Последние теплые дни на исходе и пора задуматься о консервации мотоцикла на зиму. К сожалению, мототранспорт в отличие от четырехколесного не приспособлен для передвижения по обледеневшим и заснеженным дорогам. Многие недостаточно ответственные мотоциклисты без лишних колебаний оставляют своего коня зимовать на стоянке или в неотапливаемом гараже без предварительной подготовки. Стоит понимать, что такой подход в корне неправильный. При низких температурах и перепадах, системы байка портятся и впоследствии срок службы транспорта будет гораздо меньше.
Эта статься посвящена ответственным владельцам, которые совсем вниманием готовы подходить к зимовке железного друга. Учитывая то, что большинство гаражей все-таки не имеет отопления, речь пойдет о консервации мотоцикла на зиму и его хранении в неотапливаемом гараже. Ниже вы найдете ответы на следующие вопросы:
- Как законсервировать мотоцикл на зиму?
- На какие детали стоит обратить внимание?
1). Общая подготовка мотоцикла к зиме
Мотоцикл, как и любая другая техника сделанные из металла, очень не любит грязь. Чтобы лакокрасочное покрытие не потускнело и не началось преждевременное окисление металлических поверхностей, то есть ржавление, необходимо перед долгой зимней консервацией ОБЯЗАТЕЛЬНО вымыть мотоцикл начисто, дать ему высохнуть, потом вытереть насухо и обработать полиролью.
10 (десять) странных мотоциклов, когда-либо созданных
Мыть мотобайк необходимо теплой водой с добавлением в нее специального чистящего средства, которое удаляет грязь, масло и жир. При этом оно не повреждает лакокрасочное покрытие техники. В интернете существует множество подобных средств для мытья автомобилей и мотоциклов которые подойдут для вашего автомобиля или мотоцикла.
Обратите свое внимание, что мыть технику желательно непосредственно у места его будущего хранения, иначе ваши труды могут по-напрасну пропасть, ведь грязь все- равно при транспортировке может попасть на краску, а она в итоге может привести к очагу коррозии.
После помывочных работ мотоцикл необходимо обработать полиролью. Таким образом вы создадите искусственный барьер от влаги. И наконец, обработайте все незащищенные металлические поверхности смазкой WD-40, чтобы вытеснить оставшуюся воду и сделать их более стойкими к коррозии.
Консервация для ленивых (обязательный минимум): порядок действий
Если байк исправен и его просто необходимо укрыть до весны, достаточно будет минимума операций. Выполнять их нужно в приведенном порядке: съездить заправить, чисто помыть, хорошо просушить, защитить.
Заправка
Неполный металлический бензобак на холоде неизбежно соберет внутри себя конденсат, который будет потихоньку превращать его стенки в ржавые «хлопья». Пока внутренняя поверхность бака без видимой коррозии – процесс будет протекать медленнее. Когда бак уже равномерно рыжий изнутри – быстрее. Также чем больше площадь испарения, тем быстрее бензин будет терять легкие фракции, снижая свое октановое число.
Что сделать, чтобы этому препятствовать:
- Слить бензин и хорошо просушить бак. Хранить, герметично закрыв горловину, – поможет если он сильно ржавый.
- Залить до полного, слив остатки из карбюратора (если система питания не впрысковая) – оптимальный вариант, но не для жилого помещения.
- Оставить внутри сколько есть, просто заклеив горловину, – вариант не рекомендуемый: бензин токсичен и пожароопасен. Но, при соблюдении мер безопасности, применим даже в квартире (запах бензина выветривается через неделю).
Если мотоцикл хранится в холоде (на улице, крытой стоянке, в гараже без отопления), необходимо залить бензобак доверху.
Пластиковый бак не требует специальных манипуляций. Просто не забудьте закрыть краник.
Мойка и сушка
Правильная подготовка мотоцикла к зиме включает более тщательную, чем обычно, мойку.
Важные моменты:
- Мыть – целесообразно только при плюсовой температуре, либо устраивать тщательную принудительную сушку.
- Не применяйте силу для очистки ЛКП, не мойте и не вытирайте мотоцикл старой одеждой, ветошью с пуговицами или заклепками.
- В труднодоступных местах – поможет кисть с длинным ворсом.
- Сильно грязный мотоцикл подольше держите под пеной (шампунем), если можно – намыливайте дважды.
