История отечественного мотоциклетного бренда «Урал»


Приветствую всех любителей классики!

Давайте вернемся в начало прошлого века и посмотрим, как появился лучший мотоцикл советского времени — Урал. Что происходило в нашей стране и во всем мире, почему возникла необходимость создания такой техники? Как его производство вывело мотопромышленность СССР на новый технологический уровень?

История мотоцикла Урал – это интересный этап в развитии мотостроения.

Итак, начнем.

С чего все началось

В 1939 году началась вторая мировая война, и все государства Европы стали готовиться к защите своих границ. Наша страна тоже прилагала максимальные усилия к модернизации армии. Вероятность нападения на СССР была высока. С запада нарастала угроза от Германии, с востока — от Японии.

Поэтому в полной секретности у нас начали создаваться новые образцы вооружения – танки, самолеты, ракетные и артиллерийские установки, бронетехника, стрелковое оружие.

И в 1940 году было принято решение о необходимости запуска в производство простого и надежного мотоцикла, который стал бы основой мотострелковых частей вооруженных сил СССР.

Последний из могикан

Но Ирбитский завод всё же сумел сохранить своё профильное производство и свою марку. Сегодня это единственный в России завод, выпускающий отечественные мотоциклы. Пережил он и своего собрата — украинский «Днепр». Хотя объёмы производства с советскими временами, конечно, не сравнить.

— Продажи последние десять лет стабильны — 1 200 мотоциклов в год, плюс-минус сто штук, — рассказывает генеральный директор ООО «ПК Ирбитский мотоциклетный завод» Владимир Курмачёв.

По его словам, на заводе сейчас заняты 140–150 человек (в лучшие годы работали более 10 тысяч), а продажи почти целиком идут за рубеж. Лидером по этому показателю являются США — на эту страну приходится до 60 процентов отгруженных мотоциклов. На российский рынок поступает не более 5 процентов. Что неудивительно: из-за малой серии и высокой доли импортных комплектующих стоимость «Урала» сегодня составляет около 500 тысяч рублей. За эти деньги можно купить автомобиль. Но кто-то предпочитает покупать именно «Урал».

Трудный, но правильный выбор

Из многих вариантов американских, английских, немецких и советских мотоциклов отбирались и сравнивались лучшие образцы. Самым подходящим и перспективным, с учетом наших климатических условий и бездорожья, оказался мощный мотоцикл BMW R71, которым комплектовались войска Германии с 1938 года по 1941 год. Он и стал прародителем современного Урала. Этот выбор был настолько удачный, что на протяжении многих лет он отвечал всем требованиям и запросам военной техники, а затем стал незаменимым помощником в гражданской жизни.

История возникновения модели Урал

Вначале стоит напомнить, что первые полноприводные экземпляры мототехники появились в Англии около 100 лет назад. Они долго не имели конкурентов по соотношению цена-качество. Впоследствии фирма BMW начала производство военной модификации подобной техники.

Считается, что военные полноприводные варианты и сделали такие мотоциклы очень популярными. По крайней мере, у нас в стране, после великой отечественной войны, начали производство именно немецких военных «клонов».

Со временем, путем модификаций и доработок, отечественный рынок получил отличную, надежную и практичную технику под разные цели. На них ездила милиция, различные надзоры, их очень ценили жители села. В то время автомобили были дефицитом, поэтому мотоцикл Урал был отличной альтернативой дефицитной авто-технике.

В войсках они оснащались пулеметами и противотанковыми установками. Это было весьма эффективное вооружение. Но со временем, под нажимом развития военной техники, от них отказались. С тех пор модельный ряд «Урал» сильно расширился.

Конвейер заработал

Изначально его производство запустили под маркой М-72. Было одновременно задействовано несколько заводов по всей стране: в Москве, Киеве, Горьком, Ленинграде.

В июне 1941 года в Москве были изготовлены пять образцов М-72, на трех из которых проводились испытания с целью определить насколько надежен и вынослив мотоцикл в разных погодных и дорожно-полевых условиях. Результат работы оказался удовлетворительным и сборку мотоцикла поставили на конвейер.

