Маркировка шин, таблица индексов скорости и нагрузки шин


Введение

При выборе моторезины новички часто сталкиваются с необходимостью расшифровки маркеров, которыми буквально усеяны обе стороны покрышки. Этот длинный перечень букв и цифр может поставить в тупик любого, кто впервые сталкивается с кодировкой производителя.
В статье мы подробно поговорим о том, что означает каждая буква и цифра на поверхности покрышки. После прочтения материала ни один символ на боковине не останется для вас загадкой, и вам станет намного легче подобрать нужные шины.

Ширина покрышки

Расшифровка маркировки мото покрышек.

Первая группа цифр в маркировке мото-шины обозначает номинальную ширину шины.

Ширина измеряется по прямой линии см. схему выше.

Не стоит устанавливать на мотоцикл мото-покрышки шире или уже чем рекомендованные покрышки для данной модели мотоцикла.

Так установив шире или уже мото-покрышку, ваш мотоцикл потеряет динамику в поворотах, увеличится расход топлива, увеличится износ самих покрышек.

Для чего нужно уметь расшифровывать маркировку?

Здесь все достаточно очевидно – для того или иного вида байка существует собственный набор резины определенных типоразмеров и индексов. Езда с покрышками, которые не соответствуют рекомендованным параметрам, чревата увеличенным износом резины, расшатыванием подвески, ухудшением управляемости и повышенным расходом топлива.

Сначала нужно понять, какая маркировка перед вами – для определения типоразмера это важно. Всего их существует четыре разновидности: метрическая, альфа-система, стандартная дюймовая и низкопрофильная дюймовая. О каждой мы поговорим в своем месте.

Как уже говорилось выше, маркировка расположена по бокам – сразу можно прочитать название компании производителя и модели, но интересуют нас цифры и буквы, которых масса, и это действительно пугает. На что обращать внимание в первую очередь?

Моторезина — Расшифровка Кодов

С дорогой мотоцикл соединяют только два небольших пятна контакта моторезины. Их совокупная площадь меньше площади подошвы ботинка. Разгон до 100 за 3 секунды, держак на поворотах при 250кмч, торможение с 300кмч до 0 — всё это происходит на крошечной площади этих двух пятен.

Моторезина имеет огромное значение для характеристик мотоцикла и безопасности мотоциклиста.

При смене вида или модели резины поведение мотоцикла на дороге меняется. Поэтому важно правильно подбирать моторезину. Необходимые параметры шин для конкретного мотоцикла указываются в мануале. Часто указывается марка и модель шин. В этом случае за необходимые характеристики принимаются характеристики указанной модели.

Расшифровываем метрическую маркировку мотошин

Это стандартная метрическая система маркировки, которая встречается на абсолютном большинстве мотоциклетных и автомобильных моделей. Она располагается рядом на одной дуге и первой бросается в глаза при взгляде на любую покрышку.

В качестве примера возьмем такой: 180/60 ZR16 74W TL. Все элементы идут в строгом порядке – один за другим, так что расшифровка не должна вызвать сложностей. Разберем каждое обозначение:

  • 180 – ширина профиля от одного края покрышки до другого, выраженная в миллиметрах;
  • 60 – высота профиля в процентном соотношении к ширине. Эта цифра может отсутствовать, если ширина выражена в дюймах.
  • Z – так обозначается высокоскоростная шина, которую можно использовать на скорости выше 240 км/ч.
  • R – радиальный тип конструкции. B или «–» означает диагональную конструкцию.

Разница между ними в способе «шитья», который используется в каркасе. Если текстильные нити протянуты по диагонали от одного обода к другому с перехлестом, то это диагональная резина. В ней может быть только четное количество слоев, чаще всего встречается четыре. В радиальной модели нити идут перпендикулярно направлению движения – от обода к ободу, и слоев у нее под протектором гораздо больше. Последнее делает радиальную моторезину куда более безопасным видом – она лучше цепляется за трассу и более стабильно ведет себя под нагрузкой, меньше деформируется и лучше сопротивляется износу. Однако ее очень сложно чинить в отличие от диагональной резины, которая легче поддается ремонту и обладает куда более крепкими боковинами.

  • 16 – посадочный диаметр, выраженный в дюймах. Он должен соответствовать тому же значению на диске.
  • 74 – индекс нагрузки, т.е. максимальный вес для одного колеса, при котором оно способно правильно выполнять свои функции с учетом рекомендованного давления внутри (см. в руководстве по эксплуатации байка или табличку на раме). В нашем случае индексу 74 соответствует 375 кг веса на одно колесо.

Все индексы нагрузки см. в таблице:

Индекс нагрузки кг
60 250
61 257
62 265
63 272
64 280
65 290
66 300
67 307
68 315
69 325
70 335
71 345
72 355
73 365
74 375
75 387
76 400
77 412
78 425
79 437
  • W – индекс скорости, т.е. с какой максимальной скоростью шина может сохранять свои сцепные свойства, прочность и стабильность хода. В нашем случае индекс W советует 270 км/ч.

