Как собрать коробку передач на мотоцикле минске


Как собрать коробку передач на мотоцикле минске

Легкие 125-кубовые машины минского мотовелозавода (ММВЗ) давно и прочно завоевали симпатии мотоциклистов. На них делают первые километры, овладевая азбукой вождения. Многие остаются верными этой марке долгие годы благодаря неприхотливости в эксплуатации и обслуживании, достаточной проходимости, и, конечно, невысокой цене.

Передачи не включаются или не выключаются. Причиной может быть заедание собачки механизма переключения передач от сильного загрязнения масла или ослабление крепления основания механизма. В таких случаях масло заменяют чистым, предварительно промыв картер коробки керосином. Основание механизма переключения передач надежно закрепляют.

Передачи включаются нечетко — иногда только после второй-третьей попытки, порой самовыключаются, а иногда с трудом выключаются. Причиной неисправности, как и в первом случае, может быть ослабление крепления основания, но не исключено чрезмерное осевое перемещение вала переключения. Чтобы устранить его, следует отпустить контргайку, завернуть регулировочный винт на крышке коробки передач до упора, а затем отвернуть его на четверть оборота и снова затянуть контргайку.

Самовыключение III передачи. Наиболее вероятная причина — осевой люфт промежуточного вала. Чтобы устранить люфт, следует снять корпус сальника, установленного на выходном конце вторичного вала, и осадить внутрь коробки открывшийся подшипник промежуточного вала. В образовавшееся углубление установить шайбы одинакового с подшипником размера. Толщина их должна быть такой, чтобы они находились заподлицо с плоскостью крышки коробки передач или не доходили до нее на 0,1—0,2 мм. Нельзя допускать, чтобы шайбы выступали наружу — тогда вал будет затянут, перегреются и выйдут из строя подшипники и шестерни.

Если осевой люфт вала в норме, это значит, что передача может выключаться из-за неисправности механизма переключения или повреждения рабочей поверхности кулачков на шестернях.

Ремонт кулачка шестерни: 1 — наждачный круг; 2 — кулачок шестерни.

Сколотые кулачки шестерен можно поправить на наждачном круге, как показано на рис. 1. При этом необходимо снимать одинаковый слой металла со всех трех кулачков, обеспечивая их одновременный контакт с кулачками, которые работают с ними в паре. Заметим, однако, что отремонтированные таким образом шестерни недолговечны, так как с кулачков удаляется твердый закаленный слой металла толщиной 0,3—0,4 мм, и вскоре (через 6—10 тысяч километров) придется повторить ремонт или заменить шестерни.

Таблица 2.4. Размеры цепей мотоциклов М-105 — 3.115.

Кожух цепи имел разъем в горизонтальной плоскости и крепился посредством винтов М5 на диске заднего тормоза. Такое решение ставило проблему защиты заднего тормоза от попадания в него смазочного масла с цепи и ведомой звездочки.

Разборка и сборка. Для снятия цепи (без снятия заднего колеса) следует отпустить гайки и контргайки серег натяжения цепи и, ослабив гайку оси заднего колеса, подать его до упора вперед. Затем отвернуть винты крепления кожухов и развести их вверх-вниз, не снимая резиновых чехлов. Поворачивая колесо, подвести замок цепи в образовавшееся открытое пространство и снять его, разведя отверткой пружинную пластину. Закрепив к последнему звену мягкую проволоку (лучше старую цепь), вытянуть цепь так, чтобы проволока заняла ее место в чехлах — это намного облегчит последующую сборку.

Для установки цепи необходимо снять правую крышку картера, с помощью проволоки протянуть цепь через чехлы, сразу надевая ее на ведущую зубчатку, соединить оба конца на ведомой зубчатке и установить замочное звено. При этом пружинная пластина замка обязательно должна находиться снаружи и быть направленной разрезом в сторону, противоположную движению цепи (рис. 2.50). Установив цепь, следует закрепить половины кожуха (при этом верхняя должна охватывать нижнюю), а затем отрегулировать натяжение цепи.

При разборке главной передачи мотоцикла ММВЗ-3.11211 и его ближайших предшественников (мотоциклов ММВЗ-3.1121 и ММВЗ-3.112) при снятом заднем колесе работы желательно выполнять в такой последовательности. Очистить наружные поверхности правой части картера двигателя, правой крышки картера, резиновые чехлы и кожуха защиты ведомой звездочки. Снять стальную стяжную ленту верхнего чехла. Снять чехол с верхнего раструба кожуха и крышки, сместить в сторону двигателя освободившийся конец чехла. Снять чехол с верхнего раструба кожуха и крышки, сместить в сторону двигателя освободившийся конец чехла. Поворачивая ступицу ведомой звездочки, подвести в свободную от чехла зону соединительное звено цепи. Зафиксировать на цепи при помощи отвертки или другого подобного предмета свободный торец верхнего чехла. Снять пружинную пластину («защелку») соединительного звена цепи. Затем снимают наружную пластину соединительного звена и внутреннюю пластину с осями. Потянув ветвь цепи, соединенную с ведущей звездочкой, извлечь цепь из чехлов так, чтобы ее свободный конец не упал на землю. Снять стяжную ленту нижнего чехла. Снять чехол с нижнего раструба, образованного кожухом и крышкой. Отвернуть четыре гайки М5 стяжных винтов кожуха, снять пружинные шайбы и извлечь винты. Снять крышку кожуха. Отвернуть гайку полуоси (резьба правая), сместив весь набор деталей в сторону заднего колеса, вывести полуось из паза маятника. Снять с полуоси кожух, опорную шайбу и распорную втулку.

