не позволяет оборудовать его заводной лапкой, установка данного модуля является единственным выходом.

Стартер – электромеханическое устройство, предназначенное для запуска двигателя внутреннего сгорания. Приспособление представляет собой мощный электромотор смешанного возбуждения, работающий от постоянного тока, предоставляемого бортовой АКБ.

Установка стартера на мотоцикл урал своими руками

Поклонники и просто владельцы мотоциклов Урал владеют не просто средством передвижения, а вещью сформировавшей целое поколение байкеров. Увы, возраст дает о себе знать и проявляется он в неприятных мелочах. Такой можно считать отсутствие стартера. Проблема не критичная, но доставляет некоторое неудобство. Решить вопрос помогли народные умельцы, которые начали приспосабливать стартера от автомобилей на свой байк. Сегодня расскажем, как происходит установка стартера на мотоцикл Урал своими руками.

СТАРТЕР на УРАЛ/ДНЕПР как поставить своими руками? Ремонт мотоцикла Урал #31

Текст видео

Установка стартера у меня заняла довольно много времени, во-первых, потому, что я делал это впервые, во-вторых, этот процесс совсем не простой и требует определенной сноровки. Если вы тоже задумали поставить стартер на свой мотоцикл Урал или Днепр, то это видео, я думаю, поможет вам подсмотреть некоторые решения, а также поможет избежать некоторых косяков которые получились у меня.

Что вообще понадобится?

Ну, во-первых, это сам стартер

Его я купил фирмы Прамо-Электро, который немного дороже своих собратьев, но имеет более компактные размеры, что позволяет ему гармонично выглядеть на мотоцикле, а также, что немаловажно, не потребует изгибать рычаг кикстартера. Во-вторых, необходимо приобрести специальную крепежную пластину и стартерный венец, который устанавливается вместо последнего диска сцепления

Данный комплект – пластину и венец, я приобрел у Ивана 66 (https://vk.com/motorazborperm)

Но как это всегда бывает, нельзя просто так взять и поставить стартер на мотоцикл Урал. Начал я с того, что отдал родной ураловский маховик токарю, чтобы он выровнял все пальцы по горизонту, сточил 2-3 мм юбки маховика и уменьшил в диаметре промежуточный диск сцепления так, чтобы он начал заходить в стартерный венец.

После доработки маховика я решил попробовать в этом маховике собрать сцепление и оказалось, что отверстия в пальцах маховика и отверстия под болты с потаем не совпадают – печалька. Пришлось расширять отверстия на стартерном венце. Выделив на это один вечер, удалось всё подогнать и венец надежно закрепился на маховике.

Маховик с установленным стартерным венцом я поставил на своё место на коленвале и попытался прикинуть корпус КПП, но сделать этого мне не удалось. Причиной этому оказались специальные центрующие приливы на КПП, которые стали упираться в зубцы стартерного венца. Болгарку в руки и приливов на КПП как не бывало))) Теперь КПП встаёт замечательно.

Шпильки крепления КПП было решено заменить на болты, просто потому, что длины родных шпилек не хватает для установки стартера.

Наконец-то я приступаю к установке стартера, а если точнее, начинаю пилить корпус КПП, чтобы этот стартер смог туда встать. приложил пластину к месту, где должен стоят стартер и вырезал соответствующее отверстие в КПП. Теперь стартер залезает без проблем, но к пластине плотно не прилегает, так как стартер упирается своим корпусом в болт крепления КПП. Без этого болта мне не обойтись и поэтому я решил его заменить на болт под внутренний шестигранник, а в корпусе стартера сделать под него отверстие. С КПП разобрались.

Далее я решил выпилить подходящее отверстие в картере, но заметил, что стартер полностью перекроет технологическое отверстие выставления ВМТ. А лишаться его полностью мне бы не хотелось. Тогда я проделал точно такое же отверстие с другой стороны картера и выставил на маховике значение верхней мертвой точки. Теперь ничего не помешает мне выпилить в картере отверстие под стартер.

Отверстие выпилено. И тут мне в голову приходит очень своевременная мысль: а как выставить зазор зацепления бендикса и стартерного венца? Сделать это при установленной КПП невозможно, так как она перекрывает весь обзор. Тогда я решил замерить расстояние от пластины стартера до края картера. И в верхнем, и в нижнем креплении расстояниие составило 26мм. Теперь демонтирую КПП и вывешу стартер просто на болтах, разместив его точно также как и с КПП, т.е. на расстоянии 26мм от картера.

После подключения аккумулятора, стартер начал крутить мотор Урала. Причём на мой взгляд – очень хорошо!))) Лишних шумов и звонов при этом не прослушивается.

Буду надеяться, что стартер будет только радовать меня в моем путешествии.

Отличный сальник коленвала в заднюю крышку мотоцикла Урал. Производитель Тойота. Япония. Каталожный номер: 90310-50006. Средняя цена в магазинах: 350р.

_____________________________ О КАНАЛЕ “САНЯ ЧЁТОДЕЛ”

Как нетрудно догадаться, прозвали меня так потому, что я постоянно что-то делаю. Я очень люблю работать и создавать что-нибудь своими руками. При этом я постоянно заставляю себя учиться чему-то новому и неизвестному. Как, например, в этих видео я ремонтирую старый мотоцикл Урал, на котором по итогам ремонта планирую отправиться в путешествие в Крым. Данный мотоцикл получит не только полный капитальный ремонт, но и подвергнется некоторому тюнингу. Обо всем что я делаю с мотоциклом, я подробно рассказываю в плейлисте “Ремонт мотоцикла Урал”

Зачем нужен стартер?