Все возможные индексы скорости есть в таблице, которая едина для всех видов маркировок:

Индекс скорости Максимальная скорость, км/ч
A 40
B 50
C 60
D 65
E 70
F 80
G 90
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
W 270
Y 300
VR >210
ZR >240
(W) >270
Z >300

Информация на борте резины

На борте резины есть вся необходимая информация: тип резины, её вид, размер, конструкция корда, скоростные характеристики, максимальная нагрузка, максимальное давление, страна производства и сертификации, фирма изготовитель и модель, дата изготовления, метки для установки. Например:

180/55 ZR-17 (73W) TL

180 — ширина в милиметрах

55 — высота в процентах от ширины

Z — рейтинг скорости. Расшифровывается по таблице.

R — тип корда. R — радиальный. D — диагональный. Радиальный корд легче и используется на спортбайках. Диагональный корд лучше держит ударные нагрузки и больше подходит для тяжелых крузеров.

17 — диаметр диска в дюймах.

73 — индекс нагрузки. Нагрузка в килограммах на которую рассчитана покрышка.

W — индекс скорости. Скорость на которую рассчитана покрышка. Покрышки с низким индексом скорости и нагрузки стоят дешевле, но при превышении расчетных параметров покрышка может разорваться.

TL — аббревиатура типа резины. TL (TubeLess) — бескамерная. TT (Tube Type) — камерная.

Максимальное давление резины указывается на борте в килопаскалях и фунтах на квадратный дюйм. Например, 290 KPA (42PSI) COLD означает соответствующее максимальное давление в холодном состоянии. У недокачанной резины значительно снижается срок службы и характеристики. Поэтому кроме каждодневного визуального контроля необходимо проверять давление манометром, особенно, перед длительными поездками и не реже раза в неделю. На одном из бортов бывает желтая точка или красная. Желтую точку производители рекомендуют совмещать с вентилем. Желтая точка обозначает самое легкое место покрышки с точки зрения статического баланса. Строго говоря, ее надо совмещать с самой тяжелой точкой диска. Но на ровном диске этой точкой всегда будет вентиль. Красную точку мы видели только на резине metzeler, производитель также рекомендуют ее совмещать с вентилем.

Стрелка с надписью Rotation или просто стрелка — указание направления вращения.

Front (передняя), F, Rear (задняя) – указание переднего или заднего колеса. Также актуально для некоторых моделей скутеров.

Дата изготовления шины указывается цифрами в овале. Первые две цифры указывают номер недели. Последующие одна или две цифры указывают номер года. Например, 3507 – тридцать пятая неделя 2007 года. Чем старше покрышка, тем выше риск, что она могла испортиться в результате неправильного хранения. В различных странах запрещено продавать резину старше 3 или 5 лет. Но не запрещено её использование. Поэтому покупая резину старше 5 лет нужно внимательно оценить её состояние.

SIDEWALL NYLON1 TREAD NYLON 2+ARAMID 2 – обозначение типа и количества слоев корда (нейлоновый, капроновый или металлический).

DOT, E с цифрой, ECE – информация о сертификации.

Источник

Альтернативные системы маркировки: альфа система и дюймовая

Теперь немного поговорим про альтернативные системы маркирования резины. Они встречаются намного реже, но все же упомянуть о них не будет лишним.

Альфа система

Возьмем за пример перечень символов: MT90S-16. Его используют для маркировки резины для туристических мотоциклов, но встречается такая довольно редко. Некоторые маркеры уникальны, некоторые соответствуют тем, что приняты в метрической системе.

  • M (Motorcycle) – так обозначаются шины, созданные специально для мотоциклов.
  • T – ширина профиля резины. В нашем случае маркер соответствует ширине в 5 дюймов. Подобных маркеров также существует масса:
Маркировка альфа Ширина в дюймах
MG 2.75
MH 3.00
MJ 3.25
ML 3.50
MM 3.75
MN 4.00
MP 4.25
MR 4.50
MS 4.75
MT 5.00
MU 5.50
MV 6.00
  • 90 – высота профиля.
  • S – индекс скорости (см. таблицу индексов скорости выше).
  • 16 – посадочный диаметр на диск.

Стандартная дюймовая система

Шины по такому принципу маркировались в 90-х, и сейчас их встретить на рынке довольно сложно. На покрышке есть цепь символов: 3.25H-19. Здесь все намного проще, так как название системы говорит само за себя. Однако нужно учитывать, что она не предполагает разделения высоты и ширины профиля – профиль квадратный и его размер идентичен.

  • 3.25 – это и ширина, и высота профиля, выраженная в дюймах.
  • H – общепринятый индекс скорости (см. таблицу индексов скорости выше).
  • 19 – посадочный диаметр диска, на который будет устанавливаться покрышка.

Низкопрофильная дюймовая система

Мы переворачиваем покрышку и видим такую картину: 4.25/85H-18. Так маркируются резина со специфически низким профилем. На всякий случай напомним, что низкопрофильные модели – это покрышки, у которых высота профиля меньше ширины.

