Замена реле поворотов скутера


Замена реле поворотов скутера

Для передвижения скутера в темное время суток служат передняя фара и задний стоп — сигнал. А для предупреждения остальных участников движения о совершении маневра обгона или поворота предусмотрены поворотные огни. Однако в темноте непрерывный сигнал поворота сзади скутера будет сливаться со светом стопа и другие водители его просто не заметят. Для этого и предусмотрен мигающий вариант поворотов на всех транспортных средствах. А чтобы это было возможно — в системе подачи электричества на лампочки поворотных фар установлено специальное реле. Значит, основным предназначением реле поворотов скутера (как и любого другого транспортного средства) является обеспечение прерывистой подачи электричества на лампочку. Именно вследствие этого она и мигает с определенным интервалом.

Штатное реле поворотов скутеров самых распространенных моделей состоит из:

  • удерживающей обмотки;
  • притягивающей обмотки;
  • конденсатора;
  • резистора;
  • пластикового корпуса;
  • креплений и проводки.

Принцип работы реле и уход за ним

Как и устройство самого реле, принцип его работы максимально прост. Поступающий в узел ток идет через обе обмотки реле и служит для заряда конденсатора. При достижении конденсатором заряда определенной мощности ток, текущий через притягивающую обмотку станет достаточно сильным для срабатывания реле. При этом удерживающая и притягивающая обмотки разъединяются. После этого конденсатор разряжается с помощью удерживающей обмотки до определенного уровня. Реле отключается, и весь рабочий цикл повторяется снова. Назначение резистора в этой схеме — разрядить конденсатор при отключении электропитания скутера (а значит его полной остановки).

Реле поворотов в эксплуатации почти ничем не отличается от остального электрооборудования. Это значит, что и уход за ним требует тех же условий и манипуляций, что и все электрические приборы скутера, а именно:

  • предохранение устройства от проникновения влаги внутрь корпуса;
  • предотвращение попадания химических или других агрессивных веществ на провода и соединения этого узла;
  • ударов, сжатия, давления или других механических воздействий на корпус устройства, которые могут повлечь его повреждения или порчу;
  • предотвращения перегрузок в цепях электрического питания скутера и, как следствие, короткого замыкания, что неизменно приводит к выходу из строя данного узла системы освещения.

Кроме того, реле, как и другие детали и системы скутера, необходимо содержать в чистоте, то есть периодически проводить протирание и обработку специальными средствами от грязи, пыли и наслоений маслянистых веществ.

Виды повреждений, порядок разборки и замена реле поворотов

Основными показателями частичного или полного отказа реле поворотов являются:

  • нестабильное или более частое включение (мигание) лампочек поворотов;
  • невозможность включить повороты (лампочка не реагирует на переключатель);
  • лампочки поворотов включаются, но не мигают (просто горят и тухнут только после выключения).

Если подобные симптомы проявляются при полной работоспособности ламп и проводки — значит пришла пора заменить реле поворотов. А для этого, естественно, необходимо разобрать ту часть скутера, которая мешает свободному доступу к данному узлу. В разных моделях скутеров расположение реле может варьироваться от пространства под передним пластиком до задней части транспортного средства. В зависимости от этого и проводится разборка передней или боковой частей скутера.

При разборке скутера для замены реле необходимо:

  • установить скутер на ровной поверхности на центральную подножку;
  • определить расположение реле на данном скутере, руководствуясь инструкцией по эксплуатации;
  • открутить и снять пластик в месте расположения реле;
  • освободить деталь от хомутов крепления (в большинстве случаев они резиновые);
  • извлечь деталь;
  • аккуратно отсоединить пластиковый разъем реле (он может быть как с дополнительной проводкой, так и без нее);
  • подключить новое реле к бортовой сети;
  • установить деталь на место и зафиксировать ее с помощью хомутиков;
  • установить снятый пластик на место и надежно прикрутить его фиксирующими болтами.

Процедура замены реле поворотов — один из самых простых видов ремонта скутера, с которым справится даже неопытный начинающий водитель — владелец.

