>> Система питания. Двигатель.
Система питания
Топливо и горючие смеси
Для работы ДВС в его цилиндр поступает горючая смесь, состоящая из мелко распыленного и испаренного топлива, смешанного с воздухом. В качестве топлива в современных двигателях скутеров используют автомобильный бензин с октановым числом не ниже 93 (у скутеров с двухтактными двигателями в бензин добавляют масло, подробнее об этом было изложено ранее). Октановое число бензина характеризует стойкость топлива к детонации — взрывному сгоранию топлива в цилиндре при высоких нагрузках.
Топливный насос («Хонда»).
Топливный бак
В нем хранится запас топлива, его объем у 50-кубовых скутеров обычно не превышает 5 л. Изготавливают топливные баки из пластмасс, которые почти вытеснили применявшуюся еще недавно сталь. Располагают баки в разных местах. Раньше они устанавливались непосредственно под передней частью сиденья, однако у большинства современных скутеров здесь находится емкость для хранения шлема. Поэтому бак смещают в «хвостовую» часть скутера, опускают ниже багажной емкости или располагают в передней части. В крышке бака имеется специальное отверстие, через которое в бак поступает воздух по мере расходования топлива. На многих скутерах крышка бака герметичная, а сообщение внутреннего объема бака с атмосферой происходит через специальные резервуары с активированным углем, поглощающим пары бензина.
Топливный насос
Применяется не на всех скутерах, поскольку на большинстве моделей топливный бак расположен выше двигателя и топливо самотеком поступает по шлангу в карбюратор.
Автоматический топливный кран: 1 — штуцер, к которому подводится разрежение; 2 — топливопода-ющий штуцер; 3 — гайка крепления к баку; 4 — топливный фильтр.
У скутеров с четырехтактными двигателями топливный насос имеет электрический привод. На скутеры с двухтактными двигателями устанавливают топливные насосы с вакуумным приводом — подобные конструкции широко применяются на подвесных лодочных моторах. В них используется пульсация давления, возникающая в кривошипной камере при движении поршня.
Топливный кран
Является обязательной деталью системы питания, поскольку исключает подтекание топлива через карбюратор при остановке в случае негерметичности его поплавкового клапана.
На мотоциклах и старых моделях скутеров (мотороллеров) применяли топливные краны с ручным управлением. Такой кран имеет три положения: «3» или «Off» — закрытое; «О» или «On» — топливо поступает из основного объема бака; «Р» или «Res» — топливо поступает из резервного объема бака. При длительной остановке (например, на ночь), водитель закрывает кран. При пуске двигателя включает его в обычное положение «открыто». Если во время движения двигатель глохнет, водитель переключает кран в положение «резерв» и едет к ближайшей заправочной станции. Обычно объем «резерва» таков, что на нем можно проехать 20-30 км.
Схема автоматического топливного крана: 1 — мембрана; 2 — корпус крана; 3 — топливный бак; 4 — штуцер подачи топлива; 5 — запорная игла; 6 — канал управления (сообщающийся с впускным патрубком).
В состав системы питания двигателей подавляющего большинства скутеров входят: топливный бак, топливный кран, топливный фильтр, карбюратор и воздушный фильтр. В ряде случаев в состав системы питания входит топливный насос. У современных скутеров с большим рабочим объемом двигателя применяют систему впрыска топлива.
Детонация — явление нежелательное и опасное, вызывает перегрев и разрушение деталей цилиндро-поршневой группы двигателя. Чем выше октановое число, тем большую степень сжатия может иметь двигатель. А значит, в соответствии с теорией ДВС, он будет работать эффективнее, его экономичность и мощность будут выше.
Топливный насос требуется тем моделям скутеров, у которых топливный бак расположен под седлом или полом, ниже карбюратора.
Расположение воздушного фильтра (показано стрелкой).
На современные скутеры устанавливают автоматические топливные краны, которые в соответствии с названием не требуют от водителя никаких действий. Такой кран открывается только при пуске двигателя, а при его остановке сразу закрывается. У современных скутеров управляет работой крана разрежение во впускном трубопроводе (между карбюратором и цилиндром). При пуске и работе двигателя разрежение воздействует на мембрану топливного крана, которая, преодолевая усилие пружины, опускает связанную с ней запорную иглу и обеспечивает поступление топлива.
Обычно в магистрали перед топливным краном или внутри него имеется сетчатый фильтр, который препятствует попаданию грязи в карбюратор. Второй топливный фильтр — сменный бумажный — часто врезают в шланг, соединяющий кран и карбюратор. В целях безопасности на концы соединительного шланга надевают хомуты или кольца-фиксаторы.
Воздушный фильтр с поролоновым фильтрующим элементом: 1 — крышка корпуса; 2 — фильтрующий элемент; 3 — ограничитель; 4 — корпус.
Воздухоочиститель
Служит для очистки поступающего в карбюратор воздуха от пыли и прочих посторонних частиц. Воздухоочиститель является важной деталью скутера, которая обеспечивает долговечность двигателя. Кроме того, воздухоочиститель играет роль глушителя шума впуска. Воздухоочиститель состоит из корпуса с крышкой и воздушного фильтра. На современных скутерах применяют два типа фильтров: бумажный и пенополиуре-тановый (поролоновый). Еще недавно применявшиеся сетчатые металлические фильтры, требовавшие регулярной промывки и не гарантировавшие тонкой очистки воздуха, вышли из употребления. Бумажные фильтры являются одноразовыми, т.е. их заменяют при каждом ТО. Поролоновые фильтры допускают многократную промывку и последующую пропитку специальным маслом.
В последнее время получили некоторое распространение так называемые фильтры нулевого сопротивления, являющие собой разновидность сетчатых металлических фильтров. Однако их устанавливают только при тюнинге.
Какой бы воздушный фильтр не применялся, необходима регулярная очистка и контроль за его состоянием, а в случае необходимости — замена. При неисправном фильтре в двигатель поступают твердые частицы пыли, вызывающие ускоренный износ поршня, зеркала цилиндра, подшипников шатуна и коленчатого вала. Чрезмерно загрязненный фильтр затрудняет поступление воздуха, обогащая топливную смесь, снижая мощность и увеличивая расход топлива.
Главная дозирующая система золотникового карбюратора: 1 — дроссельный золотник: 2 — смесительная камера; 3 — конусная игла золотника; 4 — распылитель главной дозирующей системы; 5 — поплавковая камера; 6 — главный топливный жиклер; 7 — воздушный канал.
Карбюратор
Этот прибор в составе системы питания приготавливает и дозирует горючую смесь, поступающую затем в цилиндр. Его устройство достаточно сложно, оно включает несколько систем дозирования топлива.
Поплавковая камера
Ее назначение — поддержание уровня топлива на постоянном уровне, поскольку от этого зависит количество топлива, поступающего вместе с воздухом. Кроме того, необходимо прекращать подачу топлива при остановленном двигателе.
Деталировка узла дроссельного золотника: 1 — игла золотника; 2 — дроссельный золотник; 3 — прокладка крышки; 4 — крышка; 5 — пружина золотника; 6 — фиксатор иглы.
Поддерживает постоянный уровень топлива поплавок с закрепленным на нем клапаном, обычно игольчатого типа. Когда камера пуста, поплавок с иглой опущены, при этом топливо может беспрепятственно поступать в камеру из бака. После наполнения камеры топливом до определенного уровня поплавок поднимается и, воздействуя на иглу (непосредственно или через рычаг), поднимает ее, прекращая подачу топлива. Регулировку уровня топлива осуществляют подгибанием рычага, управляющего клапаном, или установкой прокладок под седло клапана. Часто такая регулировка не предусмотрена вообще — она обеспечивается точным изготовлением деталей.