  • 4.25 – ширина профиля, выраженная в дюймах.
  • 85 – соотношение высоты профиля к ширине, выраженное в процентах.
  • H – индекс максимальной скорости (см. таблицу индексов скорости выше).
  • 18 – посадочный диаметр диска, на который будут надевать покрышку.

Дополнительная информация

Это была основная часть. Как правило, ее достаточно, чтобы определить под какой мотоцикл подойдет данная модель. Однако нелишним будет узнать и о других маркерах, которые указывают на внутреннее устройство шины и на ее особенности.

На боках часто встречаются следующие обозначения:

  • M/C – сокращение от motorcycle, т.е. данная покрышка предназначена сугубо для мототранспорта. Этот маркер ставится в случае, если шина имеет «автомобильные» размеры.
  • TL – бескамерная модель (Tubless). Для камерных покрышек применяется маркировка TT – Tube Type.
  • Wheel Rotation, или стрелка, – для покрышки с ассиметричным рисунком протектора указывает направление вращения. У шины с симметричным рисунком такого маркера нет, и соответственно они могут вращаться как угодно.
  • Rear Wheel – модель подходит для задней оси. Покрышки для передней оси обозначаются маркером F или Front Wheel. Если таких маркеров нет, то резина считается универсальной, и ее можно ставить, как на заднюю ось, так и на переднюю – это шины для скутеров, легких малокубатурных мотоциклов и мопедов.
  • Максимальное давление, с которым допускается эксплуатировать шину в виде: 290 kpa (42psi) сold, 1psi=6, 9 кПа. Учитывайте, cold означает, что это данные для холодной накачки, а в разогретом состоянии давление будет повышаться. О том, как корректировать давление правильно мы уже писали.

Теперь посмотрим на обозначения для разных конструкций. Технологии производства каркаса бывают разные.


О том, для каких условий предназначена покрышка тоже можно узнать из маркировки:

  • REINF (Reinforced) – усиленная конструкция с несколькими защитными слоями корда.
  • MBS – корда состоит из кевларовых нитей. Такое устройство создано для борьбы с деформацией на высоких скоростях.
  • XL, или Extra Load – шина может работать под повышенными нагрузками.
  • SAG (Super All Grip) – улучшенная проходимость для бездорожья.
  • NHS (Non Highway Service) – модель не предназначена для скоростных трасс.
  • SL (Limited Service) – есть лимит использования.
  • О, H, GL – омологация под определенную модель мотоцикла или эту шину полагается использовать для штатной комплектации того или иного байка.
  • DOT– покрышка соответствует нормам безопасности, установленные Министерством транспорта США. Если она сертифицирована в Евросоюзе, то вы найдете аббревиатуру EUCX. Далее могут идти символы EB F7 D306 – технические данные.
  • B или Е в круге – модель была испытана и полностью соответствует требованиям ЕЭК ООН. Рядом обычно стоит цифра, означающая страну, где испытывалась резина: 1 – Германия, 2 – Франция и др. Далее может идти перечень цифр, но это технические сведения для производителя, смысла их расшифровывать нет.

Также не забываем про дату выпуска. Обычно это отдельно стоящие четыре цифры, расположенные в ряд. К примеру: 1218. Первые две цифры обозначают неделю изготовления, последние две – год. Изделие соответственно сошло с конвейера на 12 неделе 2022 года.

Если перед вами старая покрышка, выпущенная до 2000 года, то возможно вы обнаружите лишь три цифры: первые две цифры отвечают за неделю, третья за год. Сейчас изделия с такой маркировкой уже не выпускаются.

Виды мотошин

Sport — спортивные покрышки. Имеют наилучшее сцепление с дорогой и наименьший срок службы. Изнашиваются менее чем за 3 тысячи километров. Состав резины оптимизирован для работы при высокой температуре. Форма резины спроектирована для сохранения достаточного пятна контакта в глубоких поворотах на большой скорости. При недостаточной температуре характеристики шины сильно падают. Использование такой резины в городе небезопасно из-за невозможности поддержания рабочей температуры. В условиях гонки температура шин поддерживается с помощью грелок и прогревочных кругов, в городе прогреть покрышки очень сложно, т.к. приходится останавливаться, и сложно постоянно поддержит высокую скорость.

Sport Street — покрышки для агрессивной уличной езды. Позволяют проходить повороты на больших скоростях при сильном наклоне мотоцикла. Не требуют предварительного прогрева, но при перегреве характеристики шин ухудшаются.

Sport Touring — обладают наилучшим балансом между дорожным сцеплением и сроком службы.

Touring — имеют наибольший срок службы и хорошее сцепление при низкой температуре резины. Подходят для использования в холодных климатических условиях. Не предназначены для прохождения глубоких поворотов на высокой скорости.

Off road — имеют угловатый и глубокий протектор. Разработаны для устойчивого движения по грунту, грязи, песку, гравию. На асфальтовом покрытии устойчивость снижается.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]