Дополнительное оборудование для мотоцикла
Не все мотоциклисты могут смириться с тем, что их стальной конь не справляется с настоящим бездорожьем.
И правильно, зачем мириться с чем-то, когда сейчас изобретены специальные приспособления, которые превращают байк в настоящий вездеход.
О том, как модернизировать свой мотоцикл для зимней эксплуатации, мы и поговорим сегодня.
Зачем мотоциклу гусеница?
Установив на мотоцикл гусеницы, любитель эндуро получает вездеход.
Нельзя сказать, что такой апгрейд сделает из байка средство максимальной проходимости.
Но как показывают снежные тест-драйвы, мотоцикл с гусеницами превосходит снегоход по маневренности.
Длинные и широкие гусеницы обеспечивают снегоходу устойчивость, так как пятно контакта со снежной поверхностью достаточно большое.
Подобное изобретение появилось ещё во время второй мировой. Тогда военные устанавливали на мотоцикл громоздкую конструкцию, которая делала из мотоцикла настоящий танк.
Тип гусеницы, который устанавливается на мотоциклы, значительно уже и короче – эти факторы ограничивают зону передвижения.
Но есть здесь и плюс – за счет меньших размеров гусеничный байк наделен повышенной маневренностью.
Установив гусеницы, мотоциклист сможет совершать новые внедорожные маневры:
- Входить в повороты с такой конструкцией можно практически ложась;
- Вдоль крутого склона можно двигаться при большом крене, при этом не боясь перевернуться.
В результате владелец получает универсальный байк, который способен справиться не только со снегом, но и с грязью.
Изготовление отдельных элементов снегохода
Принцип переделки мотоцикла, бензопилы и мопеда практически одинаковый. Если узнать, как изготовить отдельные элементы, сделать это будет намного проще.
Подвеска
Особое внимание при переделке транспортного средства в снегоход уделяется задней подвеске. Она нуждается в обязательной доработке. Для ее изготовления нужно подготовить:
После подготовки можно приступать к изготовлению подвески:
- Передний рычаг соединить со скользящими рельсами с одной стороны и с шасси с другой с помощью шарниров.
- С задним рычагом поступают аналогичным образом.
- Расположить торсионные пружины между скользящими рельсами и задней реактивной штангой.
- Между рычагами подвески расположить крепление двух силовых элементов.
Для крепления подвески используют стяжки рычагов.
Двигатель
Выбор двигателя для снегохода является важным этапом, поскольку от этого зависят мощность транспортного средства, его способность двигаться по заснеженным дорогам.
Оптимальной мощностью двигателя для снегохода считается мощность в диапазоне 6-30 л. с.
Поэтому чаще всего делаются эти транспортные средства с двигателем Лифан или с деталью из мотоцикла или мопеда.
Подъемник для снегохода
Это устройство может потребоваться, если снегоход застрял в снегу или ему требуется ремонт. Сделать своего рода домкрат несложно:
- Из металлического уголка шириной 25 мм сделать конструкцию по типу швеллера. Высота — 19 см. Посередине сделать два отверстия для крепления вилки.
- К низу приварить пластину, которая будет выполнять роль направляющей. Сверху расположить аналогичную часть, но не фиксировать. Расстояние между ними — 14 см.
- В этих пластинах сделать отверстия, через которые пропустить трубу домкрата. Верхнюю же сделать подпружиненной.
- Рядом с верхней пластиной под углом расположить еще одну деталь, которая будет играть роль крюка и придерживать подпружиненную часть.
- Сделать вилку для подъемника. Его длина 12 см. Одну сторону зафиксировать в швеллере. На расстоянии 67 мм расположить вторую ось крепления. В вилку вставить кусок трубы, которая проходит через вторую ось. К этой трубе приварить металлическое кольцо (можно взять металлическую пластину, в котором сделать дополнительные отверстия для резинок), сквозь которое пропустить трубу домкрата.
- Это кольцо мотоциклетными резинками зафиксировать на площадке под пружиной верхней пластины. Чтобы резинки не сползали, их можно закрепить винтиками.
Кит-комплекты для мотоциклов
Если гусеничная установка на заднее колесо повышает вездеходные качества, то кит-комплект, состоящий из лыжи и гусеницы, направлен на эксплуатацию в зимних условиях с обильным количеством снега.