Некоторые модели современных мотоциклов комплектуют стартерами по причине отсутствия заводной лапки. Здесь наличие стартера подразумевается изначально. Однако в остальных случаях он служит лишь для удобства ездока. Не нужно каждый раз упражняться перед поездкой, особенно если клапана не настроены или зажигание.

Урал, по причине своей архаичности даже не подразумевал установку стартера. На момент выпуска первых мотоциклов стартер был изыском, который советский гражданин позволить себе не мог, а дальше конструкция сохранялась по причине своей надежности.

Установка электростартера на мотоцикл Урал избавит вас от перекаченной правой ноги, внезапных повреждений коленной чашечки, поэтому можно считать процедуру упрощающей жизнь ездока.

Этапы того, как установить стартер на мототехнику Урал

Для того чтобы установить стартер на мототехнику Урал необходимо выполнить определенную последовательность действий.

Для работы необходимо приобрести следующие вещи:

  1. пластина для того, чтобы закрепить стартер к двигателю,
  2. зубчатый маховик на мотоцикл Урал,
  3. стартер,
  4. аккумулятор.

Они заключаются в:

  • Приобретении всего необходимого для осуществления работы
  • Распиливании небольших участков двигателя и корпуса коробки передач мотоцикла Урал,
  • Монтаже зубчатого маховика в месте распила двигателя,
  • Замене шпилек стандартных размеров в коробке передач на шпильки гораздо больших размеров,
  • Установке стартера вместе с пластиной.

Подбираем зубчатый венец и стартер

Первым делом обращаем внимание на маховик мотора, именно он является ключевым для дальнейших работ. Его вращение, если смотреть со стороны коробки передач, происходит против часовой стрелки, а значит нужно подбирать стартер, вращающийся в обратную сторону (по часовой стрелке). Здесь нам подойдут модели:

Также возможна установка стартера на Урал от ряда моделей подходящих для импортных авто. Проблема таких стартеров – дороговизна, которая относится и к современным моделям автомобилей ВАЗ. Здесь выбирайте сами, что для вас в приоритете — стоимость детали или срок службы.

Обращайте внимание на наличие кожуха и его направленность. От этого параметра будет зависеть способ крепления детали и дальнейшая простота обслуживания. Вращать стартера, относительно собственной оси не желательно и может привести к его поломке.

Теперь нужно подобрать венец. Венец — зубчатая накладка на маховик, передающая вращение стартера двигателю, путем зубчатой передачи. Проблема состоит в том, что приобрести деталь – достаточно проблематично. Под размер маховика может подойти запчасть со снегохода Буран, а также более современных отечественных мотоциклов «Вояж», «Кобра», «Волк». Размер зубьев первого венца равен 2.5, а модуль трех последних 2.2. Этот параметр должен соотносится с модулем стартера.

В случае несовпадения модулей есть несколько вариантов решения проблемы:

  1. меняем венец/шестерню стартера на подходящую по модулю.
  2. подгоняем зубья имеющегося венца или шестерни стартера под модуль.
  3. с нуля изготавливаем венец или приводную шестерню стартера.

Установка стартера на мотоцикл «Днепр»

В стандартной комплектации такие советские мотоциклы как «Днепр» или «Урал» заводятся только с кикстартера. И если двигатель работает нормально, заводится с двух – трех тычков, кикстартера вполне хватает. Но все же многое мотто владельцы были бы не прочь осовременить своих коней, добавив в их конструкцию такой агрегат как электростартер. Он придает мотоциклу более современный вид и упрощает процесс запуска двигателя. Тем более что конструктивные изменения картера при этом минимальны и сама доработка не столь сложна.

Список деталей: — Стартер из моторной лодки «вихрь» или автомобиля «запорожец»; — Венец под стартер; — Металлическая пластина крепления стартера; — Дрель, болгарка.

Так же для работы стартера понадобится более мощный чем стандартный, аккумулятор. Рекомендуется использовать аккумуляторы, емкостью не ниже чем 18 ампер часов.

Начинать нужно с установки венца.

Для этого с двигателя скидывается коробка и раскручиваются шесть болтов, держащих диски сцепления. Венец устанавливается вместо последнего диска. Размер венца немного больше чем размер диска и он будет мешать установке коробки на свое место. Есть два способа как это устранить: Первый это укоротить пальцы, на которых держатся диски сцепления на 3мм, второй это срезать выступающие из картера направляющие коробки.

Вторым этапом

будет изготовления пластины крепления стартера. Крепится эта пластина будет к двум верхним шпилькам, за которые держится коробка передач. В ней просверливаются три отверстия – два под крепления стартера, одно под крепление к шпилькам. Второе отверстие лучше будет просверлить при точной подгонке стартера к зубьям венца. Вот как она примерно должна выглядеть:

Крепеж стартера

Первым делом определяем место крепления элемента. Самым популярным считается левая верхняя сторона над маховиком. При этом мы столкнемся только с необходимостью вырезать окошко для зацепления шестерен стартера. Ставить стартер по центру или с правой стороны затруднительно, из-за необходимости переделывать ряд элементов мотора.

