Если скутер для вас — это слишком скучно, а мотоцикл — слишком громоздко, но хочется кататься на чем-то двухколесном, быстром и компактном, стоит обратить внимание на питбайк. Легкие (весом чуть больше сотни кг) и мощные, изначально они использовались для обслуживания мото-соревнований, а сейчас считаются отдельным видом транспорта.
Мы расскажем, как и какой питбайк выбрать взрослому в зависимости от целей.
Для спорта или для поездок по дороге: главное различие между двумя категориями питбайков
Главная особенность питбайков и первое, на что стоит обратить внимание — это категория ТС (транспортного средства). Как правило, питбайк считается спортивным инвентарем. У него нет паспорта транспортного средства, на нем нельзя выезжать на дороги общего пользования и его не нужно регистрировать.
Но есть и питбайки, которые относятся к «обычному» транспорту: они и ПТС имеют, и регистрировать их нужно, и права для управления тоже нужны (категории А). И стоят они чуть дороже, чем спортинвентарь.
Вывод простой: стоит сразу определиться, как вы будете использовать питбайк. Если в качестве транспорта для поездок сквозь пробки в городе — то выбирайте модель только с ПТС. Если для спорта — то можно и без.
Подбор питбайка по росту
Подбирая питбайк по росту, необходимо оценить такой параметр, как высота мини-мотоцикла по седлу. Как правило, она варьируется от 550 до 950 мм. Чтобы найти оптимальное соотношение, необходимо измерить свой рост и разделить полученный показатель на 2.
От роста райдера зависит и выбор диаметра колес. При осмотре мини-мотоцикла необходимо убедиться, что при посадке райдер не задевает коленями руль, а стопа при остановке полностью находится на земле. Дискомфорт посадки обязательно скажется на качестве управления питбайком и возможностях маневрирования.
Важно правильно подобрать питбайк по росту
Какие характеристики учитывать при выборе питбайка
Размер
Обычно питбайк имеет невысокую и небольшую раму (естественно, одноместную), и маленькие — 12 или 14 дюймов — колеса. Взрослый человек в седле спокойно достает ногами до земли. Такая посадка предусмотрена специально, чтобы при проезде особенно грязных участков можно было отталкиваться.
Если вы собираетесь ездить не по грязи, а по обычным дорогам, выбирать модель проще всего так: разделить свой рост на 2. Полученное число — это примерно та высота по седлу, которая вам подойдёт.
Мощность и объем двигателя
Большинство питбайков имеют объем двигателя 125 или 150 «кубов» и мощность от 9 до 15 л.с. При сухой массе в районе 100 кг этого хватает, чтобы разгоняться до 100 км/ч.
Есть модели и помощнее: 190, 200, 220, 250 «кубов», выдающие в среднем до 27-30 «лошадей». А самые мощные — это питбайки с 300-450-кубовыми двигателями и мощностью под 45-50 л.с. Эта техника предназначена для мотокросса, имеет крупные колеса (21/18 дюймов), и выпускается в совсем небольшом ассортименте.
Если вы выбираете питбайк для спорта, смотреть можно на модели с любым объемом двигателя. Если же вам нужен ПТС, скорее всего, получится найти только 125-250-кубовые байки, потому что моторы большей мощности обычно ставят либо на более редкие модели для профессионального спорта, либо на «обычные» мотоциклы.
КПП
Большинство питбайков имеют механическую КПП, поскольку на бездорожье эффективнее переключать передачи вручную, а не полагаться на «автомат». Но есть модели и с АКПП, и с полуавтоматической КПП — просто их меньше. Если вам нравится ездить на «автомате» — при выборе обратите внимание, какую коробку имеет модель.
Подвеска
Важен ее ход и на возможность регулировки. Чем больше ход — тем комфортнее будет скакать по кочкам и совершать прыжки. Если вы собираетесь ездить по асфальту или не планируете прыгать по трамплинам и ухабам — на ходе подвески можно не заострять внимание.
Kayo 125 Basic и Classic
Самая простая комплектация 125-ти кубового байка имеет название Basic. Более продвинутая версия Classic отличается от базовой наличием передней фары, аккумулятора, измененной передней вилкой.
Модель CRF801-7L Classic можно встретить с двигателем объемом 120 куб. см. (Lifan), либо с более мощным в 140 куб. см. (YX 140cc). Еще одно важное отличие — размеры шин. На классическую версию устанавливаются колеса двух видов: 14/12 или 17/14 дюймов.
Линейка моделей Kayo имеет и другие модификации (Mini-A, Motard, Super Moto, Pro), но так как наш сайт посвящен мотоциклам 125 кубов, мы расскажем более подробно о классической версии Kayo 125cc.
На байк установлен относительно резвый двигатель 125 кубов (120 куб. см.) воздушного охлаждения. Нареканий по его работе практически нет. Для облегчения прохождения воздуха на впуске стоит фильтр нулевого сопротивления. Коробка передач механическая и имеет 4 скорости. Порядок переключения передач нестандартный (первое положение нейтральное, остальные передачи вверх). Из многочисленных отзывов владельцев стоит отметить слегка туговатую работу КПП, а также трудноуловимую нейтраль.