Кит-комплект для кроссовых/эндуро мотоциклов был изобретен энтузиастами из Штатов.
Покупать снегоход – удовольствие дорогое, поэтому любители экстрима нашли способ модернизировать мотоцикл, чтобы получать ещё больше драйва.
Начиналось все с замены переднего колеса на лыжу, а заднего – на гусеницу.
Большой популярностью пользуется кит-комплект под названием Explorer.
Система завоевала мотоциклистов своей простотой и надежностью: заменить колеса на снежные элементы можно в обычном боксе.
Но двух составляющих будет мало для комплекта, не так ли? В наборе идут специальные адаптеры, ведущее колесо для гусеницы и прочие дополнительные элементы.
Помимо установки второстепенных деталей, придется поработать и над цепью: при перестройке на снежный вариант её необходимо пропустить через несколько звездочек, вместо одной.
Тормоз снимается с колеса и монтируется в ведущее колесо кит-комплекта.
Средняя высота профиля гусеницы, в зависимости от комплекта, составляет 3-5 см. Для езды по снежным трассам такого «клиренса» должно хватить.
Есть у системы и особенности, гусеница и лыжа будут лучше чувствовать себя в мягких и глубоких сугробах, на твердых насыпях гусеница часто будет уходить в пробуксовку.
С этой проблемой можно справиться за счет регулировки гусеницы. Также можно просто научиться не попадать в пробуксовку: перед сугробом следует отклониться в седле назад.
Перенос веса на заднюю ось обычно решает проблему и мотоцикл скользит дальше.
Не знаете по каким параметрам можно подобрать гусеницу для снегохода? Тогда ознакомьтесь с нашей статьей, в которой есть не только это.
Максимальная надежность и доступность цены делают этот снегоход весьма популярным в нашей стране.
ЛЕТОМ – МОТОЦИКЛ, ЗИМОЙ – СНЕГОХОД
Все более широкое применение находит сегодня снегоходная техника. Промышленность и самодеятельные умельцы создают самые разнообразные конструкции машин, специально предназначенные для эксплуатации зимой. Ко вот приходит весна, и мощный «Буран» отправляется на стоянку в гараж — дожидаться следующего сезона, а его владелец пересаживается на другого «коня», чаще всего — мотоцикл. Но целесообразно ли иметь два практически одинаковых транспортных средства, отличающихся лишь ходовой частью? А нельзя ли сделать универсальный мотоцикл-снегоход? Эту задачу с успехом решил наш читатель из города Воткинска Удмуртской АССР А. Барабанщиков.
Давно надумал обзавестись снегоходом, но от покупки промышленного «Бурана» решил воздержаться. И не только потому, что эта машина недешева и, предназначенная только для зимней эксплуатации, летом лишь занимает место в гараже. Бывает, соберешься ранней весной на рыбалку, а дорога до неближнего водоема уже освободилась от снега, и «Буран» уже не пройдет. Но, к сожалению, и старый друг — мотоцикл — здесь не поможет: за обочиной снег еще глубок и рыхл. Вот почему я остановил свой выбор на конструкции универсального снегохода, сделанного на базе мотоцикла ИЖ с коляской.
Идея ясна из рисунка. Заменяем заднее колесо гусеницей, а на остальные колеса надеваем широкие металлические лыжи, и ваш мотоцикл без какой-либо переделки превращается в отличный снегоход, легко преодолевающий подъем и заносы, а на ровных участках развивающий скорость до 40 км/ч. Причем переоборудование его в зимний вариант и обратно занимает не более 15 минут, а гусенично-лыжный комплект достаточно компактен, чтобы взять его с собой.
Лыжи для переднего колеса мотоцикла и колеса коляски устроены просто-Их основа — дюралюминиевый лист с приклепанными продольными уголками. Они придают лыже продольную жесткость; к ним же крепятся две стальные пластины, между которыми и закрепляется колесо всего двумя болтами. Для уменьшения трения о снег подошву лыжи рекомендую сделать из нержавеющей стали, латуни или полиэтилена. А для улучшения управляемости лыжа переднего колеса должна иметь подрез — стальное вертикальное ребро на нижней плоскости.
Р и с. 1. Г усенично-лыжиый комплект для мотоцикла с коляской.
Р и с. 2. Общий вид гусеничного движителя.
