ЗИМ-350 — каким был первый квадроцикл в СССР

Квадроцикл ЗИМ 350 – настоящая классика, разработанная ещё в СССР. Это был первый внедорожник в странах СНГ. Машина предназначалась для езды по бездорожью, обработки полей и перевозки грузов.

Первая модификация квадроцикла ЗИМ, созданная в 1980 году, пользуется огромным спросом у антикваров и коллекционеров. Модель выпускалась небольшими тиражами, иногда всего по 200 штук. Ныне выпуск полностью прекращен. Последний квадроцикл ЗИМ 350 сошел с конвейера в 1999 году. Изготавливалось это чудо советской техники в Харьковском Мотоциклетном Заводе.

Прототипом для создания мотовездехода стала модель Л-300, госзаказ на которую поступил еще в далеком 1930 году. Это транспортное средство стало совместным детищем Харьковского и Ижевского завода. Хотя модель планировалось использовать в ходе военных действий, для них она была практически не приспособлена. Поэтому вездеход Л-300 считался экспериментальной моделью гражданского транспорта.

Машина ЗИМ 350 стала первым квадроциклом, изготовленным в СССР Отечественный мотовездеход разрабатывался по единому стандарту, поэтому на нём стоят такие же запчасти, как и на мотоциклах того периода. Модель практически идентична с культовым для того времени аппаратом ИЖ «Юпитер».

Конкуренты ЗИМ 350

С легендой советского автопрома ныне не конкурирует практически ни одна современная модель. Однако похожими характеристиками обладает квадроцикл отечественного производства Рысь ТМЗ 6.903. Ее цена составляет 52 тыс. руб. Это выносливый и прочный квадроцикл, который стал достойной заменой ЗИМ 350.

По сути, советский аппарат не представляет интереса для любителей экстрима и активного отдыха. А вот для антикваров ЗИМ – желанный гость. Коллекционеры готовы забрать технику за внушительную сумму. Цена зависит от состояния машины и стартует от 50 тыс. р.

Первый советский квадроцикл

Еще в 1924 г. на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) началось изготовление трехколесных микротракторов инженера Мамина «Карлик». Этот мотоблок начала XX века имел двигатель мощностью 12 лошадиных сил и единственную передачу вперед. Он развивал скорость до 4 км/ч и управлялся оператором, идущим за агрегатом.

Четырехколесный мотоцикл ЗИМ-350

В конце XX века на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева — бывшем ХПЗ — была продолжена история производства мототехники в Харькове. На этом предприятии освоили производство квадроцикла ЗИМ-350.

Это был первый советский мотовездеход. Он изготавливался в Харькове с начала 1980-х годов прошлого столетия практически до самого конца XX века.

Четырехколесный мотоцикл ЗИМ-350

Квадроцикл был оборудован бензиновым мотором от мотоцикла ИЖ Юпитер-5 с принудительной системой воздушного охлаждения и электронным зажиганием. Заводился ЗИМ-350 ножным кик-стартером, как и мотоцикл ИЖ, хоть на нем и был установлен аккумулятор. Объем двигателя в 350 кубических сантиметров и мощность в 50 лошадиных сил позволяли двухместному мотовездеходу с механической коробкой передач развивать максимальную скорость по дороге до 80 километров в час. Для уверенного передвижения по бездорожью харьковский мотовездеход был снабжен трансмиссией с четырьмя повышенными и четырьмя и пониженными передачами. Он имел передний и задний ход, а также реверс и блокировку дифференциала. Колеса устанавливались разного диаметра — заднее колесо имело больший размер, переднее, соответственно, меньший. От ИЖей ЗИМ-350 также унаследовал не только мотор, но и оптику.

Четырехколесный мотоцикл ЗИМ-800Д

Мотовездеход ЗИМ-350 комплектовался двумя багажниками, фаркопом, при помощи которого он мог тянуть за собой автомобильный прицеп. Также советский квадроцикл имел возможность установки каркаса для натягивания брезентового тента, то есть его можно было оборудовать кабиной. Была предусмотрена возможность использовать ЗИМ 350 как минитрактор. К нему можно было купить навесное сельскохозяйственное и коммунальное оборудование. Имея отличную проходимость по серьезному бездорожью, квадроцикл ЗИМ 350 до сих пор не забыт поклонниками мотовездеходов, более того, их достаточно много продается в интернете и по сей день, правда, не новых, а подержанных. По многочисленным отзывам владельцев, квадроцикл идеально подходил для поездки на рыбалку или охоту, а его мощности вполне хватает не только на преодоление пересеченной местности, но и для выполнения различных работ в сельском хозяйстве.

Последняя модификация мотовездехода выпускалась под названием ЗИМ-800Д. В описании указывалось, что он предназначен для поездок в условиях бездорожья, снежной, заболоченной, каменистой местности по дорогам с различным покрытием, в одиночку и с пассажиром, для перевозки грузов и буксировки прицепа. Основные технические характеристики ЗИМ-800Д были аналогичны ЗИМ-350М.