Стальная рама имеет форму птичьей клетки и окрашена в черный цвет. В передней части установлена телескопическая вилка перевернутого типа с перьями золотистого цвета. В задней части обычный маятник с моноамортизатором (возможна регулировка жесткости). Тормоза спереди и сзади дисковые, однопоршневые. Глушитель прямоточного типа. Бензобак — пластиковый, имеет отдельный клапан на сброс давления. Крылья и облицовки изготовлены из мягкого пластика, который довольно легко гнется, но не ломается.
Панель приборов отсутствует, но имеется счетчик моточасов и электронный тахометр.
Выбор по цене
Поскольку питбайк — техника сравнительно простая, цены на нее начинаются до 100 тысяч рублей. В диапазоне от 65 до 100 тысяч есть немаленький выбор питбайков с объемом двигателя в 125 «кубов». Например, у бренда BSE есть 8 моделей, которые укладываются в этот бюджет.
Самый большой выбор —в диапазоне от 100 до 200 тысяч: ассортимент включает десятки моделей от разных брендов. Легкие 125-кубовые питбайки стоят в основном 100-120, 150-кубовые — от 110, а 250-кубовые — от 130-150 тысяч.
Техника дороже 200 тысяч, скорее всего, будет либо самой мощной, либо самой качественной и надежной, либо самой навороченной по комплектации. Также ощутимо дороже 200 тысяч обычно стоят новые модели с ПТС (например, модель BSE M2 Y с объемом 250 «кубов»).
Подбор питбайка по мощности
Кубатура двигателя – один из главных технических показателей мототехники. Если речь идет о моделях для детей, то объема в 50-70 см³ будет более, чем достаточно. Для подростков объем двигателя может быть увеличен до 110 кубов. Все модели – и детские, и подростковые, как правило, оснащены электростартерами.
Помогая подбирать питбайк новичку, стоит обратить внимание на модели с двигателем от 125 кубов до 140 см³. Данный тип мототехники отлично подойдет начинающему райдеру. Он способен разгоняться до 70-80 км/час, обладает хорошей грузоподъемностью (до 130 кг) и запасом прочности (при выборе стоит уделить внимание раме).
Питбайки с двигателем в 160 кубов выдают мощность до 20 л.с. Это уже вариант для опытных водителей, любящих «отжигать» на трассе. На них можно разгоняться и до 90 км/ч.
Модели с двигателями на 200-250 кубов – это уже эндуро. Они рассчитаны на длительные туристические маршруты по бездорожью и снабжены воздушно-масляной системой охлаждения двигателя, облегченной рамой и простейшими дисковыми тормозами. Подойдут только опытным райдерам, понимающим, как техника ведет себя в определенных условиях.
Выбор по бренду
Несмотря на то, что питбайки появились в США и сам термин возник тоже там, сейчас их выпускают в основном в Азии и немного в Европе.
Перечислим кратко популярных производителей:
- Kayo. Один из самых известных брендов питбайков, стартовавший в 2000-е годы. Его техника особо ничем не выделяется: она простая, надежная и дешевая, а поскольку она широко распространена в России — то и в обслуживании удобная (детали легко найти, как и мастеров по ремонту).
- YCF. Молодой французский бренд с немаленьким модельным рядом, в основном среднего ценового сегмента. В отзывах на качество не жалуются, но в нашей стране эти питбайки представлены слабо.
- BSE. Еще один крупный китайский бренд, основанный в 2002 году. Ближайший конкурент Kayo. Имеет большой ассортимент питбайков разных размеров и мощностей, а также выпускает модели с ПТС для автомобильных дорог. В России уже известен достаточно широко и имеет все шансы выбиться в топы продаж по питбайкам (несмотря на то, что продаваться у нас он начал позже, чем Kayo).
- Progasi. Испанский бренд, появившийся несколько лет назад, собирает свою технику в Китае. К проектированию подходит очень ответственно, комплектующие выбирает если не самые лучшие, то одни из таких. Из минусов — ценник выше среднего, небольшое количество моделей, отсутствие (возможно, временное) моделей с ПТС и очень слабое распространение в РФ.
- Motoland. Не производитель, а дистрибьютор: под этим брендом продается разная мототехника с разных китайских и тайваньских заводов. Работает с середины 2000-х, однако в нашей стране питбайки с этим логотипом появились не так давно. Стоят недорого, выбор средний. Минусы — те же, что и у других недавно появившихся в РФ моделей: продаются не везде, обслуживаются непросто.
Раньше питбайки выпускали и другие, в том числе более известные бренды — вроде Yamaha и Kawasaki. Их можно встретить в продаже с рук. А еще можно увидеть и другие марки, в основном из Китая — например, BRZ, Wels, Apollo. Их продают не везде и сильной известностью у нас они не пользуются, так что мы приводим эти названия, просто чтобы вы были в курсе примерного ассортимента.