- Для стойких загрязнений используйте очиститель битумных пятен или карб-клинер.
- Кроме внешней сушки, нужно обязательно прогреть двигатель, дав ему поработать на средних (не холостых) оборотах минут 5.
- Не мойте аппаратами высокого давления цепь, тормоза, открытые части электрооборудования и дроссельный узел!
За сиденьем ухаживайте соответственно материалу. Кожаные – нельзя обильно мыть водой, лучше снять грязь влажными салфетками, а после – обработать кондиционером для автомобильного салона.
Если сиденье сильно намокло – снимите его и просушите дома, в тепле. Но только не возле обогревателя – чтобы не покоробило.
Давление в шинах
Даже в простое, колеса потихоньку подспускают, поэтому, если мотоцикл будет храниться на боковой подставке, необходимо подкачать шины на 1–1.5 атмосфер выше рабочего давления. Если байк будет стоять на подкате или подставке, с вывешенными колесами, – приспустите их на 0,5 атмосферы. Планируете периодически приходить и перекатывать мотик, чтобы резина не деформировалась, – не меняйте накачку.
Аккумулятор
Любой аккумулятор для мототехники, неважно – кислотный, гелевый, или AGM – требует хранения при плюсовой температуре. Из холодного бокса или с улицы его нужно забрать в теплое помещение, полностью зарядить и поместить в сухое место, где его не достанут ни дети, ни домашние животные. Профилактически проверять заряд каждые 1–2 месяца, при падении ниже 11,5 вольт – заряжать.
Просто оставить аккум на мотоцикле, откинув минусовую клемму (если он хранится в тепле), – можно, но аккумуляторы, независимо от типа и марки, склонны к саморазряду через определенное время. Старая, более сульфатированная батарея, с менее плотным электролитом, разряжается быстрее, за пару недель. Относительно новая – протянет два-три месяца. Но «протянет» – условно. Батарея считается «живой», если ее заряд не упал ниже 10,5 вольт. Все что ниже – глубокий разряд. Если напряжение упадет до 8,5 вольт – не всякий аккумулятор из такого разряда восстановится – придется покупать новый.
Защита ЛКП, хрома, резины
Окрашенные, пластиковые, металлические хромированные детали и даже оптику мотоцикла можно покрыть любым обычным автовоском (жидкая полироль для ручного нанесения или спрей).
Резину можно:
- Зачернить (составом для чернения).
- Побрызгать силиконовым спреем.
- Покрыть предотвращающей пересыхание пеной.
Наносить любое из этих средств можно только на борта покрышек. Рабочую (центральную) часть ничем не покрывают – иначе, пока верхний (пропитанный) слой резины не сотрется, нормальных тормозов не будет.
Средство от грызунов
Мелкие вредители с удовольствием грызут несъедобный для нас пластик и проводку мотоцикла. Они могут сожрать оболочку проводов, распотрошить сиденье, сделав из него гнездо, обгрызть силиконовые грипсы и вообще все, что посчитают нужным.
Отравленную приманку необходимо располагать не на самом моте, но и не далеко от него. Лучше – на полу, примерно в метре. Специальный отпугивающий спрей – наоборот, надо наносить непосредственно на пластиковые детали, ручки, подножки и оплетку проводов.
Защитный чехол
Для длительного хранения нельзя использовать непродуваемые ткани или полиэтиленовую пленку, поэтому пользуйтесь специальным моточехлом соответствующей размерности и кроя. В каталоге HYPERLOOK можно выбрать подходящие эндуро-чехлы, «обертку» для спорт-туристов, туреров и классиков разной кубатуры.
Оставляя байк на улице, не заматывайте его полностью – всегда устраивайте снизу отверстие для проветривания. В помещении – не завязывайте чехол, а просто накидывайте поверх, от пыли.
Масло в двигателе и КПП
Подготавливая мотоцикл к зиме, загляните в мануал и сервисную книжку – если масло предстоит заменить в ближайшие 300–500 км, лучше сделать это перед постановкой на хранение. Если же до техобслуживания еще далеко, или планируется зимний ремонт – не меняйте. Обслуживать ДВС и трансмиссию нужно по регламенту, остальное – лишние траты.