После начала ВОВ осенью 1941 года производство было перенесено из Москвы на Урал в г. Ирбит. И уже в феврале 1942 года первый эшелон вагонов с М-72 ушел на фронт.

Долгое время ирбитские мотоциклы имели буквенное обозначение ИМЗ М-72. А в 1957 году следующую модель М-61 назвали «Ирбит». И только с 1961 года у обновленной модели М-62 появилась маркировка Урал.

Точка Х — середина 70-х

— Я, когда был в Японии, на , побывал в их музее мотоциклов. Так вот там очень хорошо заметно, как с середины 70-х годов они резко рванули вперёд. А мы в то время как раз затормозили. Нас сильно ограничивали в новых материалах. Если капиталисты уже делали титановые рамы, то мы об этом даже мечтать не могли, — говорит Николай Воложанин (а ведь крупнейшее в мире предприятие по производству титана — «ВСМПО-Ависма» — расположено в Свердловской области — в Верхней Салде. — Прим. «ОГ»).

Затормозили свердловчане не от того, что не было технических идей. Они были — да ещё какие! Но тогда мотоциклов с коляской в свободной продаже не было, спрос на них сильно опережал предложение. Наверное, кто-то в верхах посчитал, что при таком раскладе тратить деньги и ресурсы на модернизацию ни к чему. Характерный пример — судьба лучшего мотоцикла Ирбитского завода М-73. Для 1980 года, когда он был создан, это была передовая разработка.

— Я сам испытывал этот мотоцикл, — говорит Александр Буланов. — Удивительная машина: мощный 750-кубовый двигатель, электрозапуск, тормоза с гидравлическим приводом. Более десятка авторских изобретений было получено специалистами завода при создании этой модели. Испытали, получили добро на серийное производство. Но для выпуска новинки на первые пять лет требовалось 4,8 миллиона рублей. Завод их так и не получил, хотя ежегодно давал чистой прибыли более 20 миллионов рублей. М-73 так и не пошёл в серию…

Миллионный мотоцикл ирбитчане выдали в 1975 году, двухмиллионный — в 1985-м, трёхмиллионный — в 1993-м. Самое большое количество мотоциклов — 131 тысяча — было выпущено в 1992 году. Дальше пошло снижение производства: 1993 год — 121 тысяча, 1994 — 68 700, 1995 — всего 11 700. Почему так произошло?

— Главная причина — не стало потребителя, — говорит Николай Воложанин. — Когда в начале 90-х годов отпустили цены, а зарплаты упали, сельским труженикам и жителям малых городов уже было не до покупки нового мотоцикла, большинству на жизнь денег не хватало.

Давайте сравним R71 и M72

BMW R71М-72
Годы производства1938 — 19411941 — 1957
Тип двигателя4-х тактный, оппозитный
Число цилиндров2
V двигателя, куб.см746
Мощность, л.с.22
КПП число передач4
Max. скорость, км/ч125110
V бензобака, л1420
Расход топлива на 100 км4,5 л6 л
Масса, кг178205
Тормозабарабанные гидравлическиебарабанные тросовые

Из таблицы видно, что технические возможности BMW R71 немного превосходили аналогичные показатели М-72. Это обусловлено тем, что немецкие станки имели высокую точность в изготовлении деталей, опыт рабочих в сборке мототехники отлажен годами. Поэтому BMW R71 был надежнее, экономичнее, а также имел меньшую массу и легче управлялся. Все эти преимущества были у BMW R71 без коляски, который ездил по асфальтированным дорогам.

Мотоцикл «УРАЛ» история создания

История мотоциклов марки ИМЗ (Урал) началась в 1940 году. За основу был взят Мотоцикл «БМВ R71»

который было предписано тщательно скопировать Для этих целей было закуплено 5 мотоциклов, для сохранения тайны, в Швеции — и воспроизвести. За изготовление мотоцикла, получившего индекс М-72, взялись в 1941 году сразу три завода — в Москве, Ленинграде и Харькове. На заводе собрали для российской армии мотоцикл «Урал», на который установили противотанковый ракетный комплекс «Конкурс-М». Но начавшаяся война заставила эвакуировать оборудование этих заводов далеко на восток, в уральский город Ирбит, где в короткие сроки было развернуто производство этих мотоциклов. Но все же потребности Красной Армии в мототехнике в годы Великой Отечественной войны удовлетворялось главным образом за счет лендлизовских поставок из США и Великобритании. В частности, мотоцикл Харлей-Девидсон WLA экспортировался США аж до 1945 года.