Выбор питбайка по диаметру колес
«Размер имеет значение» – это как раз про колеса питбайка. Сегодня в продаже чаще всего можно встретить варианты 17х14 или 14х12. «Разнокалиберность» колес гарантирует лучшую устойчивость особенно в условиях пересеченной местности или бездорожья.
При выборе питбайка рост райдера учитывается не только для определения высоты седла. Он также может повлиять на диаметр колес техники.
Для детей ростом ниже 120 см подойдет мототехника с колесами 10×10 и 12×10. Подросткам при росте до 150 см чаще всего покупают модели с диаметром колес 12×10 и 14×12. Среднему росту от 150 до 180 см соответствуют размеры 14×12 и 17×14, а самым высоким (от 180 см и выше) – 17×14, 19×16 и реже встречающиеся 21×18.
Подбор питбайка по цене
Ценовой фактор при выборе питбайка нередко имеет решающее значение. Однако на сегодня это не является проблемой. При огромном выборе моделей от самых разных производителей найти подходящую модель можно, не выходя за рамки планируемого бюджета. Есть как недорогие варианты, так и более дорогостоящие.
До 40 тысяч рублей
Первое что приходит на ум по такой цене – это детские и подростковые модели. Одной из них является Avantis 050 Basic 17/14. Это отличный вариант с двигателем до 50 кубов и разноразмерными колесами на 17 и14 дюймов. Как и многие подобные модели, он оснащен надежными дисковыми тормозами и автоматической трансмиссией. Питбайки такого типа легко управляемы, а главное – имеют ограничитель скорости.
Avantis 050 Basic 17/14
Если говорить о моделях для взрослых, неплохим примером бюджетных ТС станет КРОСС MOTOLAND XT50 и Kayo DBR SX50-A2T. Объем двухтактных двигателей этих моделей также не превышает 50 см³. Мощность варьируется от 2,1 до 3,5 л.с. Впрочем, есть еще более дешевые питбайки, но у них мощность составляет не более 1,8 л.с.
КРОСС MOTOLAND XT50
Трансмиссия у бюджетников чаще всего представляет собой вариатор. Тормоза у всех – дисковые. Что касается максимальной скорости, то, как правило, это 35-40 км/час.
Бюджетные питбайки отлично подходят для рыбалки, охоты, безопасной езды по пересеченной местности. Главное их достоинство – цена. Главный недостаток – тот же, так как разработчики вынуждены почти на всем экономить.
Kayo DBR SX50-A2T
В итоге:
- двигатель дешевых мини-мотоциклов почти не поддается регулировке;
- места крепления кикстартера быстро выходят из строя;
- рама хоть и стальная, но внутри полая, не подходящая для интенсивных нагрузок;
- штоки у амортизаторов слабые, поэтому вилка на скорости нередко раскачивается, что негативно сказывается на управляемости;
- обода, спицы, резиновые покрышки – все это часто низкого качества.
В итоге, чтобы довести до ума этот вид техники, потребуется дополнительный тюнинг на 10-15 тысяч. Стоит ли он того? Решать вам. Многим проще рассмотреть более продвинутую модель в более высокой ценовой категории.
До 100 тысяч рублей
Тут уже есть, где развернуться. Выбор питбайков в этой ценовой категории просто огромен. Здесь можно найти и модели для детей, и для более опытных райдеров, любящих трюки – прыжки, дрифты, станты.
Именно в этом ценовом сегменте стоит искать первую машину для новичка. Во-первых, питбайки по цене 50-80 тысяч будут, как минимум, более надежны и безопасны. Во-вторых, они легче управляемы и не так ударят по кошельку, как мини-мотоциклы по 150-200 тысяч.
Оптимальным выбором станет питбайк на 125 кубов, например такой, как Kayo Basic YX125. Он оснащен стандартным вариантом колес (заднее 14 дюймов, переднее 17), телескопической вилкой, задними моноамортизаторами и двигателем-четырехтактником на 125 см³ мощностью 11 л.с.
Kayo Basic YX125
Большинство моделей этой ценовой категории могут «похвастаться» следующими особенностями:
- Стальная рама. Несмотря на то, что на некоторых моделях она по-прежнему полая, но при этом обладает более внушительной толщиной стенок в сравнении с «бюджетниками».
- Двигатель. Он надежен и более устойчив к нагрузкам. Объем варьируется от 110 до 160 кубов.
- Электростартер. Многие модели, помимо классического кикстартера, имеют и электростартер.
- Ударопрочный пластик. Все пластиковые детали имеют память формы.
- Руль. Он тоже более тяжелый за счет увеличения толщины стенок деталей. Гораздо реже деформируется при падении.
Что касается трансмиссии, то она представлена, как в механическом варианте, так и в автомате. Масса мини-мотоцикла варьируется от 70 до 80 кг. Моноамортизаторы на ряде моделей уже регулируемые. Увеличена толщина шин, протектор имеет более глубокий рисунок.
В данной категории уже можно найти более мощные агрегаты, например YCF Supermoto F125 12/12, 125 CC (2020). При том же объеме в 125 кубов здесь уже присутствует мощность в 11 л.с., а общая масса не превышает 69 кг.
YCF Supermoto F125 12/12, 125 CC (2020)