Тормозная жидкость и антифриз
Когда планируется холодная «спячка» на улице или в помещении, где температура уходит в серьезный минус, – целесообразно перед консервацией сменить старый антифриз на новый, более плотный. Особенно – если его замена была достаточно давно и подходит срок очередной.
Тормозная жидкость – более гигроскопична, чем бензин, поэтому за холода может «набрать» воды. Бачок нужно заполнить под крышку, так же, как бензобак. Весной – обязательно отобрать излишек шприцем. Менять тормозуху осенью – не надо. Лучше сделать это перед весенним выездом.
2). Смена масла и фильтров
Замена масла и фильтров крайне важна для системы смазки. Гораздо лучше иметь в ней свежее масло и новые фильтры, если в течении нескольких месяцев мотоцикл не будет использоваться. Заменой нового масла вы предотвратите засоры системы а также и опасные окислы, очистите этим маслом всю систему от ненужных шлаков и увеличите защиту самого двигателя. Менять масло осенью желательно и еще по одной причине, а вот по какой, захотите ли Вы менять масло в самом начале сезона, когда руки уже так и чешутся завести свой мотоцикл и быстрее поехать? Наверное не захотите? Вот то-то и оно!
Материалы и инструменты которые понадобятся для консервации байка
Подготовка к стоянке может потребовать устранения некоторых неисправностей, поэтому держите под рукой комплект инструментов. Вам понадобятся: чехол, очистители, смазка для цепи (если мот цепной), насос (компрессор), манометр, салфетки и микрофибра, «косметика», возможно – масло и бензин на доливку.
Из технических средств – для постановки в помещении рекомендуется обзавестись мото-подкатом и блокирующими скобами. На подкате байк будет защищен от падения, меньше нагрузка на резину, особенно – если не предусмотрена центральная подставка, а только боковая.
4). Подготовьте топливную систему
Залейте бензин до полного бака, чтобы там не было почти воздуха, так как там может появляться конденсат и бак начнет постепенно ржаветь. Добавьте в бензин стабилизатор топлива. Перед новым сезоном лучше слить этот «старый» бензин и заправиться новым.
Аккумуляторная батарея
Никогда не крутите аккумулятором стартер вплоть до полного отказа в прокручивании коленчатого вала. Когда силовой агрегат отказывается мгновенно заводиться, не нужно снова пытаться крутить стартер «в ожидании чуда», так как заряд в батареи еще пригодится.
Для беспроблемной заводки следует использовать только ту батарею, которая находится в нормальном техническом состоянии. Прикуренный через провода аккумулятор может и даст хороший результат, но не обеспечит надежный старт, как при использовании заблаговременно подготовленного аккумулятора для скутера. Если батарея пострадала от саморазряда, она не только не сможет прокрутить двигатель, но и не сумеет обеспечить нужного напряжения в «мозгах» (при условии их наличия).
6). Законсервируйте шины на зимний период
Хранение шин еще один важный штрих в наших советах. Если оставить мотоцикл на подставке и он простоит долгое время на одном и том же месте, то сами покрышки продавятся в месте контакта с поверхностью на которой стоял мотоцикл. Чтобы этого не произошло, существуют два варианта. Первый, необходимо купить специальные подставки под переднее и заднее колеса. Второй, предпочтительный вариант, надо снять колеса и отнести их домой, а далее хранить их дома но только в лежачем положении. При этом, сам мотоцикл без колес требуется поставить таким образом, чтобы его подвеска не разгружалась полностью и ноги вилки не выходили полностью из штанов. Это предотвратит возможные проблемы с подвеской в будущем.
Если снимать аккумулятор, то как правильно его хранить зимой?
Большинство рекомендаций на просторах интернета, различных профильных форумах упираются в одно – снимите аккумулятор на зиму, зарядите зарядным устройством и положите в прохладное помещение и так вы сохраните заряд аккумулятора. Правда, в каких-то случаях процесс снятия аккумулятора с мотоцикла или другой техники весьма трудоемок, т.е. практически не осуществим в домашних условиях.
Это утверждение справедливо для новых аккумуляторных батарей, процесс деградации которых еще не запущен. Действительно, новые аккумуляторные батареи могут храниться с сохранением заряда до полу года, а батареи из чистого свинца хранятся вообще до года. Но таких батарей для мототехники никто не производит.
