Супербайк: классы и виды соревнований, правила, определение результатов


Что такое Супербайк?

Супербайк (или, как его называют по-другому, спортбайк) впервые появился в Америке в 60-х годах XX-го века. Современное понимание этого термина истолковывается так: «кольцевые гонки на дорожных спортивных мотоциклах».

Следует отметить, что огромную популярность этому виду спорта принес первый Чемпионат мира, который был проведен в 1988 году. Его победителем и первым чемпионом стал американец по имени Фред Меркел, который участвовал на Хонде.

Особенности мотоциклов для соревнований

В чем же заключаются особенности мотоциклов, владельцы которых собираются попробовать свои силы в супербайке? При их создании нужно опираться всего на одно простое правило: за основу должны браться только серийные спортивные модели, а модернизация может осуществляться любыми доступными деталями (которые, разумеется, можно найти в свободной продаже). Однако на таких байках нельзя ездить по дорогам общего пользования.

Самые популярные модели производятся такими известными японскими брендами, как Kawasaki, Suzuki, Honda и Yamaha. Нередко можно встретить итальянские Ducati или найти немецкие BMW. Помимо упомянутых, участники соревнований могут отдавать предпочтение и другим маркам.

Классы соревнований

Для того чтобы досконально разобраться в особенностях супербайк-гонок, следует знать типичные классы соревнований:

  • Супербайк – считается самым высоким классом. В нем участвуют сильно измененные модели, обладающие 2-цилиндровым 4-тактным двигателем (объем которого не превышает 1200 см3), или 4-цилиндровым мотором (750-1000 см3). Важно: здесь установка гоночных шин («Сликов») является обязательным параметром.
  • Суперспорт (по-английски звучит «Middleweight») – «середнячок», в котором обычно участвуют 4-цилиндровые мотоциклы (объем двигателя не превышает 600 см3) или 2-цилиндровые «кубовые модели» (до 750 см3). В этом классе количество модификаций значительно меньше в сравнении с предыдущим. Самым важным отличием можно назвать использование только стандартных дорожных шин.
  • Суперсток (английский вариант звучит «Lightweight») – самый простой класс, традиционно считается своеобразными воротами в мир кольцевых гонок. Условия максимально простые: модели мотоциклов немного модифицированные, можно использовать обычные серийные модели с двигателями до 1000 см3.

Каждый спортсмен может подобрать для себя класс в зависимости от навыков, особенностей используемых мотоциклов и других параметров.

Althea BMW Racing Team / BMW S 1000 RR STK – FIM STK 1000 Cup

Класс FIM Superstock принёс BMW Motorrad первый большой успех в современной шоссейно-кольцевой программе. Вскоре после выхода S 1000 RR Айртон Бадовини выиграл чемпионат с нереальным преимуществом, чем сделал новому мотоциклу отличную рекламу. Особенно среди любителей, которые как раз и ездят на технике такого уровня. В этом году S 1000 RR снова отличился в «Суперстоке». Рафаэле Де Роза три раза стал третьим, два раза выиграл этапы и в итоге занял первое место в зачёте чемпионата. Чем ещё раз продемонстрировал, что стоковый мотоцикл может ехать очень быстро.

Требования к конструкции в FIM Superstock очень жёсткие. Мотоцикл должен быть максимально приближен к магазинному. Если не считать пластик и органы управления, которые на ходовые качества не влияют, меняется строго ограниченный набор деталей вроде амортизатора, картриджей вилки (с сохранением оригинальных внешних труб), тормозных колодок (с сохранением суппортов). Электроника и программное обеспечение – только доступные обычным пользователям. И в этом плане BMW серьёзно выигрывает у конкурентов. На S 1000 RR ставится железо, позволяющее с помощью специального «софта» (продаётся у каждого дилера) очень глубоко залезать в настройки мотоцикла. У него есть и серьёзные возможности даталоджинга, без которого современный кольцевой мотоспорт не может полноценно работать. В результате получился мотоцикл вроде бы несложный и недорогой, но всё равно очень быстрый. В отличие от мегафорсированных супербайков он ровно работает и хорошо контролируется. В целом функционирует как стандартный, то есть понятно не только гонщику топового чемпионата, но и обычному смертному.