Однако после начала Великой отечественной работы по развертыванию производства мотоцикла М-72 пошли интенсивнее. Но наступление немецких войск было стремительным: 20 октября 1941 года Москва была объявлена на осадном положении, и на следующий день, 21 октября, Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством Цехов ЗИСа и КИМа на Урал в город Ирбит. Отправили в далекий уральский городок также специалистов из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Первый эшелон прибыл в Ирбит 17 ноября 1941 г. Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на территория бывшего пивоваренного завода. Несмотря на все трудности 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из двигателей, привезенных из Москвы. В 1943 году на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования была сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. Вскоре на ИМЗ поступила телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.

После войны, в 1947 году был разработан план генерального развития завода: предстояло провести коренную реконструкцию и вместо четырех-пяти тысяч выпускать в год 20 тысяч мотоциклов. Развитие завода приняло резкие темпы, что уже в 1950 году ИМЗ выпустил 30-тысячный мотоцикл, это стало большим событием . Еще через года перед ИМЗ была поставлена задача достичь выпуска 30 тысяч мотоциклов в год. С 1953 года началась поставка ирбитских мотоциклов на экспорт. В основном они вывозились в развивающиеся страны и государства Восточной Европы; подавляющее большинство мотоциклов закупалось для нужд армии и полиции. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70-80-е годы. С распадом социалистического лагеря и развалом СССР рынок сбыта резко сузился. Но с конца 80-х годов начались регулярные поставки ирбитских мотоциклов во Францию, Испанию, Швецию, Голландию, Чили, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину и другие страны. Здесь «Уралы» покупают обычные люди: юристы, врачи, инженеры и т.д., так как они, по оценке немецкой , дешевле «Харлей-Дэвидсонов» и позволяют сильнее выделиться, чем последние. С 1954 года начал поставлять мотоциклы в армию Киевский мотоциклетный завод, поэтому ирбитский завод прекратил поставку мотоциклов военному ведомству и начал поставлять свою продукцию в народное хозяйство. Мотоциклы тяжелого класса впервые поступили в розничную торговлю. Все дальше развивалась конструкция мотоцикла. В начале 60-х годов завод выпускал кроме М-72 мотоциклы М-52, М-61. В 1955 году совместно с НАМИ началась разработка оригинального микроавтомобиля вагонной компоновки под названием «Белка»: двигатель был позаимствован с мотоцикла, но получил принудительное охлаждение. В 1959 году заводские конструкторы разработали вездеход «Огонек». С 1965 по 1971 годы были освоены и пошли в серию мотоциклы М-63, патрульный, «Кросс-650», и «Стрела», находившаяся на уровне лучших мировых образцов. Венцом же развития ИМЗ в доперестроечный период явилось 22 ноября 1985 года, день, когда с заводского конвейера сошел 2000000 мотоцикл. Для испытания мотоциклов в дорожных условиях и различных климатических зонах организовывались пробеги и экспедиции. Торговая марка «Урал» известна во всем мире, в период советской эпохи ирбитские мотоциклы экспортировались в 64 страны мира. Сегодня на мотоциклах ирбитского заводя ездят жители Германии, Бельгии, Италии, Кубы, Перу, Франции и других стран. Ирбитский мотозавод — единственное предприятие в России, поставляющее сертифицированную мотопродукцию в Соединенные Штаты Америки. Тысячи штук мотоциклов «Урал» по заказу министерств обороны поставляются в страны Северной Африки и Юго-Восточной Азии.