Плюсы и минусы ЗИМ 350

Квадроцикл может передвигаться практически по любой поверхности (грязь, снег, песок, небольшие подъемы, неглубокие речки и т. д.). Это универсальная модель, которая была предназначена для сложных условий работы и применялась для перевозки людей, в том числе и по бездорожью.

Еще одной областью использования ЗИМ 350 стало сельское хозяйство. Квадроцикл мог легко заменить небольшой трактор. При этом он не боялся неблагоприятных условий окружающей среды, холодных зим и перепадов температуры. Благодаря наличию жесткой рамы на ЗИМе можно было фиксировать навесное оборудование. Дополнительный балласт делал квадроцикл более устойчивым.

Недостатком ЗИМа 350 является большая редкость. Его практически не встретить в продаже. При этом те единицы квадроциклов этой модели, которые еще остаются на ходу, эксплуатировались в сложных условиях. Поэтому они не могут похвастаться надежностью либо презентабельным видом.

Внешний вид

Ну, в общем-то, если речь зашла о советской технике, то про такое качество, как внешний вид, можно забыть. И, правда, ЗИМ-350 абсолютно не отвечает высоким стандартам красоты и моды. Его формы поневоле напоминают обрезки мтеллолома, спаянных вместе кое-как. Взгляд спереди может открыть такую картину: одиноко сидящая круглая фара выдвинута вперед на тонких шарнирах; руль вертикально посажен в рулевое отверстие, как на тракторе; внизу виднеется багажник-корзинка (такое чувство, что его сняли с велосипеда); крылья квадроцикла невероятно огромные, простираются к самой земле. Неприятная картина.


Взгляд сзади оголит старые раны: «Т» образное сиденье крепко стоит на раме; по бокам выглядывает двигатель; все та же проблема с огромными крыльями, и все та же проблема с багажниками-корзинками. В общем, ЗИМ-350 не предназначен для того, чтобы на нем покрасоваться. Настоящий трудяга знает своё дело и не боится испачкаться.

Технические характеристики

Отечественный квадроцикл ЗИМ 350 отлично подойдет для работы в поле, на огороде, для передвижения по плохой дороге. Грузоподъемность модели составляет 500 кг. ЗИМ 350 имеет четырехтактный двигатель ИЖ «Юпитер-5», благодаря которому он развивает скорость до 80 км/ч. Максимальную скорость квадроцикл набирает за 10 секунд.

Модель оборудована:

  • Двигателем мощностью 50 л. с., объемом 350 см³.
  • Принудительным воздушным охлаждением.
  • Механической коробкой передач (8 передач).
  • Блокировкой дифференциала и реверсом.
  • Гидравлическими тормозами.
  • Гибкой передняя подвеской и жёсткой задней.
  • Топливным баком объемом 15 л. Используется бензин АИ 80/92.

Машина не самая лёгкая, вес квадроцикла составляет 320 кг. Экономность тоже не самая сильная сторона машины, аппарат «кушает» 6 л на 100 км. Учитывая мощность двигателя (350 куб.см) это довольно много.

Для гонок и активного отдыха ЗИМ 350 не предназначен. Но для выполнения хозяйственных задач, транспортировки пассажиров или грузов, модель подходит идеально.

Облик квадроцикла – что изменилось

Ввиду того, что разработкой квадроцикла занимались еще в советское время, о внешнем облике изделия сказать практически нечего. При первом взгляде на представленную модель становится ясно, что дизайнеров явно не волновал внешний вид. Создается впечатление, что дизайнер просто накидал на подвижные части металлические обрезки и кое-как их сварил между собой, чтобы не отвалились.

Вид спереди тоже не внушает оптимизма – один единственный «глаз» фары, закрепленный на шарнирах. Вертикально посаженный руль. Чуть ниже, под фарой, специалисты установили небольшой багажник, который похож на корзинку из супермаркета. Особого внимания заслуживают просто огромные крылья, которые дотягиваются до самой земли. Странная и сюрреалистическая картина, вызывающая одновременного гордость, недопонимание и ностальгию.

Посмотрев на изделие с тыльной стороны, сразу станут заметные еще старые недоработки: сиденье изготовлено в виде буквы «Т», с боков видны ребра, узлы и соединения двигателя, корзинки-багажники и опять все те же крылья, габариты которых просто «убивают». В целом, если говорить о внешнем виде, то покрасоваться перед девочками на нем вряд ли получится. Но стоит отметить трудовые качества «ЗИМЫ», которые не заставят в них сомневаться.

Несколько слов напоследок про квадроцикл ЗИМ 350

Квадроцикл ЗИМ 350 технические характеристики которого абсолютно идентичны с мотоциклом ИЖ «Юпитер-5», представляет собой рабочую лошадку, призванную решить поставленные перед ней задачи. Данная советская модель идеально подходит для эксплуатации в высокогорных районах, в тундре, в степях и в тайге. «Зима» станет отличным помощником в хозяйстве, на охоте и рыбалке, поможет добраться туда, куда не проехать даже на внедорожнике.