Крупные соревнования, проводимые по супербайку

Самым важным и значимым состязанием является Чемпионат мира (Superbike World Championship). Это довольно значимое событие, которое проходит на постоянной основе. Гонка состоит из нескольких этапов, и каждый представляет собой два больших заезда. Со временем условия чемпионата изменились, и туда был добавлен Superpole – спринт на 10 кругов.

Однако Чемпионат мира – не единственное серьезное соревнование по супербайку. Существуют также не менее популярные соревнования по суперстоку и суперспорту. Кроме того, во многих странах проводятся собственные соревнования, ничем не уступающие Чемпионату мира по своей грандиозности. Особенно можно выделить такие:

  • Moto America Superbike Championship, который традиционно проводится в Штатах.
  • British Superbike Championship, проходящий в Великобритании.
  • Australian Superbike Championship, устраиваемый в Австралии.
  • All Japan Superbike Championship – очень масштабные гонки в Японии.

В России тоже есть свои гонки под названием RSBK (Russian Superbike). Следует подчеркнуть, что RSBK – это не какие-нибудь локальные соревнования, а значимое спортивное событие, которое поддерживается Мотоциклетной Федерацией России.

В РФ первый Чемпионат был организован в 2012 году и с того момента проводится ежегодно. RSBK представляет собой два зачета, которые проводятся в семи классах. Включены такие направления, как Открытый сток, суперспорт, имеется отдельный класс только для представительниц прекрасного пола.

Penz13.com BMW Motorrad Team / S 1000 RR SBK — EWC

Эндуранс – одна из любимых дисциплин BMW Motorrad . Даже когда у баварцев не было никакой кольцевой программы, в Ле-Мане, Ошерслебене и Судзуке выступали оппозитные мотоциклы, удивляя зрителей причудливым светом фар, закреплённых на торчащих в стороны цилиндрах. С появлением S 1000 RR присутствие в гонках на выносливость стало куда более представительным. Мотоцикл неплохо выступал в стоковом классе, а в этом сезоне добился некоторых успехов в Superbike , завоевал поул в «24 часах Ле-Мана» и итоговое третье место в «Восьми часах Ошерслебена». Также он примечателен тем, что в команде механиков работал наш соотечественник Андрей Иванов.

Главная внешняя отличительная черта мотоцикла WEC – фары. Они настоящие и они работают, поскольку гонки идут в том числе ночью. Соответственно, вся эта иллюминация снабжена большим количеством переключателей на руле и рядом. Других кнопок тоже достаточно, есть что понажимать пилоту во время долгого заезда. На гонках Endurance случаются падения, причём это штатная ситуация, после которой нужно доехать до боксов, чтобы механики максимально быстро починили мотоцикл. Когда весь заезд идёт 24 часа, потеря нескольких минут не является критичной. Поэтому при постройке мотоцикла преследуют две важные цели, которые в коротких гонках игнорируют: мотоцикл должен быть максимально крепким и пригодным к быстрому ремонту. Поэтому наиболее уязвимые детали вроде подножек, клипонов, пластика, вилки оптимизированы под быстрый демонтаж. Даже в тормозные шланги врезаны разъёмы, которые позволяют моментально снимать и ставить суппорты без прокачки системы.

В ездовом плане мотоцикл тоже удивляет. Вроде бы для многочасовой езды его должны делать как можно более стабильным. На практике он очень валкий. Настолько, что трудно даже ехать по прямой, постоянно пытается упасть. Каждое, даже самое незаметное движение рулём вызывает нервную реакцию всего шасси. Явление это в гоночном мире распространённое, за пару кругов появляется привыкание. В остальном мотоцикл удобный, сразу видно, эргономика рассчитывалась, чтобы пилот как можно дольше сохранял запас сил. На нём хорошо отдыхать, облокотившись животом на большой бак и уперевшись руками в широкий руль. Поскольку скорости здесь немного ниже, чем в спринтерских гонках, и режимы езды менее изматывающие, кривая крутящего момента сдвинута вниз. Поэтому двигатель кажется более мощным, чем у других мотоциклов, хотя на практике мощности меньше.