Более сложен в изготовлении гусеничный движитель, устанавливаемый на место снятого заднего колеса мотоцикла.
Его рама сварена из стальных труб d 30 и d 20 мм и четырех стальных пластин толщиной 8 мм. Продольные пазы в пластинах предназначены для подсоединения переднего и заднего валов опорных барабанов гусеницы и регулировки ее натяжения. К вертикальной трубчатой дуге приварена стальная втулка. Через ее отверстие при установке на мотоцикл проходит ось снятого заднего колеса. Ушко в передней части этой дуги служит для крепления специального узла, которым вся рама фиксируется на задней вилке мотоцикла. А два таких же ушка, приваренных под продольными трубами, необходимы для подсоединения оси балансиров. Кроме того, на концах эти трубы имеют упоры для резьбового натяжителя гусеницы.
Валы передних и задних опорных барабанов гусеницы выточены из стального прутка d 25 мм. На концах каждого проточены шейки под подшипник № 204, а в средней части приварены звездочки (Z=17) цепной передачи и фланцы опорных барабанов. Так как ведущим является только передний вал, звездочка заднего не используется, зато валы получаются полностью взаимозаменяемыми, что может пригодиться при выходе из строя звездочки.
Корпуса подшипников этих валов выточены из стальных заготовок. В них, помимо гнезда под подшипник, выполнены осевые отверстия для крепления к пластинам рамы и радиальное отверстие (по месту) — под длинную шпильку, используемую как шток натяжного устройства гусеницы.
Р и с. 3. Устройство гусеничного движителя:
1 — узел крепления движителя к мотоциклу, 2 — ведущая звездочка (Z=42) со ступицей, 3 — рама, 4 — гусеница, 5 — диск ведомого вала, 6 — опорный каток, 7 — звездочка ведущего вала, 8 — балансир, 9 — шток натяжного устройства, 10 — упор натяжного устройства, 11 — вал, 12 — звездочка привода (Z=17), 13 — опорный барабан, 14 — крышка подшипника, 15 — подшипник № 204, 16 — корпус подшипника.
Крышки корпусов имеют проточку для установки уплотнительной манжеты и крепятся к корпусу болтами М5.
Особенности конструкции и эксплуатации
Начать разбор стоит с гусеницы, она имеет интересные особенности:
- За счет устройства тележки гусеница не теряет сцепление со снегом – эластичная конструкция способствует постоянному контакту с поверхностью;
- В гусеничной раме проглядывает чуть заметная кривизна. Такая конструкционная особенность позволяет менять площадь контакта в зависимости от поверхности.
- В длину гусеница меньше колеса, но ширина составляет около 25 сантиметров, что обеспечивает повышенную устойчивость.
Лыжа, заменяющая переднее колесо, только на первый взгляд кажется обычным куском пластика. На деле – это функциональный и прочный элемент подвески.
Лыжа позволяет отклонять переднюю часть на 6 °, но при этом контакт с поверхностью не нарушается.
Ещё одна особенность – это наличие боковых резцов, которые вгрызаются в снежное полотно. Помимо поворотов, носок лыжи можно опускать и поднимать.
За счет этих действий можно справляться с любыми снежными условиями.
К примеру, при преодолении мягких сугробов лыжу стоит поднять, тогда она не будет зарываться, а мотоцикл будет скользить без торможения.
В случае с твердым покрытием нужно действовать наоборот – опущенный носок обеспечит отличное скольжение.
Ориентировочная стоимость
Такой зимний тюнинг нельзя назвать дешевым.
Цена на качественные кит-комплекты начинается от 90 тысяч рублей.
Гусеница и лыжа Explorer обойдутся в 110 тысяч рублей, за адаптеры нужно будет отдать ещё 5 тысяч.
Подобные комплекты подходят только для кроссовых мотоциклов, мотор которых имеет объем 250 кубов или более.
Разработчики обещают в скором времени выпустить вариант и для маломощных моделей.
Всегда будьте готовы к погоде, местности, и непредвиденным обстоятельствам. Не забывайте о соответствующей экипировке, некоторые пилоты используют одежду для снегоходов, а кто то из мотокросса.
Не стоит забывать, что в снегоход тюнингованный байк все равно не превратится. Нужно быть предельно осторожным, системы уязвимы к препятствиям в виде камей, палок и пеньков, которых в лесах предостаточно.