Для монтажа, под кожух бендикса выпиливают отверстие. Далее снимаются мерки, и из листа стали толщиной 4мм выпиливается крепление стартера. Такая толщина необходима, чтобы выдерживать нагрузки которые испытывает крепеж при работе механизма стартера. Аналогичным образом можно изготовить не одно сплошное, а пару креплений. Таким образом можно упростить процесс изготовления крепежа, но настройка зазоров станет намного сложней.

Совет. Для большей монолитности конструкции хвост стартера лучше всего закрепить жестко к мотору или прихватить хомутом.

Готовую пластину крепят болтами или точечно прихватывают аргоном, далее проводится пробная сборка. Теперь следует убедиться в выставленных зазорах:

  • между зубчатым венцом маховика и роликовой муфтой зазор 2-4 мм;
  • между бендиксом и венцом 3-7 мм.

Далее маховик вращают, наблюдая за совпадением шага бендикса и венца. При этом вращение маховика обеспечивают с помощью кикстартера. Убедившись, все работает как положено можно произвести пробный проворот, выкрутив свечи зажигания. Если стартер вращает маховик, при этом не издаются посторонние звуки, то пластину можно приваривать аргоном окончательно.

Важно! Сварка корпуса КПП возможна только после демонтажа всех резиновых деталей, установки первичного и вторичного валов и закрепления крышки на 4-х болтах.

СТАРТЕР: УСТАНОВКА

Лютой зимой, вместо того чтобы спать как все, решили мы с приятелями соорудить себе по чопперу. «Откопали» два «Урала», «Днепр» и — вперед. Навести красоту, что-то подхромировать — не вопрос, а вот чтобы с кнопочки заводился — это да! Возникли три проблемы, и мы решили их в нашем сарайчике.

Первая — стартерный венец. Его разработали и выпускают в Рыбинске и ставят на снегоход «Буран». Купили его без снегохода — в отдельности, приложили к маховику, отцентровали и разметили отверстия крепления венца к стойкам ведущих дисков сцепления. Рассверлили и отзенковали под болты «впотай». Отверстия внешнего ведущего диска засверливаем до диаметра стоек (с припуском 0,5 мм).

Рис. 1. Доработка стартерного венца снегохода «Буран»: 1 — венец; 2 — отверстия крепления к маховику; 3 — «лишняя» часть венца.

Проблема вторая — сам стартер. Тут пригодился агрегат от пускового двигателя трактора Т-170. Можно использовать стартер и от лодочного мотора «Вихрь-30» — марки СТ-367А.

Рис. 2. Деталь крепления стартера (приваривается к картеру двигателя).

Третья — установить стартер. Вначале подобрали кронштейн крепления стартера. По форме он напоминает часть колокола, внутрь которого нужно поплотнее поместить стартер. Мы не пилили эту деталь, а нашли подходящую — часть картера пускового двигателя (поэтому точных размеров не даем).

Рис. 3. Сборочный чертеж системы электрозапуска: 1 — деталь крепления стартера; 2 — венец; 3 — стартер; 4 — хомут; 5 — кронштейн крепления задней части стартера; 6 — маховик.

Затем в картере сцепления сделали вырез под крепление стартера, мотор собрали для окончательной сварки крепления стартера: в него вставляется коленвал и маховик с венцом.

Далее из стартера вынули вилку включения бендикса, а сам бендикс зафиксировали в положении «включено». Стартер в сборе с деталью крепления уложили шестерней бендикса на венец маховика, «прихватили» аргонно-дуговой сваркой. Вращая маховик, проверили правильность установки стартера на боковое зацепление шестерен и радиальный зазор между ними. После подгонки стартера деталь крепления окончательно обварили.

Для более надежной фиксации стартера его заднюю часть обжали мощным хомутом из стальной полосы толщиной 3 мм. К хомуту приварена пластина, которая крепится к задней крышке КП. Там, где необходимо, подпилили ребра жесткости и крепления воздушного фильтра на картере КП. Вот и все!

Так что поставить стартер на оппозит оказалось проще, чем запарить репу. И меритель не понадобился. Из инструментов пользовались дрелью, напильником да ножовкой. Правда, за аргоном пришлось прокатиться в райцентр, но ведь это не то, что искать координатно-расточной станок.

текст: Владимир НЕСТЕРОВ, п. Нугуш, Башкортостан рисунок: Олег ВОЕВОДОВ

Проблемы с аккумулятором и генератором

После того, как установка стартера на мотоцикл урал своими руками завершена – остается пара нерешенных проблем. Прежде всего автомобильный стартер требует более производительного аккумулятора. Выход из ситуации – установка недорогой батареи на новое крепление (с боковой части мотоцикла. Выглядеть все будет достаточно грубо, но зато недорого.

Другой способ – подбор импортного аккумулятора аналогичного размера с увеличенной 18 А/ч емкостью. Придется неплохо переплатить, зато внешний вид мотоцикла не пострадает.

Наконец оказывается, что родной генератор слабоват и зарядить новую батарею неспособен. Сразу ответим, что перемотка поможет увеличить производительность, но ее не хватит для наших целей. Как тогда быть? Есть несколько вариантов:

  • генератор от ИМЗ. Есть дешевая модель 14.3771, которая отлично подходит, даже без переделок под наш мотоцикл. Ее огромный недостаток – ужасное качество сборки. Генератор часто выходит из строя. Решение – современные модели марки DENSO, которыми комплектуются данные мотоциклы.
  • автомобильный импортный генератор. Здесь проблема состоит в его установке. Если вы выберете удлинение вала и монтаж через планшайбу, то учтите, что все работы должны быть выполнены с высокой точностью. Также такие генераторы можно установить с помощью ременного привода. У способа есть масса плюсов, в особенности – неприхотливость. Все что нужно это следить за состоянием ремня и раз в 10 – 15 тысяч проверять полость крышки генератора на наличие загрязнений.

