Мототехника популярна не только среди спортсменов, но и среди любителей активного отдыха, рыболовов, охотников, туристов. Углубляться в причины не нужно – квадроциклы и питбайки имеют хорошую проходимость, выносливы, способны перемещаться по труднопроходимым территориям. Небольшой вес, отличная маневренность обеспечивают простое управление и минимизируют риск получения травм в случае падения. Но что лучше – квадроцикл или питбайк? Вот чек-лист из пяти последовательных шагов, которые помогут вам принять решение.
Первый шаг: назначение
Любая техника покупается с какой-то целью, именно от цели зависит то, что в конечном итоге вы приобретёте. Если вам нужен аппарат для весёлых загородных покатушек, экстрима, может быть даже для прыжков с трамплинов – выбирайте мотоцикл. Быстрый, резвый, маневренный, лёгкий питбайк станет прекрасным выбором и гарантированно обеспечит заряд адреналина.
Если ваша цель – поездки на рыбалку, охоту, продолжительный туризм, следует взять квадроцикл. Четырёхколёсник не подарит вам высокую скорость, но зато обеспечит возможность перевозить существенный груз, например, рыболовные или охотничьи снасти, палатку, другие туристические принадлежности. Кроме того, длительные поездки гораздо комфортнее проводить на широком, удобном сиденье квадроцикла, нежели на узком питбайковском.
Технические отличия между питбайком и мотоциклом
Будем сравнивать питбайки нескольких моделей BSE и Kayo , и классический городской мотоцикл CFMOTO 250 NK (ABS) .
Габариты
Первое, что бросается в глаза — размеры: питбайки намного меньше. В среднем габариты такие:
Параметр | 125-кубовые питбайки | 250-кубовые питбайки | CFMOTO 250 NK (ABS) |
Длина, см | 155-170 | 185-210 | 199 |
Ширина по рулю, см | 75-80 | 75-80 | 78 |
Высота, см | 80-100 | 95-110 | 107 |
Колесная база, см | 110-120 | 130-150 | 136 |
Вес, кг | 65-80 | 110-115 | 151 |
Клиренс, см | 20-22 | 25-28 | 15 |
Как видим, даже мощные 250-кубовые питбайки, по размеру почти сравнимые с компактным мотоциклом — меньше весят, и клиренс имеют намного больший. Ну а более распространенные питбайки с двигателями в 125-150 «кубов» и по размеру будут отличаться.
Из прочих важностей: небольшой вес — это плюс для «грязевого» транспорта. Даже если застрять, его получится легко вытащить даже в одиночку. А еще маленькие габариты упрощают транспортировку — чтобы добраться до трассы, питбайк со снятым колесом можно уместить даже в багажник кроссовера, универсала или крупного хетчбека со сложенными задними сиденьями.
Двигатель, мощность, скорость
Детские и подростковые питбайки обычно имеют 50-100-кубовые двигатели мощностью около 2-3 «лошадей». У 125- и 150-кубовых моделей мощность обычно составляет 8-15 л.с., чего хватает для разгона до 90-100 км/ч по прямой ровной дороге. А самые мощные 250-кубовые могут вырабатывать 17-21 л.с.
Для сравнения: 250-кубовый мотоцикл имеет среднюю мощность около 25-30 л.с., а 125-кубовый — около 12-15.
Из прочих «моторных» нюансов — у питбайков обычно ставится глушитель с большим диаметром выхлопного отверстия. Звучит такой при перегазовке очень громко.
Управляемость
По управляемости питбайк — это что-то среднее между мотоциклом и велосипедом, но есть пара особенностей:
- Вес и размер. За счет маленьких габаритов и веса райдеру приходится намного активнее работать ногами и корпусом: чаще и сильнее отклоняться вперед-назад и в стороны, прочнее держаться бедрами за сиденье. А небольшая высота по сиденьям позволяет перебирать ногами, что может пригодиться для быстрых поворотов, или для аккуратного прохождения особенно сложного участка.