Типы карбюраторов
Простейший карбюратор способен готовить оптимальную топливовоздушную смесь только на одном режиме работы двигателя, с постоянными нагрузкой и оборотами. У любого транспортного двигателя, в том числе и у скутера, оба этих параметра постоянно изменяются, к тому же существует проблема холодного пуска. Поэтому применяемые на скутерах карбюраторы устроены значительно сложнее. Современные карбюраторы имеют главную дозирующую систему, системы пуска, холостого хода и переходную систему, а также системы коррекции состава смеси для получения максимальной мощности. Для управления режимом работы двигателя в карбюраторе установлена дроссельная заслонка, связанная тросом с ручкой «газа» на руле. С ее помощью регулируется количество поступающей в цилиндр топливовоздушной смеси. На современных скутерах применяют два типа карбюраторов: золотниковые и так называемые постоянного разрежения (CV). Последние используются преимущественно на скутерах с четырехтактными двигателями.
Конусная игла золотника имеет канавки (1), фиксирующие разрезную шайбу (2). Перемещением шайбы достигается регулировка состава смеси.
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ СМЕСЬ
. Как было установлено опытным путем еще в начале XX века, топ-ливовоздушная смесь наиболее эффективно сгорает при весовом соотношении компонентов 1:15. Когда доля топлива выше, смесь называют обогащенной, меньше — обедненной. Работа двигателя на обогащенных смесях повышает мощность, на обедненных — экономичность. Слишком богатые смеси не сгорают в цилиндре полностью, а бедные ведут к перегреву двигателя, вспышкам и хлопкам в карбюраторе.
ПРОСТЕЙШИЙ КАРБЮРАТОР
. Состоит из двух камер: смесительной и поплавковой. Смесительная камера образована диффузором — так называется канал, сечение которого в середине меньше, чем с торцов. При прохождении воздуха через диффузор, его скорость в середине возрастает, а давление падает ниже атмосферного. Смесительная и поплавковая камеры сообщаются между собой и топливным каналом (распылителем), в котором установлена деталь с калиброванным отверстием — жиклер. Образующееся в диффузоре разрежение заставляет топливо истекать из распылителя в виде мелких капель, которые затем дробятся и испаряются в потоке воздуха, образуя горючую смесь.
Основные детали золотникового карбюратора: 1 — автоматический пусковой обогатитель; 2 — корпус карбюратора; 3 — поплавок; 4 — крышка поплавковой камеры; 5 — топливные жиклеры главной дозирующей системы; 6 — подогревающий элемент; 7 — дроссель с дозирующей иглой.
Длина распылителя выбрана такой, чтобы уровень топлива в поплавковой камере был на 1-2 мм ниже верхнего среза распылителя. Тем самым предотвращается самопроизвольная подача топлива при неработающем двигателе.
Золотниковый карбюратор
В нем дроссельная заслонка (золотник), перемещаясь, изменяет сечение диффузора. Таким образом, регулируется количество проходящего через карбюратор воздуха и, следовательно, обороты двигателя. С золотником жестко связана конусообразная игла, сужающаяся книзу и входящая в распылитель. С другой стороны распылителя установлен главный топливный жиклер. Все эти детали образуют главную дозирующую систему карбюратора.
Главная дозирующая система карбюратора типа CV (положение соответствует полной нагрузке): 1 — диффузор; 2 — мембрана; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — дозирующая игла; 6 — поворотная дроссельная заслонка; 7 — распылитель; 8 — главный топливный жиклер; 9 — поплавок; 10 — запорный клапан поплавка.
При повороте ручки «газа» игла перемещается вместе с золотником, и, в связи с тем, что ее диаметр в нижней части меньше, чем в верхней, при поднятии золотника и иглы сечение топливного канала увеличивается. Изменяя положение конусной иглы относительно золотника, можно несколько корректировать состав смеси: обогащать, поднимая иглу, или, наоборот, обеднять, ее опуская.
Карбюратор типа CV
В карбюраторах постоянного разрежения перемещение ручки «газа» передается не к золотнику, связанному с дозирующей иглой, а к поворотной дроссельной заслонке, расположенной ближе к выходу из карбюратора. Эта заслонка, как и золотник у рассмотренного выше карбюратора, регулирует количество воздуха, проходящего через карбюратор. Мембранная камера над золотником сообщается со смесительной камерой карбюратора.
Религуровочные винты системы холостого хода: 1 — винт «количества»; 2 — винт «качества».
Таким образом, перемещением золотника (а вместе с ним и дозирующей топливо иглы) управляет разрежение во впускном тракте. При малых нагрузках, когда поворотная дроссельная заслонка прикрыта, разрежение в смесительной камере (а следовательно, и в полости над мембраной) невелико, и золотник вместе с иглой опущен под действием пружины. При больших нагрузках, при открытой дроссельной заслонке повышенное разрежение передается в полость над мембраной и поднимает золотник вместе с дозирующей иглой. Преимущество такого типа карбюратора заключается в том, что золотник поддерживает постоянное разрежение в зоне распылителя, обеспечивая оптимальное соотношение топлива и воздуха в рабочей смеси.
По мере открытия дроссельной заслонки (подъема золотника) вступает в работу главная дозирующая система, обеспечивающая требуемый состав смеси во всем диапазоне работы двигателя.
Система холостого хода золотникового карбюратора (а) и типа CV (б): 1 — дроссельная заслонка (золотник); 2 — топливный канал; 3 — винт «качества» смеси; 4 — жиклер системы холостого хода; 5 — упор дроссельной заслонки (золотника) — винт «количества»; 6 — воздушный канал.
Система холостого хода
Когда скутер стоит на месте или двигается накатом без нагрузки («газ» сброшен), карбюратор должен обеспечивать работу двигателя на минимально устойчивых оборотах. В простейшем карбюраторе эту задачу выполнить трудно, поскольку разрежение при почти полностью закрытом золотнике в районе топливоподаю-щего канала настолько мало, что оно не способно обеспечить истечение нужного для работы двигателя количества топлива через распылитель. Однако в другом месте карбюратора, за золотником, ближе к цилиндру, разрежение выше, и там размещается небольшой канал, к которому подводят воздух и топливо. Несколько таких каналов образуют систему холостого хода, которую имеют все карбюраторы. Она включает в себя воздушный и топливный каналы холостого хода, топливный жиклер и регулировочные винты оптимального количества и состава топливной смеси на холостом ходу. Один винт, называемый винтом «количества» смеси, упирается концом в золотник, препятствуя его полному опусканию. Другой винт, называемый винтом «качества» смеси, своим конусным концом частично перекрывает канал подвода воздуха в систему холостого хода. Поскольку топливо поступает из поплавковой камеры по другому каналу, то при заворачивании винта «качества» доля воздуха уменьшается и смесь, поступающая через систему холостого хода, несколько обогащается. Для фиксации регулировочных винтов от самопроизвольного проворачивания используются пружины или пластмассовые втулки.
Система холодного пуска
При пуске холодного двигателя для нормального сгорания требуется обогащенная смесь. Это связано с тем, что при этом большая часть топлива оседает в виде капель на холодных стенках цилиндров и впускных каналов и горючая смесь оказывается слишком бедной для воспламенения. Обогащает смесь при запуске холодного двигателя еще одна система карбюратора — система холодного пуска.
Устройство системы впрыска Ditech двухтактных двигателей. БЕНЗИН, ТОПЛИВНЫЙ НАСОС, РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ, ФОРСУНКИ, КОМПРЕССОР, МИКРОПРОЦЕССОР.
В простейших карбюраторах скутеров прошлых лет в крышке поплавковой камеры располагался утопитель поплавка. При нажатии на его стержень поплавок принудительно опускался (утапливался) и уровень топлива в поплавковой камере становился выше допустимого. Это приводило к принудительной подаче топлива из распылителя во впускной коллектор. Часть бензина при этом через дренажное отверстие поплавковой камеры вытекала наружу.