Требования к участникам

Требования к участникам зависят от конкретного соревнования.

Существуют условия для потенциальных участников межрегиональных официальных состязаний по супербайку на территории Российской Федерации:

  • От одного субъекта РФ заявку может подать только одна команда.
  • Возраст участников для класса супербайк – от 18 до 62 лет.
  • Для некоторых дисциплин (Суперспорт, Супермото 250, Супермото 450) допускаются спортсмены, чей возраст составляет не менее 15 лет. Лицензии таким участникам выдают после прохождения специальных экзаменов.
  • В классе суперсток 400 могут участвовать спортсмены от 14 лет. Однако здесь тоже для участия предварительно нужно сдать экзамен.

Условия могут меняться в зависимости от типа состязаний. Поэтому перед подачей заявки следует ознакомиться с текстом условий.

Условия проведения соревнований

Условия проведения гонок будут рассмотрены на примере RSBK. Следует оговориться, что другие состязания могут отличаться в этой части. На каждом этапе присутствуют следующие типы заездов, которые разделяются на подготовительные тренировки и гонки:

  • Во-первых, это свободные тренировки, которые участники называют практикой. Их количество указано в регламенте каждого этапа. Продолжительность каждой практики обычно не превышает 15 минут.
  • Во-вторых, это квалификационный заезд (один или больше), длительность которого составляет не менее 15 минут. Именно он распределяет стартовые позиции.
  • В-третьих, финальный заезд. Он отдельный для каждого класса мотобайка.

Важно: чтобы принять участие в финальной гонке, нужно во время практики или квалификации показать время круга в пределах 115% от лучшего времени лидирующего в своем классе.

Правила, установленные для Чемпионата мира, значительно отличаются.

  • Две тренировки по 60 минут в пятницу и субботу, затем две квалификации (тоже по 60 минут), в зависимости от результатов которой определяется стартовая позиция каждого участника во время первой гонки.
  • Две гонки, которые проводятся с двухчасовым перерывом, который большинство участников использует в своих целях. В основном спортсмены вносят изменения в настройки своих байков.
  • Каждая дистанция устанавливается в пределах от 90 до 110 км. В среднем участникам требуется не более 45 минут на ее завершение.

Большинство гоночных болидов без труда развивают на соревнованиях скорость порядка 300 км/ч.

Гоночная программа BMW Motorrad

BMW Motorrad – самый молодой из крупных производителей, участвующих в шоссейно-кольцевых мотогонках. Если не брать соревнования из далёкого прошлого и отдельные эксперименты со штучными «оппозитами», современной баварской «кольцевой» программе всего семь лет, как и спортбайку S 1000 RR . Её суть несколько отличается от того, что делают конкуренты. BMW не стремится любой ценой заполучить победу в спорте высших достижений, в MotoGP завод не представлен вообще, поддержка WSBK намного скромнее, чем у других гигантов индустрии. Вместо этого ресурсы уходят на увеличение присутствия в национальных чемпионатах и любительских сериях. Развитие идёт с разных сторон. Для облегчения работы с техникой предусмотрена техническая поддержка. Даже в стандартной комплектации мотоцикл способен ездить очень быстро. А с помощью готовых наборов из «железа» и программного обеспечения, которые продаются у дилеров, он доводится до уровня, позволяющего занимать высокие места в локальных и международных чемпионатах. Что подтверждается профессиональными гонщиками, использующими те же Race Calibration Kit и Race Power Kit , что доступны любому владельцу S 1000 RR .