При разборке муфты ведомой звездочки отогните закраины стопорных пластин. Вывернуть четыре (или шесть — на моделях, выпущенных раньше) болта, снять пластины, рассоединить ступицу звездочки и звездочку. Извлечь из проточки ступицы стопорное пружинное кольцо и защитный колпачок, извлечь из подшипника полуось, извлечь подшипник из ступицы.

Для демонтажа ведущей звездочки главной передачи снять правую крышку двигателя, извлечь из крышки коробки передач чехлы цепи. Извлечь шток механизма выжима сцепления. Отогнуть стопорную шайбу от гайки звездочки, включив первую передачу в КП. Отвернув гайку звездочки (резьба левая), снять звездочку со шлицев вторичного вала. Регулировка. Чтобы отрегулировать натяжение цепи, нужно установить на мотоцикл на подставку и при помощи серег выставить колесо так, чтобы в месте выхода верхней ветви цепи из чехла ее колебание составляло 20+25 мм. (Если мотоцикл стоит не на подставке, а на колесах, то эта величина будет равна 15 — 20 мм). При нажатии на цепь сверху пальцем руки, она не должна доходить до резинового чехла на 2 — 3 мм или слегка касаться его. Тугое натяжение вызывает ускоренный износ цепи, подшипника и бронзовой втулки вторичного вала и может привести к поломке валов КП или разрыву цепи. Слабое натяжение вызывает ускоренный износ резиновых чехлов и может привести к спадению цепи с зубчаток, с последующим заклиниванием ее между ведущей звездочкой и картером, и поломке последнего. После регулировки цепи необходимо затянуть гайку оси колеса, проверить регулировку свободного хода педали тормоза и выключателя стоп-сигнала.

При регулировке натяжения цепи особое внимание нужно обратить на правильность установки заднего колеса (см. рис. 2.51), чтобы не допустить перекоса, который резко ухудшает устойчивость мотоцикла на скользкой или песчаной дороге и при торможении. Кроме того, перекос колеса вызывает ускоренный износ цепи и звездочек и способствует спаданию цепи.

Рис. 2.51. Проверка установки заднего колеса.

Уход за цепью главной передачи заключается в регулярной и обильной смазке ее литолом. Смазку производят не снимая цепи с мотоцикла — сняв правую крышку, смазывают верхнюю сторону нижней ветви и прокручивают колесо. Раз в сезон цепь следует тщательно промыть в керосине и проварить в графитной смазке или в литоле. Проварку можно заменить тщательной смазкой цепи в автоле с перегибанием звеньев.

Одновременно с цепью следует смазывать и чехлы. Рекомендуется раз в сезон промывать их в бензине с целью удаления осевшей там грязи и пыли.

Неисправности и ремонт. Самой распространенной неисправностью является износ звездочек, цепи и чехлов. При нормальной эксплуатации он наступает после пробега 12-15 тыс. км. Износ звездочек легко определить внешним осмотром по степени заострения зубьев, а износ (вытяжку) цепи — измерив ее длину без замочного звена (см. табл. 2.4). Если длина цепи превышает нормальную более чем на 40 мм, ее следует заменить.

Степень износа цепи также можно определить, оттягивая ее от новой ведомой звездочки (рис. 2.52) — если цепь значительно оттягивается, то ее пора заменить.

Неисправности главной передачи и способы ее устранения:

— невозможность регулировки натяжения цепи вследствие удлинения. Вытяжку (удлинение) цепи определяется по характерному шуму в полости левой крышки или путем осмотра. Нормальная цепь должна иметь прогиб верхней ветви не более 20 мм при умеренном нажатии пальцем руки. Неисправность устраняется заменой цепи, в противном случае наступает интенсивный износ ведомой звездочки и возможен обрыв цепи в дороге. Нужно заменить или укоротить цепь, выбросив два звена;

— проскакивание цепи на зубчатке, сопровождающееся характерным звуком и рывками мотоцикла. Причина — износ звездочек, которые следует заменить. Если неисправность произошла в пути, то чтобы добраться до гаража, необходимо потуже натянуть цепь, выбросив при необходимости два звена;

Рис. 2.52. Определение износа цепи: а — износ зубьев; б — установка дополнительной фиксирующей пластинки на замочное звено.