В последнее время используются обогатители смеси различных конструкций. Они представляют собой дополнительный топливный канал, который открывается только на холодном двигателе, либо (реже) воздушную заслонку, создающую более высокое разрежение у распылителя и увеличивающую величину подачи топлива через распылитель. Работой ручного обогатителя смеси управляет водитель: для этого при пуске двигателя он нажимает на расположенный на руле слева рычажок, который посредством тросика осуществляет управление заслонкой обогатителя. Наиболее распространены автоматические пусковые обогатители с нагревательным элементом. В таких конструкциях при пуске холодного двигателя запорная игла обогатителя втянута, сечение топливного жиклера открыто полностью, топливовоздушная смесь обогащена. После пуска двигателя ток от генератора поступает к нагревательному термоэлементу. Через определенное время, достаточное для прогрева двигателя, рабочее тело элемента расширяется и, воздействуя на иглу обогатителя, перекрывает топливный канал.
На скутеры часто устанавливают электроподогреватель, включаемый термодатчиком при температуре около +5 °С и ниже. Кроме того, некоторые скутеры (например, «Ямаха» BW»s) оснащают описанным выше неавтоматическим обогатителем в дополнение к автоматическому. В этом случае водитель сам решает, какой системой обогащения пользоваться.
На современных скутерах ручной обогатитель встречается редко. Обычно применяются автоматические устройства, позволяющие водителю не задумываться о действиях при пуске холодного двигателя.
Системы впрыска топлива
Карбюраторы современных скутеров — достаточно сложные и совершенные приборы. Однако сегодня они вытесняются системами впрыска топлива с электронным управлением. Такие системы включают в себя топливный насос с электрическим приводом (обычно погруженный в топливный бак), аккумулятор топлива, обратный клапан и сливную магистраль в бак, распределительный трубопровод (у двухцилиндровых моторов), электромагнитную форсунку, электронный блок управления, соединенный с рядом датчиков (открытия дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, частоты вращения коленчатого вала, содержания кислорода в выпускном трубопроводе, детонации и др.).
Система впрыска: а — общий вид; б — расположение форсунки; 1 — электромагнитные форсунки; 2 — топливный коллектор; 3 — регулятор давления; 4 — электронный блокуп-равления; 5 — топливный насос; 6 — топливный бак; 7 — топливный фильтр; 8 — впускной клапан; 9 — впускной коллектор.
Недавно появились скутеры итальянской с системой Ditech впрыска топлива в цилиндр двухтактного двигателя. В картер моторов с этой системой через лепестковый клапан поступает лишь воздух с добавленным в него во впускном патрубке распыленным маслом для смазки деталей цилиндро-поршневой группы и подшипников коленчатого вала. Далее мас-ловоздушная смесь через продувочные окна поступает в цилиндр и камеру сгорания. Часть воздуха сжимается нагнетателем с механическим приводом и подается в дополнительный инжектор. Топливный насос, расположенный в баке, подает бензин к форсунке, которая по конструкции не отличается от применяемых в обычных системах впрыска четырехтактных двигателей. Струя впрыскиваемого топлива подхватывается сжатым воздухом в дополнительном инжекторе и направляется в камеру сгорания. Система впрыска обеспечивает очень тонкое распыливание топлива. Наполнение камеры осуществляется с такой скоростью, что двигатель может работать без перебоев до частоты вращения коленчатого вала, равной 12 000 об/мин. Кроме того, двигатель, оборудованный системой Ditech, на 40 % экономичнее двухтактного двигателя сравнимой мощности и даже превосходит по этому параметру четырехтактный мотор, удовлетворяя при этом самым строгим нормам токсичности отработавших газов.
Система смазки деталей двигателя нужна для уменьшения трения между ними (а значит, уменьшения износа) и отвода тепла. Осуществляется смазка моторными маслами, тонкая пленка которых, образующаяся между трущимися деталями отделяет их друг от друга. Нехватка масла в каком-либо месте может стать причиной местного перегрева, задира и даже сваривания деталей между собой.
Для смазки деталей двигателей скутеров Nexus применяются минеральные масла (получаемые из нефти путем перегонки), синтетические и полусинтетические.
Осуществляет циркуляцию масла в четырехтактных двигателях масляный насос шестеренного типа, приводимый от коленчатого вала двигателя. Кроме насоса, система смазки содержит масляный фильтр, клапаны (обратный и предохранительный) и магистрали в виде каналов (трубок и сверлений в деталях).
Система смазки четырехтактного двигателя скутера:
- поддон;
- маслозаборник;
- масляный насос;
- масляный фильтр;
- предохранительный клапан;
- переднего дискового тормоза;
Масло в процессе работы загрязняется продуктами износа деталей двигателя и частицы сажи, проникшие в кривошипную камеру через зазор между поршнем и цилиндром. Для улавливания этих частиц служит масляный фильтр, размещенный в нагнетательной магистрали.
Элементы системы смазки:
- заливная горловина с щупом;
- корпус масляного фильтра
Качество бензина.
Некачественный бензин не просто ухудшает динамику скутера, иногда он способен буквально за считанные минуты уничтожить двигатель. Потому применение топливных присадок (притом, что гарантию качества бензина не может дать никто), не просто оправдано, а необходимо. Также было бы хорошо заливать топливо не на заправке, а у себя в гараже через специальную лейку-фильтр, не пропускающую воду и мусор. Такую лейку можно приобрести в автомагазине.
Применение качественных топливных присадок не только устраняет проблемы двигателя скутера, но и позволяет существенно экономить топливо. Хорошая присадка поддерживает чистоту камеры сгорания и всей топливной системы. А чистый карбюратор дает смесь оптимального состава и позволяет экономить на регулировках карбюратора скутера. Удобно приобретать присадки имеющие упаковку с дозатором.
Устройство и подключение карбюратора скутера Yamaha
Скутер Ямаха Джог является одним из самых популярных на российском рынке: это объясняется простотой и надежностью модели, ее доступной ценой. Устройство карбюратора данного скутера стандартно, поэтому разобраться с ним можно, пользуясь описанием, данным выше. Однако при его установке у неопытных владельцев могут возникать некоторые сложности, с которыми мы поможем разобраться.
Карбюратор японского скутера Ямаха Джог
Устройство стоит рассмотреть более подробно. Это поможет понять не только то, как регулировать карбюратор и правильно пользоваться им, но и как правильно его подключить.
- К корпусу карбюратора крепится пусковой обогатитель: он небольшого размера, размещен в пластмассовом корпусе. Он имеет два болта с уплотнителями из резины. Питание обогатителя происходит через 12 В аккумулятор. Это устройство используется для запуска мотора на холодную, так как позволяет обогатить смесь кислородом автоматически.
- Штуцер подсоединяется к шлангу подачи топлива, идущему от краника бензобака.
- Если обогатитель надо снять, потребуется не только открутить болты, но и отсоединить электрический клапан, к которому идет всего два провода.
- Смесительная камера имеет специальную крышку, к которой крепится болт. Если его открутить, можно добраться до дроссельной заслонки. Это позволяет проверить, присоединен ли тросик газа, а также добраться до иглы, регулирующей уровень подачи топлива и воздуха. Если карбюратор нуждается в чистке, обязательно потребуется вытащить дроссель.
- Разъем обогатителя имеет выходы на два провода, желтый подключен к генератору, зеленый идет на массу. В принципе, если перепутать полярность, ничего не случится, и устройство все равно будет работать.
- Для работы обогатителя должно приходить напряжение с аккумулятора. При нагреве элемента внутри устройства игла будет выдвигаться.
- С воздушным фильтром соединен специальный штуцер, между ними есть колено из резины.
- На корпусе карбюратора расположен несколько винтов, при помощи которых можно регулировать холостые обороты и качество смеси.
- Поплавковая камера прикручивается снизу и имеет 4 болта крепления.
- Существует дополнительный штуцер для подачи масла: он самый маленький.
- Второй штуцер нужен для связи с атмосферой, на него ничего надевать не нужно.
- К третьему подключается бензошланг. Он идет к вакуумному крану бензобака.
Снятие и чистка
Перед тем как настроить карбюратор на скутере «Хонда Дио», взятом в качестве простого примера, необходимо снять и прочистить эту систему. Для этого демонтируются все пластиковые элементы, препятствующие этому процессу (сиденье и пластик под ним).