Современное гоночное оборудование мало купить, его надо настроить. Чтобы облегчить процесс, предусмотрен штат консультантов. Они отвечают на вопросы по телефону и электронной почте, при острой необходимости могут удалённо настроить электронику. Другое направление – формирование гоночного сообщества. BMW Motorrad Race Trophy – это что-то вроде заочного чемпионата для пилотов S 1000 RR . Они выступают в своих гоночных сериях, набирают очки, которые суммируются по особой системе с использованием коэффициентов. В конце сезона собирается единая таблица, и лидеры получают денежное вознаграждение, покрывающее часть затрат на сезон. Такая политика работает несколько лет, и баварцам уже удалось добиться серьёзных результатов. Трудно представить себе соревнования или трек-дни, где нет S 1000 RR . Около 30 % спортбайков BMW ездят по треку. В 2016 году в BMW Motorrad Race Trophy вошло 20 гоночных серий, 25 стран, 129 гонщиков, 84 трека, 289 гонок. Пилоты BMW одержали 84 победы и попали на 251 подиум. Планы на будущее – увеличить количество команд до 200, а также повысить профессионализм обслуживающего персонала за счёт программы обучения. Так что в ближайшее время S 1000 RR на треках станет больше, они будут быстрее и надёжнее.


Быстрое и вьючное > 21 Декабря 2016 19:44 Николай Богомолов

Определение результатов

Если брать за основу RSBK, то победителем соревнований можно стать сразу в двух номинациях: первая проводится среди гонщиков, а вторая – среди производителей. Судейский состав гонок обеспечивают такие организации, как МФМ (Международная мотоциклетная федерация) и МФР (Мотоциклетная Федерация России).

В Чемпионате мира имеется довольно распространенная система, которая начисляет очки по следующему принципу: 25, 20, 16, 13, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Итого за одну гонку определенное количество баллов может получить всего 15 гонщиков.

Althea BMW Racing Team / BMW S 1000 RR SBK Worldsbk

Успехи BMW в World Superbike ощутимо скромнее, нежели в других гоночных сериях. Что неудивительно, поскольку производитель то приходил, то уходил, а сейчас снова обосновался в классе самых быстрых гоночных мотоциклов, построенных на базе штатных. В этом сезоне перспективный гонщик Хорди Торрес три раза становился четвёртым, а лучшим результатом его напарника Маркуса Райтербергера стало пятое место. Нас долго пугали, что мотоциклы World Superbike задушат и максимально приблизят к стоковым. Пугали зря. Моторы по-прежнему можно серьёзно дорабатывать, так что в сочетании с серьёзной мощностью стандартного варианта получается более чем достаточно, чтобы ехать в первой пятёрке чемпионата мира.

А обычному человеку, не отягощённому багажом большого спорта, характеристик двигателя даже слишком много. Тем более основную массу лошадиных сил собрали в верхней части рабочего диапазона. Снизу мотор нервный: поначалу едет медленно, потом начинает резко выстреливать. Даже выехать с пит-лейна было непросто: нейтраль не ловилась, пришлось заводиться и стартовать уже на передаче, потом мотоцикл дёргал двигателем и при этом хотел завалиться, поскольку ходовая часть рассчитана на повороты даже больше, чем у чрезвычайно валкого супербайка серии World Endurance . На треке становится спокойнее. Раскрутившись за 10000 оборотов, двигатель обретает предсказуемость и ровность работы. Только раскручивать его до красной зоны, как делает элита, боязно: разгон становится более интенсивным, чем нужно. Ещё и ручка «газа» очень короткая. Такую хорошо иметь на «шестисотке», но при мощности 220+ хочется больше контроля. К ходовой тоже надо привыкать. В рамках нескольких кругов, которые нам выделили для знакомства с этой техникой, прочувствовать особенности гоночного шасси высочайшего уровня оказалось нереально. Только перестаёшь бояться и начинаешь немного прибавлять, как уже пора ехать в боксы. Одно ясно точно: это мотоцикл не для медленной езды. Если на «стоках» любитель чувствует себя комфортно и понимает, что делать, S 1000 RR WSBK сложен и непонятен, мотоцикл, на котором нужно специально учиться ездить.

Организатор гонок вправе разместить на всех участвующих в соревновании мотоциклах свою, а также официальную рекламу. Участвующие в гонках спортсмены не вправе отказать Организатору в выполнении им обязательств перед рекламодателями-спонсорами.