Из недостатков такой переделки — упавшая мощность двигателя и увеличение нагрузки вала. С другой стороны мощность можно поднять другими способами, а нагрузки двигателя избежать не получится.

Характерные неисправности

Очевидно, что неисправности возникают на наиболее нагруженных элементах пускового устройства — приводе и электрической составляющей. К примеру, неполадки часто застают якорь стартера:

Другие распространённые типы неполадок, возникающих со стартером 4320:

Перед снятием электродвигателя, рекомендуется тщательно проверить работу аккумулятора, состояние его клемм, а также количество и состояние масла в двигателе. Следует знать, что на мощных стартерах дизельных моторов имеется одна особенность — часто неполадки возникают одна за другой, как лавина. Например, чрезмерная нагрузка на устройство приводит к перегреву обмотки, а затем к замыканию изоляции. Одновременно начинают стремительно изнашиваться втулки, бьёт роторный вал, повреждается привод и даже венец маховика. Если же нарушается работа цепи питания, то это приводит к потере стартером своей мощности, а чрезмерно высокий ток буквально выжигает щёточный узел и коллектор якоря из-за пробоя.

Без усилий: устанавливаем электростартер на мотоцикл

Запуск мотоцикла с кикстартером может потребовать немало усилий, поэтому многие владельцы отечественной техники часто отказываются от неё в пользу недорогих зарубежных аналогов. Однако у российских мотоциклов есть свои преимущества, представленные простотой тюнинга, дешевизной запчастей, а также малой чувствительностью к качеству топлива и надёжностью большинства компонентов. Именно поэтому владельцы двухколёсной отечественной техники со стажем нередко устанавливают электростартер на мотоцикл — такая операция позволяет сделать «Урал» или «Днепр» намного более удобным. Это касается и малокубатурных зарубежных мотоциклов бюджетного класса, которые также часто оснащаются только кикстартером. Рассмотрим процедуру установки электростартера на примере отечественной техники.

Подбор деталей

Оптимальным вариантом являются электростартеры Херсонского завода, которые применяются в тракторных пусковых двигателях, а также в лодочных двигателях малого класса. Однако нужно быть очень осторожным в выборе компонентов — для «Урала» подходят компоненты с маркировкой СТ353, 367 либо 369. Не следует приобретать стартер СТ366, который устанавливался на «Запорожец» — он имеет обратную направленность и иную форму кожуха бендикса, несовместимую с мотоциклетным мотором. К такому электростартеру следует приобрести венец от снегохода «Буран» — он требует лишь минимальной доработки. Будьте внимательны — вам нужен агрегат с верхним расположением втягивающего реле, поскольку, находясь снизу, оно будет мешать менять масло в моторе.

Существует также возможность установить электростартер от автомобиля ВАЗ-2109 либо более современный узел от ВАЗ-2110, однако в этом случае венец придётся изготавливать самостоятельно, пользуясь профессиональным металлообрабатывающим станком. Для создания запчасти лучше использовать сталь марки 40-X либо иную, соответствующую стандарту твёрдости 35-42 HRC/E. На импортные мотоциклы электростартер нужно подбирать особенно тщательно — многие владельцы двухколёсной техники говорят, что подходящим вариантом являются узлы от промышленных генераторов или мощной садовой техники. Однако венец для стартера точно придётся вытачивать самостоятельно, поскольку унификация является отличительной чертой отечественных мотоциклов.

Существует несколько вариантов крепления электростартера к оппозитному мотоциклетному мотору:

  • Изготавливаются более мощные и длинные шпильки КПП, после чего на них надевается дюралевая пластина с предварительно высверленным отверстием диаметром 76 мм для кожуха узла. Вариант применяется редко в силу малой прочности и негативного влияния на срок службы электростартера;
  • Из дюраля изготавливается составное крепление в виде двух полумесяцев, которое приваривается снизу к картеру КПП. Будьте внимательны — в процессе аргоновой сварки все резиновые элементы трансмиссии должны быть удалены, однако валы и крышки стоит оставить на местах, поскольку их отсутствие может стать причиной серьёзной деформации картера;
  • Изготавливается цельная дюралевая пластина, приваривающаяся к кожуху КПП. Вариант плох тем, что он заставляет полностью удалять контактный масляный фильтр, нарушая нормальную работу трансмиссии.

На зарубежных мотоциклах установка стартера осложнена отсутствием серьёзных наработок в данной области. Поэтому вам придётся проявить инженерную смекалку и изготовить соответствующее крепление либо переходную плиту, которая не будет мешать другим компонентам.

Перед установкой нужно тщательно обработать плоскость упора электростартера шлифовальной машиной, чтобы добиться идеального прилегания детали. Чтобы правильно закрепить фланец стартера, нужно снять втягивающее реле, а также полностью выдвинуть бендикс вперёд, чтобы понять, каким будет его рабочее положение. Агрегат фиксируется с помощью фланца, после чего необходимо проверить плотность её прилегания и устойчивость положения. Теперь нужно установить оптимальные зазоры, которые позволят добиться стабильной работы устройства.