- Мощность. Поскольку питбайки имеют примерно такое же (или чуть меньшее) количество «лошадей», но при этом весят в 1.5-3 раза меньше, чем мотоциклы — они намного резвее стартуют и разгоняются.
Что в итоге: питбайк рулится чутче и реагирует на поворот руля намного резче, чем мотоциклы и скутеры.
Колеса
У питбайков маленькие колеса — их диаметр может составлять от 12 до 18 дюймов сзади и от 14 до 21 дюйма спереди. Обычно у классических питбайков (без уклона в кросс) колеса имеют диаметр до 14/17 дюймов.
Это делается в пользу проходимости и динамике: маленькие колеса меньше весят, а еще позволяют намного быстрее разгоняться.
Подвеска
Поскольку питбайки заточены под трамплины, прыжки, и просто бездорожье с ямами и кочками — они имеют увеличенный ход подвески: обычно это 25-30 см. Сама подвеска также устроена просто: сзади — моноамортизатор, спереди — перевернутая вилка. На удары они реагируют очень чутко, чтобы гасить их при приземлениях.
Стартер
Часто, особенно у бюджетных моделей, вместо электростартера ставится кикстартер. Это не только удешевляет питбайк, но и делает его легче — поскольку можно обойтись без аккумулятора.
Второй шаг: скоростные показатели
Мы уже отметили, что квадроциклы не такие быстрые, как мотоциклы. Это логично – питбайки весят меньше, имеют более высокие динамические показатели, меньшую сопротивляемость встречному потоку воздуха. Разогнать их по прямой за несколько секунд не составит труда. Но вот в чём вопрос: важна ли эта скорость в условиях бездорожья? Если вы спортсмен – безусловно, если турист или любитель – не особенно.
Квадроциклы менее скоростные. Обычно скорость утилитарных аппаратов не превышает 70-90 км/ч. Но они и не созданы для гонок, их главная задача – преодолевать бездорожье, тянуть груз, а с этой работой квадрики справляются как нельзя лучше. К слову, спортивные модели четырёхколёсников тоже довольно резвые – могут гнать 130 км/ч, но для бездорожья они не годятся.
Итак, если вам важна скорость – выбирайте питбайк, если на первом месте практичность – квадроцикл.
Недостатки квадроциклов
Основной минус – их стоимость. Это достаточно дорогое хобби, если рассматривать квадроцикл только как средство для развлечения. Средняя стоимость составляет 150-250 тысяч. Модели попроще можно приобрести и за 70-80 тысяч. Впрочем, есть варианты, цена на которые доходит и до 1 миллиона рублей. Кубатура двигателя составляет более 900 см³, а скорость – свыше 90 км/час.
Второе – это низкий уровень безопасности. Поэтому при управлении ТС, особенно мощным, необходимо иметь мотозащиту. Новички нередко переверчиваются на песке и гравии. А дети и подростки могут эксплуатировать мотовездеход только под присмотром взрослых.
Еще один существенный недостаток – это высокий расход топлива. На 10 км пути расходуется почти 10 л бензина. Такой расход не удивит владельца автомобиля, однако заставит задуматься владельца легкой мототехники. Вес, габарит и технические характеристики у этих транспортных средств – разные. Объясняется все просто – особая конструкция двигателя квадроцикла, «заточена» на езду по бездорожью.
У квадроцикла довольно большой расход топлива
Функциональность мотовездеходов тоже не такая уж высокая. Для перевозки габаритных грузов придется приобретать прицеп. А это дополнительные расходы.
Последнее, что стоит упомянуть – отсутствие защиты от изменяющихся погодных условий. Квадроцикл не оборудован крышей и защитными стеклами, поэтому передвигаться на нем в дождь и сильный ветер неудобно.
И последнее – для вождения необходимо получение водительских прав категории А.