Рекламных наклеек должно быть не больше трех штук, причем площадь каждой не должна превышать 140 см². Гонщик обязан разместить рекламу на видном месте и не закрывать ее своим корпусом во время управления мотоциклом. Отказ спортсмена от выполнения этих условий грозит штрафом или недопуском к соревнованиям. В свою очередь, подлежащая размещению реклама должна быть цензурной и не носить оскорбительного характера.

История гонок на супербайках

Superbike World Championship является одним из самых масштабных и востребованных спортивных соревнований по супербайку, которые проходят в Европе, США и в Австралии. Стоит отметить, что до начала двухтысячных годов заезды проводились также на территории Японии.

Первый чемпионат по супербайку был проведен в 1988 году Международной федерацией мотоциклетного спорта. Первым мировым чемпионом в гонках на супербайках стал представитель Америки Фред Меркел. Интересным фактом является то, что «счастливой» маркой мотоцикла была признана фирма Ducati. Это связано с тем, что именно на ней было завоевано свыше 10 титулов на Чемпионате мира. Как стало известно позже, у этой марки было особое преимущество – двухцилиндровая модель с объемом двигателя до 1000 см³, в то время как у японских производителей рабочий объем четырехцилиндровых мотоциклов был равен 750 см³.

В 2003 году требования к объему двигателя был пересмотрены организаторами соревнований, и итальянские мотоциклы от Ducati были лишены своего преимущества, поскольку двигатели всех мотоциклов были уравнены в объеме до 1000 см³. После введенных изменений пальма периодически первенства переходила от одной марки мотоцикла к другой: Хонда, Судзуки, Кавасаки. Одним из наиболее успешных гонщиков первых двух десятилетий с момента признания его в качестве спортивной дисциплины является Карл Фогарти. Ему удалось четырежды завоевать титул чемпиона мира, при этом на его счету 59 побед в 11 сезонах по заездам на супербайках.

В завершение следует отметить, что с момента зарождения дисциплины «Супербайк», несмотря на опасность соревнований, она является очень популярным видом спорта с тысячами спортсменов и преданных поклонников.

Targobank Easyrace SBK Team / BMW S 1000 RR SBK – CEV

CEV – один из локальных чемпионатов, уровень которых на самом деле значительно выше, чем у обычного национального междусобойчика. Испанский чемпионат даже формально имеет статус европейского, а фактически там собираются сильнейшие гонщики планеты. Именно из CEV вышли Хорхе Лоренцо, Марк Маркес и даже Кейси Стоунер, хоть он и родился на другом конце Земли. Наиболее престижные классы – Moto 3 и Moto 2, но и Superbike пользуется большим авторитетом. В этом сезоне BMW S 1000 RR под управлением Максимилиана Шайба выиграл две гонки, в общей сложности девять раз побывал на подиуме и в итоге занял девятое место в чемпионате.

Несмотря на супербайковский статус, модификация мотоцикла серьёзно ограничена. Конструкция двигателя практически полностью соответствует стандартной, самое серьёзное изменение на «железном» уровне – полная выпускная система Arrow . Зато большая работа проведена по настройке электронных параметров с помощью программного обеспечения BMW Race Power Kit и Race Calibration Kit .

В результате по сравнению со штатным мотоциклом злости заметно прибавилось. И без того быстрый S 1000 RR стал ещё быстрее и резче. В какой-то момент на холмистом участке при заходе на спуск он даже попытался перевернуться через заднее колесо. Но Wheelie удаётся аккуратно гасить с помощью очень полезного устройства, рычага заднего тормоза, вынесенного под левый большой палец. Также эта система полезна в элементах высшего пилотажа, вроде поддержания высоких оборотов в наклоне с постепенным добавлением тяги за счёт отпускания тормоза, а не прибавления «газа». Но это уже инструмент профессионалов, а ездокам попроще хватит и возможности просто эффективно тормозить всеми колёсами, не задействуя правую ногу. Поскольку пилот компактен, при росте 180+ сидеть на мотоцикле не очень удобно, приходится сильно складываться. Почему-то стоят очень короткие подножки, так что нога с непривычки теряет опору.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]