Между шестерней, расположенной на стартере, и венцом маховика стоит оставить расстояние в 5–7 мм — чтобы выставить его, можно использовать сложенную во много раз фольгу. Также нужно оставить зазор, равный 2–4 мм, между венцом и роликовой муфтой, которая находится сразу за шестернёй. Измерять его стоит в положении покоя, а не в рабочем состоянии стартера, что позволит достичь устойчивой работы узла. Если вы приобретали подержанный стартер, убедитесь, что его бронзографитные втулки не изношены, а также совпадают по диаметру с осевым валом — в противном случае надёжность детали будет существенно снижена, а запуск мотора будет сопровождаться неприятными звуками.

Когда положение стартера будет выставлено, его необходимо снять, чтобы окончательно приварить фланец к картеру КПП. Сделать это можно своими руками, однако вам понадобится оборудование для аргоновой сварки. Убедитесь, что все детали находятся на своём месте и начинайте работу. Помните, что после сварки металл должен остыть самостоятельно, поскольку его принудительное охлаждение приведёт к существенному снижению прочности соединения.

После остывания металла соберите стартер на фланце и убедитесь, что его шестерня не отходит от венца даже при достаточно сильных нагрузках на корпус узла. Теперь можно подключать электростартер к аккумулятору — при работе он должен создавать монотонный звук, а также вращать шестерню, не допуская блокировок или торможений. Кроме того, стоит проверить, насколько легко он сцепляется и расцепляется с венцом. К сожалению, установка электростартера может помешать работе педали запуска мотора. Поскольку убирать её полностью нежелательно, лучше просто изменить форму детали, сохранив резервный способ запуска мотора.

Установка

Существует несколько вариантов крепления электростартера к оппозитному мотоциклетному мотору:

На зарубежных мотоциклах установка стартера осложнена отсутствием серьёзных наработок в данной области. Поэтому вам придётся проявить инженерную смекалку и изготовить соответствующее крепление либо переходную плиту, которая не будет мешать другим компонентам.

Перед установкой нужно тщательно обработать плоскость упора электростартера шлифовальной машиной, чтобы добиться идеального прилегания детали. Чтобы правильно закрепить фланец стартера, нужно снять втягивающее реле, а также полностью выдвинуть бендикс вперёд, чтобы понять, каким будет его рабочее положение. Агрегат фиксируется с помощью фланца, после чего необходимо проверить плотность её прилегания и устойчивость положения. Теперь нужно установить оптимальные зазоры, которые позволят добиться стабильной работы устройства.

Дополнительные работы

Поскольку стандартная электросистема мотоцикла «Урал», равно как и цепь большинства импортных транспортных средств, не рассчитана на эксплуатацию техники со стартером, придётся внести в неё доработки. При малейшем снижении температуры окружающего воздуха может возникнуть проблема с запуском — стартер быстро разрядит аккумулятор, что заставит вас подзаряжать его и впоследствии пользоваться педалью. Опытные мотоциклисты рекомендуют установить на двухколёсное транспортное средство аккумулятор от японского автомобиля 90-х годов. Такая батарея имеет компактные габариты и достаточно большую ёмкость — вплоть до 65 Ач.

Тюнинг своими руками

Описанная выше процедура установки стартера требует достаточно хорошей сноровки и наличия специального оборудования. Поэтому при отсутствии у вас аппарата для аргоновой сварки или токарного станка следует заранее узнать, где можно воспользоваться услугами профессионалов соответствующего профиля. Все изготавливаемые детали крепления и шестерни должны иметь минимальные допуски, поскольку от этого зависит надёжность устанавливаемого электростартера. Сам стартер должен находиться в хорошем техническом состоянии — чтобы убедиться в этом, стоит проверять втулки и вал. Если все эти условия будут соблюдены, электростартер прослужит вам не один год, обеспечивая максимальное удобство запуска мотора мотоцикла.

Доводка

Когда положение стартера будет выставлено, его необходимо снять, чтобы окончательно приварить фланец к картеру КПП. Сделать это можно своими руками, однако вам понадобится оборудование для аргоновой сварки. Убедитесь, что все детали находятся на своём месте и начинайте работу. Помните, что после сварки металл должен остыть самостоятельно, поскольку его принудительное охлаждение приведёт к существенному снижению прочности соединения.

После остывания металла соберите стартер на фланце и убедитесь, что его шестерня не отходит от венца даже при достаточно сильных нагрузках на корпус узла. Теперь можно подключать электростартер к аккумулятору — при работе он должен создавать монотонный звук, а также вращать шестерню, не допуская блокировок или торможений. Кроме того, стоит проверить, насколько легко он сцепляется и расцепляется с венцом. К сожалению, установка электростартера может помешать работе педали запуска мотора. Поскольку убирать её полностью нежелательно, лучше просто изменить форму детали, сохранив резервный способ запуска мотора.

Установка стартера на мотоцикл Урал своими руками

Оснащение мотоцикла стартером в большинстве случаев обуславливается тяготением его владельца к удобству и практичности, реже – острой необходимостью. В некоторых случаях, к примеру, когда техническая особенность агрегата не позволяет оборудовать его заводной лапкой, установка данного модуля является единственным выходом.

Стартер – электромеханическое устройство, предназначенное для запуска двигателя внутреннего сгорания. Приспособление представляет собой мощный электромотор смешанного возбуждения, работающий от постоянного тока, предоставляемого бортовой АКБ.