Если двигатель 2т, то отсоединятся топливные и масляные шланги (на 4т-моторах масляных отводов нет). Демонтируются контакты обогатителя. Затем достаточно просто открутить болты крепления карбюратора и достать его наружу. Его внешние элементы очищают от грязи.
Далее необходимо частично разобрать систему подачи топлива. Откручиваются болты крепления крышки поплавковой камеры (ее тщательно промывают), снимается поплавок. Далее выполняется промывка карбюратора. Систему собирают в обратной последовательности и устанавливают на место.
Зачем регулировать карбюратор?
Регулировка карбюратора может потребоваться в следующих случаях:
- Свечи исправны, но работают не очень хорошо, их цвет изменился на черный или желтоватый.
- Двигатель не дает нужную мощность
- Скутер не заводится
- Чрезмерно вырос расход топлива.
Все эти проблемы в большинстве случаев вызваны недостаточно обогащенной или, наоборот, чрезмерно обогащенной кислородом смеси, и исправить их можно, правильно настроив карбюратор.
Настройки вне зависимости от того, 2 т или 4т скутер у вас, имеют три фазы и производятся следующим образом:
- Регулировка холостого хода
- Настройка уровня топлива
- Регулировка качества смеси.
На некоторых моделях карбюраторов винта, настраивающего качество топлива, нет, поэтому приходится разбирать карбюратор, чтобы поменять положение иглы.
Настройка холостого хода проводится после того, как двигатель прогреется: на это требуется не больше 15 минут. Для этого конструкция предусматривает винт холостого хода. Он позволяет сделать работу мотора стабильной, выбрав нужные холостые обороты. При закручивании винта обороты будут увеличиваться, при его вращении против часовой стрелки – уменьшаться.
Качество смеси важно отрегулировать. Если она будет слишком бедной, скутер будет ехать с трудом, двигателю ощутимо не будет хватать мощности
При слишком обогащенной смеси свечи будут чернеть и быстро выходить из строя. Регулировка качества топлива обычно проводится при помощи винта, находящегося на корпусе карбюратора. Для обогащения нужно повернуть его по часовой стрелке, для обеднения – против часовой. Если винта нет, карбюратор вскрывается, перемещается стопорное кольцо на игле вверх для более богатой смеси, вниз – для более бедной.
Регулировки проводят следующим образом:
- Заводим мотор и прогреваем 10 минут, после этого его нужно заглушить
- Винт нужно закрутить до упора по часовой стрелке, но без усилий
- После этого его откручивают против часовой стрелки на 1,5 оборота
- Двигатель нужно завести и провернуть винт дополнительно на 1/3 оборота в ту же сторону. Ждем 2 минуты
- При повышении оборотов нужно открутить винт дополнительно на 1/4 оборота и понаблюдать за реакцией около 2 минут. Если обороты не падают, повторяем действия
- Если обороты стали снижаться, винт по часовой стрелке нужно повернуть на 1/4 оборота.
В идеале двигатель будет работать ровно при 1,5-2 оборотах винта, однако его положение зависит от качества топлива. В случае с иглой качество смеси будет меняться в зависимости от положения стопорного кольца иглы. Недостатком такого карбюратора является малое количество положений иглы и необходимость каждый раз его разбирать для проведения настроек.
Отрегулировать уровень топлива в камере можно следующим образом:
- Откручивают сливной винт
- Трубку поднимают вверх
- Нужно проверить уровень топлива, когда двигатель работает. Плавильный уровень немного ниже юбки, находящейся на крышке поплавковой камеры
- Чаще всего уровень поднимается выше нормы, и карбюратор переливает, поэтому требуется настроить поплавок таким образом, чтобы он срабатывал раньше. Для этого обычно загибают держатель иглы. Большое усилие не требуется, нужно всего несколько мм.
Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Система питания. Двигатель.
Оглавление :: Следующая >>
Система питания
Топливо и горючие смеси
Для работы ДВС в его цилиндр поступает горючая смесь, состоящая из мелко распыленного и испаренного топлива, смешанного с воздухом. В качестве топлива в современных двигателях скутеров используют автомобильный бензин с октановым числом не ниже 93 (у скутеров с двухтактными двигателями в бензин добавляют масло, подробнее об этом было изложено ранее). Октановое число бензина характеризует стойкость топлива к детонации — взрывному сгоранию топлива в цилиндре при высоких нагрузках.
Топливный насос («Хонда»).
Топливный бак
В нем хранится запас топлива, его объем у 50-кубовых скутеров обычно не превышает 5 л. Изготавливают топливные баки из пластмасс, которые почти вытеснили применявшуюся еще недавно сталь. Располагают баки в разных местах. Раньше они устанавливались непосредственно под передней частью сиденья, однако у большинства современных скутеров здесь находится емкость для хранения шлема. Поэтому бак смещают в «хвостовую» часть скутера, опускают ниже багажной емкости или располагают в передней части. В крышке бака имеется специальное отверстие, через которое в бак поступает воздух по мере расходования топлива. На многих скутерах крышка бака герметичная, а сообщение внутреннего объема бака с атмосферой происходит через специальные резервуары с активированным углем, поглощающим пары бензина.
Топливный насос
Применяется не на всех скутерах, поскольку на большинстве моделей топливный бак расположен выше двигателя и топливо самотеком поступает по шлангу в карбюратор.
Автоматический топливный кран: 1 — штуцер, к которому подводится разрежение; 2 — топливопода-ющий штуцер; 3 — гайка крепления к баку; 4 — топливный фильтр.
У скутеров с четырехтактными двигателями топливный насос имеет электрический привод. На скутеры с двухтактными двигателями устанавливают топливные насосы с вакуумным приводом — подобные конструкции широко применяются на подвесных лодочных моторах. В них используется пульсация давления, возникающая в кривошипной камере при движении поршня.
Топливный кран
Является обязательной деталью системы питания, поскольку исключает подтекание топлива через карбюратор при остановке в случае негерметичности его поплавкового клапана.
На мотоциклах и старых моделях скутеров (мотороллеров) применяли топливные краны с ручным управлением. Такой кран имеет три положения: «3» или «Off» — закрытое; «О» или «On» — топливо поступает из основного объема бака; «Р» или «Res» — топливо поступает из резервного объема бака. При длительной остановке (например, на ночь), водитель закрывает кран. При пуске двигателя включает его в обычное положение «открыто». Если во время движения двигатель глохнет, водитель переключает кран в положение «резерв» и едет к ближайшей заправочной станции. Обычно объем «резерва» таков, что на нем можно проехать 20-30 км.
Схема автоматического топливного крана: 1 — мембрана; 2 — корпус крана; 3 — топливный бак; 4 — штуцер подачи топлива; 5 — запорная игла; 6 — канал управления (сообщающийся с впускным патрубком).
В состав системы питания двигателей подавляющего большинства скутеров входят: топливный бак, топливный кран, топливный фильтр, карбюратор и воздушный фильтр. В ряде случаев в состав системы питания входит топливный насос. У современных скутеров с большим рабочим объемом двигателя применяют систему впрыска топлива.
Детонация — явление нежелательное и опасное, вызывает перегрев и разрушение деталей цилиндро-поршневой группы двигателя. Чем выше октановое число, тем большую степень сжатия может иметь двигатель. А значит, в соответствии с теорией ДВС, он будет работать эффективнее, его экономичность и мощность будут выше.
Топливный насос требуется тем моделям скутеров, у которых топливный бак расположен под седлом или полом, ниже карбюратора.
Расположение воздушного фильтра (показано стрелкой).
На современные скутеры устанавливают автоматические топливные краны, которые в соответствии с названием не требуют от водителя никаких действий. Такой кран открывается только при пуске двигателя, а при его остановке сразу закрывается. У современных скутеров управляет работой крана разрежение во впускном трубопроводе (между карбюратором и цилиндром). При пуске и работе двигателя разрежение воздействует на мембрану топливного крана, которая, преодолевая усилие пружины, опускает связанную с ней запорную иглу и обеспечивает поступление топлива.