Однако при проведении замены реле поворотов не следует пренебрегать общими правилами для всех видов ремонта скутеров, а именно:

  • перед началом разборки нужно тщательно очистить, помыть и просушить скутер (особенно труднодоступные места и места максимально подверженные воздействию грязи);
  • проводить ремонт в чистом помещении и только с использованием чистых инструментов (ключей, отверток, емкостей);
  • следует запастись емкостью (или несколькими) для складывания мелких деталей (болтов, гаек, уплотнительных колец).

После установки нового реле нужно проверить его функциональность, проехав на скутере некоторое расстояние.

РЕЛЕ ПОВОРОТА


Эксплуатируя мотоцикл «Тула» (ТМЗ-5.952), столкнулся с неприятным явлением. При включении указателей поворота они начинали сигналить не сразу, а с задержкой в пару секунд. Виной всему оказалось реле поворота РС57В и его тепловой механизм коммутации. Поскольку две секунды — это непростительно много для безопасности на дороге даже при мало интенсивном движении в нашем небольшом городе, я попытался сократить это время, уменьшив рассеивание тепла.
Для этого внутренности и корпус РС57В обмотал теплоизолирующим материалом. В итоге добился снижения задержки до 1,5 секунды, что меня тоже не устроило. Принял решение — изготовить электронный прерыватель.

Среди автомобильных реле подходящего не нашлось: они все 3-выводные, у «Тулы» же реле — 2-выводное и подсоединяется оно просто в разрыв цепи питания сигналов поворота. Но подобное все же нашлось — от импортного скутера. Однако у него было необходимо повысить яркость вспышек, а сделать это представлялось возможным, лишь применив светодиоды. Известно, что для стандартных реле поворота светодиод из-за своей экономичности и особенности вольт-амперной характеристики (ВАХ) представляет мизерную и нелинейную нагрузку, поэтому просто заменить мотоциклетные лампы светодиодами не получится — они либо замерцают частыми вспышками, либо вообще не включатся. Мотолюбители борются с этим, пробуя параллельно светодиодам подключать мощные низкоомные резисторы либо те же лампы накаливания. Однако такой монтаж не надежен, выглядит неаккуратно, да и на техосмотре забракуют подобное самодельное устройство.

Подсказка нашлась неожиданно. В интернете кто-то поведал о появлении универсальных 2-выводных новых типов реле (FLASHER), которые работают одинаково свободно с любой нагрузкой. Найти готовую схему этого чуда в сети не удалось, но нашлась схема маяка, встраиваемого в сигнальный конус для дорожных работ. После минимальной доработки получилось самодельное реле, схему которого и предлагаю вашему вниманию (рис. 1).

Рис. 1. Схема доработанного FLASHNER-реле для «поворотников» мотоцикла «Тула»

Рис. 2. Трассировка и монтаж со стороны пайки (топология печатной платы)

Генератор создан на базе транзистора VT1 и частотозадающей цепочки R3C2. Транзистор VT2 является исполнительным силовым ключом для нагрузки («поворотников»). Особенность схемы заключается в том. что конденсатор С1, являясь буфером, продолжает питать генерирующую часть схемы, когда VT2 открыт, что и позволило обойтись столь нужным нам 2-контактным подключением «в разрыв». Диод VD1 подзаряжает С1 в фазе закрытого VT2.

Судя по вспышкам поворотников, реле выдает практически прямоугольные импульсы с крутыми фронтами, поэтому \/Т2 работает в хорошем мигающем режиме и не греется даже при нагрузке в несколько ампер.

Номиналы элементов указаны для той частоты и скважности импульсов, которые понравились лично мне. Желающие что-то подрегулировать могут сделать это, заменяя номиналы цепочки RЗC2. Так же работа схемы меняется при регулировке R1, но не рекомендую повышать его более 3,6 кОм — произойдет срыв генерации. Диод VD2 защищает схему от неправильного подключения, а предохранитель — от короткого замыкания.

Схема собирается на плате из односторонне фольгированного текстолита размерами 20×18 мм. Трассировка и монтаж со стороны пайки (топология печатной платы) показаны на рисунке 2. Резисторы используются планарные, любого приемлемого типоразмера. Предохранитель монтируется навесным способом и на рисунке не указан.