В 1992 году завод стал акционерным обществом. Необходимость приспособиться к условиям рыночной экономики вынудила предприятие расширить свой ассортимент выпускаемой продукции: начали изготавливаться новые модели мотоциклов — с приводом на колесо коляски, трицикл. Но наступил Кризис. Произошло сокращение численности рабочих. Но, не смотря на то, что мотозавод переживает сейчас тяжелое время, ирбитчане сохраняют надежду на возрождение производства. В начале 1998 года произошла смена основного акционера, завод стал собственностью корпорации «Биопроцесс-НИПЕК». Завод, выпускавший 40 лет модель мотоцикла с коляской, еще в 1996 году изготовил первую одиночку марки «Урал» — мотоцикл «Соло». Правда по внешнему виду он мало чем отличается от обычного «Урала». А вот следующая модель — «Вояж», появившаяся в 1997 году, до сих пор, по оценке потребителей, стоит отдельной строкой, вызывая множество самых разнообразных высказываний.

Предпоследней, в октябре 1998 года появилась на свет стайлинговая модель мотоцикла «Соло Классик», выполненная в стиле мототехники 50-60 годов. Но в отличие от мотоциклов той поры, «Соло Классик» оснащен суперсовременным оппозитным двигателем рабочим объемом 650 куб.см, 4-ступенчатой коробкой передач, новым двухдисковым передним тормозом с гидравлическим приводом. На заднем маятнике установлены подшипники, обеспечивающие достаточную жесткость. Стильность новой модели подчеркнута обилием хромированных деталей: каплевидный бак, боковые панели, передние и задние дуги безопасности. А в 1998 году создали «Кобру» — модель, ориентированную на байкеров.

В конструкции нового мотоцикла «Волк» воплотились все те технические решения, которые хорошо зарекомендовали себя в предыдущих моделях: двигатель 750 куб. см, дисковые тормоза на оба колеса, увеличен угол наклона передней вилки, традиционные шариковые подшипники в рулевой колонке заменены на конические, установлены генератор повышенной мощности производства московского завода АТЭ-1, воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом, стартерный электрозапуск, подвеска заднего колеса. Приборы контроля, расположенные на приборном щитке, стали более аскетичными. Дополнительные подножки для ног водителя в передней части рамы позволяют выбирать наиболее удобную посадку в зависимости от режима движения, к тому же на ней расположены дополнительные рычаги тормоза и переключения передач.

Технические характеристики мотоцикла «Урал»

Габаритные размеры, мм длина 2420, ширина 1650, высота 1100 База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм 1100 Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм 125 Колея, мм 1130 Максимальная скорость, км/ч 95 Масса, кг 320 Максимальная нагрузка, кг 255 Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л 6

Двигатель мотоцикла Тип: четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением Рабочий объем, см3 650 Диаметр цилиндра, мм 78 ход поршня, мм 78 Степень сжатия 6,2 Максимальная мощность, л.с. (кВт) 28 (20,6)при 5000-5200 об/мин Максимальный крутящий момент, Нм (кгс·м) 47 (4,7) Карбюратор: К-38 Воздухоочиститель: комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой

Трансмиссия мотоцикла Сцепление: сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон Карданная передача: карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках Главная передача: пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число — 4,62

Коробка передач: четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно

Электрооборудование мотоцикла Система зажигания — батарейная Напряжение, В 6 Аккумуляторная батарея: 3МТ-12 Генератор: Г-414 Реле-регулятор: РР-31 Прерыватель-распределитель: ПМ05 Катушка зажигания: Б201

Ходовая часть мотоцикла Рама: трубчатая двойная закрытого типа Подвеска переднего колеса: телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия Подвеска заднего колеса: пружинная Ход переднего колеса, мм 80 Ход заднего колеса, мм 60 Размер шин, дюйм 3,75-19 Тормоза: колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе

Заправочные объемы мотоцикла Топливный бак, л 22 Картер двигателя, л 2 Картер коробки передач, л 0,8 Картер главной передачи, л 0.15 Воздухоочиститель, л 0.2

Современное качество Урал – Ретро

Несмотря на наличие классического оппозитного двигателя, некоторые узлы мотоцикла были заменены импортными аналогами:

  • Электронное зажигание Ducati.
  • Амортизаторы Sachs производства Германии
  • Японские карбюраторы Keihin и генератор Denso
  • Дисковые тормоза Brembo
  • Телескопическая вилка Marzocchi

Данные узлы позволили значительно увеличить надежность мотоцикла и его эксплуатационные характеристики, поэтому Урал – Ретро по праву считается заслуженной популярностью за рубежом.

Post Views: 3 235

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]