Обычно в магистрали перед топливным краном или внутри него имеется сетчатый фильтр, который препятствует попаданию грязи в карбюратор. Второй топливный фильтр — сменный бумажный — часто врезают в шланг, соединяющий кран и карбюратор. В целях безопасности на концы соединительного шланга надевают хомуты или кольца-фиксаторы.
Воздушный фильтр с поролоновым фильтрующим элементом: 1 — крышка корпуса; 2 — фильтрующий элемент; 3 — ограничитель; 4 — корпус.
Воздухоочиститель
Служит для очистки поступающего в карбюратор воздуха от пыли и прочих посторонних частиц. Воздухоочиститель является важной деталью скутера, которая обеспечивает долговечность двигателя. Кроме того, воздухоочиститель играет роль глушителя шума впуска. Воздухоочиститель состоит из корпуса с крышкой и воздушного фильтра. На современных скутерах применяют два типа фильтров: бумажный и пенополиуре-тановый (поролоновый). Еще недавно применявшиеся сетчатые металлические фильтры, требовавшие регулярной промывки и не гарантировавшие тонкой очистки воздуха, вышли из употребления. Бумажные фильтры являются одноразовыми, т.е. их заменяют при каждом ТО. Поролоновые фильтры допускают многократную промывку и последующую пропитку специальным маслом.
В последнее время получили некоторое распространение так называемые фильтры нулевого сопротивления, являющие собой разновидность сетчатых металлических фильтров. Однако их устанавливают только при тюнинге.
Какой бы воздушный фильтр не применялся, необходима регулярная очистка и контроль за его состоянием, а в случае необходимости — замена. При неисправном фильтре в двигатель поступают твердые частицы пыли, вызывающие ускоренный износ поршня, зеркала цилиндра, подшипников шатуна и коленчатого вала. Чрезмерно загрязненный фильтр затрудняет поступление воздуха, обогащая топливную смесь, снижая мощность и увеличивая расход топлива.
Главная дозирующая система золотникового карбюратора: 1 — дроссельный золотник: 2 — смесительная камера; 3 — конусная игла золотника; 4 — распылитель главной дозирующей системы; 5 — поплавковая камера; 6 — главный топливный жиклер; 7 — воздушный канал.
Карбюратор
Этот прибор в составе системы питания приготавливает и дозирует горючую смесь, поступающую затем в цилиндр. Его устройство достаточно сложно, оно включает несколько систем дозирования топлива.
Поплавковая камера
Ее назначение — поддержание уровня топлива на постоянном уровне, поскольку от этого зависит количество топлива, поступающего вместе с воздухом. Кроме того, необходимо прекращать подачу топлива при остановленном двигателе.
Деталировка узла дроссельного золотника: 1 — игла золотника; 2 — дроссельный золотник; 3 — прокладка крышки; 4 — крышка; 5 — пружина золотника; 6 — фиксатор иглы.
Поддерживает постоянный уровень топлива поплавок с закрепленным на нем клапаном, обычно игольчатого типа. Когда камера пуста, поплавок с иглой опущены, при этом топливо может беспрепятственно поступать в камеру из бака. После наполнения камеры топливом до определенного уровня поплавок поднимается и, воздействуя на иглу (непосредственно или через рычаг), поднимает ее, прекращая подачу топлива. Регулировку уровня топлива осуществляют подгибанием рычага, управляющего клапаном, или установкой прокладок под седло клапана. Часто такая регулировка не предусмотрена вообще — она обеспечивается точным изготовлением деталей.
Типы карбюраторов
Простейший карбюратор способен готовить оптимальную топливовоздушную смесь только на одном режиме работы двигателя, с постоянными нагрузкой и оборотами. У любого транспортного двигателя, в том числе и у скутера, оба этих параметра постоянно изменяются, к тому же существует проблема холодного пуска. Поэтому применяемые на скутерах карбюраторы устроены значительно сложнее. Современные карбюраторы имеют главную дозирующую систему, системы пуска, холостого хода и переходную систему, а также системы коррекции состава смеси для получения максимальной мощности. Для управления режимом работы двигателя в карбюраторе установлена дроссельная заслонка, связанная тросом с ручкой «газа» на руле. С ее помощью регулируется количество поступающей в цилиндр топливовоздушной смеси. На современных скутерах применяют два типа карбюраторов: золотниковые и так называемые постоянного разрежения (CV). Последние используются преимущественно на скутерах с четырехтактными двигателями.
Конусная игла золотника имеет канавки (1), фиксирующие разрезную шайбу (2). Перемещением шайбы достигается регулировка состава смеси.
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ СМЕСЬ
. Как было установлено опытным путем еще в начале XX века, топ-ливовоздушная смесь наиболее эффективно сгорает при весовом соотношении компонентов 1:15. Когда доля топлива выше, смесь называют обогащенной, меньше — обедненной. Работа двигателя на обогащенных смесях повышает мощность, на обедненных — экономичность. Слишком богатые смеси не сгорают в цилиндре полностью, а бедные ведут к перегреву двигателя, вспышкам и хлопкам в карбюраторе.
ПРОСТЕЙШИЙ КАРБЮРАТОР
. Состоит из двух камер: смесительной и поплавковой. Смесительная камера образована диффузором — так называется канал, сечение которого в середине меньше, чем с торцов. При прохождении воздуха через диффузор, его скорость в середине возрастает, а давление падает ниже атмосферного. Смесительная и поплавковая камеры сообщаются между собой и топливным каналом (распылителем), в котором установлена деталь с калиброванным отверстием — жиклер. Образующееся в диффузоре разрежение заставляет топливо истекать из распылителя в виде мелких капель, которые затем дробятся и испаряются в потоке воздуха, образуя горючую смесь.
Основные детали золотникового карбюратора: 1 — автоматический пусковой обогатитель; 2 — корпус карбюратора; 3 — поплавок; 4 — крышка поплавковой камеры; 5 — топливные жиклеры главной дозирующей системы; 6 — подогревающий элемент; 7 — дроссель с дозирующей иглой.
Длина распылителя выбрана такой, чтобы уровень топлива в поплавковой камере был на 1-2 мм ниже верхнего среза распылителя. Тем самым предотвращается самопроизвольная подача топлива при неработающем двигателе.
Золотниковый карбюратор
В нем дроссельная заслонка (золотник), перемещаясь, изменяет сечение диффузора. Таким образом, регулируется количество проходящего через карбюратор воздуха и, следовательно, обороты двигателя. С золотником жестко связана конусообразная игла, сужающаяся книзу и входящая в распылитель. С другой стороны распылителя установлен главный топливный жиклер. Все эти детали образуют главную дозирующую систему карбюратора.
Главная дозирующая система карбюратора типа CV (положение соответствует полной нагрузке): 1 — диффузор; 2 — мембрана; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — дозирующая игла; 6 — поворотная дроссельная заслонка; 7 — распылитель; 8 — главный топливный жиклер; 9 — поплавок; 10 — запорный клапан поплавка.
При повороте ручки «газа» игла перемещается вместе с золотником, и, в связи с тем, что ее диаметр в нижней части меньше, чем в верхней, при поднятии золотника и иглы сечение топливного канала увеличивается. Изменяя положение конусной иглы относительно золотника, можно несколько корректировать состав смеси: обогащать, поднимая иглу, или, наоборот, обеднять, ее опуская.
Карбюратор типа CV
В карбюраторах постоянного разрежения перемещение ручки «газа» передается не к золотнику, связанному с дозирующей иглой, а к поворотной дроссельной заслонке, расположенной ближе к выходу из карбюратора. Эта заслонка, как и золотник у рассмотренного выше карбюратора, регулирует количество воздуха, проходящего через карбюратор. Мембранная камера над золотником сообщается со смесительной камерой карбюратора.
Религуровочные винты системы холостого хода: 1 — винт «количества»; 2 — винт «качества».
