ИЖ «Планета-5»: тюнинг не только для скорости, но и для души


Самыми популярными отечественными мотоциклами были байки ИЖ произведенные «Ижевским машиностроительным заводом» среди них выделялся дорожный вариант ИЖ Планета — 5 тюнинг, которого позволял владельцу получить индивидуальным переделанный под свои потребности и желания мотоцикл, практически собственную модель.

Модель ИЖ Планета — 5 в 1987 году сменила на конвейере мотоцикл ИЖ Планета 4 и выпускалась до 2008 года. Конструкция пятой модели позволяла технически грамотному владельцу своими руками выполнить тюнинговые работы. Для мотоциклов существуют следующие основные виды тюнинга:

  • внешнего вида;
  • двигателя;
  • трансмиссии;
  • ходовой части.

Мотоцикл «Планета-5»

Мотоцикл «Планета-5», производство которого начато в 1985 году и завершено в 2008, замечательно поддается тюнингу. Чаще проводят тюнинг экстерьера, некоторых агрегатов либо основных узлов. Чтобы сделать пятую «Планету» более резвой и проходимой (фактически переделать ИЖ «Планета-5» в кроссовый мотоцикл), убирают с рамы лишнее, чтоб уменьшить 180-килограммовый вес в снаряженном виде мотоцикла. Затем для его лучшего хода на заднее колесо ставят длинноходовые амортизаторы и заменяют переднюю вилку. Можно ее переставить с мотоцикла «Ява» с усиленным ходом. Естественно, меняют и крылья.

В двигателе кардинальных изменений не проводят. Для повышения ресурса коленчатого вала меняют родные подшипники от вторичного вала на «явовские». Качество и повышение ресурса дороговизну этих подшипников компенсируют.

Для мотоцикла ИЖ «Планета-5» тюнинг двигателя — это и увеличение объема цилиндра. Срезают для этого его верх, гильзу растачивают до 76 миллиметров. Под такой размер встанет свободно поршень от «Планеты-спорт». После этих видоизменений опытный образец модернизированной «Планеты-5» разовьет скорость до 160 километров вместо своих 120 километров в час. Кстати, на испытательном стенде мотор развил мощность в 42 л.с. на 5950 оборотах. Но при любом форсировании мотора сокращается его ресурс. Такие изменения не следует проводить на мотоцикле, предназначенном для повседневной обычной езды.

При форсировании мотора задняя стандартная резина, сцепление и цепь могут долго не выдержать. Надо подумать и про их модернизацию.

Технические характеристики.

Серийная Планета 5 имела следующие основные характеристики:

  1. база – 1,45 м;
  2. рама – сварная, трубчатая;
  3. размеры;
  4. Длина – 2,20 м,
  5. Ширина – 0,81 м,
  6. Высота – 1,20 м,
  7. масса – 160 кг;
  8. максимальная нагрузка – 175 кг;
  9. двигатель – двухтактный одноцилиндровый;
  10. вариант охлаждения – воздушный;
  11. диаметр цилиндра – 72 мм;
  12. рабочий объем – 345 куб. см
  13. мощность двигателя> – 22,0, л.с.;
  14. максимальная скорость – 120 км/ч;
  15. расход топлива – 5,0 л (90 км/ч)
  16. соотношение смеси масла и бензина (А 76) – 1/30;
  17. напряжение АКБ – 12 вольт;
  18. сцепление – многодисковое;
  19. коробка передач– четырехступенчатая.

Данные параметры и показатели двигателя обеспечивали мотоциклу высокие тяговых характеристики на малых оборотах, что позволяло осуществлять уверенное движение, прежде всего на сельских дорогах.

ИЖ «Планета-5» тюнинг сцепления

Сцепление стандартное, надежно работает только в обычных условиях. При агрессивной езде и с повышением нагрузок, которые происходили после форсирования мотора, значительно увеличивается нагрузка на диски, от этого они могут выходить из строя. Специалисты-эксперты советуют менять один из дисков на металлический, утолщенный. Это обеспечит значительное сжатие пружин, при нем не будет проскальзывания, естественно, сцепление станет выжиматься тяжелей.

Для повышения мощности мотора мотоцикла ИЖ «Планета-5», тюнинг которого рассматривается в данной статье, за счет увеличения оборотов верхнюю кромку у выпускного окна подрежьте на полтора-два миллиметра. Обязательное условие – равный вес поршней, причем окна совпадать должны в цилиндрах с продувочными окнами, не перекрывать их ни в коем случае. У поршневых колец с кромок необходимо снять фаску. Поршневые пальцы надо облегчить за счет проточки на конце на конус. С торца пальцев тоже снять фаску. Потребуется откусить «хвостики» стопорных, чтоб их не подрезал поршневой палец. Головки цилиндров надо поджать, подрезав их концы на токарном станке.

Учусь красить по новой технологии.

Я только недавно начал познавать искусство покраски и всегда рад, когда появляется повод потренироваться.