Для чего нужен стартер

Не всем мотоциклистам известно о том, как установить стартер на мотоцикл Урал. Однако практически всем известно, что это можно сделать для того, чтобы использование данного вида техники было более комфортным.

Как известно стартер представляет собой своего рода электрический двигатель постоянного тока. В мотоцикле он при его установке буди играть роль того элемента, который будет запускать двигатель. Его установка позволяет сделать работу двигателя более надежной, а использование мототехники станет более приятным и удобным.

Стартеры устанавливаются преимущественно на те мотоциклы, которые обладают особыми конструктивными особенностями. В основном такие модели обладают такими рамами, которые не дают возможности для размещения педали кикстартера. Выходом из такой ситуации может быть установка стартера. Он будет давать возможность запускать двигатель.

На мотоциклах Урал редко наблюдает отсутствие кикстартера. Поэтому установка стартера обусловлена лишь желанием каждого владельца такой мототехники каким либо образом усовершенствовать свой мотоцикл.

Выбираем стартер

Перед тем, как поставить электростартер на мотоцикл Урал, следует ознакомиться с техническими параметрами мотора данного ТС. Последние модели двухколесной легенды оснащаются четырехтактным оппозитным двухцилиндровым двигателем объемом 745 см3 и мощностью 40 л.с.

Для установки, как на указанный двигатель, так и на остальные творения ИМЗ и КМЗ, чаще всего используются модели СТ-353, СТ-367, СТ-369 или “донорные” от ВАЗ 2109, 21099, 2110 и 21011. Характерной их особенностью является вращение привода по часовой стрелке, широкая распространенность и невысокая стоимость. Данный компонент может быть взят и с зарубежных автомобилей (Skoda, Mitsubishi, Toyota и т.д.), но ввиду относительной дороговизны их использование практикуется реже.

Также следует обратить внимание на венец приспособления. Если его диаметр или шаг зубьев отличается от необходимого нам, то данная деталь подлежит доработке. Ее осуществление достигается разборкой стартера и извлечением осевого вала с закрепленной на нем шестерней. Зубья последней стачиваются, а внутренняя часть при этом остается нетронутой. Внутренний диаметр подходящей шестерни растачивается настолько, чтобы ее можно было напрессовать на наружную часть сточенной детали. После прессовки оба компонента свариваются, а швы стачиваются под стык.

Процесс установки

Сборочный чертеж системы электрозапуска:

  1. деталь крепления стартера;
  2. венец;
  3. стартер;
  4. хомут;
  5. кронштейн крепления задней части стартера;
  6. маховик.

Установка стартера на мотоцикл Урал своими руками осуществляется у КПП (зачастую в верхней части). Монтаж можно произвести и в левой части, однако в таком случае придется пожертвовать лапкой кик-стартера, или пересмотреть ее устройство.

Первым делом следует разметить выборку картера пускового устройства и коробки передач. Затем вырезать помеченные области при помощи болгарки или фрезеровочного станка. Среди возможных вариантов крепления стартера можно отметить три наиболее популярных:

  • При помощи цельной стальной или дюралюминиевой пластины. Приобретенная или изготовленная самостоятельно, она должна иметь центральное отверстие и крепления к корпусу двигателя. Стандартные спицы фиксации КПП при этом заменяются на удлиненные. При монтаже пускового устройства с пластиной, шайбы и гайки следует подбирать такой толщины, чтобы при включении шестерня бендекса полномерно зацеплялась с венцом маховика и аналогично выходила из сцепки при выключении.
  • При помощи двух отдельных или одного сплошного (полумесячного) нижнего дюралюминиевого фиксатора приваривающегося к КПП. При этом во избежание деформации, все резиновые детали из картера КПП должны быть извлечены.
  • Цельная дюралевая пластина крепится 2-мя болтами и приваривается к картеру КПП.

При любом из указанных видов крепления нагрузка с соединительной пластины снимается при помощи фиксации задней части стартера к корпусу мотоцикла. Далее при закрепленном приспособлении выставляются зазоры, как роликовой муфты с венцом, так и венца с шестерней стартера.

Ставим стартер на мотоцикл Урал своими силами: проще простого

В современных байках стартер вмонтирован «по умолчанию», однако Урал это действие обошло стороной. Когда этот байк только изготавливался, названная деталь была уникальной и считалась изыском, поэтому чтобы ее позволить себе приходилось раскошелиться. К счастью, стартер на мотоцикл Урал, можно установить своими руками.

Параметры выбора

Электростартер на Урал устанавливается после того, как выяснены все технические характеристики транспортного средства. Нередко автолюбители пользуются возможностью, если таковая имеется, и внедряют модели от донорной машины – ВАЗ 2109 и ее модификации.

Можно использовать изделие от других машин зарубежного производства, однако это будет стоить несколько дороже. При выборе детали также стоит присмотреться к венцу устройства. Если диаметр и шаг зубьев не соответствуют требованиям, тогда нужно разобрать конструкцию прибора и извлечь осевой вал с шестеренками. Ее зубчики стачиваются. Диаметр изнутри расширяется так, чтобы можно было напрессовать ее на лицевую сторону сточенной детали. Затем они свариваются друг с другом.

Инструкция по установке устройства своими руками

Как установить стартер на мотоцикл Урал можно узнать ниже (автор видео — Абсолют Снаб).