Третий шаг: проходимость
Выбирая между квадриком и мотоциклом, необходимо учесть условия эксплуатации, в которых окажется техника. Если вы планируете кататься по пересечённой местности и по дорогам общего пользования, стоит взять мотоцикл с ПТС. Он позволит не только без проблем бороздить загородные ландшафты, но и топить в городском трафике, объезжая пробки и сокращая дорогу через узкие улочки. С квадриком такие фокусы не пройдут.
Но если ваша цель эксплуатация исключительно в условиях жёсткого бездорожья, более предпочтительным вариантом станет квадроцикл. Четыре колеса однозначно устойчивее двух. И там, где с мотоцикла можно запросто свалиться, квадрик провезёт вас без проблем. Питбайк, конечно, способен выдерживать бездорожье, он всё-таки для этих целей и создавался, но длительные заезды – не его стихия. Квадроцикл в этом случае обеспечит надёжность и хорошую проходимость.
Четвёртый шаг: комфорт, безопасность
Интересно, но в плане безопасности мотоциклы и квадроциклы не особенно отличаются. Конечно, квадрики более устойчивы, но тоже могут перевернуться, тем более, если их неправильно эксплуатировать. Но если из-под лёгкого питбайка можно без особых сложностей выбраться самостоятельно, то из-под перевернувшегося квадрика без посторонней помощи вылезти будет сложно, особенно, если беда приключится с неопытным райдером. Вероятность получить травмы есть как в первом, так и во втором случае, однако большой вес квадроцикла может нанести более серьёзные увечья.
В плане комфорта мотоциклы, конечно, уступают четырёхколёсникам. Райдеру нет необходимости постоянно напрягаться, держать равновесие. Естественно, особо сложные участки надо будет проезжать в стойке, но в остальном поездка будет значительно более комфортной, чем на пите. Конечно, мы не говорим о бюджетных моделях, имеющих «деревянные» амортизаторы: они дадут не больше удобства, чем двухколёсный транспорт. Но расширенные комплектации позволяют путешествовать с максимальным комфортом. Кроме того, квадрики запросто увезут двух райдеров и дополнительный груз в придачу, мотоцикл таким похвастаться не сможет.
Пятый шаг: цена, универсальность, экономичность
Квадроцикл – рабочая лошадка, которая может выполнять много функций: поездки на рыбалку, охоту, туризм, развлечение, решение хозяйственных, бытовых задач. Мотоцикл же имеет несколько другое предназначение. Он может использоваться на соревнованиях по мотокроссу, для любительского катания загородом, как средство перемещения по городу, для туризма. Дополнительный груз на нём не перевезёшь. Можно, конечно, изловчиться, но это негативно скажется на управляемости техники.
С экономичностью всё не так однозначно. Если к мотоциклам вопросов нет – они экономично расходуют топливо, но при этом не теряют в мощности и проходимости, то с квадриками дело обстоит немного по-другому. Некоторые модели могут тратить всего 2,5-3 литра бензина на 100 км, но при этом они значительно теряют в проходимости. Более мощные утилиты расходуют в среднем 9-12 литров на 100 км.
Цена на квадроциклы и мотоциклы особо не отличается. Те, и другие имеют как базовые версии, стоимость которых находится в пределах 50-60 тыс. руб., так и модели с расширенными комплектациями, стоимость которых может достигать 200-300 тыс. руб. Если продолжить разговор о технике премиального класса, то цифра будет расти в геометрической прогрессии.
Минусы питбайков
Однако и недостатки мини-мотоциклов нельзя игнорировать. Перед покупкой учитывайте следующие нюансы:
- Охлаждение двигателя – воздушно-масляное. Это значит, что мотор быстрее перегревается, а грязь, собранная при езде по бездорожью, быстро «прикипает» к корпусу двигателя.
- Жидкая грязь – не лучший вид дорожного покрытия для питбайка. Чтобы она не забивала двигатель, необходимо позаботиться о его защите.
- При постоянной вибрации часть болтов может откручиваться, поэтому все соединения необходимо регулярно проверять и подтягивать.