Можно, конечно, ничего не делать, но тогда вы гарантированно идете в магазин в начале следующего мотосезона и сезона охоты, рыбалки.
Остается одно – регулярно подзаряжать аккумулятор зарядным устройством. Так мы сохраним заряд батареи. Но в таком подходе есть маленький нюанс и заключается он в следующем.
7). Проверьте антифриз
Если вы будете хранить мотоцикл в том месте, где температура может опуститься ниже нуля, то ОБЯЗАТЕЛЬНО проверьте уровень антифриза в системе охлаждения. Это очень важно! Если вы зальете туда воду, то весной, когда придете забирать байк, вы можете обнаружить треснувший блок цилиндров!
8). Не дайте мелким зверькам испортить мотоцикл
Мелкие грызуны и другие зверьки, как мы с вами знаем, любят укромные уголки. Нередки случаи, когда они пробираются в выхлопные трубы или строят домики из воздушных фильтров. Помешайте им в этом! Наденьте заглушки на самые ответственные места мотоцикла, а именно, на выхлопные трубы и на воздухозаборники. Важно, чтобы эти заглушки (это может быть толстый кусок целлофана или тряпка) были ярких цветов, чтобы не случилось, когда вы придете весной подготавливать байк к выезду и будете пробовать его завести, что вы забыли их снять.
Свеча
Если аккумулятор действительно находится в хорошем состоянии, но при этом китайский скутер не может завестись, следует открутить установленную свечу и просмотреть ее состояние. Если она не мокрая, скорее всего, причиной проблем является топливо.
Как должна выглядеть свеча при нормальном износе
Перед вкручиванием свечи обратно в двигатель надо проверить искру. Для этого вставьте ее в колпачок и создайте контакт с массой (рама или блок мотора), резко прокрутив коленвал. Можно воспользоваться и альтернативным вариантом в виде удержания колпачка рукой, но лучше всего для этих целей использовать кусок провода, один конец которого прикручивается к блоку силового агрегата, а второй выводится на резьбу свечи. Если искра отсутствует, вам придется поменять ее. Но при ее наличии установите ее обратно и снова попробуйте возобновить работу четырех тактного двигателя.
10). Выбор помещения для хранения
Для хранения подобной техники (мотоциклов) лучше всего подходит отапливаемый гараж. Желательно, что б температура была в нем равномерной, в районе 10 -15 С. Перепадов и тем-более резких в помещении для хранения байка быть не должно. От них на поверхности мотоцикла начинает появляться влага, что в итоге может привести к появлению ржавчины.
Некоторые байкеры у которых нет гаража, хранят мотоциклы прямо у себя дома. К подобным экстремальным способам хранения лучше не прибегать. Все же с точки зрения той же пожаробезопасности хранить мотоцикл в доме ни самый лучший вариант, мало ли что на него могут уронить, а смазка или топливо вспыхивают как вы знаете, мгновенно. Тем-более, сам мотоцикл даже кроссовый вещь довольно громоздкая, и не сомневайтесь в том, что домочадцам он обязательно будет мешаться.
Хранение скутера зимой в теплом гараже и на улице
При хранении мопеда на зиму в теплом не влажном помещении все вышеперечисленные пункты по подготовке и консервации скутера на зиму выполнять не обязательно. Например, аккумулятор можно не снимать, а только отсоединить минусовую клему от мотороллера и подзаряжать раз в месяц. Также рекомендуем запускать двигатель 3-4 раза за зимний период и дать поработать 10-20 минут.
Если у Вас нет возможности оставить своего коня ни в теплом помещении ни в холодном гараже, а хранить зимой скутер Вы собираетесь на улице, то плотно накройте его брезентовым чехлом. Брезент не пропускает влагу, но пропускает воздух. Не стоит накрывать мопед пленкой или материалом, который не пропускает пару — конденсат образуется изнутри и вследствие приведет к ржавлению металлических частей. Конечно все изложенное выше по правильной подготовке аккумулятора, двигателя и вообще скутера к зиме при таком хранении мопеда обязательно к выполнению с двойной ответственностью. Но Вы должны понимать, что все же таким способом хранить мопед зимой не рекомендуется.
Соблюдение этих не сложных правил по консервации и подготовке скутера к зиме помогут Вам насладится поездками на мопеде при первом потеплении весной, а не заниматься ремонтом скутера. Удачи!
Источник