Необходимый набор инструментов и материалов

  • канцелярские принадлежности для разметки;
  • болгарка;
  • шайбы, гайки, спицы.

Как поставить на Урал стартер узнаем ниже.

Процесс установки

Установка стартера на мотоцикл Урал осуществляется у верхней части КПП. Можно установить его и в левой, но тогда необходимо будет снять лапку или модифицировать прибор. Сначала нужно разметить выборку картера пускового механизма и коробки передач. После этого при помощи заготовленных болгарки или станка вырезать нужные места на выборке. Крепление может происходить несколькими способами.

С помощью пластины. Она может быть куплена в специализированном магазине или изготовлена своими руками. Важно, чтобы на пластине было центральное отверстие и заготовленные фиксаторы для крепления к корпусу мотора. Крепежные спицы КПП необходимо заменить более длинными. При конструировании устройства с пластиной, шайбы и гайки необходимо приготовить той подходящей толщины, чтобы при включении шестерня бендикса скрепилась с венцом маховика.

Маховик

Если производить монтаж с помощью дюралюминиевого фиксатора, который приваривается к КПП, нужно следить за тем, чтобы не произошло деформации. Для этого перед работой необходимо извлечь все резиновые детали.

Пластина приваривается к картеру, перед этим закрепленная двумя заранее подготовленными гайками. Неважно какой будет избран способ крепления, нагрузка с пластины будет сниматься с помощью крепления задней части изделия к внешней части байка. После того, как он будет на своем месте, необходимо отрегулировать необходимые зазоры.

Фотогалерея

Фото 1. Детали для прибора Фото 2. Промежуточный диск венца Фото 3. Установка конструкции прибора

Цена вопроса

Говоря о цене, можно сказать, что модификация этого транспортного средства довольно затратное дело. Установка прибора будет стоить от 300 до 500 рублей. Венец нового образца можно приобрести от 2000 до 3000 рублей, и промежуточный диск для венца – за 1000 рублей.

Видео «Установка электростартера»

Как поставить стартер на мотоцикл Урал узнаем из ролика от канала Free Riders.

avtozam.com

Электростартер

Ну вот, наконец-то, я приступил к написанию этого поста. Давно хотел поставить электростартер на своего Боливара, но то не до этого, то не охота движок разбирать, то во время переборки хочется поскорей собрать и ездить. Однако, после неудачного вояжа в Ростов, на день рождения байк-хауса Олень, когда у меня в Ярославле провернуло коленвал со всеми вытекающими, я решил во время этой капиталки сделать себе, наконец-то, электрозапуск. Несмотря на то, что в интернете полно статей на эту тему, все они довольно расплывчаты, плюс я не видел ни одного видео, где «живой» 650сс Урал запускался с электростартера. Нет, видео полным полно, но на них показаны какие-то промежуточные этапы, типа: «вот я прицепил стартер, вот соединяю проводами с акумом и вроде бы что-то там крутит, но движок еще наполовину разобран». Что-то я отвлекся, ближе к теме.

Для того, чтобы поставить электростартер, необходимо купить зубчатый венец на маховик. Кто-то переделывает венец от Бурана (по-моему), я же взял уже готовый, который ставится вместо последнего диска сцепления.


Зубчатый венец

Вместе с зубчатым венцом был приобретен кронштейн крепления стартера на коробку. Таких кронштейнов существует два, сверху коробки и сбоку. Но, поскольку у меня Ураловская коробка, да и стартер сбоку выглядит, на мой взгляд, намного эстетичней, мой выбор пал на боковое крепление.


Кронштейн крепления стартера

В качестве стартера рекомендовался стартер от десятки с бендиксом на 9 зубьев. Но у меня в гараже валялся стартер от Оки, который, как выяснилось, практически идентичен десяточному стартеру, разница только лишь в крышке стартера. Обойдя несколько магазинов автозапчастей, я, все-таки, нашел необходимую мне крышку, таким образом, легким движением руки (и отворачиванием пары винтов) стартер от Оки был превращен в десяточный, попутно ему была сделана профилактика, смазан редуктор.


Стартер от Оки


Разница в крышках стартеров Нужный нам стартер

Дальше начинается самое интересное. Ориентируясь по креплению стартера, размечается окно на картере двигателя и коробки, после чего оно грубо вырезается (естественно не в размер), с последующей подгонкой напильником до необходимых размеров.


Примерное окно

После чего на маховик был поставлен лишь зубчатый венец, маховик наживлен на коленвал, на картере была сделана отметка (с учетом того, что маховик сядет глубже), где заканчивается зубчатый венец и начинается маховик. На крышке стартера тоже была сделана отметка, где заканчивается бендикс, если его вытянуть до конца, после чего маховик был снят и отверстия подгонялись уже на чистовую.


Прикидка и окончательное отверстие

С картера коробки пришлось срезать центрующие приливы, иначе зубчатый венец упирался в них. Пришлось разобрать воздушный фильтр и срезать его часть, чтобы стартер мог встать на свое место. Также были изготовлены две шпильки крепления коробки, которые пришлось делать больше из-за того, что теперь на них крепился еще и стартер.

После этого на коленвал был окончательно поставлен маховик в сборе со сцеплением, собраны движок и коробка, примерно поставлен на свое место стартер. После примерки были небольшие испытания, как крутит стартер маховик, не срываются ли зубья, нет ли где перекоса и т.д.