По внешнему виду, мотоцикл «Сова» отличался от «Восхода» более современным дизайном, который мог помочь привлечь российских покупателей.
А тут вы найдете обзор не менее популярного отечественного мотоцикла
Подведем итог
Зимой на мотоцикле кататься непросто, а иногда и опасно. Ездить по дорогам общего пользования нужно крайне аккуратно и внимательно. Не стоит даже стараться добиться эффекта летнего передвижения. Если и решились на зимнюю поездку по городу, то аккуратненько и в правом ряду, да ещё и максимально заметно для других участников движения. Ведь большинство водителей ну никак не ожидает увидеть мотоциклиста зимой! Конечно же, нет ничего невозможного, но излишняя самоуверенность тут губительна. Кроме того, обязательно использовать все виды защиты. Нужно уметь чувствовать своего железного коня и помнить, что весь его вес – это огромная проблема в случае неуверенности или при падении.
Если говорить про спортивное и фановое катание по пригороду, перелескам или мототрассам – тут есть большая свобода для творчества. Если снега много, то лучше купить снегоход. Он намного более уверенно ведет себя на снежных дорогах. Мотоцикл скорее подойдет для оттепелей и грязи. Можно получить новые полезные навыки катания и пощекотать себе нервы.
Кататься зимой вполне возможно и это далеко не миф. Но использовать мотоцикл как полноценное средство транспорта вряд ли получится.
Фотогалерея
Внедорожные мотоциклы – кроссовые и спорт-эндуро – техника круглогодичного использования. Они, в отличие от остальных двухколесных собратьев, не впадают в зимнюю спячку. В данной подборке вы найдете фото мотоциклов различных моделей, с установленными на них гусеницами.
Видео
Предлагаем вашему вниманию видеоролик. На нем вы увидите как кроссовый мотоцикл на гусеницах бороздит заснеженные горные просторы, при этом выполняя эффектные прыжки и повороты. Видно, что профессионалам это удается легко, не смотря на то что снег довольно таки глубокий.
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
Комментарии (3)
- Геогрий:
06.03.2015 в 09:38Для сибиряков, живущих в снегах по полгода, как минимум — интересный апгрейд. Проблема только в том, что с начала этого года меняются правила регистрации любого тюнинга транспортных средств. И пока, насколько мне известно, регистрация вообще приостановлена. Поэтому, насколько это реализуемо — большой вопрос.
Ответить
- Василий Исаев:
08.03.2015 в 10:46
Для зимнего вида отдыха это самое лучшее средство передвижения, тем более что мотоцикл не так уж и много расходует топлива, по крайне мере бака бензина хватит на несколько дней, многих любителей мотовездеходов это обрадует.
Ответить
- Владислав Ухно:
09.03.2015 в 02:12
Интересное решение. Не новое, но воплощённое уже в качественном, добротном, «заводском» виде. Такой апгрейд я ещё видел в каком-то журнале при СССР: то ли Юный Техник, или, скорее всего, Моделист Конструктор. Думаю, кто хочет не расставаться со своим стальным конём и зимой, тот оценит такой комплект, несмотря, что и стоит не дешево.
Ответить
Как устроен сноубайк
У нас сноубайки пока встречаются редко, но в мире они быстро набирают популярность, даже появились отдельные спортивные дисциплины по этой технике.
Сноубайк – это обычный эндуро или кросс мотоцикл, на который смонтирован сноу комплект.
Основу конструкции составляет гусеница на подвеске и передняя лыжа.
С помощью специальных адаптеров комплект можно оборудовать на любой кросс или эндуро. Основные требования – это мотор должен быть не менее 250 куб.см и цепной привод должен находиться с левой стороны. Цепь передает крутящий момент от ведущей звездочки двигателя к редуктору гусеницы. Строение гусеничной подвески как у снегохода.
Над гусеницей находится защитная платформа. Ее используют в качестве багажника. Это очень удобно – на ней можно разместить канистру с запасом топлива, ключи, провизию, т.е. все то, что необходимо в поездке.
Вместо переднего колеса ставится лыжа с креплением, которая сделана из высокопрочного материала. Она отлично скользит и не стирается, остается гибкой и прочной на морозе, легко выходит из рыхлого снега даже на небольших скоростях. Геометрия лыжи рассчитана на агрессивное маневрирование, как в сноуборде.