Среди технических характеристик модели можно выделить следующие:

  • Наличие двух цилиндров;
  • Двухтактный двигатель;
  • Объем двигателя 340 см³.

Что касается зажигания, то на большинстве выпущенных агрегатов установлен стартер. Хотя, на некоторых можно встретить и электронные системы запуска. Если говорить про отечественные модели в целом, то они несправедливо забыты и практически никому неизвестны. Но несмотря на данный факт, они несомненно являются достойными представителями семейства квадроциклов и заслуживают пристального внимания и изучения.

О стоимости такой модели говорить трудно – в некоторых случаях их можно купить за 3 тыс. рублей, а в некоторых регионах их продают за 50 тыс. рублей.

Отзывы владельцев

Несомненно, у квадроцикла ЗИМ 350 отмечается масса достоинств. Но есть и определенные недоработки. Поэтому отзывы владельцев этой техники неоднозначны. Среди положительных высказываний можно отметить следующее.

ЗИМ 350 – рабочая лошадка. Модель была создана для езды по тундре, тайге или степи. Квадроцикл поможет добраться туда, куда не доедет даже внедорожник.

Оценили владельцы и стартерную систему зажигания. Хотя на некоторых модификациях (например, ЗИМ 350-1) установлена электрическая система. При этом стоимость такой техники на сегодняшний день приемлемая. В некоторых регионах цена может значительно отличаться. Приобрести «убитый» квардроцикл ЗИМ 350 можно за 3 тыс. руб. Более «свежие» аппараты стоят 50 тыс. руб.

Недостатков у ЗИМ 350 тоже хватает:

  • Примитивный и угловатый внешний вид модели. Дизайнер будто просто набросал листы металла на каркас и подвижные части. Внешний вид этого аппарата действительно оставляет желать лучшего.
  • Конструкция. Спереди установленна всего одна фара на шарнирах. Под фарой установлен багажник, который внешне напоминает корзинку из супермаркета.
  • Огромные крылья. Компоненты практически достают до земли.
  • Вертикальная посадка руля. Это довольно неудобно при вождении, да и выглядит странно.
  • Сиденье «Т» образной формы. Это один из факторов, ухудшающих комфорт езды на машине.
  • Слабая защита мотора. По бокам аппарата находятся открытые узлы двигателя, соединения, механизмы и т.д. Это не только портит дизайн, но и снижает защиту мотора.

Если пренебречь дизайном и учитывать только технические характеристики, модель станет вполне подойдёт для работы, рыбалки и охоты.

Краткая историческая сводка

Первая модификация ЗИМ 350 сошла с конвейера еще в далеком 1991 году, на Харьковском танковом заводе имени Малышева. В народе, первая и очень редкая модификация, получила прозвище «Зима», что уже характеризовало модель как идеальную для российских реалий.

Ввиду того, что партии выпускались ограниченными тиражами (иногда всего по 200 штук), потребительский спрос полностью не удовлетворялся. Стоит отметить и тот факт, что данные модели постоянно использовались в экстремальных условиях, ввиду чего, до наших дней «дожили» считанные единицы.

Ремонт и тюнинг

Так как квадроцикл ЗИМ 350 изготовлен по аналогии с мотоциклами советских времен, найти для него подходящие детали, узлы и механизмы не составит труда. За себя говорит наличие в системе такого же двигателя, как у «Юпитер-5». От ИЖей этот аппарат унаследовал также и оптику. Практически все детали можно найти в свободной продаже.

ЗИМ 350 вызывает интерес и из-за тюнинга. Многие мастера любят перерабатывать советскую технику на современный лад. Одним из популярных подходов к доработке является установка двигателя с совмещенной обмоткой от «Словянки». Такой апгрейд позволяет увеличить скорость квадроцикла до 100 км/ч.

Для своего времени квадроцикл ЗИМ 350 стал серьезным прорывом в области советского машиностроения. Ныне эту редкую модель вполне можно использовать только для работы, или отдыха.

Как начинался выпуск мотоциклов

ЗИМ-350 был собран на Харьковском мотоциклетном заводе. К сожалению, последний упоминался крайне редко. Известно, что в 1930 году поступил заказ от Госплана: разработать мотоцикл для использования ими красноармейцами. К слову, он должен быть маневренным, быстрым и удобным, а также быть пригодным для всех типов дорожного покрытия. Заказ дан был не случайно, ведь в те годы в мире был резонанс по поводу слухов о нападении Гитлера на Советский Союз.

К тому времени уже были выпущены мотоциклы «Союз» и некоторые версии ИЖ. Произошло объединение Харьковского и Ижевского завода, и благодаря инженерам из двух республик была создана экспериментальная модель Л-300.

В начале войны инженеры предполагали, что огромную роль на передовой фронта будут играть именно мотоциклы. Но гражданская техника не была адаптирована для военных условий. Для такой цели был создан М-72.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]