- Питбайки имеют ряд ограничений по проходимости. Жидкая грязь, рыхлый снег, сугробы – все это не лучший вариант для мини-мотоцикла.
- Присутствует необходимость частой замены масла. В среднем эту процедуру проводят каждые 20 моточасов.
- Питбайки сложно назвать тихими, поэтому окружающие не всегда в восторге от таких хобби.
Питбайк не такой проходимый, нежели квадроцикл
Новичкам следует помнить, что у питбайка довольно короткая база и при этом резвый двигатель. Поэтому впервые садясь на мини-мотоцикл нужно быть предельно осторожным.
Что в итоге?
У любой техники можно найти как плюсы, так и минусы. Не бывает однозначно хороших или однозначно плохих вариантов, здесь, по большей части, всё зависит от условий эксплуатации и целей приобретения аппарата.
Кратко о преимуществах
Квадроциклы | Мотоциклы |
Высокая устойчивость, комфорт райдера во время движения | Высокая скорость наравне с отличной проходимостью |
Высокая грузоподъёмность – до 200 кг | Хорошая управляемость и маневренность в любых условиях |
Простота управления – не нужно держать равновесие | Небольшие размеры и вес – легко вытащить из грязи, меньше вероятность травм в случае падения |
Отличная проходимость | Возможность проезжать по узким тропкам и труднопроходимым местам |
Универсальность: работа, туризм, отдых | Универсальность: спорт, туризм, отдых, возможность перемещаться в городе (при наличии ПТС) |
На что обращать внимание новичку при покупке мототехники?
Вы выбрали, что хотите приобрести – квадроцикл или питбайк. Но на этом муки выбора, к сожалению, не закончатся. Дальше придётся столкнуться с необходимостью найти тот самый, единственный, аппарат. Как поступить, если это ваше первое транспортное средство из класса мототехники? Мы подготовили несколько советов для новичков, которые помогут принять решение.
- Двигатель – сердце любой машины. От его объёма зависит мощность техники и скорость, которую она может развивать. Если вы никогда не сидели за рулем байка или квадрика, отбросьте модели с большой кубатурой сразу же. Контролировать их довольно сложно, а без навыков – опасно. Для начинающих будет вполне достаточно кубатуры 125-150 см³ в случае квадроциклов, 125-190 см³ в случае питбайков.
- Комплектация. Опять же зависит от целей приобретения техники. Если вы планируете просто кататься загородом, брать расширенную версию нет смысла, всё равно большая часть функционала не будет задействована. Но если ваша цель – охота, рыбалка, работа на участке, тренировки по дисциплинам мотоспорта – лучше брать аппарат с полным набором опций и дополнений.
- Габариты. Мототехника должна подбираться под параметры владельца. В противном случае не только качество вождения пострадает, но и возникнет угроза безопасности водителя. Это касается не только детей или подростков, взрослых тоже. Лучше всего получить консультацию сотрудников салона и сразу на месте «опробовать» несколько предложенных вариантов, чтобы понять, какой из них подходит больше.
Выбор мототехники – непростая задача, а современное разнообразие моделей делает её ещё более сложной. Но здесь, как в супермаркете, главное правило – не брать «лишнее». Ищите технику себе по плечу и по вкусу, тогда проблем с ней не возникнет.
Виды двухколесных железных коней
Мотоциклы также бывают нескольких видов. Спортивные и кроссовые модели предназначены для соревнований и быстрой езды. Самые дорогие модели имеют способность развивать скорость более 300 км/ч.
Классические модели отличаются прямой посадкой, удобным дизайном, а также простотой в эксплуатации. Классика проверена временем, она не отличается большой скоростью. На дороге на таком транспортном средстве уверенно себя чувствуют даже не слишком опытные водители. Чопперы — это отдельный вид байков. Вальяжная посадка водителя, агрессивный дизайн и удлиненный руль — вот основные их характеристики.