Именно по этой причине, в первую очередь, я взялся за железо, оставив всю механику на потом.

До этого красил баллончиком «Карпаты» и краскопультом «Ригу-11» в металлик. О них я когда-нибудь напишу.

Планета должна быть красной, но душа просила чего-нибудь эксклюзивного, необычного.

Я аккуратно стер два оттенка красного цвета и добрался-таки до родного и пошел подбирать максимально похожую краску. Мотоцикл явно красили и не раз. Как минимум, потеки это и выдавали. Да и блеск. Точнее его отсутствие.

Предлагали акриловую краску по 550р. за литр, но я отказался. Оттенок был немного иным.

Пошел по другому пути:

— на колеровке мне намешали из трех цветов базовой эмали нужный цвет (200грамм = 600р)

— купил красный ксералик (пигмент, который блестит чуть интереснее металлика, но только при попадании света)

— и, конечно же, лак. Выбрал фирмы Брюлекс.

— купил черный акрил на крышки карбюратора и дуги.

— взял черный грунт (по идее, надо светлый, но я брал из расчета на покраску темного автомобиля)

Итого 1200р

Потом докупил сопутствующих материалов: фильтров для краски, салфеток пылепоглощающих, шлифовальных кругов и прочего.

Купил новую «морковку». Старая из-за подголовника была вся в дырах и восстановить её было не реально.

Качество новой детали оставило желать лучшего. Похоже, её специально посыпали песком перед покраской.

Я уж молчу, с каким трудом я её на место ставил…..

Понеслась!

Этап 1. Зачистка до металла.

Кто знает, как отреагирует новая краска на старую и чем красили мотоцикл? Перестраховался и снял всё до основания. На бак ушло два дня.

Этап 2. Шпатлевка.

Убрал некоторые косячки на боковых крышках, выровнял «морковку» и пару вмятин на баке, которые проявились только при грунтовке.

Вначале универсальная шпатлевка, потом более мягкая — финишная.

Этап 3. Грунт

Здесь всё понятно. Перед покраской прошелся по грунту наждачной бумагой 600 номера.

Пока разводил краску, в мой гараж зашел белый голубь. Просто так бродил буквально в метре от меня. Я посчитал. что это знак успеха.

Заодно, покормил печеньем.

Этап 4. База.

Легла хорошо. Я предварительно укрыл гараж пленкой, сделал своеобразную «камеру».

Краску фильтровал перед заправкой в краскопульт, детали обезжирил антисиликоном, собрал пыль специальной салфеткой.

Этап 5. Ксералик.

По-хорошему, его надо разбавлять в бесцветной базе, но я читал, что можно добавлять в первый слой лака. Сделал именно так. Тут главное «поливать» равномерно, чтобы везде частички металла были в одинаковом количестве. Беда в том, что эффекта не видно, пока не перекроешь жирным, окончательным слоем лака. Работа вслепую.

Этап 6. Лак.

Тут всё просто. Два хороших слоя в разлив. В качестве эксперимента брал новый лак. Хвалили его. Получилась естественная шагрень, чего я не стыжусь. Опыта нет, оборудование дешевое.

Непрокрасы отсутствуют, потеков нет.

С дуру прошелся шлангом по бардачкам, сам того не заметив, и тем самым обрек их на перекраску.

Морковка внешне получилась хорошо.

Когда всё высохло, утащил детали домой. Там быстрее сохнет.

Трагедия

произошла, когда я установил бак. На нем появилась царапина….

К лаку дают отвердитель и предупреждают, что красить надо за сутки. По истечение этого времени он превращается в засохшую на дне емкости «таблетку».

Короче, жил у меня этот отвердитель две недели…

До этого брал точно такой же и было всё как надо — высох быстро.

В итоге краска на баке оказалось мягкой. Она не царапается от легкого прикосновения и не пачкается, но если надавить ногтем, остается след.

Увы, перекрас.

«Морковку» делал раз 5-6. База на базу ложиться не хотела. Вспучивала и создавался эффект потрескавшейся штукатурки. Ничего не понимал! Материалы ведь одной фирмы…

А до этого красил металликом Ригу, там этот трюк удался.

Теперь всё позади. Я победил свою неопытность и проблему с материалами.

Тюнинг мотоцикла ИЖ «Планета-5»: доработка

Для доработки надо найти коленвал, который имеет в верхней части игольчатый подшипник. Такой вал найти можно на «жидкостном» «Юпитере». Он является взаимозаменяемым с иными моделями ИЖ. В головке надо просверлить 2 отверстия диаметром 3-3,5 миллиметра, как это сделано на «Планете». Штатные сепараторы из алюминия, установленные на Ижевском мотозаводе, надежностью не отличаются. После переделок придется использовать бензин АИ-92.

На фото представлен мотоцикл Иж «Планета-5», тюнинг которого выполнен по-настоящему шикарно.