Таким образом, перемещением золотника (а вместе с ним и дозирующей топливо иглы) управляет разрежение во впускном тракте. При малых нагрузках, когда поворотная дроссельная заслонка прикрыта, разрежение в смесительной камере (а следовательно, и в полости над мембраной) невелико, и золотник вместе с иглой опущен под действием пружины. При больших нагрузках, при открытой дроссельной заслонке повышенное разрежение передается в полость над мембраной и поднимает золотник вместе с дозирующей иглой. Преимущество такого типа карбюратора заключается в том, что золотник поддерживает постоянное разрежение в зоне распылителя, обеспечивая оптимальное соотношение топлива и воздуха в рабочей смеси.
По мере открытия дроссельной заслонки (подъема золотника) вступает в работу главная дозирующая система, обеспечивающая требуемый состав смеси во всем диапазоне работы двигателя.
Система холостого хода золотникового карбюратора (а) и типа CV (б): 1 — дроссельная заслонка (золотник); 2 — топливный канал; 3 — винт «качества» смеси; 4 — жиклер системы холостого хода; 5 — упор дроссельной заслонки (золотника) — винт «количества»; 6 — воздушный канал.
Система холостого хода
Когда скутер стоит на месте или двигается накатом без нагрузки («газ» сброшен), карбюратор должен обеспечивать работу двигателя на минимально устойчивых оборотах. В простейшем карбюраторе эту задачу выполнить трудно, поскольку разрежение при почти полностью закрытом золотнике в районе топливоподаю-щего канала настолько мало, что оно не способно обеспечить истечение нужного для работы двигателя количества топлива через распылитель. Однако в другом месте карбюратора, за золотником, ближе к цилиндру, разрежение выше, и там размещается небольшой канал, к которому подводят воздух и топливо. Несколько таких каналов образуют систему холостого хода, которую имеют все карбюраторы. Она включает в себя воздушный и топливный каналы холостого хода, топливный жиклер и регулировочные винты оптимального количества и состава топливной смеси на холостом ходу. Один винт, называемый винтом «количества» смеси, упирается концом в золотник, препятствуя его полному опусканию. Другой винт, называемый винтом «качества» смеси, своим конусным концом частично перекрывает канал подвода воздуха в систему холостого хода. Поскольку топливо поступает из поплавковой камеры по другому каналу, то при заворачивании винта «качества» доля воздуха уменьшается и смесь, поступающая через систему холостого хода, несколько обогащается. Для фиксации регулировочных винтов от самопроизвольного проворачивания используются пружины или пластмассовые втулки.
Система холодного пуска
При пуске холодного двигателя для нормального сгорания требуется обогащенная смесь. Это связано с тем, что при этом большая часть топлива оседает в виде капель на холодных стенках цилиндров и впускных каналов и горючая смесь оказывается слишком бедной для воспламенения. Обогащает смесь при запуске холодного двигателя еще одна система карбюратора — система холодного пуска.
Устройство системы впрыска Ditech двухтактных двигателей. БЕНЗИН, ТОПЛИВНЫЙ НАСОС, РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ, ФОРСУНКИ, КОМПРЕССОР, МИКРОПРОЦЕССОР.
В простейших карбюраторах скутеров прошлых лет в крышке поплавковой камеры располагался утопитель поплавка. При нажатии на его стержень поплавок принудительно опускался (утапливался) и уровень топлива в поплавковой камере становился выше допустимого. Это приводило к принудительной подаче топлива из распылителя во впускной коллектор. Часть бензина при этом через дренажное отверстие поплавковой камеры вытекала наружу.
В последнее время используются обогатители смеси различных конструкций. Они представляют собой дополнительный топливный канал, который открывается только на холодном двигателе, либо (реже) воздушную заслонку, создающую более высокое разрежение у распылителя и увеличивающую величину подачи топлива через распылитель. Работой ручного обогатителя смеси управляет водитель: для этого при пуске двигателя он нажимает на расположенный на руле слева рычажок, который посредством тросика осуществляет управление заслонкой обогатителя. Наиболее распространены автоматические пусковые обогатители с нагревательным элементом. В таких конструкциях при пуске холодного двигателя запорная игла обогатителя втянута, сечение топливного жиклера открыто полностью, топливовоздушная смесь обогащена. После пуска двигателя ток от генератора поступает к нагревательному термоэлементу. Через определенное время, достаточное для прогрева двигателя, рабочее тело элемента расширяется и, воздействуя на иглу обогатителя, перекрывает топливный канал.
Система впрыска: а — общий вид; б — расположение форсунки; 1 — электромагнитные форсунки; 2 — топливный коллектор; 3 — регулятор давления; 4 — электронный блокуп-равления; 5 — топливный насос; 6 — топливный бак; 7 — топливный фильтр; 8 — впускной клапан; 9 — впускной коллектор.
На скутеры часто устанавливают электроподогреватель, включаемый термодатчиком при температуре около +5 °С и ниже. Кроме того, некоторые скутеры (например, «Ямаха» BW’s) оснащают описанным выше неавтоматическим обогатителем в дополнение к автоматическому. В этом случае водитель сам решает, какой системой обогащения пользоваться.
На современных скутерах ручной обогатитель встречается редко. Обычно применяются автоматические устройства, позволяющие водителю не задумываться о действиях при пуске холодного двигателя.
Системы впрыска топлива
Карбюраторы современных скутеров — достаточно сложные и совершенные приборы. Однако сегодня они вытесняются системами впрыска топлива с электронным управлением. Такие системы включают в себя топливный насос с электрическим приводом (обычно погруженный в топливный бак), аккумулятор топлива, обратный клапан и сливную магистраль в бак, распределительный трубопровод (у двухцилиндровых моторов), электромагнитную форсунку, электронный блок управления, соединенный с рядом датчиков (открытия дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, частоты вращения коленчатого вала, содержания кислорода в выпускном трубопроводе, детонации и др.).
Система впрыска: а — общий вид; б — расположение форсунки; 1 — электромагнитные форсунки; 2 — топливный коллектор; 3 — регулятор давления; 4 — электронный блокуп-равления; 5 — топливный насос; 6 — топливный бак; 7 — топливный фильтр; 8 — впускной клапан; 9 — впускной коллектор.
Недавно появились скутеры итальянской с системой Ditech впрыска топлива в цилиндр двухтактного двигателя. В картер моторов с этой системой через лепестковый клапан поступает лишь воздух с добавленным в него во впускном патрубке распыленным маслом для смазки деталей цилиндро-поршневой группы и подшипников коленчатого вала. Далее мас-ловоздушная смесь через продувочные окна поступает в цилиндр и камеру сгорания. Часть воздуха сжимается нагнетателем с механическим приводом и подается в дополнительный инжектор. Топливный насос, расположенный в баке, подает бензин к форсунке, которая по конструкции не отличается от применяемых в обычных системах впрыска четырехтактных двигателей. Струя впрыскиваемого топлива подхватывается сжатым воздухом в дополнительном инжекторе и направляется в камеру сгорания. Система впрыска обеспечивает очень тонкое распыливание топлива. Наполнение камеры осуществляется с такой скоростью, что двигатель может работать без перебоев до частоты вращения коленчатого вала, равной 12 000 об/мин. Кроме того, двигатель, оборудованный системой Ditech, на 40 % экономичнее двухтактного двигателя сравнимой мощности и даже превосходит по этому параметру четырехтактный мотор, удовлетворяя при этом самым строгим нормам токсичности отработавших газов.
Оглавление :: Следующая >>
Экипировка и пр.
Достаточно неудобств, при езде на скутере, причиняют различные насекомые. Они постоянно стремятся разбиться о забрало шлема и засохнуть на нем всерьез и на долго. На этот случай, а также для защиты стекла шлема от воды, грязи и запотевания может очиститель забрал шлемов. Для любителей кожаной экипировки существуют средства по уходу за кожей. Это лосьоны которые делают кожу мягче, не дают ей пересыхать и растрескивается, защищают кожу от воды и улучшают внешний вид. Обработанная таким лосьоном кожа очищается и выглядит как новая.