Примерка стартера Первые испытания

После того, как я убедился, что все идет удачно, были изготовлены втулки, чтобы закрепить стартер на нужном расстоянии и попутно прижать коробку.

После того, как стартер был закреплен окончательно, были проведены вторые испытания, чтобы убедиться, что все идет по плану.

Вторые испытания

После этого пошел финальный этап сборки двигателя. Поскольку воздушного фильтра теперь нет, я временно поставил нулевики. В дальнейшем поставлю стартерный фильтр от КБМТС.


Окончательный вид двигателя


Стартерный фильтр

Ну а теперь, собственно, финал. То, ради чего весь этот пост и затевался. Видео запуска мотоцикла Урал 650сс с помощью электростартера. Движок только после переборки. Новый коленвал из советских запасов, алюминиевые цилиндры, поршни АТ 78мм, новые головы. На видео — второй запуск. Первый запуск я не снимал, но запустился он почти сразу, после чего я дал ему 10 минут поработать, заглушил и решил снять это видео. Enjoy!

Запуск электростартером

Ну вот, наконец-то, я приступил к написанию этого поста. Давно хотел поставить электростартер на своего Боливара, но то не до этого, то не охота движок разбирать, то во время переборки хочется поскорей собрать и ездить. Однако, после неудачного вояжа в Ростов, на день рождения байк-хауса Олень, когда у меня в Ярославле провернуло коленвал со всеми вытекающими, я решил во время этой капиталки сделать себе, наконец-то, электрозапуск. Несмотря на то, что в интернете полно статей на эту тему, все они довольно расплывчаты, плюс я не видел ни одного видео, где «живой» 650сс Урал запускался с электростартера. Нет, видео полным полно, но на них показаны какие-то промежуточные этапы, типа: «вот я прицепил стартер, вот соединяю проводами с акумом и вроде бы что-то там крутит, но движок еще наполовину разобран». Что-то я отвлекся, ближе к теме. Для того, чтобы поставить электростартер, необходимо купить зубчатый венец на маховик. Кто-то переделывает венец от Бурана (по-моему), я же взял уже готовый, который ставится вместо последнего диска сцепления.

Зубчатый венец

Вместе с зубчатым венцом был приобретен кронштейн крепления стартера на коробку. Таких кронштейнов существует два, сверху коробки и сбоку. Но, поскольку у меня Ураловская коробка, да и стартер сбоку выглядит, на мой взгляд, намного эстетичней, мой выбор пал на боковое крепление.

Кронштейн крепления стартера

В качестве стартера рекомендовался стартер от десятки с бендиксом на 9 зубьев. Но у меня в гараже валялся стартер от Оки, который, как выяснилось, практически идентичен десяточному стартеру, разница только лишь в крышке стартера. Обойдя несколько магазинов автозапчастей, я, все-таки, нашел необходимую мне крышку, таким образом, легким движением руки (и отворачиванием пары винтов) стартер от Оки был превращен в десяточный, попутно ему была сделана профилактика, смазан редуктор.

Стартер от Оки

Разница в крышках стартеров


Нужный нам стартер

Дальше начинается самое интересное. Ориентируясь по креплению стартера, размечается окно на картере двигателя и коробки, после чего оно грубо вырезается (естественно не в размер), с последующей подгонкой напильником до необходимых размеров.

Примерное окно

После чего на маховик был поставлен лишь зубчатый венец, маховик наживлен на коленвал, на картере была сделана отметка (с учетом того, что маховик сядет глубже), где заканчивается зубчатый венец и начинается маховик. На крышке стартера тоже была сделана отметка, где заканчивается бендикс, если его вытянуть до конца, после чего маховик был снят и отверстия подгонялись уже на чистовую.

Прикидка и окончательное отверстие

С картера коробки пришлось срезать центрующие приливы, иначе зубчатый венец упирался в них. Пришлось разобрать воздушный фильтр и срезать его часть, чтобы стартер мог встать на свое место. Также были изготовлены две шпильки крепления коробки, которые пришлось делать больше из-за того, что теперь на них крепился еще и стартер.

После этого на коленвал был окончательно поставлен маховик в сборе со сцеплением, собраны движок и коробка, примерно поставлен на свое место стартер. После примерки были небольшие испытания, как крутит стартер маховик, не срываются ли зубья, нет ли где перекоса и т.д.

Примерка стартера

Первые испытания

После того, как я убедился, что все идет удачно, были изготовлены втулки, чтобы закрепить стартер на нужном расстоянии и попутно прижать коробку.

После того, как стартер был закреплен окончательно, были проведены вторые испытания, чтобы убедиться, что все идет по плану.

Вторые испытания

После этого пошел финальный этап сборки двигателя. Поскольку воздушного фильтра теперь нет, я временно поставил нулевики. В дальнейшем поставлю стартерный фильтр от КБМТС.

Окончательный вид двигателя

Стартерный фильтр

Ну а теперь, собственно, финал. То, ради чего весь этот пост и затевался. Видео запуска мотоцикла Урал 650сс с помощью электростартера. Движок только после переборки. Новый коленвал из советских запасов, алюминиевые цилиндры, поршни АТ 78мм, новые головы. На видео — второй запуск. Первый запуск я не снимал, но запустился он почти сразу, после чего я дал ему 10 минут поработать, заглушил и решил снять это видео. Enjoy!

Запуск электростартером

P.S. Осталась самая малость — через реле вывести кнопку запуска на пульт. Пульты у меня стоят не родные, на них есть эта кнопка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]