— обрыв цепи вследствие выпадения пружинной пластины замочного звена. Последнее нужно заменить запасным. Ослабленную пружину можно подогнуть и скрепить пластинкой (см. рис. 2.52, б);

— ослабление крепления валиков в щеках происходит в результате установки заднего колеса с перекосом. Неисправность устраняется расклепкой каждого валика. Чтобы их не погнуть, желательно применять легкий молоток;

— износ ведомой звездочки, вызывающий проскакивание цепи, сопровождается характерным кратковременным скрежетом в полости левой крышки и рывками мотоцикла. Износ обычно наступает после 15-20 тыс. км пробега и устраняется заменой детали;

— самоотворачивание гайки ведомого барабана является следствием небрежной сборки и сопровождается стуками и скрежетом в полости левой крышки. Из-за осевого перемещения барабанов ухудшается работа сцепления — оно все больше и больше «ведет», а затем полностью прекращает выключаться. Если при появлении стука немедленно не остановить двигатель, то возможен обрыв шлиц на чугунном барабане;

— самоотворачивание гайки ведущей звездочки моторной передачи также происходит из-за небрежной сборки и приводит к выпадению или срезанию сегментной шпонки. В этом случае двигатель работает, сцепление выжимается, передача включается, однако мотоцикл не движется;

— повреждение верхнего резинового чехла в точке над осью маятника является следствием чрезмерно слабого натяжения цепи. Нужно наложить на чехол резиновую заплату или бандаж из изоляционной ленты с последующей переменой местами верхнего и нижнего чехлов;

— ослабление крепления кожухов из-за повреждения резьбы в теле тормозного диска. Следует сверлом 0 5 рассверлить все отверстия в диске и нарезать резьбу М6, а отверстия кожухов увеличить до 0 6 — 6,2. Необходимо применять винты (или болты) длиной не более 10 мм. Более длинные можно укоротить ножовкой с последующим снятием фаски и обязательной прогонкой резьбы. Любое повреждение резьбы на винтах неизбежно вызовет разрушение резьбового отверстия в мягком тормозном диске.

Рис. 2.53. Удаление звена цепи: а — с помощью выжима цепи (струбцины); б и в — с помощью молотка и гайки; 1 — гаечный ключ; 2 — струбцина; 3 — цепь; 4 — гайка; 5 — гвоздь для окончательного удаления валика.

Удаление звена (обычно двух звеньев) производится с помощью выжима цепи, как это показано на рис. 2.53.

Желательно выступающую часть расклепанного валика опилить напильником или наждачным камнем, что облегчит работу. После выжима выступающий валик удаляется плоскогубцами, а втулка слегка расклепывается в щеках внутреннего звена. При отсутствии выжима цепи удаление звена можно произвести с помощью молотка и гайки, как это показано на рисунке.

Случается, что в замочном звене выходит из строя съемная пластинка (из-за увеличения диаметра или потери формы отверстий под валики). Такое замочное звено можно отремонтировать, изготовив съемную щеку из старой цепи.

:: Следующая >>

Мотоцикл Минск, эксплуатация и ремонт. >> СИЛОВОЙ АГРЕГАТ, КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Передняя вилка мотоцикла Минск: ремонт или замена

Перед тем как приступить к ремонту или установке новой передней вилки на технику Минск, вам нужно будет правильно её снять. Для этого вам необходимо совершить ряд следующих действий:

  1. Снимите колесо и переднее крыло мотоцикла.
  2. Открутите гайку, которая крепит перо и вытащите пружину. На этом этапе вам может потребоваться демонтаж руля.
  3. Отпустите стяжной болт нижнего моста, взявшись за скользящую трубку. После этого можно будет вынуть перо из мостов.
  4. Если у вас не получается освободить перо, вам нужно будет слегка закрутить крепящую его гайку, а затем несильно ударить деревянным бруском. При необходимости можно снять и фару вместе с чехлом, прокладкой и колпачком.
  5. Снимите сальник, после чего отверните ось штока и слейте масло.

После этого вы можете начать ремонт вилки мотоцикла или установку новой. Собирать вилку следует в обратном порядке. Обратите внимание! Полностью закручивать все болты нужно только после затягивания гаек, которые крепят перо.

Сцепление, зажигание, генератор и другие запчасти на «Минск» 125

Наш ассортимент запчастей на «Минск» включает в себя детали для 125 и других моделей мотоцикла. Вы можете купить у нас по доступным ценам следующие товары:

  • зажигание;
  • генератор;
  • сцепление;
  • двигатель;
  • карбюратор;
  • элементы тормозной системы;
  • крепежи и многое другое.

Поставляем продукцию от проверенных производителей, и гарантируем, что новая вилка, коробка переключения передач или любая другая деталь идеально встанут на посадочное место и прослужат длительный срок. Запчасти предназначены для «Минск» 125 и не вызывают проблем с заменой. Установить зажигание, сцепление или генератор можно и самостоятельно, если знать устройство транспортного средства и иметь под рукой инструмент. Рекомендуем проконсультироваться у менеджеров магазина по особенностям эксплуатации представленных на сайте деталей и комплектующих прежде, чем купить их.

Обратите внимание, что в каталоге есть как отдельные запчасти, так и целые узлы в сборе. Второй вариант дает возможность полностью поменять неисправный агрегат на новый и не переживать о его стабильности в работе. Мы реализуем как оригинальные запчасти на «Минск», так и аналоги с достойными эксплуатационными характеристиками.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]