Для любителей тканевой одежды существуют различные средства пропитки одежды и тентов. Они спасут Вас от промокания и грязи в непогоду, сохранят воздухопроницаемость и мягкость ткани, предотвращают образование масляных и жирных пятен. Подходят такие аэрозоли не только для ткани, но и для пропитки замши.
Признаки отклонения приготовления смеси
Изучая технологию, как настроить карбюратор на скутере 2т, 4т, водитель должен знать, какие факторы указывают на отклонения в процессе приготовления топливной смеси. Если она характеризуется обеднением, при достижении транспортным средством высокой скорости из системы будут слышны хлопки. При этом свеча карбюратора будет белой. Электроды в некоторых случаях могут плавиться из-за работы при слишком высоких температурах. Также скутер будет плохо реагировать на поворот ручки газа при достижении верхнего предела.
Если смесь богатая, будет определяться большой перерасход горючего. На свечах зажигания будет оседать черный нагар. Из глушителя будет вырываться черный дым и хлопки.
А вот при правильной настройке подобные явления проявляться не будут. Двигатель будет работать равномерно на всех оборотах. Отсутствует перерасход бензина. При любых оборотах ручка газа будет информативной, а при осмотре свечи не будет определяться нагара и сажи. Ее цвет слегка коричневатый (не белый).
Проблемы при оплате банковскими картами
Иногда при оплате банковскими картами Visa / MasterCard могут возникать трудности. Самые распространенные из них:
- На карте стоит ограничение на оплату покупок в интернет
- Пластиковая карта не предназначена для совершения платежей в интернет.
- Пластиковая карта не активирована для совершения платежей в интернет.
- Недостаточно средств на пластиковой карте.
Для того что бы решить эти проблемы необходимо позвонить или написать в техническую поддержку банка в котором Вы обслуживаетесь. Специалисты банка помогут их решить и совершить оплату.
Вот, в принципе, и все. Весь процесс оплаты книги в формате PDF по ремонту автомобиля на нашем сайте занимает 1-2 минуты.
Если у Вас остались какие-либо вопросы, вы можете их задать, воспользовавшись формой обратной связи, или написать нам письмо на [email protected]
Когда проверять работу?
Разберемся, в каких случаях необходимо провести проверку работы скутера. Для этого необходимы:
периодические проверки, очистки, замена деталей
При них внимание направлено на ломкие, хрупкие детали; регулярные – детали чувствительные к засорам. Грязь на них может привести к сбою двигателя, к его перегреву или заклиниванию;
Обслуживание приводит к продлению срока работы мототехники
- текущие – при выявлении нарушения: разрыв соединительных трубок, утечки при этом масла и наличия пятен от него, также трещин из-за влияния атмосферных осадков, температуры на пластик;
- профилактические проверки при замене масла, заправки топливом, очистки от грязи. Системы зажигания, торможения также проверяются.
Значение имеют профилактические осмотры и принимаемые меры, связанные с заменой непригодных деталей:
- бензонасоса,
- бензобака,
- бензинового крана,
- фильтра топливного,
- воздушного фильтра,
- карбюратора,
- соединительных трубок.
Проверить самому можно работоспособность бензонасоса
Система охлаждения
Все скутеры Nexus оборудованы принудительной воздушной системой охлаждения. Она нужна для того, чтобы из-за перегрева, вызывающего чрезмерное расширение поршня, а также нарушения условий смазки, не произошло заклинивание и повреждение деталей. Поскольку у всех скутеров мотор закрыт кожухом, да и расположен под сиденьем в задней части, поток встречного воздуха его не может эффективно охлаждать. Поэтому используется крыльчатка вентилятора, закрепленная с правой стороны двигателя на роторе генератора. Этот вентилятор центробежного типа нагнетает воздух под кожух, которым закрыт снаружи цилиндр и головка цилиндра.
Детали системы охлаждения:
- крыльчатка вентилятора;
- кожухи
Скачивание книги
После успешного прохождения платежа (любым способом) и возврата в магазин KrutilVertel с сайта платежной системы Вы попадаете на страницу успешной оплаты:
Купленная Вами книга будет находиться в Вашем личном кабинете, откуда ее всегда можно будет скачать.
Обратите внимание, что после совершения оплаты, Вам необходимо вернуться обратно с сайта платежной системы на сайт KrutilVertel. В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом – мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги
В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом – мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги.
Особенности работы и запасные части
Бензин заливают в одно из отверстий бака. Бензонасос автоматически открывает при запуске мотора, закрывает во время остановки второе его отверстие. Возникает при этом разряжение, влияющее на открытие бензокрана для подачи топлива в трубопровод. Потом через бензиновый фильтр топливо попадает в карбюратор, здесь смешивается с воздухом, прошедшим через воздушный фильтр. При этом фильтры очищают соответственно бензин и воздух от посторонних примесей, защищая от поломок детали скутера.
Как используют бензонасос на китайских скутерах? На китайской технике вместо насоса вакуумный кран. Здесь подача топлива с бака производится самотеком, так как бак расположен выше карбюратора
При обслуживании, ремонте необходимо обращать внимание на поломки и загрязнения шлангов с карбюратора и фильтров в кране
Настройка на средних и больших оборотах
При отклонениях в приготовлении топливной смеси на средних оборотах винт регулировки не поможет устранить проблему. Поэтому в этом режиме настройки требуется прибегать к помощи иглы дросселя. Чаще всего она может находиться в 5 положениях.
Изучая, как настроить карбюратор на китайском скутере, нельзя оставить без внимания регулировку на высоких оборотах двигателя. Эта процедура происходит при полностью открытой заслонке дросселя. Качество смеси возможно определить только при подборе размера основного жиклера.
Когда мотор нуждается в обогащении топлива, представленная деталь должна быть большего размера и наоборот. Размер самого жиклера можно посмотреть на корпусе детали. Замена производится только в случае острой необходимости. Самостоятельно выполнить такую работу довольно проблематично.
Масло для скутера
В современных скутерах обычно используется 2 типа масла, – моторное и трансмиссионное, для двигателя и трансмиссии соответственно. Для нормальной работы этих узлов масло, конечно же, следует менять регулярно, используя рекомендованный производителем класс масла (Подробнее о маслах для скутера). Периодичность замены масла двигателя
скутера также устанавливается производителем, но в среднем это каждые 3000 км (при использовании действительно качественного масла). В период обкатки скутера (или нового двигателя) масло меняется чаще. То есть, для нового скутера периодичность замены моторного (и кстати, трансмиссионного тоже) примерно такая:
после отметки 300 км после отметки 1000 км после отметки 2000 км далее каждые 2-4 тыс км.
Масло трансмиссии после обкатки меняется немного реже моторного, примерно каждые 4-6 тыс км. Процесс замены моторного и трансмиссионного масел скутера.
Обслуживание ремня вариатора скутера
Ремень вариатора скутера — относится к расходным материалам. Ремень, так сказать, непосредственно на себе тянет скутер, соответственно со временем изнашивается. Обычно период службы ремня составляет 8-12 тыс км. Многое зависит от производителя ремня, а также от манеры езды скутериста. Подробнее о обслуживании ремня вариатора скутера. Вообще, можно завести блокнотик и отмечать в нём километраж каждый раз при замене ремня, моторного и трансмиссионного масел. Это чтобы наверняка не забыть, — лучше короткий карандаш, чем длинная память.
Очень важно для скутера состояние воздушного фильтра
Воздушный фильтр – важный элемент в системе питания скутера. Фильтр должен быть всегда чистым, не иметь даже немного грязи, тем более не быть забитым грязью, пылью, тополиным пухом и другой нечистью. В противном случае эта грязь будет препятствовать свободному поступлению свежего воздуха в карбюратор, что изменит соотношение воздух/бензин в горючей смеси (сделает её более богатой); также эта грязь непременно проникнет в карбюратор, закупорит жиклёры, трубочки и т.д., что в свою очередь также изменит соотношение воздух/бензин в горючей смеси (сделает её бедной); ну и наконец, в самом худшем варианте посторонние мелкие частицы проникнут в камеру сгорания, что может повредить стенки цилиндра и снизить компрессию, проще говоря, двигатель крякнет. Так что, прочищайте воздушный фильтр почаще.