Плату я изготовлял следующим несложным способом. На отпиленную по размерам и очищенную от окислов заготовку платы шилом наносил разметку точек сверления. Затем покрыл медь слоем лака для ногтей (у женщин всегда найдется). После высыхания (не дожидаясь полного отверждения) тонкой иглой процарапал предварительный рисунок трассы, лавируя между точками сверления. Затем более толстой иглой или шилом конкретизировал рисунок. Цвет лака желательно выбрать темнее, так будет лучше видно будущую трассировку. Данный способ очень удобен для больших и сложных плат (при стремлении к красоте чертить можно и под линейку, а еще, не страшно допустить ошибку: капнул лаком на испорченный фрагмент рисунка, подождал высыхания и исправил). Подготовленный рисунок травил в подогретом на батарее растворе медного купороса с водой в пропорции 1:1. Поскольку площадь травления небольшая, раствор справился с задачей за два с небольшим часа.

Рис. 3. Электронное реле и печатная плата реле в сравнении с 50-копеечной монетой

Собранную схему (пайку и ножки деталей) после проверки под нагрузкой следует покрыть каким-нибудь техническим лаком. Из рисунка 3 видно, что в собранном виде схема очень компактна, при этом нагрузочная способность транзистора IRFZ44 (ток до 49 А при напряжении 55 В) делает его столь универсальным, что позволит использовать устройство на самой разнообразной технике (от мопеда до грузовиков с прицепом).

Подключение реле к поворотникам на лампах накаливания осуществляется без каких-либо переделок (рис. 4а). Если же увлеклись тюнингом и решили использовать светодиодные поворотники, то надо знать, что для запуска реле нужна небольшая активная нагрузка в виде маломощных (0,25 — 0,125 Вт) резисторов (сопротивлений 100 Ом — 1 кОм) (рис. 4б). Их можно установить прямо в фарах поворотников либо в корпусе переключателя поворотов. Однако в случае с мотоциклом «Тула» резисторы не потребовались, так как роль активной нагрузки для реле стала выполнять лампа контроля поворотов на приборной панели. Если же вы на своем транспорте строите электросхему с нуля и хотите, чтобы «контролька» на панели была, то ее можно выполнить по рисунку 4в. Здесь использовать лампу накаливания не обязательно — можно поставить светодиод на 12 вольт. Повторюсь: схема не чувствительна к нагрузке и после сборки дает одинаковую частоту и скважность вспышек, будь то светодиод или лампа.

Рис. 4а. Подключение реле к «поворотникам» на лампах накаливания

Рис. 4б. Подключение реле к светодиодным «поворотникам» с небольшой активной нагрузкой в виде маломощного резистора

Рис. 4в. Полностью самодельная схема реле с выводом контрольной лампы на панель приборов

При использовании схемы для больших токов нагрузки (более 1,5 ампера) имеет смысл соответственно пересчитать и заменить VD2 и предохранитель на большие токи.

Если вы любите реконструировать старинную мототехнику, где правилом хорошего тона является использование только оригинальных запчастей, то разумным компромиссом будет спрятать электронику в тот же корпус от РС57В и внешность мотоцикла в деталях останется прежней.

P.S. Последние просмотры форумов показали, что при покупке FLASHER в комплекте с ними тоже идут небольшие балластные резисторы.

М. ЛАВРУХИН, г. Амурск, Хабаровский край

Рекомендуем почитать

  • «ДРОВЯНОЙ ПРИМУС» Цепные пилы с бензиновыми или электрическими двигателями есть сегодня в каждом, наверное, сельском доме. Да и у большинства владельцев дачных участков такие инструменты найдутся. Они…
  • ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ В 2010 ГОДУ РЕПОРТАЖ НОМЕРА А.Полибин. АВТОЭКЗОТИКА-2009 АЛолибин. «АРХИМЕД-2010» АЛолибин. СЛА-2010 ФОТОПАНОРАМА ОБЩЕСТВЕННОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО…
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]