Самые крутые Иж Кастомы

Кастом Dirt Tracker Иж Планета 3

Стиль: Dirt Tracker. Основа: Иж Планета 3.

Для этого кастом мотоцикла была переработана рама и маятник, который позволяет наклонить амортизаторы. Установлен немного разваренный бензобак и генератор от Минска. Произведен полный капитальный ремонт двигателя, упрощена проводка и полностью убран АКБ, отполировано ЦГП, а также доработаны тормоза.

Специально для кастома изготовлены самодельные крылья, хвост, выхлоп, сиденье, стойки, руль, корпус спидометра, воздухофильтр, поворотники, подножки и крепление фары.

Из заимствованных деталей был взят кик-стартер от Иж К-16, фара от старого мотоцикла производства ГДР, вилка от советского мотоцикла и боковая подставка от Иж 56.

А также установлены новые: сцепление, моторная цепь, карбюратор Микуни, мягкие ручки ProGrip, карбоновые грязе-отбойники. На переднее колесо установлена резина 100х80х18, а на заднее 120х80х18 с разваренным на 20 мм ободом.

Кастом каферейсер Beckman из Иж Юпитер

Стиль: Каферейсер. Донор: Иж Юпитер 4 1982 года. Изготовлен: Iron Custom Motorcycles, для чемпионата мира по кастомайзингу 2016 AMD World & European Championship of Custombike Building.

Проект сделан в стиле 70-80-х годов, и при его создании использовались только доступные в России запчасти прошлых лет, а также самодельные детали.

Что сделали?

  • Изготовили трехцилиндровый двигатель.
  • Переделали раму с вилкой от мотоцикла К-750.
  • Колеса взяли от Иж Ш-12 с резиной размером 450-18.
  • Мотоцикл покрасили в винтажные цвета и отполировали множество деталей.
  • Сделали самодельную выхлопную систему из нержавейки.
  • Демонтировали все приборы, оставили только замок зажигания и установили спидометр от Иж-49.
  • Хвост сделали в стиле каферейсера и на него установили световой сигнал ГАЗ-51.
  • Передний и нижний обтекатели сделали вручную.
  • Бак квадратно округлённой формы также был изготовлен своими руками.
  • Сидение, ручки, подножки, ножку кик-стартера и курки обтянули термовинилом.
  • А также демонтировали все лишние детали для облегчения конструкции и внешнего вида.

Кафе рейсер из Ижа от MJ Custom Company

Стиль: Кафе-рейсер. Донор: ИЖ-Юпитер 5. Автор: Андрей из компании MJ Custom Company. Бюджет: 200 долларов.

Этапы работы:

  • Наброс рисунка мотоцикла.
  • Сделан классический руль.
  • Бак установлен от Явы 634 и такой же взят для изготовления заднего горба.
  • Изготовлены ребра жесткости.
  • Переднее крыло изготовлено частично из остатков старого крыла и доработано другими элементами.
  • Номер был закреплен в качестве дополнительной защиты от грязи и также на нем закрепили подсветку и стоп-сигнал.
  • Спидометр также взят от старой Явы.
  • Замок зажигания размещен на коробке с электрикой, а аккумулятор закреплен на оси мотоцикла.
  • Набивка сиденья сделана из каремата и обтянута искусственной кожей.
  • После этого мотоцикл был покрашен и собран.

Шиф Планета Спорт: пес-скрэмблер

Стиль: Скремблер. Донор: Иж Планета Спорт. Автор проекта: Yuri Shif Custom.

Скрэмблер – это смесь уличного мотоцикла и эндуро, со спицованными колесами, мощной резиной, задранным вверх выхлопом, узким сиденьем, широким рулем и облегченным дизайном.

Этот кастом был собран практически из кучи деталей и внешне очень похож на Иж Планету Спорт, но по сути оригинальных запчастей осталось мало.

Бензобак сохранил фирменный внешний вид, но сделан своими руками. То же самое с приборами.

Установлены дисковые тормоза, новый руль и вилка, а также доработана подвеска.

Двигатель остался старый, но был основательно доработан и настроен, в результате чего увеличил мощность и крутящий момент.

Иж борд-трекер Железный Феникс

Стиль: борд-трекер. Донор для кастома: Иж-49.

Что было сделано?

Рама была перепилена болгаркой и сварена. Задний маятник удлинен, а подвеска осталась старой, лишь модернизированы амортизаторы. Заднее колесо сделано шире за счет новых ребордов.

В передней части мотоцикла установлена рычажная вилка с обратной тягой, пружины взяты от Урала и Ижа. Самодельная опора для амортизаторов приварена к нижней траверсе. Сверху размещен самодельный руль, через который продеты тросы управления. Стандартный бак от Ижа был переварен и удлинен.

Двигатель модернизирован путем установки карбюратора Микни от Иж-ПС, увеличения степени сжатия и расширения впускного канала. Генератор был установлен от Совы. Выпускные трубы были изготовлены вручную, а глушитель взят родной и немного доработан.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]