Часто в скутерах используются фильтры “нулевого” сопротивления из специального поролона. Такой фильтр требует самого регулярного ухода: промывка и пропитка поролона специальным маслом, способным к желированию.
Масло для пропитки фильтров производится по специальной рецептуре, хотя вполне нормально использовать и обычное моторное или трансмиссионное. Масло предотвращает проникновение воды, пыли и грязи в двигатель. Срок очередного обслуживания фильтра скутера можно определить по “выцветанию” окраски фильтра. Подробнее о чистке воздушного фильтра скутера.
Топливный фильтр – замена
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ
На большинстве моделей современных скутеров с четырехтактным мотором или двухтактным мотором с раздельной системой смазки в системе питания установлен топливный фильтр. Нужен он для того, чтобы уберечь карбюратор и цилиндропоршневую группу двигателя от попадания туда мелкой пыли и других попавших в топливо частиц. Замену фильтра рекомендуется проводить раз в 10 тыс. км пробега, либо после длительной стоянки скутера. Топливный фильтр находится в разрыве магистрали «бензобак-карбюратор» и часто является разборным, что позволяет очищать его без замены фильтрующего элемента.
СНЯТИЕ
1. Ослабляем крепежные хомуты на топливных шлангах. Во избежание разлива топлива из магистрали, подкладываем ветошь под фильтр и снимаем его
УСТАНОВКА
Устанавливаем новый топливный фильтр в топливную магистраль.
ВНИМАНИЕ:
На корпусе фильтра нанесена стрелка, указывающая направление потока топлива. При установке соблюдайте направление «к карбюратору».
Регулировка уровня топлива
Завершающим этапом в рассмотрении темы о том, как настраивать карбюратор на скутере, является регулировка топлива в поплавковой камере. Это несложная, но важная процедура. Проверить уровень топлива можно при помощи прозрачной трубки. Она находится внизу карбюратора.
Сливной винт нужно открутить. Трубка поднимается вверх. В ней можно оценить уровень топлива в баке. Двигатель при этом должен находиться в работе. Трубка должна быть выше карбюратора. Уровень бензина должен определяться чуть ниже, чем бордюр крышки.
Если топлива мало или много, необходимо снять крышку и отрегулировать момент срабатывания иглы. При этом усик держателя нужно загибать, но в очень небольших диапазонах. Подобную регулировку следует выполнять поэтапно, иначе результат будет временным и должного эффекта регулировка не окажет.
Рассмотрев технологию, как настраивать карбюратор на скутере, каждый владелец подобного транспортного средства может произвести процедуру самостоятельно. Придерживаясь рекомендаций профессиональных автомехаников, а также проводя техобслуживание вовремя, можно значительно продлить срок эксплуатации карбюратора и двигателя. Поэтому вопросам регулировки необходимо уделять должное внимание.
Как правильно выполнить проверку?
Как проверить бензонасос на скутере? Этот вопрос волнует многих любителей данного средства передвижения в момент, когда техника не заводится. Здесь может быть несколько причин, одна из них: что-то не так с этой деталью. Работоспособность бензонасоса можно проверить внимательно самому.
Вначале попробуем настроить бензонасос:
- У него имеется два винта: первый для холостых оборотов, второй отвечает за качество топливной смеси. Закручиваем оба винта, потом отпускаем второй винт на два оборота, первый на два с половиной. Заводим скутер, прислушиваемся к работе двигателя: ровная – регулировка не требуется, прерывистая – продолжим.
- Зафиксируем технику подножкой, медленно закручиваем винт холостого хода до момента срабатывания сцепления – колесо начинает вращаться. Откручиваем на четверть оборота. Проверяем при поездке: если разгон затруднительный, то закручиваем винт на четверть оборота. Разгон нормальный – винт следует отвернуть на четверть против часовой стрелки. Потом снова регулируем винт холостых оборотов.
Детальнее рассмотрим, как проверить вакуумный бензонасос на скутере, если регулировка не получилась:
- откручиваем с помощью шестигранной звездочки-рукоятки четыре винта;
- вытаскиваем аккуратно крышку бензонасоса, убираем резиновую прокладку, мембрану, видим клапан;
Одна из важных деталей-бензонасос на скутер
- из-за вакуума через клапан проходит бензин из бака в верхнюю камеру карбюратора, прочищаем;
- закрываем в той же последовательности: прокладку, мембрану, прокладку, закручиваем, устанавливаем на скутер и катаемся. Необходимо, чтобы бензин был всегда, в противном случае эти детали в бензонасосе могут высохнуть;
- закручивать надо тщательно, чтобы бензин не выливался.
Процедура техобслуживания
Поломка карбюратора является самой частой проблемой такого транспортного средства, как скутер. В продаже имеются двигатели четырехтактного (4т) и двухтактного (2т) типа. Двигатели выпускают объемом 50 и 150 кубов. Отличия в них несущественные, поэтому регулировка во всех системах происходит практически идентично.
Гораздо легче настроить карбюратор скутере «Хонда Дио». Поэтому многие автомеханики используют эту технику для примера в процессе обучения неопытных водителей. В процессе настройки необходимо выполнить ряд манипуляций.
В первую очередь выполняется настройка карбюратора на холостом ходу. Далее при помощи специального винта выравнивается соотношение воздуха и бензина в топливной смеси. Возможно выполнение этой операции при помощи перемещения иглы. Завершающим этапом является контроль уровня топлива в поплавковой камере.
Перед настройкой карбюратор обязательно снимают и промывают. Только после этого можно производить настройку.
Что представляет собой карбюратор китайского скутера и его возможности, недостатки, тюнинг
Схема карбюратора китайского скутера в принципе стандартна и подходит как для 2т, так и для 4 т мотора. Устройство карбюратора позволяет проводить определенные действия по улучшению его работоспособности, однако если мотор двухтактный, старания не будут иметь смысла.
Самым простым подходом является замена карбюратора на более совершенный, например, с ускорительным мотором, если у вас стоит довольно старая версия без него. Чаще всего несложный тюнинг ограничивается заменой главного топливного жиклера, особенно это актуально для двигателей, мощность которых небольшая. Замена жиклера помогает увеличить топливный канал и немного за счет этого прибавить мотору мощности.
Достаточно часто более серьезный тюнинг подразумевает использование 150 сс карбюратора скутера. Интересны модели с диаметром диффузора 17,5 мм. Он отлично подходит для поршневых 70сс. Реже попадается большой диаметр 19-24 мм, он как раз идеален для поршневой 150 сс расточенного двигателя. Однако подбор диаметра нужно проводить правильно,в противном случае мотор начнет захлебываться.
Признаки необходимой регулировки
Существует несколько основных признаков, которые дают понять водителю, что пришло время провести техобслуживание своего транспортного средства. Их нельзя игнорировать. Иначе ремонт обойдется значительно дороже. В этом случае ознакомиться с тем, как правильно настроить карбюратор на скутере, следует как можно скорее.
В первую очередь падает мощность двигателя. Это может наблюдаться и вследствие износа систем мотора. Цилиндропоршневая группа может потребовать замены. Однако неправильно настроенный карбюратор также способен влиять на мощность работы мотора. Если он подает в смесь больше воздуха, чем требуется, топливо становится обедненным. Это приводит к перегреву и снижению мощностей.
Если двигатель отказывается работать вообще, это тоже может быть свидетельством неправильной работы карбюратора. Однако, чтобы найти причину поломки, потребуется проверить несколько основных систем.
Если мотор заводится, но глохнет, это может быть следствием засора в карбюраторе. В любом случае водитель должен ответственно подойти к вопросу решения любой проблемы, связанной с его транспортным средством.